СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физическая культура и формирование жизненно важных умений и навыков образовательной программы учебной дисциплины «Физическая культура»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе.

Просмотр содержимого документа
«Физическая культура и формирование жизненно важных умений и навыков образовательной программы учебной дисциплины «Физическая культура»»

Министерство образования Нижегородской области

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра теории и методики физического воспитания и ОБЖ






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА

«Физическая культура и формирование жизненно важных умений и навыков» образовательной программы учебной дисциплины «Физическая культура» для учреждений среднего профессионального образования






Выполнил: преподаватель физического воспитания ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум»

Воронцов Владимир Александрович

Научный руководитель: д.п.н., профессор

Чичикин Вадим Тихонович






г. Шахунья

2013 г.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………3

  1. Цели и задачи раздела программы………………………………………………4

  2. Специфика восприятия и освоения учебного материала обучающимися……………………………………………………………………7

  3. Ожидаемые результаты реализации раздела программы…………………….14

  4. Обоснование используемых в разделе воспитательных технологий, методов и форм организации деятельности обучающихся…………………………….20

  5. Система знаний и система деятельности……………………………………...25

  6. Календарно-тематическое планирование по разделу………………………31

  7. Разработка урока………………………………………………………………33

  8. Результаты педагогической деятельности…………………………………..40

Заключение……………………………………………………………………..42

Список литературы……………………………………………………………43

Приложение ……………………………………………………………………47




























Пояснительная записка


В современном цивилизованном и динамично развивающемся обществе здоровье человека является важнейшим критерием благополучия. Состояние здоровья подрастающего поколения – показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Основным стимулом для развития личности является удовлетворение социально-биологических потребностей человека, среди которых лидируют потребности в творчестве и самоутверждении личности. Наиболее доступный и демократичный путь для их реализации – занятия физической культурой.

Физическая культура, являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в период обучения, входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования и представлена в нормативных и правовых документах как учебная дисциплина, содействующая сохранению и укреплению физического, психологического здоровья обучающихся.

Профессиональная деятельность выпускников ГБОУ СПО «Шахунского агропромышленного техникума» связана с повседневным напряженным, ответственным трудом и поэтому предъявляет повышенные требования к уровню физической работоспособности, концентрации внимания и психологической устойчивости в стрессовых ситуациях.

Для организации качественного обучения, развития и воспитания, обучающихся техникума без ущерба для их здоровья мною была создана методическая разработка раздела программы «Физическая культура и формирование жизненно важных умений и навыков»

Данный раздел программы учебной дисциплины «Физическая культура» предназначен для организации занятий по физической культуре в группах 1 курса среднего профессионального образования по специальности «Механизация сельского хозяйства» в учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования, реализующего основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования (ОПОП СПО) в соответствии с ФГОС. Раздел составлен и разработан на основе примерной программы дисциплины «Физическая культура» для учреждений среднего профессионального образования Т.М. Жидких, кандидата педагогических наук и В.С. Минеева, кандидата технических наук в соответствии с письмом Минобрнауки России от 29 июня 2012 года №19-194.


  1. Цели и задачи раздела программы

Также при составлении раздела программы было изучено и учтено содержание программы по физической культуре для средней (полной) общеобразовательной школы В.И. Ляха, издание 2007 г., программы «Физическая культура» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования А.А. Бишаевой, издание 2008 г., образовательной программы для учащихся начального и среднего профессионального образования под редакцией В.Т. Чичикина, издание 2003 г.

Кроме традиционных целей:

  • развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;

  • формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;

  • овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;

  • освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;

  • приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.

Раздел ориентирован на физическую подготовку, необходимую для овладения специальности «Механизация сельского хозяйства»:

1) пополнение и усовершенствование индивидуального фонда двигательных умений, навыков и физкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению избранной профессиональной деятельности;

2) развитие профессионально важных физических и непосредственно связанных с ними способностей;

3) повышение степени резистентности организма по отношению к неблагоприятным воздействиям средовых условий, в которых протекает трудовая деятельность, содействие увеличению его адаптационных возможностей, сохранению и упрочению здоровья.

Новизна методической разработки заключается в количестве часов на изучение курса, которое определено учебным планом ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум» и составляет 117 часов, распределении тем раздела программы в соответствии с климатическими условиями, а также календарем соревнований. Раздел программы содержит теоретическую и практическую части. Теоретический материал имеет валеологическую и профессиональную направленность. Его освоение обеспечивает формирование мировоззренческой системы научно-практических основ физической культуры, осознание обучающимися значения здорового образа жизни и двигательной активности в профессиональном росте и адаптации к изменяющемуся рынку труда.

Практическая часть предусматривает организацию учебно-тренировочных занятий с включением учебно-методических тем.

Раздел программы включает 5 теоретических и 10 учебно-методических тем. Данный материал может выдаваться учащимся в форме кратких лекций, бесед и занимать часть урока. Содержание учебно-методических тем обеспечивает: ознакомление обучающихся с основами валеологии; формирование установки на психическое и физическое здоровье; освоение методов профилактики профессиональных заболеваний; знакомство с тестами, позволяющими самостоятельно анализировать состояние здоровья и профессиональной активности; овладение основными приемами неотложной доврачебной помощи.

Время, отведенное на уроке для изучения учебно-методического материала, отводится также для консультаций обучающихся, на которых по результатам тестирования определяется индивидуальная двигательная нагрузка с оздоровительной и профессиональной направленностью, проверяются дневники самонаблюдений, анализируются комплексы самостоятельно составленных упражнений и т.д.

Для организации учебно-тренировочных занятий обучающихся первого курса по специальности «Механизация сельского хозяйства» ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум» в раздел кроме обязательных видов спорта (легкая атлетика, кроссовая подготовка, лыжи, гимнастика, спортивные игры) дополнительно включены нетрадиционные виды спорта: атлетическая гимнастика (пауэрлифтинг, гиревой спорт).

Системная работа по реализации задач представлена в виде взаимосвязанных блоков











  1. Специфика восприятия и освоения учебного материала обучающимися

Юность – период жизни от отрочества до взрослости. Возрастные границы здесь достаточно условны, хотя в различных периодизациях они определяются от 15-16 до 21-25 лет.

В познавательной сфере у старшеклассников также происходят свои изменения. Развитие мышления характеризуется более совершенным уровнем формальных операций, начавших формироваться в подростковом возрасте. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важно отметить, что в этом возрасте молодые люди уже умеют оперировать гипотезами.
Развитие внимания характеризуется высокой переключаемостью, распределяемостью, устойчивостью, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп работы.

В развитии памяти происходит замедление прироста продуктивности непосредственного запоминания при одновременно увеличивающейся продуктивности опосредованного запоминания.

Таким образом, развитие когнитивных процессов у старшеклассников достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные.

Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.

В личностном развитии старшеклассники все больше приобретают качеств, связанных со взрослостью. Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.

Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – ведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Этот опыт обычно абстрактен. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

В развитии эмоциональной сферы старшеклассник заметно отличается от подростка. К 15 годам нервная система становится более уравновешенной. Как правило, юноши менее раздражительны и более оптимистичны, чем подростки. Отличительной особенностью юношеских эмоций является их достаточно высокая избирательность.

Юноши, по сравнению с подростками, лучше управляют своим эмоциональным состоянием, их настроение более устойчиво, оно в меньшей мере зависит от нервной системы и в большей степени определяется факторами среды. Однако и в юношеском возрасте наблюдается повышенная эмоциональность.

Самооценка в ранней юности относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. В это время преобладает оптимистичный взгляд на себя и свои возможности, юноши не слишком тревожны.

