СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Финикийские мореплаватели

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет познакомиться с древними финикийцами, которые добились больших успехов в мореплавании, торговле, ремесле, основали Карфаген.

Просмотр содержимого документа
«Финикийские мореплаватели»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Преображенка.



Тема открытого урока по истории Древнего мира

«Финикийские мореплаватели»

5класс.









































Урок разработала: учитель истории,

обществознания МКОУ СОШ

С. Преображенки Зубкова Е.И.

















2015 - 2016 уч. год

Тема «Финикийские мореплаватели»

5 класс



Предмет: История древнего мира.

Тип урока: Комбинированный.

Технология урока: Технология развития критического мышления.

Тема: «Финикийские мореплаватели»



Цель урока: Сегодня мы познакомимся с местоположением и природными условиями, занятиями жителей Финикии, узнаем о древних городах и ремеслах финикийцев. Познакомимся с финикийцами, как народом, создавшим древнейший алфавит, добившемся успехов в мореплавании и торговле, основавшим Карфаген.

Задачи

Формировать систему знаний с помощью ключевых понятий

Развивать умение работать в группах.

Развивать навык работы с исторической картой.

Развивать умение получать информацию из разных источников обрабатывать ее и презентовать.

Высказывать суждение о влиянии финикийцев на развитие мировой цивилизации

Метапредметные результаты:


  • Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Принимать ценности других народов.


  • Регулятивные УУД: определять цели и задачи урока, умение слушать, делать выводы на основе услышанного, высказывать личное мнение.


  • Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы. Перерабатывать информацию, работать с исторической картой, работать с текстом, работать с наглядными пособиями.


  • Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, слушать и слышать товарища, выражать свое (личное) мнение и обосновывать его. Уметь оценивать свою работу и работу товарищей.


Актуализация прежних знаний:

1.Микромодуль интригующего образа. Учитель: «Ребята, сегодня на уроке вы за правильные ответы будете получать красные кружочки. Я их сделала специально такого цвета и формы. Как вы думаете, почему? Что это может обозначать? Кто первый догадается, получит кружочек.

2.Микромодуль мышления на основе воспоминания: Учитель: «Сейчас я вам дам возможность заработать эти кружок, и возможно, когда они будут у вас в руках, вы отгадаете загадку»

Фронтальный опрос:

1.Главный город Двуречья? (Работа у доски с картой).

2. Где располагался древний Вавилон? (Работа у карты)

3. Кто такой Хаммурапи?

4.Сколько лет он правил?

5.Где были записаны законы Хаммурапи?

6.Расскажите о находке археологов 1901 г.?

7.Что было написано на столбе?

8.Расскажите о законах свободных и рабов.

9.Расскажите о законах, о богачах и бедняках.

10.Как вы думаете: справедливы ли были эти законы?

11.А какие – то плюсы были в появлении законов Хаммурапи?

12.Индивидуальные задания, на скорость: сложить слово из разрезанных букв и объяснить, что оно обозначает?

Это слово: Ростовщик.



Молодцы!

Мотивационный этап.

А кто мне поможет сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? Ответы ребят: Финикийские мореплаватели. Это тема нашего урока. Исходя из выбранной темы мы можем определить цель урока.

Тема урока - Фнкйск мрплвтл.

Да, тема урока записана как-то странно. Это еще одна загадка, ответ на которую мы найдем на нашем уроке.

Обратите внимание на доску: цветные листы бумаги (синяя, белая, серая). Как это ассоциируется с Финикией?

Вода, соль и песок (дальние берега). (Можно в баночках предоставить ребятам конкретно эти предметы).

- Что они могут обозначать? (все они символизируют море). Догадки учащихся.

И именно о море и людях моря сегодня пойдет речь. На экране проектора презентация о Финикийских мореплавателях, весь урок будет сопровождать ответы ребят.


Записываем число и тему урока в тетрадь.

