СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фёдор Иванович Тютчев "Как неожиданно и ярко...". Читательский дневник.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учащимся в работе над анализом литературного произведения.

Просмотр содержимого документа
«Фёдор Иванович Тютчев "Как неожиданно и ярко...". Читательский дневник.»

Название произведения.

Автор (ФИО).

Жанр.

Персонажи (герои) произведения, краткая характеристика.

Краткое содержание (сюжет)

Тема и основная мысль произведения

Чему учит произведение


«Как неожиданно и ярко…»

(1865)


Фёдор Иванович Тютчев

(1803-1873)


Стихотворение

Пейзажная лирика


Посвящено Елене Денисьевой


Радуга - небесная арка, чудесная, волшебная, упоительная.


Стихотворение повествует о том, как на небе на мгновение появилась радуга, а затем неожиданно исчезла.

Тема

Радуга. Тоска по ушедшему.

Основное настроение - торжественное восхищение, но присутствует в стихотворении и грусть об уходящем.


Главная мысль

Все совершенное и прекрасное кратковременно и нужно успеть поймать этот момент.

Стихотворение учит любоваться красотой природы, учит торопиться жить, не теряя самые прекрасные и драгоценные моменты своей жизни. Учит не терять время попусту. Беречь то, что имеешь.ссс



























Пословицы:

  • Что имеем – не храним, потерявши – плачем.

  • Радугу с неба рукой не схватишь.

  • Упущенный момент не вернется вовек.

  • День упустишь, годом не наверстаешь.

  • В одну реку дважды не войдешь.



























1. Как Тютчев описывает радугу? Как ему удаётся показать красоту и мгновенность радужного видения?

Поэт сравнивает радугу с воздушной аркой. Он описывает её грандиозные размеры - полнеба обхватила. Он указывает на скоротечность радуги - минутное торжество.

Так же поэт говорит, что радуга теряется в высоте - она изнемогла. То есть, он видит не целую радугу-дугу, а только её половину, тающую в высоте.

Поэт использует эпитеты: неожиданно, ярко, влажной. И олицетворения: вонзила, ушла, обхватила, изнемогла.

2. О чём просит читателя автор? Почему?

Автор просит читателя ловить это чудное мгновенье, успеть насладиться красотой радуги, пока она полностью не исчезла.

Ведь радуга - это чудо, а любое чудо быстротечно.

Поэт понимает, что если не успеть поймать это чудо, то человек лишиться чего-то очень важного.

3. Как ты думаешь, зачем в стихотворении дважды повторяется слово лови?

Поэт обращается к читателю. Он призывает: лови его (мгновенье), и убеждает не медлить: лови скорей!

Повторение призыва призвано побудить читателя к немедленному действию без промедления, подчеркнуть его важность.

4. Каким настроением проникнуто стихотворение? Объясни. Подумай, почему в стихотворении три восклицательных предложения?

Стихотворение проникнуто восторгом и ощущением чуда. Поэт восторгается увиденной картиной и его чувства как раз подчёркивают восклицательные предложения.

5. Как бы ты озаглавил произведение? Запиши свои варианты в рабочую тетрадь.

Мои варианты названия стихотворения: "Радуга", "Радужное виденье", "Воздушная арка", "Чудо на полнеба".

6. Выучи стихотворение наизусть. Какую интонацию ты выберешь для своего чтения?

Я выберу восторженную, громкую интонацию и темп выше среднего. В последних двух строках темп резко падает, а интонация понижается. Чудо прошло и оставило после себя ощущения грусти от осознания того, что всё в мире имеет конец.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!