СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Физическая география Донецкого края" 8 класс. Задания экстернатной формы обучения в школе.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания для учащихся, обучающихся в форме экстерната.  Задания охватывают весь курс 8 класса  "Физическая география Донецкого края". В разработке тестовые задания и три контрольные работы.   

Просмотр содержимого документа
«"Физическая география Донецкого края" 8 класс. Задания экстернатной формы обучения в школе.»


Задание составлено Линник Натальей Николаевной – учителем географии высшей квалификационной категории Муниципальной общеобразовательной организации «Зугрэсская средняя школа № 9 г.Харцызска»


Экстернатная форма обучения в школе

8 класс «Физическая география Донецкого края»


Обучение в форме экстернат в ДНР, Получение общего образования в форме экстерната в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики регламентировано Положением о получении общего образования в форме экстерната в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 08.02.2016 № 115 «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики», зарегистрированным в Министерстве юстиции 25.02.2016 регистрационный № 1032.

В соответствии с п. 5, п.7 главы 2 ст. 10 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 19.06.2015 № 55-IHC в компетенцию образовательной организации входит разработка и утверждение образовательных программ.

Рабочая программа по географии для 6-9 классов составлена согласно Государственному образовательному стандарту среднего общего образования, утверждённому приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики (далее – Минобрнауки) 30 июля 2018 года № 678, на основе примерной программы: География 6-9 кл.: Примерная программа основного общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Панкина В.Е., Харченкова О.Н., Гавенко Н.В., Николенко В.А., Степанова Н.Н. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 48 с. (приказ Минобрнауки от «23» августа 2018 г. №725).

Реализация данной программы основана на использовании линии учебников УМК «География» для 5-9 классов, которые входит в перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных организациях (приказ Минобрнауки от 23.08.2018 № 7250: «Физическая география родного края» / сост.В.Е. Панкина. - Донецк, 2015. рекомендованный к использованию в образовательных организациях (приказ Минобрнауки от 07.08.2018№ 691 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2018-2019 учебном году», п.6.2.). Электронный вариант учебника размещён на сайте школы http://9galaktika.ucoz.ru/index/geografija/0-115


Курс «Физическая география» в 8 классе даст возможность понять особенности природных условий и природных ресурсов, общие географические закономерности Донецкого края и России, а также важность и необходимость их изучения и учета в деятельности человека, формировать основу для дальнейшего географического образования. Курс «Социально-экономическая география» в 9 классе завершает базовое географическое образование, является основой понимания многих социально-экономических понятий. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими, социальными вопросами.

Цель курса – формирование у школьников целостного представления о физических закономерностях природы, населении и хозяйстве нашей Родины на основе комплексного подхода.




Задачи курса:

- формирование у учащихся целостного географического образа родного края через раскрытие региональных закономерностей и процессов;

- раскрытие роли географии в решении экономических, экологических и социальных проблем общества;

развитие у школьников пространственного мышления у умения логично излагать свои мысли;

- обоснование целесообразности научного подхода к природопользованию, единству окружающей среды, человека и его деятельности в территориальном аспекте;

- формирование картографической грамотности и культуры;

- выработка у учащихся умений применять на практике полученные знания, пользоваться разными источниками географической информации;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями мира, его регионов и крупнейших стран;

- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.

Содержание учебного предмета «Физическая география родного края»

Введение.(1ч.) Учащиеся знакомятся с понятием «краеведение», методами исследования в Географии, источниками географических знаний.

РАЗДЕЛ І. Государство на карте мира и ее географические исследования (18 ч)

Тема 1. Географическое положение (4ч.)

- характеризуют географическое положение России и Донецкого края; - объясняют роль географического положения; - называют соседей России и Донецкого края; - характеризуют соседей территории; - дают оценку географического положения; - показывают на карте крайний точки и географические центры;  определяют влияние географического положения территории на развитие хозяйства стран.

Тема 2. Положение страны в пределах часовых поясов ( 4ч.)

- различают понятия: местное, поясное и декретное время; - определяют разницу во времени; - рассчитывают местное и поясное время, положение территории в пределах часовых поясов; - объясняют роль местного и поясного времени для хозяйства и жизни людей

Тема 3. Изображение территории на географических картах(8ч.)

