СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физическая реабилитация при бронхиальной астме.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курсовая работа Князевой Т.Ф. на тему "Физическая реабилитация при бронхиальной астме. ЛФК".

Просмотр содержимого документа
«Физическая реабилитация при бронхиальной астме.»

54






Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет физической культуры»

Кафедра спортивной медицины и физической реабилитации













КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Физическая реабилитация»


Физическая реабилитация при бронхиальной астме











Выполнил: Князева Татьяна Федоровна





Сатка 2016



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Основные клинические данные о болезни бронхиальная астма…………………………………………………………………………… 5

1.1 Общая характеристика заболевания. Классификация болезни… 5

1.2 Этиология бронхиальной астмы………....……………………...... 8

1.3 Патогенез бронхиальной астмы……………………………...…… 10

1.4 Клиническая картина бронхиальной астмы……………………….14

1.5 Диагностика бронхиальной астмы…….………………………..... 16

1.6 Лечение и профилактика бронхиальной болезни ……………… 20

ГЛАВА 2. Лечебная физкультура при бронхиальной астме... 25

2.1 Методика лечебной физкультуры при бронхиальной астме на стационарном этапе реабилитации……………………………………………..25

2.2 Методика лечебной физкультуры при бронхиальной болезни на поликлиническом этапе реабилитации………………………………………...33

2.3 Методика лечебной физкультуры при бронхиальной астме на санаторном этапе реабилитации……………………………………………….35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….41

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ…………………………………………….43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………44

Приложение А Примерный комплекс лечебной гимнастики при бронхиальной астме……………………………………………………………..47


ВВЕДЕНИЕ


Бронхиальная астма – это хроническое заболевание бронхиального дерева на фоне нарушения иммунитета, аллергии и невроза. Бронхиальная астма сопровождается хроническим воспалением бронхов с инфекцией или без нее. Провоцировать развитие бронхиальной астмы может общая зашлакованность организма (печени, кишечника), наличие паразитов (токсоплазма, хламидия, аскариды) или хронических инфекций верхних дыхательных путей.

Обострение бронхиальной астмы может случаться от физической нагрузки, от холода, на фоне простуды, при перенасыщении организма аллергенами (с пищей, водой, воздухом).

Актуальность исследования. Астма – заболевание, при котором периодически возникают приступы удушья из-за сужения бронхов. К сужению бронхов ведут три процесса: спазм мускулатуры бронхов, отек слизистой оболочки бронхов, избыточное образование слизи. Такие явления затрудняют дыхание, возникают одышка и удушья – основные симптомы приступа астмы. Характерные для приступа астмы хрипы – результат выдоха через суженные бронхи. Их можно сравнить со звуком, издаваемым воздухом, выходящим из воздушного шарика.

Как проявляется бронхиальная астма знают все. Это приступообразный кашель, с удушьем которое завершается отхождением скудной, вязкой мокроты. Астматический обструктивный бронхит – это предастма. Астматический бронхит наиболее хорошо поддается воздействию натуральных средств, поскольку главное в нем – активность инфекций, а ее можно убрать, через нормализации иммунитета.

Цель данной работы – исследовать анатомо-физиологические, патофизиологические и клинические особенности течения бронхиальной астмы, а также рассмотреть методы лечебной физкультуры, как элементы терапии приступов астмы.

В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:

- дать общую характеристику заболевания;

- выявить распространенность болезни;

- рассмотреть этиологию бронхиальной астмы;

- исследовать патогенез бронхиальной астмы;

- проанализировать клиническую картину бронхиальной астмы;

- выявить методы, предупреждающие приступы астмы;

- рассмотреть ЛФК, как элемент терапии приступов астмы;

- разработать примерный комплекс упражнений;

- подвести итоги проделанной работы.



















ГЛАВА 1. Основные клинические данные о болезни - бронхиальная астма


1.1 Общая характеристика заболевания. Классификация болезни



Большинство определений бронхиальной астмы как самостоятельной нозологической формы (первая группа) основано на ведущем клиническом симптоме: удушье или одышка, с характеризующими их вариабельностью и обратимостью. Во второй группе определений используются в качестве основного критерия повышенные реактивность и чувствительность бронхов. В третьей группе определений сочетаются одышка и удушье с изменёнными чувствительностью и реактивностью бронхов, в четвёртую группу входят комплексные определения, включающие многие, в том числе клинические и лабораторные, показатели.

