СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Финикийские мореплаватели.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Финикийские мореплаватели.»

Технологическая карта урока «открытия» нового знания

«Финикийские мореплаватели»


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет – история Древнего мира

Класс - 5


Тема урока - «Финикийские мореплаватели».

Учитель – Юрина Наталья Станиславовна

Школа – БОУ ТР ОО «Ломовецкая СОШ»

Цель урока:

- сформировать у учащихся представление о географическом положением  Финикии, об успехах финикийцев в торговле и мореплавании;

- дать представление о финикийцах как о создателях древнейшего алфавита;

- продолжить развитие у учащихся различных УУД в соответствии с запланированными предметными, метапредметными, личностными результатами;

- воспитывать интерес к истории древнего мира.

- воспитывать уважение к культуре других народов.


Планируемые образовательные результаты


Предметные

Метапредметные

Личностные


- смогут назвать основные открытия, изобретения древних финикийцев;

- смогут правильно объяснить исторические термины (колония, алфавит).

Регулятивные УУД:

- примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;

- самостоятельно оценят достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- научатся находить информацию в тексте;

- научатся вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование;

-сформулируют и проаргументируют собственное мнение по поставленной проблеме.

- продолжать работу  по формированию навыков работы индивидуально и в группах; совершенствовать навыки работы с исторической картой и историческим источником;

развивать логическое мышление,  связную монологическую речь.

Коммуникативные УУД:

- примут участие в обсуждении темы.


-сформировать уважительное отношение к культуре других народов;

-сумеют применять исторические знания для оценивания собственного поведения и поведения окружающих.

Словарь урока: колония, алфавит.


Ресурсы урока:

-компьютер, мультимедийный проектор;

-учебник «История Древнего мира», А. А. Вигасин, М. Просвещение, 2014 год.

«Книга для чтения по истории Древнего мира», А.И.Немировский, М. Просвещение, 1991г.

-рабочие листы с заданиями;

-картинки с изображениями природы и занятий жителей Финикии.

Организационная структура урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

1 этап.

Орг. момент

(1 мин.)

Проверка готовности к уроку, создание позитивного настроя совместной деятельности на уроке.

2 этап.
Мотивация.

(1-2 мин.)

Сегодня у нас не обычный урок, а урок-исследование. Мы будем изучать одну страну, а какую надо догадаться с помощью моих подсказок и карты на стр. 33.

«Узнай страну»

- Эта страна располагалась на восточном побережье Средиземного моря.

- Страна небольшая, но её расположение удобно.

- Сюда выходят торговые пути из Двуречья.

- Сегодня на территории этой страны располагается государство Сирия.

- Самыми крупными городами в этой стране были – Библ, Сидон, Тир.


Работая с картой и анализируя информацию, называют страну


3 этап.

Целеполагание и планирование

(2-3 мин.)


- Действительно, сегодня речь пойдёт о стране Финикии.

Прочитайте эпиграф к уроку: «Древняя Финикия – страна морей. Её жители черпают богатства морей, из песка добывают сокровища!»

- Какую информацию мы можем почерпнуть из данного эпиграфа?


Работа с иллюстрациями





-Что изображено на иллюстрациях?

-Почему именно эти иллюстрации?

-Как называются люди, посвятившие значительную часть своей жизни морским путешествиям?

-Соотнесите эпиграф к уроку с иллюстрациями и сформулируйте тему урока.


-Тема урока «Финикийские мореплаватели»


План урока:

  1. Географическое положение и занятия жителей Финикии.

  2. Торговцы и морские разбойники.

  3. Финикийские колонии.

  4. Древнейший алфавит.


Принимают участие в планировании собственной деятельности на уроке, в постановке целей






















Пишут в тетрадь тему урока «Финикийские мореплаватели».

4 этап.

Актуализация знаний.

(2 мин.)

Задает вопросы на актуализацию знаний: - Давайте вспомним, как географическое положение какой-либо страны повлияло на занятие её жителей? (на примере изученных стран).


Отвечают на вопросы учителя

5 этап.

(30 мин.)

«Открытие» нового знания (изучение новой темы).


  1. Географическое положение и занятия жителей Финикии.



































































  1. Торговцы и морские разбойники.








  1. Финикийские колонии.
















  1. Древнейший алфавит.








