Никитин Василий Игнатьевич
Учитель физической культуры
МОБУ «Саха гимназия»
Г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
Построение индивидуальной траектории физического развития по результатам мониторинга
Современный комплекс «Готов к труду и обороне» – это полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации. Подготовка к выполнению государственных требований комплекса ГТО обеспечивается систематическими занятиями по программам физического воспитания в учебных заведениях, пунктах начальной военной подготовки, спортивных секциях, группах общей физической подготовки, в учреждениях дополнительного образования и самостоятельно. Урок физической культуры – основная форма организации учебного процесса в учреждениях страны. Урок физической культуры также относится к подготовке школьников к выполнению норм ГТО.
Физическая подготовленность – результат психофизической подготовки, который выражается в уровне развития силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости и других показателей (здоровье, осанка, строение тела и т.п.). Исследование физической подготовленности спортсмена осуществляется на основе измерения уровня развития физических качеств и некоторых других показателей. Учитель должен уметь доступными методами измерять уровень развития физических качеств.
Объект исследования. Процесс физического воспитания младших школьников в условиях общеобразовательной школы.
Предмет исследования. Особенности двигательного режима школьников в рамках подготовки к выполнению нормативов ВФСК «ГТО».
Цель работы: повышение эффективности процесса физической подготовки обучающихся школьного возраста для выполнения нормативов ВФСК «ГТО».
Задачи мониторинга:
Изучить уровень физической подготовленности учащихся по нормативам ГТО в МОБУ «Саха гимназия».
Предполагалось, что повышение эффективности процесса физического воспитания обучающихся школьного возраста повысит уровень физической подготовленности для успешного выполнения нормативов ВФСК «ГТО».
Стимулировать детей к выполнению нормативов и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в соответствии с их возрастными возможностями
Для решения поставленных задач был использован метод тестирования.
Для того чтобы участники могли полностью реализовать свои способности, выбирается целесообразная последовательность проведения тестирования участников. Необходимость начинать тестирование с наименее энергозатратных видов испытаний (тестов) и предоставлять участникам достаточного времени для отдыха между выполнением нормативов. Перед тестированием проводится разминка в индивидуальном порядке или организованно в составе группы. Одежда и обувь- спортивная. Тестирование, позволяет определить уровень развития физических качеств и прикладных двигательных умений и навыков, осуществляется в следующей последовательности испытаний (тестов) для оценки:
Гибкость - это способность выполнять упражнения с большой амплитудой.
Координационные способности (ловкость) -это способность учащихся быстро усваивать сложно-координационные, точные движения и перестраивать свою деятельность в зависимости от условий.
Сила - это способность преодолевать внешние сопротивления или противостоять ему за счет мышечных усилий.
Скоростные возможности (быстрота)- это способность совершать движения за кратчайший отрезок времени.
Скоростно-силовые возможности.
Выносливость - это способность длительное время выполнять работу заданной интенсивности.
Во время проведения тестирования обеспечивается соблюдение правил техники безопасности, направленных на сохранение здоровья участников.
Учащиеся хотят показать себя, а также получить один из 3 знаков, это их привлекает больше всего. Но приступать к выполнению норм без подготовки и тренировки нельзя, потому что организм может не выдержать нагрузки.
Мониторинг веду с 2019 года. Участвуют 1а, 2а,3а, 4а, 5а, 6а, 7а, 8б классы.
Физическое воспитание учащихся проводиться на протяжении всего периода обучения и осуществляется в следующих формах:
Учебные занятия по учебному расписанию;
Самостоятельные занятия; (дома-комплекс упражнений «Табата»)
Массовые оздоровительные, физкультурные и туристские мероприятия;
Утренняя зарядка
Основной формой организации физического воспитания является урок, где в наибольшей степени реализуем весь комплекс задач. На учебных занятиях применяем наиболее интенсивные физические нагрузки и обеспечиваем комплексное использование средств физической культуры.