Самоуважение старшеклассников в целом выше подросткового, интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. В этот период молодой человек решает, каким он будет в своей взрослой жизни.

Одной из отличительных черт урока физкультуры является вариативность его структуры. Она обусловлена необходимостью учета дидактических задач и специфики содержания, возрастных возможностей и уровня готовности занимающихся к усвоению учебного материала.

Овладение физическими упражнениями требует организации активной двигательной деятельности студентов в соответствии с определенными психологическими и физиологическими закономерностями. Учет этих закономерностей обусловливает выделение в структуре урока трех функционально связанных составных частей (вводно-подготовительной, основной, заключительной), являющихся наиболее крупными его структурными единицами. Последовательность расположения этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физической нагрузки, а потому стабильна для любого типа урока. Длительность каждой части можно варьировать в зависимости от возраста занимающихся, уровня их подготовленности и конкретных задач урока.

Физическое воспитание совершенно неотделимо от других видов воспитания. Органической основой их взаимосвязи является единство физического и духовного развития человека, а также закономерности организации всей социальной системы физического воспитания. Собственно, физическая культура выступает как мощное средство социального становления личности старших подростков, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств, а также двигательной сферы. Таким образом, физическая культура выступает важнейшим условием, а физическое воспитание - важнейшим средством разностороннего развития личности. Установка на разностороннее развитие личности предполагает овладение старшими подростками, с одной стороны, основами физической культуры, слагаемыми которой являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, а с другой - формирование интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер старшего подростка, его эстетических представлений и потребностей.

Объективная сторона влияния занятий физической культурой на интеллект состоит в том, что умственная и физическая деятельность выступает в единстве и во взаимосвязи. Многие явления, происходящие в окружающем мире и в организме, могут быть познаны только в результате двигательной деятельности. Это относится, прежде всего, к представлениям о кинематических, динамических и ритмических характеристиках движений, то есть к представлениям о времени, пространстве, продолжительности выполнения движений, темпе, скорости, ритме, а также о возможностях собственного тела. Занятия физической культурой оказывают вли­яние на развитие следующих сторон интеллекта старших подростков: внимания (овладение сложнокоординированными физическими упражнениями требует его концентрации на выполняемых движениях, возникающих двигательных ощущениях и ситуациях, сопутствующих движениям), наблюдательности (вследствие развития анализаторов), находчивости и быстроты соображения (предъявляются высокие требования к способности быстро и адекватно ориентироваться в изменяющейся ситуации) и мышления (необходимость вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель, структуру, результат и т.д.).

Занятия физической культурой способствуют улучшению умственной работоспособности старших подростков в результате положительного влияния чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения физических нагрузок, которые, даже непродолжительные, ока­зывают позитивное влияние на протекание психических процессов. Ограничение двигательной активности, наоборот, ведет к снижению умственной работоспособности.

В процессе учебно-тренировочных занятий наиболее радикальное средство формирования волевых черт характера старших подростков - нагрузка. Упражнение следует рассматривать не только как метод, направленный на совершенствование в технике и тактике, обеспечение физической подготовленности, но и как средство развития воли. В ходе учебно-тренировочного процесса у старших подростков возникают определенные трудности, способствующие развитию волевых черт характера. Это необходимость овладевать сложной техникой спортивных упражнений, проявлять волевые усилия, преодолевать усталость, сохранять самообладание и работоспособность в неблагоприятных условиях внешней среды, регулировать эмоциональное состояние, сохранять и соблюдать установленный режим дня. Все эти трудности в наибольшей мере проявляются во время спортивных соревнований, которые и служат одним из основных средств формирования волевых качеств.

Волевые качества старших подростков на занятиях по физической культуре, как и во всех других случаях жизни, выступают в виде взаимно противоположных положительных и отрицательных проявлений: смелости и боязливости, уверенности и сомнения, выдержки и торопливости и т.п. Учитывая индивидуальные особенности старших подростков, необходимо создавать условия, в которых проявляются и закрепляются сильные стороны характера. При этом необходимо принимать во внимание другие, тесно связанные с волевыми, качества личности: увлеченность и стремление к поставленной цели: непосредственной, близкой, далекой.

Занятия физической культурой способствуют формированию у студентов положительных эмоций. Причины этого явления объясняются тем фактом, что мышечное напряжение (в определенных пределах интенсивности) связано с возникновением приятных ощущений. Достижение поставленных целей, даже сознание приближения к ним, - главный фактор, дающий человеку удовлетворение свой деятельностью. В ходе занятий физической культуры студентов этот эффект достигается вследствие осознания прогресса в освоении техники спортивных упражнений, в развитии двигательных и психических качеств, победы на соревнованиях и др. На занятиях физической культуры студент как бы познает себя с новых, ранее неведомых ему сторон, утверждает себя в своем сознании. Активная двигательная деятельность регулирует процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы. Занятия физической культурой, участие в спортивных соревнованиях, предъявляющих достаточно высокие требования к организму, могут снизить, а порой и вовсе нейтрализовать ранее возникшие негативные эмоциональные переживания.

Важное место в формировании личности студента в процессе занятий физической культурой занимает и эстетическое воспитание, влияние которого мы рассматриваем с двух сторон. Одна состоит в их воздействии на формирование у студентов красоты движений, поведения и телосложения.

Занятия физической культурой направлены, прежде всего, на овладение человеком своей двигательной сферой, обогащение двигательных представлений, развитие двигательных способностей. Смысловое содержание понятия «физическая культура» может раскрываться как окультуривание движений, повышение их экономности, ра­циональности, уместности, то есть овладение теми сторонами движений, которые характеризуют их совершенство, красоту. Таким образом, занятия физической культурой являются фактором формирования эстетики движений у студентов.

Другая сторона занятий физической культу­рой при решении задач эстетического воспитания старших подростков - формирование у них эстетически оправданных представлений о красивом в движениях человека, в его поведении и в физическом развитии. Определенная степень спортивной культуры дает возможность воспринимать как красивое в движениях спортсмена их рациональность, соответствие конкретной ситуации и решаемым задачам, выражение в них разума и энергии. Таким образом, занятия физической культурой позволяют воспитывать у старших подростков эстетически оправданные представления о красоте движений человека.

Результаты, которые достигаются в формировании личности старших подростков на занятиях, зависят и от соблюдения ряда условий. Одно из них - сочетание занятий физической культурой с другими видами деятельности, имеющими воспитательную направленность и осуществляемыми в семье, учебном заведении средствами искусства, печати, телевидения и т.д.

Другое важное условие - постоянный контроль за определенными морально-этическими основами поведения.

В ходе учебно-тренировочного процесса студентов, как и во всех видах воспитания, необходима сознательная активность воспитуемого в решении образовательно-воспитательных задач. Формирование лишь тогда может считаться достаточно эффективным, когда оно перерастает в самовоспитание.

Таким образом, важнейшая задача занятий физической культурой - формирование личности. Это достигается путем проникновения воспитательных мер во все сферы деятельности преподавателя и путем самовоспитания занимающегося. Основным условием достижения положительных результатов в формировании личности студентов в ходе занятий физической культурой служит комплексный подход, обязывающий соблюдать единство воздействия на занимающихся средств и методов физического и нравственного воспитания.

Следовательно, решая задачи физического воспитания, преподавателю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как формирование ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности студентов, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. При этом студентов необходимо обучать способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.