Учитель: Это очень загадочная страна, которая сделала всем будущим народам чудесные подарки. Сегодня ее уже нет на карте. Сейчас на ее месте расположено государство Ливан. (Соседи Сирия и Палестина).

Память об этом талантливом народе сохранилась и в ряде других географических названиях. Мы часто употребляем в речи финикийские слова, например, слова "карта", "галера", "вино", "финики". 

Далее мы будем работать в группах. Каждая группа получит задание составить полный ответ на вопрос. Руководителям групп необходимо организовать поиск ответа в предложенных текстах, документах и фиксировать их на предложенных «шишках».


На доске: Кедр и шишка.

Две группы. Первая кедр. Вторая шишка.

Задание для группы №1 (приложение 1)

Рассмотрите карты и определите:

1. Где находится Финикия?

2. Какие города находятся в Финикии?

3. Были ли крупные реки?

4. Были ли плодородные почвы и пастбища?

5. Предположите, какие основные занятия были у финикийцев?

6.Как местоположение влияло на хозяйственную жизнь?



Задание для группы №2

Ознакомьтесь с документами и п.3 учебника и ответьте на вопросы:

1.Куда плавали финикийцы-мореходы?

2.С какими целями путешествовали финикийцы – мореходы?

3. По берегам, какого моря и с какой целью финикийцы основывали колонии? (показать на карте)

4. Что такое колония?

5. Перечислите основные колонии, основанные финикийцами.

6. Почему финикийских торговцев ждали и боялись?



Документы:

Приложение №1 (1 ой группе)

ДУРНАЯ СЛАВА О ФИНИКИЙЦАХ

К берегу пристали финикийские купцы и разложили свои товары. Вот великолепные пурпурные ткани, стеклянные бусы и флакончики с благовониями, вот изделия из золота, янтаря и слоновой кости. Вокруг собралась толпа: кто покупает, а кто просто так глазеет на красивые и диковинные товары. И ребятишек тут много.

«Ах, какие славные мальчики! – говорит купец, обращаясь к двум приятелям, вот вам по лепешке на меду. Вы оба мне нравитесь, вы так похожи на моих сыновей, Я подарю вам свой пояс». Купец делает вид, что снимает с себя пояс.

«Впрочем, нет, на корабле у меня есть кое-что получше: хотите получить по маленькому кинжалу?». Мальчики охотно идут с финикийцем на корабль. Остальные купцы мгновенно собирают свои товары, поднимают якорь и корабль отплывает. Матери в ужасе бегают по берегу, кричат, рвут на себе волосы. Но никогда они не увидят больше своих сыновей. Где-нибудь в чужой далекой стране продадут мальчиков в рабство.



Приложение № 2 (2ой группе)

КОЛОНИЯ

И когда у финикийцев появились быстролетные корабли, они отрядами и общинами, стали покидать родину и переселяться в заморские страны. Там они основывали свои колонии, поскольку их небольшая страна не могла прокормить их.

Каждое новое бедствие, постигавшее родину, порождало новую волну эмиграции. По словам римского историка, Квинта Курция Руфа, земледельцы Финикии, «измученные частыми землетрясениями... были вынуждены с оружием в руках искать для себя новых колоний на чужбине» — искать счастья за пределами родины.

Где бедствия, там и бедность. Где бедность, там неизбывная беда. От нее бегут хоть на край света. На рубеже I тысячелетия до нашей эры в Финикии усилилось имущественное неравенство. Обстановка внутри крошечных городов-государств обострилась. Ни один из них не был способен ни навести у себя порядок, ни объединить страну. Их правители — особенно цари Тира — могли лишь ослабить напряжение среди подданных. Они отправляли разоренных сограждан в заморские колонии, опасаясь их волнений, тем более что им приходилось страшиться и восстания рабов.

Приложение № 3 (1 ой группе)



Мореплавание и торговля.