- различают картографические проекции, виды карт, их содержание и назначение; - определяют виды искажений на картах, топографические углы, прямоугольные координаты; - составляют описание местности по картам; - пользуются топографическими картами; - ориентируются на местности

Тема 4. Формирование и исследование территории(2ч.)

- представления об истории и развитии России и родного края; - знают места древних стоянок и памятников археологии; - характеризуют периоды географического изучения территории России и Донецкого края; - называют даты основания городов; - характеризуют роль исследователей в освоении и изучении территории; - называют исследователей родного края

Творческая работа. История своего населенного пункт.

РАЗДЕЛ ІІ. Общая характеристика природных условий и природных ресурсов (34 ч)

Тема 1. Тектонические структуры, геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые(9ч.)

- основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; - объясняют значение понятий; - анализируют тектонические и геологические карты; - описывают по карте основные формы рельефа; - приводят примеры изменений в рельефе под влиянием внутренних и внешних факторов; - выявляют зависимость между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми; - сравнивают особенности природных условий территории в разные эпохи; - показывают

Тема 2. Климатические условия и ресурсы (9ч.)

- называют климатообразующие факторы, климатические показатели; - определяют по карте закономерности распределения суммарной солнечной радиации; - характеризуют распределение климатических показателей; - составляют описания климата своей местности; - анализируют данные метеорологических наблюдений; - выполняют наблюдения за погодой;

Тема 3. Внутренние воды (8ч.)

- характеризуют внутренние воды на конкретных примерах; - дают описание реки своего края; - дают характеристику внутренних вод с точки зрения возможностей использования в жизни и хозяйственной деятельности человека;

Тема 4. Почва (4ч.)

- объясняют почвообразующие факторы; - характеризуют закономерности распространения почв; - называют типы почв; - дают краткую характеристику типов почв; - анализируют структуру земельных ресурсов

Тема 5. Растительный и животный мир(4ч.)

- определяют факторы распространения растений и животных; - характеризуют видовой состав растительного и животного мира; делают выводы о закономерности распределения представителей растительного и животного мира; - приводят примеры влияния хозяйственной деятельности на растительный и животный мир

РАЗДЕЛ ІІІ. Природные комплексы (9 часов)

Тема 1. Природные комплексы (2ч.) - факторы формирования природных комплексов; - характеризуют взаимодействие природных компонентов; - определяют единицы физико-географического районирования территории;

Тема 2. Природные зоны России (3ч.)

Тема 3. Степная природная зона (2ч.)

-анализируют изменение природных комплексов в процессе хозяйственной деятельности человека; - показывают на карте единицы физико-географического районирования; -приводят примеры современных ландшафтов, неблагоприятных физико-географических процессов.

Тема 3. Природный комплекс Азовского моря.

- рассматривают компоненты природы; - характеризуют изменение природных комплексов в процессе хозяйственной деятельности человека.

РАЗДЕЛ ІV. Взаимодействие человека и природы (3 часа)

Тема 1. Геоэкологическая ситуация (3ч.)

- анализируют геоэкологическую ситуацию; - называют природоохранные объекты России и Донецкого края; - дают характеристику природоохранным объектам; - приводят примеры заповедных территорий.















Донецкий край на карте мира.

Тестовая работа


Проработайте §1-§7 учебника и ответьте на вопросы тестового задания.

В каждом вопросе только один правильный ответ. Каждый правильный ответ – 0,5 баллов


1. К какой группе источников краеведческих знаний относятся

географические карты и атласы?

а) письменные, б) устные,

в) вещественные, г) изобразительные.


2. При планировании туристического похода вы воспользуетесь:

а) топографической картой, б) рисунками местности,

в) фотографиями местности, г) музейными экспонатами.


3. Краеведение – это:

а) изучение материка, б) познание родного края,

в) путешествие по стране, г) рисунки о родном крае.


4. Площадь Донецкого края составляет:

а) 24,5 тыс. км2 б) 25,5 тыс. км2 в) 26,5 тыс. км2, г) 27,5 тыс. км2


5. Самая протяженная граница у Донецкого края с:

а) Днепропетровской обл. в) Луганской обл.

б) Харьковской обл. г) Запорожской обл.