Одним из наиболее удачных и популярных в нашей стране является определение бронхиальной астмы, сделанное А. Д. Адо и П. К. Булатовым: «Бронхиальная астма – самостоятельное, хроническое, рецидивирующее заболевание инфекционной или неинфекционной (атопической) этиологии, обязательным патогенетическим механизмом которого является сенсибилизация, а основным (обязательным) клиническим признаком – приступ удушья вследствие бронхоспазма, гиперсекреции и отёка слизистой оболочки бронхов». В настоящее время появилось много неоспоримых доказательств того, что в патогенезе бронхиальной астмы изменения иммунной системы не являются обязательными и что кроме инфекционных агентов и атопических аллергенов бронхиальную астму могут вызывать и другие факторы внешней среды.

С учётом сказанного, в определение бронхиальной астмы, данное А. Д. Адо и П. К. Булатовым, были внесены дополнения. Основным и обязательным патогенетическим механизмом бронхиальной астмы как самостоятельной нозологической единицы является изменённая реактивность бронхов, обусловленная специфическими (иммунологическими) и /или неспецифическими, врождёнными или приобретёнными механизмами, а основным (обязательным) клиническим признаком – приступ удушья и /или астматический статус вследствие спазма гладких мышц бронхов, гиперсекреции, дискринии и отёка слизистой оболочки бронхов.

Включить в определение бронхиальной астмы указание на этиологические факторы в настоящее время не представляется возможным из-за их многообразия и недостаточной изученности, а также большой роли в возникновении бронхиальной астмы наследственных, психологических факторов.

Данное определение бронхиальной астмы даёт возможность дифференцировать бронхиальную астму от других заболеваний, сопровождающихся обструкцией бронхов, и позволяет индивидуализировать клиническую оценку каждого случая заболевания.

Классификация бронхиальной астмы.

В нашей стране получила широкое распространение клинико-патогенетическая классификация форм и стадий бронхиальной астмы, созданная А. Д. Адо и П. К. Булатовым:

1. Этапы развития бронхиальной астмы:

    • Биологические дефекты у практически здоровых людей.

    • Состояние предастмы. Это не нозологическая форма, а признак угрозы возникновения клинически выраженной бронхиальной астмы, включается в клинический диагноз после основного заболевания.

    • Клинически оформленная бронхиальная астма – после первого приступа или статуса бронхиальной астмы. Диагноз «бронхиальная астма» ставиться на третьем этапе развития болезни.

2. Формы бронхиальной астмы:

  • Иммунологическая форма.

  • Неиммунологическая форма.

3. Клинико-патогенетические варианты бронхиальной астмы:

  • Атопический – с указанием аллергизирующего аллергена или аллергенов.

  • Инфекционно-зависимый – с указанием инфекционных агентов и характера инфекционной зависимости, которая может проявляться стимуляцией атопических реакций, инфекционной аллергией и формированием первично изменённой реактивностью бронхов.

  • Аутоиммунный.

  • Гормональный – с указанием эндокринного органа, Функция которого изменена, и характера дисгормональных изменений.

  • Нервно-психический с указанием вариантов нервно-психических изменений.

  • Первично изменённая реактивность бронхов, которая формируется без участия изменённых реакций иммунной, эндокринной и нервной систем, может быть врождённой, проявляться под влиянием химических, физических, механических ирритантов и инфекционных агентов. Характеризуется приступами удушья при физической нагрузке, воздействии холода, медикаментов и т.д.

Возможны различные комбинации вариантов, причём к моменту обследования один из клинико-патогенетических вариантов является основным. У больного может быть один клинико-патогенетический вариант. В процессе развития бронхиальной астмы может происходить смена основного и второстепенных вариантов.

4. Тяжесть течения бронхиальной астмы:

  • Лёгкое течение.

  • Течение средней тяжести.

  • Тяжёлое течение.

5. Фазы течения бронхиальной астмы:

  • Обострение.

  • Затихающее обострение.

  • Ремиссия.

6. Осложнения:

  • Лёгочные: эмфизема лёгких, лёгочная недостаточность, пневмоторакс и др.

  • Внелёгочные: дистрофия миокарда, лёгочное сердце, сердечная недостаточность и т.д.


1.2 Этиология бронхиальной астмы


В этиологии бронхиальной астмы необходимо прежде всего учитывать ее аллергическую природу — состояние повышенной чувствительности организма и воздействие аллергена. В этом отношении бронхиальная астма неотделима от других аллергических заболеваний. Правомерность такой постановки вопроса находит подтверждение и в том, что у значительной части больных бронхиальной астмы можно констатировать одновременное наличие двух и больше аллергических заболеваний, или последние сменяют друг друга в разные периоды жизни.

Рекмен и Колмс обнаружили у 28%, Б.Б. Коган у 24% больных бронхиальной астмы и другие аллергические заболевания (сеяную лихорадку, крапивницу, отек Квинке, мигрень, экзему), а по данным Брее, у большинства больных наблюдается сочетание двух и более аллергических заболеваний. Для развития заболевания необходимо воздействие аллергена, чаще всего находящегося в окружающей среде, связанного с климатическими, битовыми или производственными условиями. Например, сенная астма и лихорадка, такая профессиональная астма (урсоловая у меховщиков, ипекакуановая у фармацевтов и т. п.). Устранение контакта с полленами при сенной астме или перемена профессии в самом начале заболевания профессиональной астмой сопровождаются прекращением приступов.

Аллергены не вызывают специфической для каждого из них болезни. Насчитывающиеся в настоящее время сотнями общепризнанные аллергены самой разнообразной природы обусловливают сравнительно небольшое число аллергических заболеваний, причем только у лиц, обладающих качественно измененной реактивностью организма, повышенной чувствительностью. В отличие от инфекции или токсина, аллергены не определяют специфичности патологических изменения и клинической картины при аллергических заболеваниях. В этом отношении решающая роль принадлежит реактивным свойствам макроорганизма. В классическом опыте с анафилактическим шоком на животных при одной и той же методике введения антигена у морской свинки получается спазм гладкой мускулатуры бронхов, вздутие легких и асфиксия, у кроликов — спазм легочных артерий с острым расширением правого сердца, у собаки — спазм сосудов печени с застойными явлениями в системе воротной вены и т. д. Каждому виду, т. о., свойственны свои характерные проявления анафилаксии. Повторное введение сыворотки Человеку вызывает сывороточную болезнь не в 100%, а в 50—70% случаев.

В условиях многолетнего контакта в производственной обстановке с урсолом заболевает урсоловой астмой лишь небольшой процент работающих. То же можно сказать о сенной астме или сенной лихорадке, которыми заболевает лишь небольшой процент лиц, находящихся в контакте с указанными аллергенами (полленами). Таким образом, для развития аллергического заболевания необходимо состояние сенсибилизации организма.

Опубликованные в 20 в. специальные исследования генеалогическим методом (Vender Veer, Adkinson, Б. Б. Коган и А. А. Канаревская, Schwartz и др.), а также описанные конкордантные и дискордантные случаи астмы и других аллергии, заболеваний у одно- и двухяйцевых близнецов не только подтвердили более ранние клин. наблюдения, по с еще большей убедительностью показали решающую роль наследственности в этиологии астмы и других аллергических заболеваний. Б.Б. Коган и А.А. Канаревская обнаружили указа пня в генеалогиях на бронхиальной астме и другие аллергические заболевания у 49,2°, больных.

В группе меховщиков, страдавших проф. урсоловой бронхиальной астмой, положительная наследственность по аллергическим заболеваниям также достигла весьма высокой цифры – 45%. В генеалогиях, наряду с урсоловой бронхиальной астмой, отмечаются лица, не соприкасающиеся с урсолом и страдающие бронхиальной астмой и другими аллергическими заболеваниями не профессиональной природы. Астма и другие аллергические заболевания не передаются в готовом виде.

Наследуются лишь некоторые особенности организма, которые в условиях более или менее длительного воздействия адекватного аллергена могут стать основой развития повышенной чувствительности. Наследственность не фатальна, не предопределяет срока и условий возникновения, развития и клинической формы аллергии. Носители указанных наследственных свойств при отсутствии контакта с аллергеном могут оставаться всю жизнь фенотипически здоровыми.


1.3 Патогенез бронхиальной астмы


Патогенез бронхиальной астмы прежде всего определяется аллергической природой болезни. Характерны в этом отношении внезапное начало приступа и часто неожиданное самопроизвольное его прекращение, а также патоморфология астмы. Более или менее ясными представляются непосредственные механизмы приступа и, в частности, сужение просвета или обтурация бронхов, обусловленные спазмом бронхиальной мускулатуры, обильным секретом слизистой бронха, отеком последней. Последовательность, так же как и степень развития каждого из этих механизмов, и их патогенетическое значение могут быть различными и обусловливать индивидуальные особенности клинической картины в каждом отдельном случае. Спорными продолжают оставаться вопросы о роли гистамина, инфекции, а также нервной системы в патогенезе бронхиальной астмы и других аллергических заболеваний. Dale u i.aidlow (1910) при внутривенном введении морской свинке гистамина получили весьма сходную с анафилактическим шоком клиническую картину острого вздутия легких и асфиксии. На основе указанных экспериментальных данных, Biedl и Kraus считали, что образующийся во время анафилактического шока гистамин и представляет собой анафилактический токсин, непосредственно действующий на бронхиальную мускулатуру (Hossey, Crussiani, Koessler, Lewis и др.). В дальнейшем выяснилось, что при всем сходстве анафилактического и гистаминового шока у морской свинки имеются и весьма существенные различия между ними и, в частности, не вполне идентичные гистологические изменения в легких, в частности, отсутствие эозинофильной инфильтрации стенки бронхов, а также эозинофилов в содержимом просвета бронхов при гистаминовом шоке, различная эффективность антигистаминовых препаратов, преобладание спазма мускулатуры бронхов при гистаминовом шоке и отека слизистой при анафилактическом и т. д. На основе обширных экспериментальных исследований Фрибель (Friebel, 1955) пришел к выводу, что гистамин может играть лишь некоторую (не доминирующую) роль как один из токсических продуктов анафилактической реакции в патогенезе бронхиальной астмы, и значение гистаминовой теории аллергии не следует расширять.

Большое влияние на возникновение и течение бронхиальной астмы оказывает инфекция. Первый приступ нередко возникает на фоне пневмонии, гриппа, ангины или другой интеркуррентной инфекции, или еще чаще вслед за ними. В дальнейшем бронхиальная астма может неизменно рецидивировать в связи с указанными заболеваниями. В возникновении бронхиальной астмы играет роль также хроническая очаговая инфекция в миндалинах, придаточных пазухах, зубах, бронхах, желчном пузыре и т. д. Тем не менее инфекция не имеет самодовлеющего значения при бронхиальной астме. В пользу правомерности такого суждения говорят следующие факты:

1. указанными инфекционными заболеваниями страдает значительная часть населения, между тем лишь в отдельных случаях последние сопровождаются бронхиальной астмой;

2. бронхиальной астмой болеют под влиянием аллергенов, не имеющих ничего общего с инфекцией (профессиональная астма, сонная астма, нутритивная и др.), при отсутствии каких-либо указаний на инфекцию;

3. наиболее близкая к бронхиальной астме человека классическая экспериментальная модель (анафилактический шок у морской свинки) воспроизводится без привлечения инфекционного компонента;

4. возможность получения модели бронхиальной астмы в условиях какой-либо экспериментальной инфекции на животных не известна и т. д.

Роль инфекции в патогенезе бронхиальной астмы и других аллергических заболеваний можно представить следующим образом:

- связанное с инфекцией поражение слизистых оболочек способствует развитию повышенной чувствительности к адекватным аллергенам;

инфекция может легче проникнуть через измененные вследствие аллергии слизистые оболочки;

3. инфекционный очаг может играть роль источника сенсибилизации (сенсибилизация организма продуктами метаболизма патогенной флоры, пептидами – промежуточными продуктами распада белка макроорганизма в очаге, антигеном, возникающим в процессе взаимодействия между макро- и микроорганизмом и т. д.).

Очаг инфекции может у больного бронхиальной астмой являться лишь сопутствующим заболеванием и одновременно обусловливать приступы, являясь рефлексогенной зоной в отношении бронхиальной мускулатуры. В пользу последнего варианта свидетельствует прекращение приступов в некоторых случаях непосредственно после тонзиллэктомии, удаления кариозного зуба с гранулемой, холецистэктомии и т. п.

