Просмотр содержимого документа
«Фёдор Иванович Тютчев "Как неожиданно и ярко...". Читательский дневник.»
Название произведения. Автор (ФИО). Жанр. | Персонажи (герои) произведения, краткая характеристика. | Краткое содержание (сюжет) | Тема и основная мысль произведения | Чему учит произведение |
«Как неожиданно и ярко…» (1865) Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873) Стихотворение Пейзажная лирика Посвящено Елене Денисьевой | Радуга - небесная арка, чудесная, волшебная, упоительная. | Стихотворение повествует о том, как на небе на мгновение появилась радуга, а затем неожиданно исчезла. | Тема Радуга. Тоска по ушедшему. Основное настроение - торжественное восхищение, но присутствует в стихотворении и грусть об уходящем. Главная мысль Все совершенное и прекрасное кратковременно и нужно успеть поймать этот момент. | Стихотворение учит любоваться красотой природы, учит торопиться жить, не теряя самые прекрасные и драгоценные моменты своей жизни. Учит не терять время попусту. Беречь то, что имеешь.ссс |
Пословицы:
Что имеем – не храним, потерявши – плачем.
Радугу с неба рукой не схватишь.
Упущенный момент не вернется вовек.
День упустишь, годом не наверстаешь.
В одну реку дважды не войдешь.
1. Как Тютчев описывает радугу? Как ему удаётся показать красоту и мгновенность радужного видения?
Поэт сравнивает радугу с воздушной аркой. Он описывает её грандиозные размеры - полнеба обхватила. Он указывает на скоротечность радуги - минутное торжество.
Так же поэт говорит, что радуга теряется в высоте - она изнемогла. То есть, он видит не целую радугу-дугу, а только её половину, тающую в высоте.
Поэт использует эпитеты: неожиданно, ярко, влажной. И олицетворения: вонзила, ушла, обхватила, изнемогла.
2. О чём просит читателя автор? Почему?
Автор просит читателя ловить это чудное мгновенье, успеть насладиться красотой радуги, пока она полностью не исчезла.
Ведь радуга - это чудо, а любое чудо быстротечно.
Поэт понимает, что если не успеть поймать это чудо, то человек лишиться чего-то очень важного.
3. Как ты думаешь, зачем в стихотворении дважды повторяется слово лови?
Поэт обращается к читателю. Он призывает: лови его (мгновенье), и убеждает не медлить: лови скорей!
Повторение призыва призвано побудить читателя к немедленному действию без промедления, подчеркнуть его важность.
4. Каким настроением проникнуто стихотворение? Объясни. Подумай, почему в стихотворении три восклицательных предложения?
Стихотворение проникнуто восторгом и ощущением чуда. Поэт восторгается увиденной картиной и его чувства как раз подчёркивают восклицательные предложения.
5. Как бы ты озаглавил произведение? Запиши свои варианты в рабочую тетрадь.
Мои варианты названия стихотворения: "Радуга", "Радужное виденье", "Воздушная арка", "Чудо на полнеба".
6. Выучи стихотворение наизусть. Какую интонацию ты выберешь для своего чтения?
Я выберу восторженную, громкую интонацию и темп выше среднего. В последних двух строках темп резко падает, а интонация понижается. Чудо прошло и оставило после себя ощущения грусти от осознания того, что всё в мире имеет конец.