6. Местное время западной точки области отстает от местного

времени восточной точки на:

а) 5 мин, б) одинаковое, в) 12 мин, г) 15 мин.


7. Первой столицей Донецкого края был:

а) г. Донецк, б) г. Мариуполь, в) г. Артемовск, г) г. Славянск


8. Протяженность морских границ составляет:

а) 150 км, б) 140 км, в) 130 км, г) 200 км.


9. Протяженность области с севера на юг составляет…

а) 260 км, б) 255 км, в) 250 км, г) 200 км.


10. Географический центр Донецкого края:

а) Ясиноватая, б) Пески, в) Донецк г) Макеевка.





Контрольная работа № 1

Донецкий край и его географические исследования.


В заданиях 1-4 выберите один вариант ответа (0, 25 балла за правильный ответ)

  1. Выберите промежуточную сторону горизонта:

А. север, Б. запад, В. юг, Г. юго-запад.

2. Сторона горизонта юг имеет азимут:

А. 90̊, Б. 180̊, В. 0̊, Г. 270̊.

3. Крупномасштабная карта:

А. 1:10000, Б. 1:25000000, В. 1:50000000, Г. 1:90000000.

4. Промышленное развитие нашего края началось:

А. Петром І, Б. Геродотом, В. Дж Юзом, Г. М. Ломоносовым.


В заданиях 5-8 найдите соответствие (0, 25 балла за правильный ответ)

5. Крайние точки - названия:

А северная 1. Верхний Кут А

Б южная 2. с. Шевченко Б

В западная 3. Белосарайская коса В

Г восточная 4. Высота 195. Г


6. Город – функции города:

А Шахтёрск 1. областной центр А

Б Донецк 2. посёлок городского типа Б

В Мариуполь 3. районный город В

Г Троицко-Харцызск 4. город - порт Г


7. Если в Донецке 14 часов, то в

А Пекин 1. 17.00 А

Б Каир 2. 21.00 Б

В Дели 3. 20.00 В

Г Токио 4. 14.00 Г

8. Термины.

А Генерализация 1. Уменьшенное обобщённое изображение А

земной повехности на плоскости в масштабе Б

Б Карта 2. Угол между направлением на север и В

на данный предмет. Г

В Азимут 3. Расшифровка условных знаков плана или карты.

Г Легенда карты 4. Процесс отбора и обобщение изображаемых

на карте объектов.


В заданиях 9-12 ответьте «Да» или «Нет» (0, 25 балла за правильный ответ)

9. Донецкий край фактически равноудалён от северного полюса и от экватора.

10. Длина морских границ нашего края 140 км.

11. На топографической карте изображается целостный материк.

12. Донецк расположен на меридиане - оси столиц.


В заданиях 13-14 дайте полный ответ (по 1 баллу). Объём ответа 5-6 предложений.

13. Расскажите о науке «краеведение». С какими науками она связана? Какие методы исследования использует?

14. Представьте, что наш край находится в горах. Как бы изменились наши условия жизни?


Рельеф Донецкого края

Тестовая работа


Проработайте §8 -§11 учебника и ответьте на вопросы тестового задания.

В каждом вопросе только один правильный ответ. Каждый правильный ответ – 0,5 баллов


1. Самой высокой формой рельефа Донецкого края является:

а) Донецкий кряж

б) Приазовская низменность

в) Приазовская возвышенность.


2. Из этой горной породы получают более 100 видов веществ. Например: газ, бензол, нафталин, аммиак, взрывчатку, краски, аспирин и даже духи.

а) ртуть б) уголь в) доломиты.


3. Наивысшей точкой Донецкого края является:

а) могила Мечетная б) могила Гончариха в) могила Острая


4. Донецкий каменноугольный бассейн сформировался в:

а) Кайнозойскую эру б) Мезозойскую эру в) Палеозойскую эру


5. В тектоническом строении Приазовской возвышенности соответствует:

а) Украинский щит

б) Днепровско-Донецкая впадина

в) Воронежский массив


6. Древнейшей горной породой, сформировавшейся на территории

края, является:

а) уголь б) гнейс в) мел

7. В тектоническом строении выход кристаллических пород на поверхность формирует:

а) чехол б) плиту в) щит


8. Мелкие формы рельефа (балки и овраги) по происхождению относятся следующим формам рельефа:

а) карстовые б) эоловые в) водно-эрозионные


9. Белосарайская и Кривая косы Азовского моря относятся к:

а) водно-эрозионным б) морским аккумулятивным в) денудационным


10. К антропогенным формам рельефа относятся:

а) балки б) песчаные косы в) терриконы



Тестовая работа

Климат Донецкого края


Проработайте §12-§16 учебника и ответьте на вопросы тестового задания.

В каждом вопросе только один правильный ответ. Каждый правильный ответ – 0,5 баллов


1.Наибольшее количество солнечной радиации Донецкий край получает:
а) 22 июня б) 22сентября в) 23 марта

2. Циклоны это атмосферные вихри в центре с:
а) высоким давлением
б) низким давлением
в) давление значения не имеет

3. Какие воздушные массы формируют климат Донецкого края:
а) тропические
б) умеренные континентальные
в) умеренные морские

4. Определите температуру на Саур Могиле, если на уровне моря +18ºС:
а) 20ºС б) 16,4ºС в) 18ºС

5. Ось Воейкова проходит через:
а) юг области б) западную часть в) север области

6. Характерной чертой антициклона является:
а) восходящие потоки воздуха
б) область низкого давления
в) сухая погода летом, морозная – зимой

7. В Донецком крае выпадает:
а) более 600 мм осадков б) 250 мм в) 450 мм

8. На побережье Азовского моря преобладают:
а) муссоны б) пассаты в) бризы

9. К неблагоприятным климатическим явлениям Донецкого края относятся:
а) цунами б) суховеи в) таяние снега

10. Характерной чертой умеренного пояса является:
а) смена времен года
б) влажная погода
в) засушливая погода



Внутренние воды Донецкого края

Тестовая работа.


Проработайте §17-§20 учебника и ответьте на вопросы тестового задания.

В каждом вопросе только один правильный ответ. Каждый правильный ответ – 0,5 баллов.

1. Река, которая относится к бассейну Черного моря:
а) Северский Донец б) Кальмиус в) Самара

2. Самое большое падение реки имеет:
а) Кальмиус б) Грузской Еланчик в) Бахмут

3. Большую площадь по водоснабжению в области имеет:
а) канал Северский Донец-Донбасс б) канал Днепр-Донбасс

4. Притоком Северского Донца является:
а) Самара б) Миус в) Казенный Торец

5. Наибольший порог в Восточной Европе находится на реке:
а) Бахмут б) Казенный Торез в) Крынка

6. Длина реки Кальмиус:
а) 209 км б) 154 км в) 345 км

7. Межень у рек Донецкого края приходится на:
а) март–апрель б) август–сентябрь

8. Водоразделами речных бассейнов служат:
а) границы областей

б) возвышенности рельефа
в) притоки соседних рек

9. Основные водоносные горизонты Донецкого края приурочены к:
а) юрским и меловым отложениям
б) неогеновым отложениям
в) архейским отложениям

10. Донецк находится по отношению к Северскому Донцу:
а) на правом берегу б) на левом берегу.







Почвы. Растительный и животный мир Донецкого края.

Тестовая работа

Проработайте §21-§25 учебника и ответьте на вопросы тестового задания.

В каждом вопросе только один правильный ответ. Каждый правильный ответ – 0,5 баллов

1. Основателем учения о почвах был:
а) Вернадский В.И. б) Докучаев В.В. в) А. Гумбольдт

2. Плодородие почвы главным образом обеспечивается наличием в ней:
а) воздуха б) влаги в) гумуса

3. Почва с какой структурой более плодородна?
а) монолитная б) комковатая в) глыбистая

4. В почвенном профиле плодородных почв наиболее темный цвет имеет:
а) горизонт вымывания, б) горизонт гумусовый, в) горизонт вмывания

5. Выберите тип земель, имеющих наибольшую долю в структуре
земельного фонда Донецкого края:
а) земли лесного и водного фондов
б) земли жилищной и промышленной застройки
в) земли сельскохозяйственного назначения
г) земли природно-заповедного фонда и рекреационного назначения

6. Основателем Великоанадольского лесничества был:
а) В.В. Докучаев б) В.Е. Графф в) В.И. Вернадский

