Внеурочное мероприятие систематизации и обобщения знаний и умений.
Физический бой решения задач по теме «СТАТИКА».
Предмет: физика
Класс: 10
Уровень: профильный
Продолжительность занятия: 120 минут
ПРАВИЛА ФИЗИЧЕСКОГО БОЯ
-
Участвуют четыре команды, состоящие из четырех учащихся. Команды равные по силам.
-
Команды–участники должны до начала соревнования избрать капитанов команд.
-
Капитанам одновременно выдаются условия задач.
-
На совместное решение командами задач выделяется 60 минут. По истечении времени, отведенного для решения задач, начинается обсуждение задач.
-
Первый тур. Капитаны в порядке очереди определенной жеребьевкой, выбирают из списка номер задачи, решение которой они будут рассказывать и называют фамилию отвечающего. Капитан команды противника выставляет оппонента на обсуждение задачи. Командой противником является следующая по номеру команда. Т.е. команде № 1 оппонирует команда № 2, команде № 2 оппонирует команда № 3, команде № 3 оппонирует команда № 4, команде № 4 оппонирует команда № 1.. Во втором туре капитаны команд в том же порядке выбирают задачу команде противнику, назначают оппонента из своей команды. Капитан команды противника назначает отвечающего.
-
Каждый член команды может быть назначен отвечающим или оппонентом 1 раз. Выбор задачи и выдвижение отвечающего (оппонента) проводит только капитан команды.
-
На подготовку к ответу команде предоставляется не более 3 минут. В ходе подготовки у доски может находиться любой член команды. Как только прекращается оформление решения задачи на доске, жюри (учитель) считает, что подготовка завершена, после чего запрещаются всякие контакты докладчика и оппонента с членами команд, которые в обсуждении не участвуют.
Отвечающий начинает выступление по задаче. В процессе рассказа отвечающего, прерывать его не имеют права ни оппонент, ни жюри.
В процессе обсуждения отвечающий не имеет права стирать ничего из ранее написанного на доске.
Отвечающий заканчивает выступление по задаче словами "Ответ окончен".
После этого начинается дискуссия и слово представляется оппоненту.
-
В процессе выступления оппонент может исправить и дополнить решение, задать вопросы докладчику, предложить свое решение. Отвечающий в том же порядке может оппонировать оппоненту и так далее. При этом ход дискуссии определяется следующими правилами:
Во время дискуссии оппонент может: попросить докладчика повторить любую часть доклада; попросить докладчика уточнить любое из его высказываний; попросить докладчика доказать сформулированное неочевидное не общеизвестное утверждение.
Во время дискуссии докладчик может: попросить оппонента уточнить вопрос; отказаться отвечать на вопрос оппонента, мотивировав свой отказ тем, что: а) у него нет ответа, б) он уже отвечал на этот вопрос, в) вопрос, по его мнению, не имеет отношения к задаче.
Когда вопросы заданы и ответы на них получены, оппонент выносит заключение по одной из трёх форм: а) «Я полностью согласен с решением»; б) «Решение в основном верно, но в нём есть следующие недочёты...»; в) «Решение неверно, принципиальная ошибка состоит в следующем...».
Заключение по неверному решению может быть вынесено в форме: «Решение неверно, у меня есть свой способ» или «Решение неполно, рассмотрены не все случаи».
Пока решение докладчика не было опровергнуто, оппонент не имеет права рассказывать свое решение, даже если оно гораздо проще.
Жюри вправе прервать дискуссию, если обсуждение идет не по существу.
По окончании обсуждения решения задачи отвечающим и оппонентом, жюри имеет право задать вопрос любому из членов дискуссии.
-
Максимальное количество баллов, присуждаемых обеим командам за рассмотрение задачи – 12.