Важным занятием финикийцев было кораблестроение и мореплавание. В этом деле в древнем мире им не было равных. Когда эту маленькую страну завоевывали сильные государства, финикийцы призывались в морской флот. По нашим представлениям, они могли строить лишь небольшие корабли, которые слабо противостояли сильным ветрам и морским волнам. В то время не было компаса. Нужный путь определяли по небесным светилам. Плавали только вблизи берегов. В долгое плавание они могли взять немного пищи и воды. Часто приставали к берегам, пополняя пищевые запасы. На берегах и островах Средиземного моря финикийцы основали ряд своих поселений — колоний. Самой большой и богатой из них стал Карфаген.
Финикийцы доставляли в другие страны толстые и длинные стволы кедров. Они были длиннее самих кораблей. Бревна связывали в большие плоты и судами буксировали к дельте Нила.
Жители Финикии были ловкими и умелыми купцами. Склады их товаров находились как на острове Кипр, так и в Вавилоне. Для себя они покупали в Египте пшеницу, тонкие льняные ткани, папирус, благовонные масла. Из Африки, Испании, острова Кипр вывозили и перепродавали золото, серебро, медь, железо, слоновую кость. Финикийцы занимались и торговлей «живым товаром» — рабами, которых часто захватывали насильно в тех местах, где торговали. В плавания они отправлялись вооруженными, занимаясь морским разбоем. Во многих странах ходила плохая слава о финикийцах.


Приложение №4 (2 - ой группе)


Географические открытия финикийцев.

Египет и другие страны посылали их в дальние плавания. Финикийцы огибали Африку, выходя из Красного моря, снова возвращаясь в Египет через Средиземное море. Финикийцы побывали и у берегов далекой Индии. За один раз они привезли оттуда более тонны золота, много красного дерева и драгоценных камней.
Финикийцы плавали и к берегам Северной Европы, привозя оттуда олово и свинец. Они торговали и дорогим янтарем. Возможно, древние мореплаватели доплывали до места впадения Немана в Балтийское море. Ведь там самые богатые залежи янтаря.





Ознакомьтесь с документами и ответьте на вопросы:

1. Перечислите изобретения, созданные финикийцами.

2. В чем особенности, преимущества и недостатки финикийского алфавита? (Пункт 4 п.16, стр. 76 и приложение №3)

3. Какое сокровище финикийцы добывали из песка и как? (приложение №1)

4. Какое изобретение финикийцев ценили древние правители, жрецы, военачальники? Раскройте секрет этого изобретения. (приложение №2)

Финикийцы изобрели для удобства читателей систему «вспомогательных знаков», в роли которых выступали некоторые буквы, более или менее похожие по своему произношению на данный гласный звук. Появление алфавита — легко разучиваемой системы письменных знаков— имело важнейшие социальные последствия. Отныне письменность перестала быть привилегией особых каст населения (жрецов, писцов), члены которых в течение многих лет изучали сотни иероглифов или клинописных значков. С этого времени она стала общим достоянием, владеть которым мог и богач, и бедняк.

Работа в группах.


Ответы представителей групп. Каждый ответ фиксируется на «шишках». «Шишка» крепится на ветки кедра, изображенного на доске.


Учитель: Что такое Финикия? Клочок земли. Россыпь песка. Груда скал. Словно тюрьма, из которой не вырваться. Почти со всех сторон сюда приходили армии, чтобы разграбить несколько финикийских городов. Лишь одна дорога свободна от врагов – дорога на запад. Морская дорога. Она уходит вдаль, в бесконечность.

Запишите в тетрадь понятие «колония».


А теперь давайте объясним, почему именно так мы написали тему урока. Почему я награждала вас пурпурными жетончиками.

Какими изобретениями финикийцев мы пользуемся до сих пор?

ЧТЗДСНПСН? (Что здесь написано). Да, финикийцы изобрели алфавит. Он состоял из 22 букв. Но писали они без согласных букв. И эту загадку вы отгадали. А также почему пурпурного цвета были наши жетончики.