Давай узнаем, каково было географическое положение и занятия жителей Финикии?

- Как они были связаны?


-Чтобы это выяснить, ты поработаешь с текстом учебника стр.73-74, 1-2 абзац и рабочим листом №1.














Учитель анализирует ответы и с помощью наводящих вопросов и дополнительного материала расширяет знания учащихся о занятиях финикийцев.


- Давайте проследим связь между особенностями географического положения и занятиями населения Финикии. Сделаем выводы.




























В древности Финикия была частью обширной области, называемой Ханаан.

Название же Финикия придумали греки. Это они дали жителям Библа, Тира, Сидона прозвище «Финикийцы», что по- гречески означает «красноватые», или, точнее, «красящие в лилово-красный цвет».

-Чем можно объяснит такое прозвище?


Учитель рекомендует для чтения рассказ «Царская краска».



- Какая слава – добрая или дурная – ходила о финикийцах в тех странах, куда они приплывали?

- Почему вы так решили?









Учитель демонстрирует фрагмент видеоурока «Финикийские мореплаватели», посвящённый основанию финикийских колоний.

(сайт VIDEOUROKI, минута 8.00.-9.30)

- Каковы были торговые выводы от основания колоний?







Самостоятельно изучают материал о финикийском алфавите.


- В чём преимущества финикийского алфавита перед письменностью Египта или Двуречья?

- В чём недостаток древнейшего алфавита?

- Напишите другу какое- либо послание (пожелание), так как писали бы финикийцы, но используя русские буквы.












Учащиеся работают с текстом учебника и дополнительным материалом (рабочими листами №1)


После изучения материала надо отбирать карточки с изображениями природных объектов, характерных для Финикии и карточки с предполагаемыми

изображениями занятий людей, характерных для Финикии.








Отвечают на вопросы учителя, анализируют материал, делают выводы.


Работа с текстом (вставит слова вместо пропусков).


1.Вывод: скудная природа,

недостаток хлеба,

расположение страны

на пересечение важных

путей заставляли

финикийцев заниматься

мореплаванием,

ремеслом и торговлей.


2.Вывод: Выращивали

виноградники,

оливковые

деревья, делали вино

и масло, продавали

лес, изобрели

прозрачное стекло,

строили корабли и

бороздили

моря и океаны.

















Учащиеся самостоятельно изучают вопрос «Торговцы и морские разбойники»



Анализируют информацию, высказывают своё мнение.



Предположения учащихся.


Самостоятельно называют торговые выгоды от основания колоний, выписывают их в виде схемы на доске, сравнивают со схемой из видеоурока и фиксируют в тетрадях.




Анализируют информацию, высказывают своё мнение








Учащиеся пишут пожелания.

6 этап.

Включение нового знания в систему знаний.

(Закрепление).

(2-3 мин)



Наше исследование подошло к концу и теперь надо представить отчёт о его выполнение. Узнаем, как ты справилась с заданием.

- Выбери то из изобретений и открытий древних финикийцев, которое на ваш взгляд, имеет наибольшее значение. Обоснуйте своё решение.

(если останется время отвечают на вопросы теста)






Формулируют мнение, аргументируют ответ

7 этап.

Рефлексия и оценивание.

(3-4 мин.)

Составьте на основе полученных знаний синквейн о финикийцах.

(рабочий лист №2)

- Что из изученного вам особенно понравилось на уроке? Почему?

Что вызвало наибольшую трудность? Почему?

- Оцените свою деятельность на уроке кружочками:

- красный – отлично;

-жёлтый – хорошо;

- фиолетовый– удовлетворительно

Составляют синквейн.






Оценивают свою работу на уроке

8 этап.

Домашнее задание.

(2 мин.)

§15, подготовить сообщение «Путешествия финикийских мореплавателей» или составить кроссворд по теме.

Записывают домашнее задание.






















Рабочий лист №1.

«Географическое положение Финикии»

Оцените географическое положение Финикии, используя текст учебника стр.73-74 – 1-2 абзац и материал задания.


 Финикия расположена на восточном побережье Средиземного моря. Страна небольшая, но ее расположение  удобно. Сюда выходят торговые пути из Двуречья. Рядом со Средиземным морем на перекрестке торговых путей расположены три города. Это Библ, Тир, Сидон. В названиях главнейших финикийцев городов отражены географические условия страны. Так, на севере располагался город, который греки называли Библ, в переводе означало гора. Самый крупный из финикийских городов греки назвали Тир, что соответствует – скала. Третий большой город назывался Сидон, что означает город рыбной ловли.