Жюри распределяет баллы (целые числа) между командами, руководствуясь следующими соображениями:
команде оппонента из следующего расчета:
-
простое оппонирование – не более 2 баллов;
-
если при верном решении отвечающего оппонент предоставляет оригинальное решение – до 4 баллов;
-
если докладчик и оппонент совместными усилиями в ходе дискуссии получили верное решение, 12 баллов распределяются между ними по усмотрению жюри;
-
если решение отвечающего принципиально неверно, и оппонент показал это, то
в случае предоставления собственного решения жюри оценивает его из расчета 10 баллов;
Требовать у жюри разъяснения по поводу оценки задачи, апеллировать к решению жюри может только капитан команды. Подобные рассмотрения могут проходить только непосредственно после объявления результатов каждого раунда.
-
После каждого раунда жюри объявляет сумму баллов каждой из команд – участниц.
-
Победителем Боя является команда, набравшая наибольшее количество баллов после всех раундов.
В случае ничейного счета для выявления команды-победителя команды-участники записывают решение оставшихся не рассмотренными задач и сдают его жюри для определения победителя.
Список задач для решения
З
адача 1 (5.8)
Невесомые стержни АВ и ВС шарнирно закреплены в точках А, В, С (см. рисунок). Чему равны действующие на стержни силы, если α = 60°, а масса подвешенного в точке В фонаря m = 3 кг?
Задача 2 (5.1)
Фонарь массой m = 10 кг висит посередине улицы шириной l = 10 м. Допустимая сила натяжения каната Т = 500 Н. На какой высоте Н могут быть закреплены концы каната, чтобы точка подвеса фонаря находилась на высоте h = 5 м?
Задача 3 (5.18)
К однородной балке массой m1 = 400 кг и длиной l = 7 м подвешен груз массой m2 = 700 кг на расстоянии а = 2 м от одного из концов. Балка своими концами лежит на опорах. Какова сила давления на каждую из опор?
Задача 4 (5.11)
К концам нити, перекинутой через два блока, подвесили два груза m1 и m2 (см. рисунок). Какой груз m3 надо подвесить к нити между блоками, чтобы при равновесии угол α был равен 120°? Рассмотреть случаи: a) m1 = m2 = 4 кг; б) m1 = 3 кг, m2 = 5 кг.
Задача 5
Если груз лежит на левой чашке неравноплечих весов, то его уравновешивают гири массой m1 = 40 г на правой чашке. Если же груз положить на правую чашку, то его уравновесят гири массой m2 = 10 г на левой чашке. Какова масса m груза? Во сколько раз одно плечо весов длиннее другого? Массой самих весов пренебречь.
З
адача 6 (5.23)
Гладкий невесомый стержень АС длиной 1 м вставлен горизонтально с малым зазором по толщине на глубину АВ = 0,2 м в вертикальную стену (см. рисунок). К концу С стержня подвешен груз весом Р = 100 Н. Определите силы реакции стенки в точках А и В.
Задача 7 (5.36)
Лестница стоит наклонно, опираясь на гладкую вертикальную стену. Коэффициент трения между ножками лестницы и полом μ. Какой наибольший угол ɑmax может образовывать лестница с
о стеной? Центр тяжести лестницы расположен в ее середине.
Задача 8 (5.25)
Тонкий однородный стержень укреплен на шарнире в точке А и удерживается в равновесии горизонтальной нитью (см. рисунок). Масса стержня m = 1 кг, угол его наклона к горизонту α = 45°. Найдите величину и направление силы N реакции шарнира.
З
адача 9 (1.3.4)
Лестница стоит на шероховатом полу и опирается о выступ, снабженный роликом. Расстояние
от нижнего конца лестницы до выступа составляет 3/4 ее полной длины, угол наклона лестницы α = 45°. Каков должен быть коэффициент трения μ между лестницей и полом, чтобы она находилась в равновесии? Трением в ролике пренебречь.
Список литературы
-
Гельфгат И. М., Генденштейн Л. Э., Кирик Л.А. Решение ключевых задач по физике для профильной школы. 10 – 11 классы. – М.: ИЛЕКСА, 2016.
-
Отличник ЕГЭ. Физика. Решение сложных задач. Под ред. В. А. Макарова, М. В. Семенова, А. А. Якуты; ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
-
ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ Физико-Математического ПРАЗДНИКА на сайте Гимназии № 1 г.о. Самара www.gymn1sam.ru