  1. Ожидаемые результаты реализации раздела программы

В результате изучения раздела студент должен:

знать:

  • о роли физической культуры в общекультурном, социальном и физическом развитии человека, в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек,

  • основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;

уметь:

  • выполнять гимнастические, легкоатлетические упражнения, технические действия в спортивных играх;

  • выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;

  • осуществлять наблюдение за своим физическим развитием и индивидуальной физической подготовленностью;

  • контролировать технику выполнения двигательных действий и режимов физической нагрузки;

  • соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений.

В ходе освоения раздела учебной программы осуществляется оперативный, текущий и итоговый контроль знаний, умений и навыков учащихся по предмету, который обеспечивает оперативную, текущую и итоговую дифференцированную информацию о степени освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого учащегося.

Оперативный контроль осуществляется в форме спортивных игр, соревнований, обеспечивает информацию о ходе выполнения учащимися конкретного вида учебной работы. Текущий - осуществляется в форме сдачи контрольных нормативов позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачет, дифференцированный зачет) дает возможность выявить уровень сформированности физической культуры учащихся и самоопределения в ней через комплексную проверку знаний, методических и практических умений, характеристику общей физической, спортивно-технической подготовленности учащихся, их психофизической готовности к профессиональной деятельности.

В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают требования и показатели, основанные на использовании двигательной активности не ниже определенного программой минимума, а также регулярность посещения обязательных занятий.

Критерием успешности освоения учебного материала учащимися является экспертная оценка преподавателя регулярности посещения обязательных учебных занятий, результатов соответствующих тестов, а также положительная динамика показателей физического развития.

Способы оценивания уровня достижений учащихся.

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты студентов (составленные комплексы упражнений профессиональной направленности), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам раздела.

Основой для оценивания деятельности студентов являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения – устные суждения педагога, письменные качественные характеристики.

Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения студентом минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах раздела. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности студентов, которые определены в разделе рабочей программы преподавателя и в индивидуальных образовательных программах студентов.

Студент выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога - обучение учащихся навыкам самооценки. С этой целью преподаватель выделяет и поясняет критерии оценки, учит студентов формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта.

Проверка достигаемых студентами образовательных результатов производится в следующих формах:

  • текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;

  • взаимооценка учащимися двигательных действий друг друга или игры, показанной в команде;

  • публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных или групповых);

  • текущая диагностика и оценка преподавателем деятельности студентов;

  • промежуточное тестирование учащихся.

Итоговый контроль проводится в конце всего раздела в форме сдачи контрольных нормативов и защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям раздела. Формой итоговой оценки каждого студента выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей раздела и каждого из направлений индивидуальной программы студента по курсу.

Итоговая оценка результатов изучения раздела осуществляется по результатам сдачи контрольных нормативов и специальной зачетной работы студента. Итоговая оценка может быть накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании раздела.  Каждое практическое задание оценивается определенным количеством баллов. Итоговая оценка выставляется по сумме баллов за все тесты и практические задания по следующей примерной схеме:

«2» - менее 30% от общей суммы баллов;

«3» - от 30 до 59% от общей суммы баллов;

«4» - от 60 до 79% от общей суммы баллов;

«5» - от 80% до 100% от общей суммы баллов.

Кроме этого в качестве бонуса могут засчитываться удачно выполненные творческие работы и выступления на соревнованиях, олимпиадах. Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения студентом минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах раздела.

Текущий контроль осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий при этом может учитываться как конкретный результат, так и техника выполнения физических упражнений, направленных на формирование жизненно важных умений и навыков, развитие физических качеств и др., а также уровень теоретических знаний.

Контрольная работа предусматривает контроль качества теоретических знаний путем выполнения тестовых заданий и контроль за освоением умений путем выполнения учебных нормативов, которые определяются с учетом подготовки студентов, поступивших в учебное заведение. Контрольная работа проводится, как правило, в конце первого полугодия и позволяет ввести корректировку в программу изучения учебной дисциплины в зависимости от результатов выполнения учебных нормативов.

Зачёт. Зачет проводится в конце учебного года и предусматривает контроль качества теоретических знаний путем выполнения контрольных тестовых заданий и контроль за освоением умений путем выполнения учебных нормативов.

Оценка результатов обучения проводится по сравнительным показателям, показывающим положительную тенденцию с учетом положительных изменений параметров физического развития студентов:

  • роста, массы тела, окружности грудной клетки (в покое, на вдохе, на выдохе), силы правой и левой кистей, жизненной емкости легких;

  • параметров функционального состояния организма студентов: артериального давления;

  • задержки дыхания (на выдохе, на вдохе), частоты сердечных сокращений (в покое сидя, в покое стоя, после нагрузки, после восстановления);

  • результатов овладения жизненно важными умениями и навыками: бег на 100 м;

  • для девушек бег на 500 м, отжимание в упоре лежа на полу;

  • для юношей бег на 1000 м, подтягивание на перекладине;

  • наклоны туловища вперед;

  • прыжок в длину с места, прыжки через скакалку за 1 мин.

Преподаватель также должен учитывать:

  • результаты тестов на владение профессионально значимыми умениями и навыками;

  • соблюдение норм здорового образа жизни;

  • освоения комплекса упражнений гигиенической утренней гимнастики и комплекса физических упражнений профессиональной направленности;

  • результаты овладения жизненно важными физическими качествами: например, развитие силы мышц тела:

  • юноши (подтягивание на перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях; силой переворот в упор на перекладине; в висе поднимание ног до касания перекладины);

  • девушки (сед из положения лежа на спине, руки за голову, ноги закреплены; сгибание и разгибание рук; приседание на одной ноге, стоя на скамейке, опора о гладкую стену.

Таблица 1

Формы, методы контроля и оценки результатов обучения

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы, методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:


использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.


Экспертное наблюдение и оценка умений студентов в ходе проведения методико-практических и учебно-тренировочных занятий, занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП, проверки ведения дневника индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности студента.

Экспертная оценка умений студентов при выполнении фрагмента учебно-тренировочного занятия; тестовых заданий и учебных нормативов (примерные нормативы приведены в табл.2) на контрольных работах, зачетах и дифференцированном зачете.

Знания:


роли физической культуры в общекультурном, социальном и физическом развитии человека

Экспертное наблюдение и регулярная оценка знаний студентов в ходе проведения: методико-практических и учебно-тренировочных занятий; занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП; проверки ведения дневника индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности студента.

Экспертная оценка знаний студентов при контроле качества теоретических знаний по результатам выполнения контрольных тестовых заданий.

основ здорового образа жизни

Экспертное наблюдение и регулярная оценка знаний студентов в ходе проведения: методико-практических и учебно-тренировочных занятий; занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП; проверки ведения дневника индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности студента.

Экспертная оценка знаний студентов при контроле качества теоретических знаний по результатам выполнения контрольных тестовых заданий.

Таблица 2 Контрольные нормативы по проверке овладения студентами жизненно важными умениями и навыками


п/п

Наименование упражнений

Девушки

Юноши

Оценка в баллах

5

4

3

2

1

5

4

3

2

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1.

Бег 30 м (сек)

5.0

5.2

5.4

5.6

5.8

4.5

4.7

4.9

5.1

5.3

2.

Бег 60 м (сек)

10.0

10.2

10.4

10.6

10.8

8.4

8.6

8.8

9.0

9.2

3.

Бег 100 м (сек)

15.7

16.0

17.0

17.9

18.9

13.2

13.8

14.0

14.3

14.6

4.

Бег 500 м (мин. сек.)

1,50

2,00

2,10

2,20

2,30






5.

Бег 1000 м (мин. сек)






4.02

4.16

4.31

4.47

5.02

6.