Почему ваши ответы мы оформляем на кедре? (Кедром славилась Финикия. Прекрасные, для того времени корабли, они строили из него)


Закрепление: Используя информацию, появившуюся на доске (кедр с «шишками»), скажите:


Каков вклад финикийцев в развитии мировой цивилизации?

Покажите на карте главные города Финикии.

Из перечисленных ниже достижений народов Древнего мира выберите 3, принадлежащие финикийцам? (пирамиды, пурпурная краска, клинопись, алфавит, изделия из драгоценных камней). Покажите на карте территории, которыми владели финикийцы?

Выводы самостоятельно делают учащиеся и звуковое подведение итога урока для еще более глубокого запоминания главного:

1.Финикия состояла из отдельных городов государств.

2.Финикийские купцы и моряки плавали по всему Средиземному морю и выходили в Атлантический океан.

3.Финикия славилась своими искусными строителями и ремесленниками.

4. Именно финикийцы изобрели алфавитное письмо, на основе которого позднее была создана греческая азбука, а на основе греческой – латинская, славянская, а затем и русская азбука.

5. Финикийцы основывали колонии вдоль берегов Средиземного моря.

6. Самой крупной финикийской колонией был город Карфаген в Северной Африке, создавший позднее собственную могучую державу.


Ну, вот и подходит к концу наш урок.

- Мы решили все поставленные задачи?

А теперь я предлагаю оценить собственную деятельность и деятельность одноклассников на уроке.


Оцените собственную деятельность и деятельность одноклассников на уроке.


Критерии

Отлично

хорошо

Могло быть и лучше

Я работал(а) в группе.




Я отвечал(а) на вопросы учителя




Я делал(а) выводы




Я внимательно слушал(а) одноклассников





Домашнее задание

Итак, сегодня мы с вами познакомились с удивительной страной – Финикией. Мы многое о ней узнали, и вы еще раз сможете окунуться в те времена, прочитав параграф 15 вашего учебника. Задания рабочей тетради № 71, 72. Творческое задание: написать слова буквами финикийского алфавита.

На этом наш с вами урок подошел к концу. Спасибо за работу! До свидания!









































Литература:

Н.И.Аппарович, Л.П.Борзова. Дидактические карточки – задания по истории древнего мира. 5 класс. М. : Издательский Дом «Генжер», 1999.-96 с.

А.А.Вигасин. Всеобщая история. История Древнего мира. 5класс.- М. : Просвещение, 2014.- 303с.

А.А.Вигасин, Г.И.Годер. История Древнего мира. 5 класс: рабочая программа. Волгоград: Учитель, 2013. -90с.

К.В.Волкова. Контрольно – измерительные материалы. История Древнего мира: 5 класс. М.: Вако, 2013 г.-112с.

Н. И. Шевченко. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические

рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 2012. -128 с.

Н.И.Шевченко. Методические советы учителю по работе с мультимедийным диско «История 5 класс» Просвещение.2003г. 68 с.

В.В. Шоган. Уроки истории Древнего мира в 5 классе. Ростов на Дону: Феникс,2013.- 256с.

История 5 класс. Мультимедийное учебное пособие нового образца. Электронная библиотека. Просвещение.

Разработка урока «Финикийские мореплаватели» infourok.ru razrabotka _ uroka_–finikiyskie…5 klass

Урок Финикийские мореплаватели kopilkaurokov.ru история

«Презентация к уроку по истории» myshared. Ru side/ 1006421/

Урок по истории Древнего мира «Финикийские мореплаватели» infourok.ru по – istorii-drevnego-mira –finikiyskie…

https://yandex.ru/search/?lr=63&msid=1478318774.58225.20959.14519&text=%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%20%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8


План – конспект урока по истории 5класс.nsportal.ru школа история istorii – drevnego - mira



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя