СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физическая подготовка как важная часть физического воспитания студентов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ 

Просмотр содержимого документа
«Физическая подготовка как важная часть физического воспитания студентов»

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ


Физическая культура студента имеет важное значение, обеспечивая развитие физических, интеллектуальных способностей и нравственных качеств, психофизической выносливости, повышение физической работоспособности. Физическая подготовка студентов приобретает принципиально важное значение потому, что призвана не только обеспечивать физическое развитие и укрепление молодого организма, но и формировать навыки и потребности в здоровом образе жизни, закладывать фундамент прочности здоровья, общей физической работоспособности и воли будущего специалиста.

Несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию в стране, возрастающий дефицит финансирования образования, физическая культура по-прежнему остается предметом учебного плана.

Сохранение и укрепление здоровья студентов, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни является одной из основных задач системы физического воспитания образовательного учреждения по решению проблемы здоровье-образующего фактора в учебно-воспитательном процессе.

Проблемам физического воспитания молодежи посвящали свои многочисленные труды специалисты и ученые – педагоги, физиологи, психологи. Это работы М.Я. Виленского, В.Я. Игнатьевой, З.И. Кузнецовой, С.Д. Неверковича, В.В. Чешихиной, В.И. Филипповича и других специалистов в области физической культуры, считающих, что физическая подготовленность является важным компонентом здоровья учащейся молодежи, а ее улучшение – одной из главных задач физического воспитания. Особо ценными в смысле изучения проблем физической подготовки молодежи и их решения являются работы, представляющие описание личного опыта известных спортсменов и тренеров – легендарного баскетболиста и тренера Сергея Белова, парашютистки Любови Берлин, великого тяжелоатлета, политического деятеля, интеллигента Юрия Власова, летчика-парашютиста К.Ф. Кайтанова, известного тренера по фигурному катанию на коньках Т.А. Тарасовой.

Для того чтобы занятия физической культурой приносили максимальную пользу, перед системой в целом и перед каждым занятием в частности должны ставится цели, что в свою очередь требует информированности преподавателя о состоянии здоровья, уровне физической подготовленности каждого студента на каждом этапе обучения. Такая информация имеет большое практическое значение, а поэтому оценка эффективности физического воспитания каждого обучающегося должна проводиться, с одной стороны6 по состоянию его здоровья, а с другой – по уровню развития основных физических качеств, т.е. по уровню физической подготовленности.

В работах отечественных ученых отмечается, что понимание студентом пользы занятий спортом, ведение здорового образа жизни как витальной ценности может стать дополнительным резервом формирования разнообразных (в том числе доступных для каждого) видов физической культуры, прогрессивных тенденций в физическом развитии общества.

Так, Б.К. Бальсевич [1], М.Я. Велинский, Г.К. Карповский [2] приразработке направлений физической активности студентов в учебных заведениях неспортивного профиля определяют объективные и субъективные критерии. К объективным они относят требования социума, к субъективным – индивидуальные желания и потребности в занятиях различными видами физической культуры.

Подчеркнем, что для каждого вида физической культуры, культивируемой в образовательном учреждении, педагог должен быть вооружен знанием теории организации, задач, форм, средств и методов его проведения. В современном ОУ для преподавателей физической культуры это сделать несложно, поскольку в последние годы на прилавках книжных магазинов появилось много разработок по совершенствованию спортивных упражнений и методической поддержке физического воспитания в вузах, учреждениях среднего профессионального образования. Учитывая конкретный контингент студенческих групп, преподавателю остается только вносить небольшие изменения в методику проведения занятий в каждой из них. Это позволит удовлетворить потребности, мотивы и личностную ориентацию в физкультурной деятельности каждого молодого человека, повысит престиж в системе гуманитаризации образования.

В современной теории физической культуры условно определены три формы ее функционирования в образовательном учреждении неспортивного профиля: спорт, физическая рекреация и физическая реабилитация. Основой данного единства выступает главное средство – физические упражнения, которые являются основной структурной единицей практики. Основная форма функционирования физической культуры в российских учебных заведениях – неспециальное физкультурное образование [5]. В ряде работ названных авторов также указывается на необходимость усиления образовательной направленности физкультурной деятельности в образовательных учреждениях неспортивного профиля, на обеспечение элементарной физиологической грамотности их студентов. Такие мероприятия, кроме признания важности телесного развития, бесспорно, будут способствовать осознанному, творческому отношению к задачам, средствам, методам и формам физкультурной деятельности, формированию отношения к физической культуре как ценности.

В этом смысле для нас особый интерес представляют работы В.А. Головиной, в которых автор выделила условно четыре основные цели физического образования в условиях вуза:

  • достижение целостности знания о человеке, его культуре как системе норм, ценностей, ориентированных на развитие личностных качеств каждого молодого человека;

  • формирование нравственно-эстетических норм интеллигентности студента в единстве с его физкультурной деятельностью;

  • воспитание у студентов потребности и способности руководствоваться в своей жизни гуманистическими мотивами, умения прогнозировать и самокритично оценивать результаты телесного и духовного развития;

  • ориентация студентов на самообразование, саморазвитие, саморегуляцию и самоконтроль в области физической деятельности, непрерывное духовное и физическое развитие [4].


Это определение обусловлено повышением требований к физической, духовно-нравственной и общей культуре будущего специалиста, переходом развития самой системы физического образования и воспитания от экстенсивного – к интенсивному. Для учебного заведения неспортивного профиля В.А. Головина четко определяет три группы функций физкультурного образования – обучение, воспитание, управление.

Функция обучения означает формирование специальных знаний студента о физическом развитии человека вообще и своего в частности, овладение основами теории и методики занятий физическими упражнениями в различных видах физкультуры, навыками и техникой их выполнения.

Функция воспитания обеспечивает сформированность отношения к своему здоровью и физическому развитию как ценности, формирует волю, решительность, готовность преодолеть физические нагрузки (в том числе связанные с напряженным режимом учебы), потребность в регулярных занятиях спортом.

Функция управления – управление педагогическим воздействием – направлена на развитие силы, ловкости, выносливости, совершенствование тела и духа в процессе физкультурных занятий.

Структура физической культуры образовательных учреждений гуманитарного и технического профиля характеризуется не только строением, но и взаимосвязями, которые позволяют им взаимодействовать друг с другом на одном уровне (координационных характер) и в то же время подчиняться друг другу внутри системы – то есть имеют характер подчиненный. Причем каждый из видов физической культуры направлен на решение конкретных задач посредством общих и специфических методов и фор организации физической деятельности студенческой молодежи.

В настоящее время все более актуализируется проблема совершенствования системы непрерывного образования обучающихся в целях обеспечения двух основополагающих аспектов: формирования личности с характерным набором свойств, качеств и функций и ее подготовленности к практике социально значимых видов деятельности, главной из которых – производительный труд.

Общественная и личностная потребности, теоретические знания о физкультурной деятельности и становлении личности, подготовленной к практике труда, и значительный практический опыт учебных заведений обусловили выделение отдельной специфической отрасли физической культуры – профессионально-прикладной, которая изучает биологические, социальные и дидактические аспекты комплексного влияния прикладных видов физкультурной деятельности и призвана обеспечивать на всех этапах обучения в ОУ формирование личности созидающей, создающей материальные и духовные ценности, обладающей высокой прикладной подготовленностью.

Таким образом, профессионально-прикладная физическая культура призвана удовлетворять общественные и личностные потребности в формировании личности с характерным комплектом как общих, так и конкретных профессионально-прикладных физических, психофизиологических качеств и функций, двигательных умений и навыков, необходимых для овладения профессией на всех этапах совершенствования в профессиональной деятельности [6].

Уместно заметить, что уровень физической культуры студенчества имеет особо важное значение, поскольку он не только влияет на степень освоения учащейся молодежью учебной программы и эффективность их отдачи как специалистов после получения диплома, но и в значительной мере определяет выбор обществом образа жизни. Поскольку именно от технической интеллигенции, от молодых специалистов, руководителей в значительной степени зависит результат этого выбора.

К задачам, которые должна решать сегодня система физического воспитания в образовательном учреждении, можно отнести: воспитание потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни и включение студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность по освоению ценностей физической культуры; формирование системы теоретических знаний и практических умений в области физической культуры; обеспечение необходимого уровня профессиональной готовности будущих специалистов, включающей физическую подготовленность, тренированность, работоспособность, развитие профессионально значимых физических качеств и психомоторных способностей; полноценное использование средств физической культуры для профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья, овладения умениями по самоконтролю в процессе физкультурно-спортивных занятий [6].

К противоречиям, которые сдерживают решение этих задач, мы относим: неполное соответствие учебных программ сути указанных задач; недостаточность или отсутствие мотивов для их решения у преподавателей физического воспитания образовательных учреждений неспортивного профиля; недостаточную материальную базу для реализации процесса физического воспитания студентов; недостаточный уровень физического развития и образования поступивших в ОУ, отсутствие потребности в физическом совершенствовании; неопределенность требований к минимальному уровню физического развития поступающих в образовательные учреждения; высокая учебная нагрузка на одного преподавателя физического воспитания; несовершенство соревновательных систем (как внутри учебных заведений, так и между ними), стимулирующих и мотивирующих лишь отдельные команды или отдельных спортсменов на достижение более высоких результатов в спорте.

Для преодоления названных затруднений необходимо обеспечение физической культуры и спорта профессиональными и общественными кадрами. Это направление работы сегодня является одним из главных для системы профессионального образования.


Литература.

1. Бальсевич Б.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура и воспитание, образование, тренировка. 1996. № 2.

2. Виленский М.Я.,Карповский Г.К. Мотивационно-ценностное отношение студентов к физическому воспитанию и пути его направленного формирования // Теория и практика физической культуры. 1984. № 10.

3. Власов Ю.П. Мы есть и будем. Воронеж: Воронеж. обл. изд-во, 1996.

4. Головина В.А. Развитие физкультурно-оздоровительной работы в высшей школе на современном этапе: дис. … канд. пед. наук. М., 2002. 178 с.

5. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания // под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. 2-е изд., испр. и доп. М., 1976. Т.2.

6. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физкультуре и спорте и РФ». URL:http//base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?reg…



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!