Необходимой составной частью процесса физического воспитания и оздоровления учащихся являются самостоятельные занятия, так как урок не может обеспечить решения всех задач, стоящих перед физическим воспитанием. Однако, отношение большинства ребят к таким занятиям, оставляет желать лучшего.
Домашние упражнения, относящиеся к самостоятельным заданиям, решают следующие цели: самостоятельная работа по формированию предусмотренных программой двигательных навыков и умений, коррекция некоторых нарушений осанки, улучшение слабых сторон в физическом развитии, совершенствование навыков произвольного управления дыханием, освоение навыков самоконтроля за реакциями организма на физические нагрузки.
Дома учащиеся самостоятельно делают комплекс упражнений Табата.
Метод Табата назван в честь Изуми Табаты, доктора из токийского института фитнеса и спорта, который, собственно, этот метод и разработал. Табата-протокол отлично подходит для детской зарядки.
Протокол Табата — принцип построения интервальной тренировки. Состоит из серий коротких 30-секундных интервалов: 20 секунд максимальной нагрузки через 10 секунд отдыха. 8 таких повторений занимают 4 минуты — это один цикл Табата. Между циклами отдых 1-2 минуты.
В дневнике самоконтроля отмечаем частоту сердечных сокращений (пульсом), т.е. пульс ДО тренировки и ПОСЛЕ, а также ВОССТАНОВЛЕНИЕ через какое время.
Физические упражнения повышают пульс.
-В спокойном состоянии пульс составляет 70-80 ударов.
- В легкой физической нагрузке пульс достигает 100-120 ударов в минуту.
-При средней физической нагрузке пульс достигает 130-150 ударов в минуту.
-При большой физической нагрузке пульс достигает до 180 ударов в минуту.
-При очень большой физической нагрузке пульс достигает до 200 ударов в минуту.
Затем пульс успокаивается через и через 5-10 минут достигает нормы.
-Через 3 минуты восстановление считается хорошим.
-Через 4-5 минут восстановление считается удовлетворительным.
-Через 6 минут восстановление считается не удовлетворительным.
Дневник самоконтроля
ФИО______________________ ________класс
Дата | До (ЧСС) | После (ЧСС) | Восстановление (В минутах) |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Затем отправляют мне видеоотчеты по Табата.
Физическая самоподготовка в семье, пропаганда утренней зарядки детей в семье, в гимназии, ведение специального дневника самоконтроля и папки индивидуальных достижений: наблюдение за частотой сердечных сокращений (пульсом), дыханием, весом, мышечной силой, спортивными результатами - меры, способствующие воспитанию потребности детей в здоровом образе жизни, развитию физических качеств и обеспечения нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья.
На основании анализа физической подготовленности по нормативам ГТО в 2022-2023 учебные годы в МОБУ «Саха гимназия» мной сделаны следующие выводы:
В фазе рефлексии результаты неплохие, чем в фазе запуска. Из этого следует, что развитие есть. Но в этом году в связи с ремонтом школы и уходом школьников на дистанционном обучении тренировок нет, соответственно участие для сдачи нормативов ГТО на муниципальном уровне не принимали.
Задачи на следующий учебный год:
1. Обеспечить учащихся необходимой достоверной информацией о содержании ВФСК «ГТО» и его истории в нашей стране.
2. Создать благоприятные условия для сдачи норм ВФСК «ГТО» и мотивации учащихся к занятиям физической культуры и спортом.
3. Охватить наибольшее количество учащихся.
Список литературы:
Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013–2020 г.» ФГОС нового поколения.
Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в РФ».
Комплексная программа физического воспитания обучающихся 1–11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2010.
Мониторинг на примере 6А класса с 2019 по 2023 г.
МОБУ «Саха гимназия»
2019/20 уч. г. (девочки)
2019/20 уч. г. (мальчики)
2021/22 уч. г. (девочки)
2021/22 уч. г. (мальчики)
2022/23 уч. г. (девочки)
2022/23 уч. г. (мальчики)