7. Характерными представителями животного мира нашей области являются:
а) летучие мыши, землеройки, суслики
б) олени, лисы, зайцы
в) антилопа, сайгак, тарпан

8. Эндемик это:
а) животное или растение, сохранившееся как пережиток древних эпох
б) растение или животное, проживающее лишь в одном определенном районе
мира
в) редкое растение или животное

9. На территории нашей области преобладают представители:
а) лесной растительности
б) степной растительности
в) водной растительности

10. В прошлом веке в Приазовских степях водились животные, которых
сегодня мы уже не сможем увидеть:
а) волк, заяц, лиса
б) тарпан, сайгак, антилопа
в) еж, суслик, мышь.



Контрольная работа № 2

Природные комплексы Донецкого края.

Охрана природы края.


Проработайте §27-§34 учебника и ответьте на вопросы контрольной работы.


В вопросах 1-4 только один правильный ответ (по 0,5 баллов). Вся контрольная – 5 баллов

1. Что из перечисленного не является природным комплексом:
а) степь б) сад в) луг
2. В результате изменения свойств одного из компонентов в природном
комплексе произойдут следующие изменения:
а) разрушится
б) изменится частично
в) останется неизменным
3. Для степной природной зоны характерны:
а) травянистая растительность и чрезмерное увлажнение
б) древесная растительность и достаточное увлажнение
в) наличие грызунов и недостаточное увлажнение
4. Для степной природной зоны Донецкого края характерны:
а) типчаково-ковыльные ландшафты
б) байрачные ландшафты

В вопросах 5,6 установи соответствие (по 0,5 баллов):

5. Животный мир Азовского моря

1. Млекопитающие моря а) моллюски, кольчатые черви;
2. Рыбы из Средиземного моря б) карась, линь, щука;

3. Придонные организмы в) тунец, скумбрия

4. Пресноводные рыбы г) морская свинья, белобокий дельфин;


6. Природоохранные территории и географические объекты

1. ландшафтный парк «Меотида» а) курган «Саур Могила»;
2. ландшафтный парк «Клебан-Бык» б) урочище «Липовое»;

3. ландшафтный парк «Зуевский» в) Азовское море;

4. ландшафтный парк «Донецкий кряж» г) озеро.


В заданиях 7-8 необходимо дать полный ответ объёмом 8-10 предложений (по 1 баллу)

7. Составьте описание природного комплекса Донецкого края.
8. Опишите проблему: «Проанализируйте влияние человека на природные комплексы. Приведите примеры положительного и отрицательного влияния человека.















Итоговая контрольная работа

по географии

за курс 8 класса

Муниципальной общеобразовательной организации

«Зугрэсская средняя школа № 9 г.Харцызска»

Ф.И.О.


Дата

Итоговая контрольная работа

Климат. Воды. Органический мир.

Природные комплексы Донецкого края.

Охрана природы края.



В вопросах 1-4 только один правильный ответ (по 0,5 баллов). Вся контрольная – 5 баллов

1. Многолетний режим погоды это:
а) климат, б) воздушные массы; в) солнечная радиация.
2. В Донецком крае тип климата:
а) тропический; б) умеренно-континентальный; в) континентальный.
3. В Донецком крае большую часть занимают почвы:
а) дерновые; б) песчаные; в) чернозёмы обыкновенные.
4. Леса в крае располагаются:
а) на востоке края; б) на севере края; в) на юге края.


В вопросах 5,6 установи соответствие (по 0,5 баллов):

5. Реки притоки рек

1. Кальмиус а) Самара;
2. Миус б) Жеребец;

3. Северский Донец в) Мокрая Волноваха;

4. Волчья г) Крынка;


6. Природоохранные территории и географические объекты

1. ландшафтный парк «Меотида» а) курган «Саур Могила»;
2. ландшафтный парк «Клебан-Бык» б) урочище «Липовое»;

3. ландшафтный парк «Зуевский» в) Азовское море;

4. ландшафтный парк «Донецкий кряж» г) озеро.


В заданиях 7-8 необходимо дать полный ответ объёмом 8-10 предложений (по 1 баллу)

7. Опишите сложный процесс образования почвы. Почему почва очень медленно восстанавливается?
8. Опишите проблему: «Чистая природа –здоровые люди».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!