Из городов можно плыть в Египет, Грецию, Рим. Природа  Финикии скудна. На узкой полоске между Средиземным морем и Ливанскими горами не было крупных рек с плодородными почвами, мало полей пригодных для пастбищ. Финикийцы выращивали виноград, оливковые деревья. В Финикии было много строительного леса.


  1. Опираясь на полученные сведения, выбери из предложенных картинок те, которые характеризуют природу и географическое положение Финикии.


  1. Опираясь на географическое положение Финикии, предположите, чем могли заниматься ее жители?  (выбирают из предложенных карточек занятия финикийцев).











Рабочий лист №2.

Правила составления синквейна:

  1. В первой строчке указывается тема стихотворения, для этой цели обычно используется существительное.

  2. Во второй строчке в двух словах (двумя прилагательными) даётся описание темы.

  3. В третьей строчке тремя словами даётся описание действия в рамках этой темы.

  4. Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства.

  5. Пятая строчка – это одно слово, по сути свой синоним тому, с которого синквейн начинается.









Природа и географическое положение.











Занятия.
















Тест «Финикийские мореплаватели»

  1. Какое древнее государство располагалось на восточном побережье Средиземного моря?

1)Египет; 2)Лидия; 3)Мидия; 4) Финикия

  1. Секрет изготовления какого вещества знали финикийцы?

1)пороха; 2)бумаги; 3)стекла; 4)фарфора

  1. Сколько букв в финикийском алфавите?

1)32; 2)19; 3)20; 4)22

  1. Плоды какого дерева финикийцы употребляли в пищу?

1)фикуса; 2)пальмы; 3)оливы; 4)фейхоа.

  1. Что являлось основным занятием финикийцев?

1)мореплавание, торговля; 2)земледелие; 3)военное дело; 4) виноделие.

  1. Какой город финикийцы основали в Северной Африке?

1)Трою; 2)Александрию; 3)Фивы; 4) Карфаген.

7. Что греки заимствовали у финикийцев?

1) карты; 2) компас; 3) алфавит; 4) стекло.

8. Из чего древние финикийцы получали знаменитый пурпурный цвет, шедший на окрашивание дорогих тканей?

1) из оливок; 2) из редких минералов; 3) из морских раковин; 4) из сока растений.

9. К каждому вопросу подберите соответствующий ответ.

  1. Поселения, основанные в местах стоянок кораблей- ___________________________

  2. Письменный знак, соответствующий звуку - __________________________________

  3. .Лилово-красный цвет - ____________________________________________________




















Дополнительный материал.

«Занятия жителей Финикии»


Когда поспевал виноград, спелые ягоды сваливались в огромные каменные ящики, ногами люди, выдавливали темно-красный сок, который превращался в вино.

Из маслин, оливок делали душистое масло. Оливковое масло и вино обменивали на пшеницу.

В Финикии было много строительного леса. Бревна из ливанского кедра направляли в разные страны.

Государство славилось искусными ремесленниками – ювелирами, резчиками по дереву и слоновой кости.

Все жители страны отличные мореходы и искусные мастера.


Финикийцы были не только торговцами и мореплавателями. Они были изобретателями.


Однажды Финикийский корабль, вез груз соды. Он пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости.

- Догадайтесь, что изобрели финикийцы? 


Финикийские ремесленники научились окрашивать ткани особой пурпурной краской. Эта краска не выгорала на солнце и не линяла при стирке.



Геродот о финикийцах «Путешествие финикийцев»

... Ливия же, по-видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к Азии; это, насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь Египта. После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через Геракловы Столпы, пока не достигнут Северного моря и таким образом не возвратятся в Египет. Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу и, в какое бы место в Ливии ни попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракловы Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет), во время плавания вокруг Ливии солнце оказывалось у них на правой стороне.
Так впервые было доказано, что Ливия окружена морем. Впоследствии карфагеняне утверждали, что им также удалось обогнуть Ливию...

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987.С. 74.

Вопросы к документу

  1. Какое открытие сделали финикийские мореплаватели?

  2. Как финикийцы иногда поступали с местными жителями?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!