Бег 2000 м (дев.)/3000 м (юн.) (сек)

10.15

10.50

11.15

11.50

12.15

12.00

12.35

13.10

13.50

14.00

7.

Челночный бег 10×10 м (мин. сек)

29.0

30.0

31.0

32.0

33.0

25.0

27.0

28.5

30.0

31.5

8.

Прыжок в длину с места (см)

190

180

170

160

150

250

240

230

220

210

9.

Прыжки со скакалкой за 1 мин (кол-во раз)

140

120

110

100

90

140

130

120

110

100

10.

Подтягивания в висе (юн)/ приседания на одной ноге (дев) (кол-во раз)

12

10

8

6

4

15

12

9

7

5

11.

Поднимание (сед) и опускание туловища из пол. лёжа на спине (кол-во раз)

60

50

40

30

20






12.

Силой переворот в упор на перекладине (кол. раз)






8

5

3

2

1

13.

Поднимание ног до касания перекладины (в висе) (кол-во раз)






10

7

5

3

2

14.

Наклоны туловища вперед

25

20

15

12

8






15.

Отжимания - сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (кол-во раз)

12

10

8

6

4

40

35

30

25

20


  1. Обоснование используемых в разделе воспитательных технологий, методов и форм организации деятельности обучающихся

В управлении деятельностью студентов немаловажное значение имеет умение педагога, применяя творческий подход, создавать оптимальный эмоциональный фон. Кстати, эта проблема пока остается наименее разработанной. Эмоциональные нагрузки дозируются, прежде всего, варьированием манеры поведения учителя, стиля общения, речевых интонаций и степени выразительности жестовых сигналов с учетом настроения, уровня проявления учебной активности, внимания и интереса учащихся к занятиям.

Помощь в поведенческих актах, в выборе способов взаимообщения осуществляется использованием наглядных примеров (например, как формы поведения влияют на эффективность учебной работы), а также созданием ситуаций, предрасполагающих к позитивным взаимоотношениям (например, привлечение к взаимостраховке и взаимопомощи). Весьма важно определить меру и своевременность помощи. Будучи излишней, она создает у занимающихся ложное представление о собственных возможностях, а недостаточная и несвоевременная помощь может привести к травмам и недооценке своих сил. К заданиям творческого характера можно отнести: определение причин успехов, неудач, путей преодоления трудностей, нахождение рациональных способов достижения цели и т. п.

Применяя творческий подход, следует активизировать деятельности учащихся повышением уровня познавательной и двигательной активности.

Познавательная активность выражается в стремлении студентов к осознанию и качественному решению учебных задач, расширению и углублению знаний, познанию сущности выполняемых действий. Внешними ее признаками являются: повышенный интерес к учебной информации и точному воспроизведению заданных действий, высокая самоорганизация в учебных действиях, инициатива в выполнении учебных заданий.

Двигательная активность определяется объемом и интенсивностью выполняемых физических упражнений, а также действий по подготовке и уборке мест занятий. Она является решающим фактором обеспечения моторной плотности урока.

В учебной деятельности оба вида активности взаимозависимы. Например, овладение физическим упражнением требует, с одной стороны, усвоения знаний о технике и воздействии упражнения на организм, что предполагает проявление познавательной активности, а с другой – многократных повторений самого упражнения, т. е. проявления двигательной активности.

Тот и другой вид активности может проявляться неосознанно как удовлетворение потребности детей в движениях или познании предметов и явлений окружающей действительности.

Для стимулирования и управления активностью используют следующие методические приемы.

Конкретизация не только общих задач урока, но и частных для каждого фрагмента урока.

Постановка задач поискового характера. Например, учащимся предлагается определить, за счет чего возрастает скорость при низком старте, какие физические качества наиболее значимы для эффективности стартовых действий и т. д. Преподаватель корректирует суждения студентов, подводя их к самостоятельному формулированию задач предстоящей работы.

Варьирование содержания или способов организации выполнения упражнений в рамках каждого урока и единой дидактической направленности всей серии уроков. Например: использование различных видов построения или одного вида строя при разной его организации (в шеренгу - на непривычной стороне зала, по диагонали); частичная или полная замена упражнений разминки аналогичными по направленности воздействий, но отличающимися по форме движений; выполнение знакомых упражнений в новых условиях организации (индивидуально, в парах и т. д.); введение упражнений, создающих предпосылки к овладению материалом последующих уроков (опережающие задания), или упражнений из других разделов программы.

Объяснение преподавателем техники физического упражнения по ходу выполнения его одним из студентов. Остальные учащиеся, наблюдая за своим товарищем и слушая преподавателя, приучаются к активности на протяжении всего урока, приобретают умения выделять объекты наблюдения, выявлять двигательные ошибки и их причины, определять эффективность способов выполнения физических упражнений и т. д.

Примерные варианты приема:

а) при выполнении упражнения одним из студентов преподаватель акцентирует внимание наблюдающих на главных элементах техники упражнения, разъясняет причины появления двигательных ошибок и пути их устранения;

б) при наблюдении за одинаковыми действиями двух учащихся сравнивается результативность движений каждого;

в) при выполнении одним студентом двигательного действия разными способами (например, прыжка в высоту с разбега способами «согнув ноги» и «перешагиванием») сравнивается их эффективность.

Задания по самоанализу требуют высокого уровня аналитического мышления и умения соединять мысль с действием. Примерные варианты заданий:

  • выполнение действия с использованием ориентиров, облегчающих контроль за собственными движениями (например, выполнение бега с перешагиванием через набивные мячи для регламентации высоты подъема бедра);

  • самокоррекция движений в процессе выполнения физического упражнения на основе сопутствующих указаний преподавателя;

  • проговаривание последовательности движений в предстоящем действии;

  • словесный отчет о выполнении действия с анализом причин допущенных ошибок;

  • контроль за своими движениями на основе собственных мышечных ощущений.

Задания с выбором, активизирующие студентов на самостоятельный поиск наиболее рационального способа решения двигательной задачи. Например: применить тот или иной способ преодоления препятствия при разной его высоте; закончить комбинацию на гимнастическом снаряде тем или иным соскоком. По мере расширения двигательного опыта и развития способности к самостоятельным решениям задания усложняются (например, преодолеть полосу препятствий способом, соответствующим конструктивным особенностям препятствий и собственным двигательным возможностям; выбрать способ лазанья, чтобы быстрее влезть на заданную высоту).

Задания творческого характера, предусматривающие создание учениками новых вариантов или сочетаний движений: выполнение общеразвивающих упражнений из оригинальных исходных положений; составление комплекса утренней гимнастики, комбинаций на гимнастических снарядах, комплекса упражнений разминки; создание новых вариантов подвижной игры и т. п.

Использование межпредметных связей стимулирует познавательную активность учащихся путем использования их знаний в физиологии, анатомии, физике и других учебных предметах. Можно использовать знания школьников об инерции, общем центре тяжести тела, площади опоры, скорости.

Использование элементов проблемного обучения позволяет активизировать обучающихся с помощью учебных задач, создающих проблемную ситуацию. Учащиеся анализируют эту ситуацию, выдвигают и практически проверяют предположения, обобщают результаты и формулируют выводы. Задача может быть поставлена на несколько уроков (например, определить рациональную последовательность подводящих и подготовительных упражнений для освоения прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги»), но может быть и более частной – на один урок (например, придумать вариант подвижной игры, обеспечивающей совершенствование в одном из компонентов техники прыжка – сочетании разбега с отталкиванием). Способы постановки и решения проблемных задач могут быть различны. В одном случае преподаватель знакомит студентов с возможными средствами решения задачи и предлагает отобрать наиболее действенные, в другом - лишь ставит задачу и предлагает самостоятельно подобрать средства, опираясь на ранее полученные знания.

Применение игрового и соревновательного методов обучения активизирует деятельность студентов за счет привнесения в учебный процесс эмоциональной напряженности, индивидуального и коллективного соперничества.

Использование творческого подхода с использованием перечисленных методических приемов для активизации деятельности студентов должно опираться на дифференцированный подход к обучающемуся. Тогда и сам дифференцированный подход становится действенным приемом активизации. Индивидуальный подход позволяет, с одной стороны, не сдерживать активность наиболее сильных студентов, а с другой – не подавлять активность слабых чрезмерными для них требованиями. В результате такого подхода всем учащимся независимо от их физического развития и подготовленности обеспечивается перспектива роста.




  1. Система знаний и система деятельности

Содержание раздела учебной дисциплины

Теоретическая часть

 Введение

Роль физической культуры в общекультурном, социальном и физическом развитии человека; в сохранении и укреплении его здоровья. Федеральный закон РФ от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ».

Основные понятия: физическая культура, физическое воспитание, физкультурная деятельность, спорт, физическое развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность, физическое совершенство. Физические упражнения как средство физического воспитания. Современное состояние физической культуры и спорта.

Цели и задачи учебной дисциплины «Физическая культура». Основные положения организа­ции физического воспитания в учебном заведе­нии. Внеаудиторная самостоятельная работа и итоговая аттестация студентов по дисциплине «Физическая культура». Правила техники безопасности в спортивном зале и на спортивной площадке. 

1. Физическое состояние человека и контроль за его уровнем

Физическое состояние человека и его основные компоненты: здоровье, физическое развитие, физическая подготовленность, работоспособность. Методы врачебного контроля и самоконтроля состояния здоровья и физического развития. Ежегодный контроль за уровнем физического состояния: антропометрическими данными, функциональным состоянием организма, уровнем физической подготовленности и методика его проведения. Обеспечение безопасности занятий физической культурой и спортом. Техника безопасности, охрана труда, причины травматизма и их предупреждение на занятиях физической культурой и спортом. 

2. Основы физической подготовки

Система физического воспитания в РФ: задачи, принципы, направления, формы, средства. Общая и специальная физическая подготовка, спортивная подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка. Общее представление о комплексе средств физического воспитания: физические упражнения; использование оздоровительных сил природы; использование гигиенических факторов; использование специально изготовленного инвентаря, технических средств и тренажерных устройств; идеомоторные, психогенные и аутогенные средства. Классификация физических упражнений и методов их выполнения. Основы обучения движениям: двигательное действие, двигательное умение, двигательный навык, этапы обучения.

3. Эффективные и экономичные способы овладения жизненно важными умениями и навыками

Значение процесса освоения движений в жизнедеятельности людей.

Дидактические принципы, необходимые при освоении и совершенствовании новых двигательных действий (навыков): научности, всесторонности, сознательности и активности, повторности и систематичности, постепенности, доступности, наглядности и др.

Жизненно важные умения и навыки – естественные формы проявления двигательной активности (ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание и др.), обеспечивающие активную деятельность человека в природной среде.

Методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками.

Ознакомление с различными программами бега.

Самоконтроль при занятиях ходьбой, бегом и другими способами овладения жизненно важными умениями и навыками. 

4. Способы формирования профессионально значимых физических качеств, двигательных умений и навыков

Профессионально-прикладная физическая подготовка: цели и задачи. Средства и методы направленного формирования профессионально значимых двигательных навыков, устойчивости к профессиональным заболеваниям, профессионально значимых физических и психических качеств. Формы и виды производственной физической культуры. Специальность (профессия): требования, средства, рекомендуемые виды спорта. Профессиограмма. 

Практическая часть 

Учебно-методическая

Содержание учебно-методических занятий определяется по выбору преподавателя с учетом интересов обучающихся.

1. Инструктаж по технике безопасности и охране труда на занятиях физической культурой и спортом. Разучивание приемов страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений. Разучивание приемов самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями.

2. Измерение параметров физического развития студентов: роста, массы тела, окружности грудной клетки (в покое, на вдохе, на выдохе), силы правой и левой кистей, жизненной емкости легких.

3. Определение параметров функционального состояния организма студентов: артериального давления; задержки дыхания (на выдохе, на вдохе), частоты сердечных сокращений (в покое сидя, в покое стоя, после нагрузки, после восстановления).

4. Методика составления индивидуальных программ с оздоровительной направленностью. Разучивание и совершенствование выполнения комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики.

5. Разучивание и совершенствование выполнения упражнений, направленных на развитие специальных физических качеств.

6. Методика составления индивидуальных программ с тренировочной направленностью. Разучивание и совершенствование техники и темпа оздоровительных ходьбы и бега.

7. Методика определения профессионально значимых физических, психических и специальных качеств на основе профессиограммы будущего специалиста. Разучивание и совершенствование выполнения упражнений, направленных на развитие профессионально значимых физических качеств, прикладных двигательных умений и навыков.

8. Занятия на тренажёрах с целью совершенствования общей физической подготовки.

9. Выполнение физических упражнений с использованием методов строго регламентированного упражнения и методов частично регламентированного упражнения.

10. Разучивание и совершенствование выполнения комплекса упражнений гигиенической утренней гимнастики с учетом профессиональных особенностей труда. Проведение фрагментов занятий. 

Учебно-тренировочная

При проведении учебно-тренировочных занятий преподаватель определяет оптимальный объем физической нагрузки, опираясь на данные о состоянии здоровья обучающихся, дает индивидуальные рекомендации к занятиям по тому или иному виду спорта.

1. Легкая атлетика

Решает задачи поддержки и укрепления здоровья. Способствует развитию выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств, упорства, трудолюбия, внимания, восприятия, мышления.

Низкий и высокий старт, прыжки в высоту, бег на короткую дистанцию, финиширование, развитие выносливости, эстафетный бег, метание гранаты прыжки в длину, бег 100 м, бег 3 км.

2. Кроссовая подготовка

Решает задачи общей физической, профессиональной подготовки и укрепления здоровья. Кроссовый бег, преодоление полосы препятствий, марш-бросок относятся к важнейшим средствам физической подготовки юношей к службе в вооруженных силах. Поскольку эти виды упражнений хорошо развивают основные физические качества, они служат также целям подготовки молодежи к будущей профессиональной деятельности, в любой из выбранных ребятами профессий это качество необходимо. Кроссовый бег используется и во многих видах спорта в качестве одного из важнейших средств общей физической подготовки.

Отработка техники группового старта и бега. Отработка техники бега по пересеченной местности. Отработка техники бега в гору и бега при спуске. Отработка техники бега с преодолением естественных препятствий. Бег 1 км, дыхание в беге на длинную дистанцию, бег 1500 м без учета времени, техника бега на длинную дистанцию, равномерная ходьба и бег средней интенсивности до 2х км, переменная ходьба и бег средней интенсивности до 3х км, переменная ходьба и бег высокой интенсивности до 3х км, повторный бег 3 км высокой интенсивности, бег 3 км с соревновательной скоростью, бег 3 км на время.

3. Спортивные игры

Проведение спортивных игр способствует совершенствованию профессиональной двигательной подготовленности, укреплению здоровья, в том числе развитию координационных способностей, ориентации в пространстве, скорости реакции; дифференцировке пространственных временных и силовых параметров движения, формированию двигательной активности, силовой и скоростной выносливости; совершенствованию взрывной силы; развитию таких личностных качеств, как восприятие, внимание, память, воображение, согласованность групповых взаимодействий, быстрое принятие решений; воспитанию волевых качеств, инициативности и самостоятельности.

Из перечисленных спортивных игр образовательное учреждение выбирает те, для проведения которых есть условия, материально-техническое оснащение, которые в большей степени направлены на предупреждение и профилактику профзаболеваний.

Волейбол

Исходное положение (стойки), перемещения, передача, подача, нападающий удар, прием мяча снизу двумя руками, прием мяча одной рукой с последующим нападением и перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении вперед и последующим скольжением на груди-животе, блокирование, тактика нападения, тактика защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам.

Баскетбол

Ловля и передача мяча, ведение, броски мяча в корзину (с места, в движении, прыжком), вырывание и выбивание (приемы овладения мячом), прием техники защиты - перехват, приемы, применяемые против броска,  накрывание, тактика нападения, тактика защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам.

4. Лыжная подготовка

Выбор лыж, палок, снаряжения; посадка лыжника. Ходьба на лыжах: повороты на месте, строевые упражнения с лыжами и на лыжах; имитационные упражнения. Обучение технике передвижения на лыжах различными ходами; скользящий шаг; переходы с хода на ход; способы подъемов и торможений; стойка при спусках; повороты в движении. Выполнение комплекса упражнений для разминки перед соревнованиями.

5. Гимнастика

Решает оздоровительные и профилактические задачи. Развивает силу, выносливость, координацию, гибкость, равновесие, сенсоторику. Совершенствует память, внимание, целеустремленность, мышление.

Выполнение строевых упражнений: строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания. Фигурная маршировка. Управление строем при проведении студентами (учащимися) строевых упражнений с учебной группой.

Выполнение общеразвивающих упражнений (ОРУ) с гимнастическими предметами: палкой, мячом, обручем, скакалкой, гантелями, набивным и малым мячом. Выполнение ОРУ на гимнастической скамейке и со скамейкой.

Упражнения на перекладине: подъемы, опускания, перемахи, обороты, соскоки. Висы и упоры. Отжимание в упоре лежа на полу.

Упражнения в паре с партнером, упражнения для профилактики профессиональных заболеваний (упражнения в чередовании напряжения с расслаблением, упражнения для коррекции нарушений осанки, упражнения на внимание, висы и упоры, упражнения у гимнастической стенки). Комплексы упражнений вводной и производственной гимнастики. Акробатика: длинный кувырок, стойка на лопатках. Опорный прыжок.


6. Атлетическая гимнастика, работа на тренажерах

Решает задачи коррекции фигуры, дифференцировки силовых характеристик движений, совершенствует регуляцию мышечного тонуса. Воспитывает абсолютную и относительную силу избранных групп мышц.

Круговой метод тренировки для развития силы основных мышечных групп с тренажерами и снарядами. Техника безопасности занятий.

Техника подъема одной гири, техника подъема двух гирь, тактика подъема одной гири и отдых, тактика подъема двух гирь и отдых, техника выполнения становой тяги, техника выполнения приседа со штангой, техника выполнения жима лежа, тактика выступления в соревнованиях по пауэрлифтингу.

Зачет. Контроль качества теоретических знаний по изученным темам (тестирование). Контроль владения жизненно важными умениями, навыками: бег на 100 м; на 500 м (для девушек), на 1000 м (для юношей), наклоны туловища вперед; прыжок в длину с места, прыжки через скакалку за 1 мин. Вариативная часть: Выполнение физических упражнений профессиональной направленности. Лыжные гонки на 3 км.


  1.  Календарно-тематическое планирование по разделу

Календарно-тематический план (Приложение 1) выполняет функцию методического обеспечения учебного процесса. Объектами планирования являются не только основные упражнения, предусмотренные программой и графиком, но и система подготовительных, подводящих и контрольных упражнений, а также теоретические сведения и домашние задания. Первым этапом в разработке календарно - тематического плана является определение стержневых образователь­ных, воспитательных и оздоровительных задач. В перечне образовательных задач предлагаю выделять следую­щие виды:

  • обучающие, связанные с решением задач обучения технике двигатель­ных действий;

  • интеллектуально развивающие, связанные с решением задач освоения комплекса теоретических знаний по видам двигательной активности;

  • кондиционно развивающие, связанные с решением задач развития фи­зических качеств;

  • интенционно развивающие, связанные с решением задач формирова­ния интереса к занятиям физической культурой.

Воспитательные задачи связываются с решением задач социально-психологического развития школьников, воспитания нравственно-эстетических и морально-волевых качеств личности. Оздоровительные задачи связываются с решением задач профилактики отклонений в состоянии здоровья (ОРЗ, осанка, стопа) и повышения адаптационных возможностей детей к условиям окружаю­щей среды.

Эффективность разрабатываемого календарно-тематического плана определяется способностями преподавателя соразмерить сложность изучаемого двигательного действия с возможностями учащегося и условиями, в которых будет протекать планируемый учебный процесс. При распределении учебного материала по урокам необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • разучивание двигательного действия целесообразно осуществлять на смежных уроках;

  • избегать разучивания на одном уроке отрицательно взаимодействую­щих двигательных действий и физических качеств;

  • решаемые на уроке задачи должны требовать от учащихся разнообразной познавательной деятельности, а средства оказывать разностороннее воздей­ствие на физическое, умственное и психическое развитие.







  1. Разработка урока

План-конспект урока завершает систему планирования учебного мате­риала. Он является наиболее конкретным документом. Его отличает детализа­ция задач, содержания и организационных моментов. Конспект разрабатывает­ся на основе поурочно - тематического плана и представляет собой сценарий планируемого урока. В нем тесно переплетаются содержательная, методическая и организационная стороны занятия, которые в комплексе и обеспечивают решение намеченных задач. Содержательная сторона определяется программой и предшествующими документами планирования; методическая - особенностями занимающихся, характером упражнений, опытом и уровнем подготовки преподавателя: организационная - оптимальным соотношением и взаимодействием в усло­виях конкретной площадки содержательной и методической сторон. Целью разработки плана-конспекта является определение оптимального варианта содержания и построения урока.

Тема урока: «Обучение кроссовому бегу»

Место проведения: специализированная спортивная площадка

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Способствовать повышению уровня общей физической подготовленности.

  2. Формировать технику специальных и специально-подготовительных упражнений легкоатлета.

  3. Автоматизация техники преодоления отдельных препятствий.

Воспитательные: воспитание физических качеств, ответственности за выполняемую деятельность, формирование осмысленного отношения к учебной деятельности. Формирование коллективных действий. Развивать чувство ритма и создавать двигательное представление о технике физических упражнений и учить правильному дыханию.

Оздоровительные: формировать навыки самоконтроля, умение правильно сочетать нагрузку и отдых, укрепление мышц позвоночника и опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки.

В подготовительной части урока решаем задачи связанные сформированием осмысленного и ответственного отношения к учебной деятельности. Формирование коллективных действий. Развивать способность сохранять заданный темп, быстро и точно реагировать на звуковые, зрительные сигналы развивать быстроту и скоростно-силовую способность в движении. Формировать практический опыт коллективных отношений воспитывать “школу движений”. Учить сохранять положение туловища, ног, рук. Развивать чувство ритма и создавать двигательное представление о технике физических упражнений и учить правильному дыханию.

Под музыку дежурный вводит группу на площадку, выстраивая в две шеренги. Схема расположения студентов на площадке приведена на рис. 1.

Рис. 1. Расположение студентов на площадке

Производит расчёт по порядку. Сдаётся рапорт и сообщаются задачи урока. В начале урока каждая шеренга объявляется командой и получает за выполнение заданий очки. Сообщается что, в ходе урока за выполнение заданий и технику физических упражнений 12 учащихся будут оценены. Временно освобождённые дети на данном уроке составляют пульсометрию, используя компьютер.

На рис. 2 приведены общеразвивающие упражнения в парах.

Рис. 2. Общеразвивающие упражнения в парах


Выполняются повороты на месте, повороты прыжком и различное их сочетание. Производится ходьба в обход в две шеренги и выполняются упражнения в ходьбе и в беге в парах. Затем учащиеся переходят на ходьбу.

Рис. 3. Общеразвивающие упражнения в кругу

Выполняют упражнения на дыхание и перестраиваются в круг (или в два круга). Проводятся общеразвивающие упражнения в кругу (или в кругах). ОРУ проводятся поточным способом, взявшись за руки.

Основные задачи: формировать опыт коллективных действий, развивать способность к перекрестной координации движений рук и ног без зрительного контроля, развивать чувство ритма и создавать двигательное представление о физических упражнениях; создать двигательное представление о движениях тела при выполнении физических упражнений; создавать условия, способствующие активному выполнению движений при выполнении ОРУ.

Основная часть

Основными задачами, которые ставим перед собой и учащимися на этом этапе урока: способствовать повышению уровня общей физической подготовленности; предупреждение возникновению ошибок при выполнении специальных и специально подготовительных упражнений легкоатлета; стимулировать интерес к занятиям и поощрять учащихся за правильность экономичность, точность и рациональность выполнения упражнений. При выполнении комплекса упражнений специальных упражнений для совершенствования скоростно-силовых способностей и выносливости используются барьеры (изготовляются из алюминиевой проволоки 16 мм или поролонового бруска). Данный инвентарь эффективно активизирует деятельность учащихся и достаточно безопасны. Выполняются упражнения через 15 – 20 барьеров расстояние между ними 120 см затем ускорение 10 – 15 метров, возвращаются обычной ходьбой. Так как у нас две команды то ставится две полосы барьеров. 

Бег с высоким подниманием бедра с различными положениями и движениями рук: руки на пояс, руки вверх, руки вниз в замок с движениями вправо и влево, вращение рук вперёд ладони во внутрь (это даёт возможность укреплять мышцы спины), вращение рук назад с положением ладони (рис. 4).

Рис. 4. Бег с высоким подниманием через барьер


Все упражнения дают возможность совершенствовать скоростно-силовые способности, обучают технике беговых упражнений, развивают мышцы брюшного пресса, координацию движений. Происходит это за счёт “принудительного” поднимания ног через барьеры.

Рис. 5. Прыжки в шаге через барьер


Данная серия упражнений готовит учащихся к выполнению прыжка “в шаге”: бег с высоким подниманием бедра с вращением рук в противоположные стороны, вращение двумя руками вперед (назад), прыжки “в шаге” выполняются через два барьера (рис. 5), затем можно выполнить ускорения через барьеры с различной амплитудой шага, выполнение cкрестного шага правым (левым) боком. Скрестный шаг зачастую у учащихся в метаниях не получается. Для более быстрого овладения данного двигательного действия мы даём это упражнение.

Рис. 6. Прыжковые упражнения через барьер


Заканчивается серия выполнения упражнений прыжковыми упражнениями через барьер. Положение рук за головой, на пояс дают возможность более эффективно воздействовать на различные группы мышц (рис. 6). Бег с преодолением препятствий идёт по двум основным направлениям:

  • автоматизация техники преодоления отдельных препятствий;

  • воспитание выносливости – работа над темпом бега в соединении с преодолением препятствий.

Перед учащимися ставится задача, способы преодоления препятствий учащиеся избирают самостоятельно, проявляя при этом смекалку, находчивость, умение гибко использовать полученные знания (рис. 7). После выполнения задания обязательно подводятся итоги, отмечаем целесообразные способы, наиболее отличившихся студентов.

Рис. 7. Преодоление полосы препятствий

Заключительная часть

Постепенное восстановление организма студентов осуществляется путём проведения упражнений на внимание, подвижных игр малой интенсивности, упражнений на восстановление дыхания. Включаем упражнения на гибкость по типу стретчинга (рис. 8).

Рис. 8. Упражнения на гибкость

Освобождённые на компьютере демонстрируют пульсовую кривую, комментируют преодоление полосы препятствий и рекомендуют отметку для учащихся. Подводится итог урока, выставляются оценки. Задаётся задание на дом. Для освобождённых, составить комплекс ЛФК и его продемонстрировать. Основная группа – разучить комплекс упражнений на дыхание. Выход в раздевалку строем под музыку.

  1. Результаты педагогической деятельности


Для определения результативности своей деятельности, степени эффективности решения поставленных целей и задач использую мониторинговые исследования учебно-воспитательного процесса,

Рис. 9. Среднее качество знаний и умений студентов ГБОУ СПО ШАПТ по физической культуре


В студенческом возрасте наиболее высока потребность учащихся к соревнованию, что повышает познавательный интерес, побуждает к работе по углубленному изучению материала, к поиску чего-то нового. Эти задачи не могут быть решены только на уроке, так как требуют применения форм и методов, не укладывающихся в жесткие рамки учебных занятий. Формой их реализации является внеклассная работа, что ведет к непрерывному совершенствованию знаний, умений и навыков, умению самостоятельно пополнять их и применять на практике.

Об устойчивом интересе к предмету свидетельствует стабильное количество учащихся, принимающих участие в соревнованиях и научно-исследовательской деятельности.

Результаты участия в областной спартакиаде студентов ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум» среди учреждений, реализующих программы НПО и СПО приведены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты участия в областной спартакиаде студентов ГБОУ СПО ШАПТ среди учреждений, реализующих программы НПО и СПО

Учебный год

Участники

Результат

2009-2010

юноши

3 место

2010-2011

юноши

2 место

2011-2012

юноши

5 место


Результаты участия студентов ГБО СПО «Шахунский агропромышленный техникум» в областных и всероссийских научно-практических конференциях приведены в табл. 4.

Таблица 4

Результаты участия студентов ГБОУ СПО ШАПТ в областных и всероссийских научно-практических конференциях

Учебный год

Участники

Результат

2009-2010

Смирнов И.

1 место

2010-2011

Хаймов А.

4 место

2011-2012

Зверев А.

2 место


Личностно-ориентированный подход к студенту позволил усилить интерес к предмету, мобилизовать возможности студентов на изучение предмета. Ежегодно несколько выпускников техникума поступают и успешно учатся в вузах на специальностях, связанных с физической культурой.











Заключение


В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей.

К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.

Творческий потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая в творчестве может быть выражена объективно или субъективно для каждого человека.

Для того чтобы у студентов развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной.

Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.

Направленность занятий физической культурой не только на освоение знаний, умений и навыков, а на формирование у будущего специалиста способности и готовности к использованию средств и методов физической культуры в решении задач поддержания высокого уровня работоспособности и здоровья особо актуальна в условиях перехода на ФГОС НиСПО.

Список литературы

Основные источники:


  1. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие для студентов сред. проф. заведений

2-е изд., перераб. – М: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. – 336 с.

2. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта:

учебник / И.С.Барчуков; под общ. ред. Г.В.Барчуковой. – М.:

КНОРУС, 2011. – 368 с. – (Среднее профессиональное образование).

3. Бишаева А.А. Физическая культура: учебник для нач. и сред.

проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

– 272 с.

4. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: учебное

пособие для студентов средних профессиональных заведений – М.:

Академия, 2007. – 152 с.

5. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Палтиевич Р.Л., Погадаев Г.И.

Физическая культура: учебное пособие для студентов средних

профессиональных заведений – М.: Академия, 2010. – 176 с.


Дополнительные источники:


  1. Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основ физической культуры и спорта: учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по направлениям 030500 «Юриспруденция» и 032101 «Физическая культура и спорт»/С.В.Алексеев; под ред. П.В.Крашенинникова. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. – 671 с.

  2. Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов:Учеб.пособие.-М.: Изд-во РУДН, 2002. – 165 с.

  3. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ И.С.Барчуков, А.А.Нестеров; под общ. ред. Н.Н.Маликова. - 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 528 с.

  4. Баршай В.М. Гимнастика: учебник / В.М. Баршай, В.Н.Курысь, И.Б.Павлов. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 314, (1) с.: ил.

  5. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник/ А.А.Васильков. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 381 с.: ил. – (Высшее образование).

  6. Васильков А.А. Теория и методика спорта: учебник / А.А.Васильков. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 379 с. – (Высшее образование).

  7. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. – М.: Издательство: Гардарики, 2007. - 224 с.

  8. Виноградов Г.П. Атлетизм: Теория и методика тренировки [Текст]: Учебник для высших учебных заведений / Г.П.Виноградов. – М.: Советский спорт, 2009. – 328 с.: ил.

  9. Гимнастика М.Л.Журавин, О.В.Загрядская, Н.В.Казакевич и др.; под ред. М.Л.Журавина, Н.К.Меньшикова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 448 с.

  10. Глейберман А.Н. Упражнения с предметами (гимнастическая палка) – М.: Физкультура и спорт, 2006 – 256 с., ил. (Спорт в рисунках).

  11. Глейберман А.Н. Упражнения с предметами (гимнастическая скамейка, стенка) – М.: Физкультура и спорт, 2005 – 224 с., ил. (Спорт в рисунках).

  12. Глейберман А.Н. Упражнения со скакалкой. – М.: Физкультура и Спорт, 2007 – 234 с., ил. (Спорт в рисунках).

  13. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспи­тания и спорта: Учеб. пос. - М.: ИЦ «Академия», 2000. - 288 с.

  14. Городнова М.Ю. Методические рекомендации к проведению урока профилактики наркологических заболеваний среди учащихся общеобразовательных учреждений. / Под общей редакцией проф. Евсеева С.П. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2007. – 44 с.

  15. Григоревич В.В. Всеобщая история физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие / В.В. Григоревич. М.: Советский спорт, 2008. – 288с.

  16. Грецов А.Г. Методика профилактики табакокурения в подростковых и молодежных группах. / Методическое пособие. Под общей редакцией проф. Евсеева С.П. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2008. – 28 с.

  17. Грецов А.Г. Психологический тренинг в профилактике наркозависимости подростков и молодежи в спорте, образовании, клубной работе./Учебное пособие. Под общей редакцией проф. Евсеева С.П. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2007. – 156 с.

  18. Губа В.П., Родин А.В. Волейбол в университете: Теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе [Текст]: учебн. пособие / Д.В.Губа, А.В.Родин М.: Советский спорт, 2009. – 164 с.

  19. Дворкин Л.С. Тяжелая атлетика [Текст]: учебник для вузов /Л.С. Дворкин; 1-я и 2-я главы – Л.С.Дворкин, А.П.Слободян. – М.: Советский спорт, 2005. – 600 с.

  20. Евсеев С.П. Формирование двигательных действий с помощью тренажеров / С.П. Евсеев. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 90 с.

  21. Евсеев С.П. Тренажеры в гимнастике / C.П. Евсеев. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 254 с.

  22. Евсеев Ю.И. Физическое воспитание / Ю.И.Евсеев. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 380 с.: ил. – (Высшее образование).

  23. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, В.М.Минбулатов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.

  24. Жилкин А.И. Легкая атлетика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.И.Жилкин, В.С.Кузьмин, Е.В.Сидорчук. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 464 с.

  25. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. — 448 с.

  26. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. – М.: «Высшая школа», 1991. – 224 с.

  27. Кабачков В.А. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи [Текст]: науч.-метод. пособие / В.А.Кабачков, С.А.Полиевский, А.Э.Буров. – М.: Советский спорт, 2010. – 296 с.: ил.

  28. Кайнова Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта.-М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007.-208с

  29. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие – М.: Советский спорт – 2003. – 224 с.

  30. Лукьянов В.И. Россия и олимпийское движение: вчера-сегодня-завтра. – М.: Терра-Спорт, 2004. – 256 с.: ил.

  31. Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.

  32. Олимпийский учебник студента [Текст]: учебное пособие для олимпийского образования в высших учебных заведениях В.С.Родиченко и др.: Олимпийский комитет России – 8-е издание, переработано и дополнено – М.: Советский спорт, 2010., 128 с.: ил.

  33. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – м.: педагогическое общество России, 2002

  34. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002

  35. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко и др. / под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008

  36. Полиевский С.А., Глейберман А.Н., Залетаев И.П. Общеразвивающие упражнения – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 120 с., ил.

  37. Полунин А.И. Спортивно-оздоровительный бег. Рекомендации для тренирующихся самостоятельно. – М.: Советский спорт, 2004. – 112 с.

  38. Пономарев Г.Н. Высшее профессиональное образование в области Физической культуры: состояние, предпосылки и направления обновления: Монография. – СПб.: Изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. – 262 с.

  39. Раменская Т.И. Специальная подготовка лыжника. Учебная книга. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 228 с.

  40. Родин А.В., Губа Д.В. Баскетбол в университете: Теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе [Текст]: учебн. пособие / А.В.Родин, Д.В.Губа. М.: Советский спорт, 2009. – 168 с.

  41. Сайганова Е.Г. Физическая культура. Самостоятельная работа : учебное пособие. Бакалавриат / Е.Г.Сайганова, В.А.Дудов. – М. : Изд-во РАГС, 2010. – 228 с.

  42. Сайганова Е.Г. Физическая культура : учебное пособие. Бакалавриат / Е.Г.Сайганова, В.А.Дудов. – М. : Изд-во РАГС, 2010. – 270 с.

  43. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, В.П.Савин и др.; Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.

  44. Теория и методика физической культуры: Учебник / под ред. проф. Ю.Ф.Курамшина. – 4-е изд., – М.: Советский спорт, 2010. – 464 с.

  45. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / Г.С.Туманян. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.

  46. Физическая культура: Печатная версия электронного учебника/ В.Ю.Волков, Л.М.Волкова: 2-ое изд. испр. и доп. – СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та. 2009. 322 с.

  47. Физическая культура, обучение и здоровье: основы самостоятельной тренировки студентов вузов: учеб. пособие. - СПб.: СПбГУП. – 2008. -156 с.

  48. Физическая культура студента: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под общей редакцией В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2009.

  49. Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / (И.С.Барчуков, Ю.Н.Назаров, С.С.Егоров и др.); под ред. В.Я.Кикотя, И.С.Барчукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 431 с.


Интернет ресурсы:


  1. Официальный сайт Министерства спорта, туризма и молодежной

политики Российской Федерации: Web: http://minstm.gov.ru.

  1. Федеральный портал «Российское образование»:

Web: http://www.edu.ru.

  1. Национальная информационная сеть «Спортивная Россия» Web: http://www.infosport.ru/xml/t/default.xml

  2. Официальный сайт Олимпийского комитета России Web: www.olympic.ru

  3. Сайт Учебно-методические пособия «Общевойсковая подготовка». Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009) Web: http://goup32441.narod.ru.




46




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!