Неврогенная теория бронхиальной астмы возникла уже у самых истоков развития учения о ней. Клинические наблюдения над влиянием эмоций на возникновение и течение приступов бронхиальной астмы, эффективность психотерапии в некоторых случаях, преобладание приступов в ночное время, а также непосредственное участие вегетативной иннервации в механизме пароксизмов бронхиальной астмы послужили основанием для трактовки последней как невроза, психоневроза и т.п. вплоть до утверждений о существовании особой формы так называемой психогенной бронхиальной астмой. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, целостности организма, единстве организма и среды, теория нервизма Боткина—Павлова позволили ближе подойти к пониманию роли нервной системы, и ряд ранее известных фактов получил обоснованное научное объяснение. Так, давно описанный Мекензи (Mackenzie) случай (у женщины, страдавшей бронхиальной астмой на почве повышенной чувствительности к запаху роз, возник приступ в тот момент, когда она увидела бумажную розу) получил исчерпывающее объяснение в учении И.П. Павлова об условных рефлексах. Преобладание приступов в ночное время, во время сна стало понятным в свете павловских представлений о взаимоотношении коры и подкорки в смысле положительной индукции последней в условиях активного торможения коры (физиологические основы сна) и т.д.

Б.Б. Коган наблюдал и описал ряд случаев, позволяющих рассматривать эмоции как корковые импульсы, которые могут играть роль как пусковых, так и защитных, механизмов при бронхиальной астме. У одной больной (врача) впервые возник приступ бронхиальной астмы, когда она, будучи студенткой, курировала больного бронхиальной астмой. В другом случае у больного, находившегося в течение двух недель в астматическом состоянии, последнее купировалось непосредственно после сообщения о пожаре на предприятии, которым он руководил. Иллюстрацией благоприятного влияния творческой эмоции может служить драматический актер, страдающий в течение ряда лет бронхиальной астмой, у которого приступы не только никогда не возникали по время игры на сцене, но, наоборот, участие в спектаклях или репетициях неизменно купировало приступы. Изучение 12 больных бронхиальной астмой, у которых первый приступ возник в условиях психической травмы, позволило во всех случаях установить у них в анамнезе другие аллергические заболевания пли аналогичные указания в наследственности. Если к этому добавить, что попытки вызвать суггестивным путем приступ бронхиальной астмы приводит к положительным результатам лишь у больных бронхиальной астмой в период ремиссии и не удается вызвать приступ у здоровых лиц (П. К. Булатов), то вряд ли правомерно признавать существование чисто «психогенной» астмы. Кроме того, бронхиальная астма, возникающая под влиянием психогенных воздействий, купируется обычными спазмолитическими средствами и в дальнейшем приобретает обычное течение. Аналогичные наблюдения Б.Б. Коган над влиянием неврогенных факторов на возникновение и течение других аллергических заболеваний (сенной лихорадкой, мигренью), а также хорошо известное появление крапивницы под влиянием эмоций позволяет отнести все, что было сказано о роли нервной системы в патогенезе бронхиальной астмы, и к аллергическим заболеваниям вообще. Исследования Метальникова, доказавшего возможность получения анафилактической реакции у кроликов в порядке выработки условного рефлекса, являются весьма важным экспериментальным подтверждением роли центральной нервной системы в патогенезе аллергии.


1.4 Клиническая картина бронхиальной астмы


Приступы удушья чаще развиваются ночью или в предутренние часы. Возникающие в дневное время приступы обусловлены контактом с различными аллергенами и раздражителями. Приступ удушья начинается с мучительного кашля с трудно отходящей мокротой, появляются экспираторная одышка с участием в дыхании вспомогательной мускулатуры, дистанционные хрипы. В легких с обеих сторон выслушиваются разнообразные сухие и разнокалиберные влажные хрипы, преимущественно на выдохе. Возникает тахикардия, повышается артериальное давление.

Выделяют около десяти клинических вариантов бронхиальной астмы:

1. Наследственная предрасположенность. Имеет место, когда родственники страдали астмой или такими аллергическими проявлениями, как крапивница, нейродермит, экзема, пыльцевые ринит и конъюнктивит, непереносимость некоторых видов лекарств или пищевых продуктов.

2. Инфекционно зависимая бронхиальная астма. Возникает у предрасположенных лиц от частых вирусных инфекций, в результате хронического бронхита или повторных пневмоний. У здорового человека простудные заболевания не должны быть частыми. В противном случае это говорит об определенном дефекте иммунной защиты «врожденного» или приобретенного характера.

3. Аллергическая (атопическая) астма. Вызывается аллергенами животного и растительного происхождения, а также относящимися к химическим веществам, в том числе лекарствам. Пищевые и паразитарные аллергены также могут вызвать сенсибилизацию. Наиболее часто при такой астме у взрослых выявляется аллергия к домашней пыли. Реже атопическая астма бывает проявлением аллергии к пыльце растений. Атопическая астма развивается, если человек с аллергической наследственностью неправильно питается (потребляет большое количество жареного мяса, копченостей, цитрусовых, шоколада), живет и работает в неблагоприятных условиях, например, в запыленном помещении, а также содержит дома животных.

Эти три варианта бронхиальной астмы являются основными и наиболее часто встречающимися, но существуют и другие.

4. Аспириновая астма. Характеризуется непереносимостью аспирина и подобных ему по воздействию обезболивающих, приступами удушья, повторным появлением полипов в носу и придаточных пазухах. Такие пациенты часто не переносят окрашенные в желтый цвет таблетки или пищевые продукты из-за присутствия в них красителя тартразина, который вызывает приступы удушья, как и аспирин.

5. Астма физического усилия. Проявляется приступами удушья после физической нагрузки. Существуют виды физической нагрузки, наиболее «астмогенные» (игра в футбол, баскетбол, бег) и наименее «астмогенные» (плавание, подъем тяжестей). Наличие такой астмы связывают с перестройкой эндокринного баланса, иногда возрастного характера, например, при климаксе.

6. Психогенная астма. Возникает при длительным психоэмоциональном перенапряжении или однократном тяжелом психическом потрясении. У этой группы больных невротические симптомы выражены особенно ярко.

Последние три варианта бронхиальной астмы редко встречаются в «чистом» виде, обычно они наблюдаются вместе с признаками инфекционно зависимой или атопической астмы. Имеют место случаи, когда на протяжении жизни больного один ведущий клинический вариант астмы сменяется другим.


1.5 Диагностика бронхиальной астмы


В традиционном лечении астмы выделяют неотложные мероприятия по купированию приступа удушья и выведению больных из астматического статуса. А также комплексную терапию, направленную на само заболевание, и вторичную профилактику приступов астмы. Показания к госпитализации в начале заболевания определяются тяжестью состояния больных при выраженных обострениях; госпитализация в аллергологические отделения желательна в фазе ремиссии болезни, когда можно проводить специфическую диагностику и иммунотерапию.

Неотложная терапия приступа бронхиальной астмы при легком течении и в ранней стадии его развития обычно осуществляется самим больным по ранее полученным рекомендациям врача. Часто она ограничивается ингаляцией из дозированного ручного ингалятора 1-2 доз бета-адреномиметика (алупента, салбутамола, беротека) или бронхолитика (атровент), либо комбинированного препарата беродуал. Выбор препарата, его суточной дозы осуществляет врач, основываясь на результатах сравнительной оценки влияния разных доз этих бронхорасширяющих средств на состояние данного больного. При назначении бета-адреномиметиков больного предупреждают об опасности их передозировки и разрешают без непосредственного контроля врача ингалировать не более 8 доз в сутки.

При среднетяжелом и тяжелом приступе бронхиальной астмы, особенно при недостаточном эффекте дозированных ингаляций бронхолитиков, неотложную помощь оказывает врач, используя не только медикаментозные, но и нелекарственные воздействия на больного, в т.ч. психотерапию. Начинают с введения раствора эуфиллина в вену, а при отсутствии такой возможности взрослому больному следует принять раствор эуфиллина внутрь.

Большое внимание уделяют психическому состоянию больного, ликвидации нередко возникающей «дыхательной паники» - нерационального учащения дыхания, усугубляющих нарушения вентиляции легких. Больного необходимо успокоить, вселить уверенность в скором разрешении приступа, помочь больному выбрать оптимальные ритм дыхания и позу.

Интенсивная терапия астматического статуса, а при необходимости также и реанимационные мероприятия могут быть полноценно осуществлены только в условиях стационара. Поэтому все больные с астматическим статусом (как и при подозрении на его развитие) подлежат срочной госпитализации, по возможности в отделение или палату интенсивной терапии и реанимации. Основные направления лечебного воздействий включают восстановление чувствительности (разблокирование) бронхиальных бета-адренорецепторов, устранение механической обструкции бронхов, коррекцию гипоксемии, гиперкапнии и нарушений кислотно-щелочного равновесия, а также введение жидкостей, обязательное не только при общем обезвоживании, но и как средство гидратации бронхов, необходимой для снижения вязкости секрета бронхиальных желез и мокроты.

Комплексное лечение больных бронхиальной астмой направлено на достижение ремиссий болезни и вторичную профилактику ее обострений и приступов удушья. Все методы лечения астмы условно можно разделить на специфические, применяемые при аллергической астме, и неспецифические, применяемые при всех формах бронхиальной астмы. Последние включают в себя медикаментозную терапию, физиотерапию, курортное лечение, лечебную физкультуру, психотерапию и иглорефлексотерапию.

Специфические методы лечения применяют аллергологи, исходя из результатов аллергологического обследования больного. «Виновным» аллергеном может быть, например, шерсть домашних животных или корм для аквариумных рыбок. Специфическая иммунотерапия проводится путем подкожного введения экстрактов аллергенов в постепенно нарастающих дозах. Она общепринята для лечения атопической астмы. Этот вид лечения особенно применяем на ранней стадии болезни, когда удается достигнуть длительных ремиссий у 60-70% больных. Инфекционные аллергены с лечебной целью применяются реже. В отдельных случаях применяются иммуносорбция, плазмаферез, лимфоцитаферез, дающих временный эффект.

Медикаментозная неспецифическая терапия астмы ограничивается минимальным числом лекарств, т.к. такая ситуация чревата серьезными осложнениями. Существует ограниченное число лекарств, действительно эффективных при астме. К ним относятся бронхолитические средства (алупент, беротек, атровент, беродуал и др.), а также интал и глюкокортикоиды. Базисное течение больных бронхиальных астмой обычно включает применение препаратов одной или двух из этих групп. У ряда больных эффективно применение неингаляционных форм адреномиметиков и других бронхолитических средств, назначаемых внутрь или ректально. Успешно используются эфедрин, теофедрин, антастман, эуфиллин, пролонгированные препараты теофиллина, в т.ч. отечественные теолонг и канофиллин. Для предупреждения астмы физического усилия рекомендуют также фенигидин (адалат, коринфар). Назначение этих средств позволяет временно отменить или значительно уредить ингаляции бронхолитиков и уменьшить тем самым на какое-то время, раздражающее их воздействие на бронхиальную стенку.

Интал, стабилизирующий тучные клетки, назначают с целью достижения ремиссии в течении бронхиальной астмы. Он чаще эффективен при атопической форме астмы, но попытка его применения оправдана при любой форме. С той же целью назначают обладающий более широким спектром действия кетотифен (задитен). Заранее предсказать эффективность или неэффективность этих средств, как и сравнительную эффективность бронхолитиков у данного больного, в большинстве случаев трудно из-за выраженных индивидуальных различий в реакциях на лекарства у больных бронхиальной астмой. Поэтому большее значение в лечении астмы имеет гибкость врачебной тактики в выборе средств терапии.

Глюкокортикоиды как средства базисной терапии применяются только при тяжелом течении астмы и явно недостаточной эффективности всех других возможных методов лечения. При впервые возникшей необходимости применения глюкокортикоидов следует стремиться к их отмене в ближайшие 3-5 дней, т.к. возможны формирование гормонозависимого течения астмы и вероятность известных побочных действий.

Хирургическое лечение мало эффективно и считается недостаточно обоснованным.

Физиотерапия применяется для лечения хронических воспалительных процессов в легких и придаточных пазухах носа, а также для стимуляции функции надпочечников.


1.6 Лечение и профилактика бронхиальной болезни


Лечебная физкультура имеет значение и как средство вторичной профилактики, и как вспомогательный элемент терапии приступов астмы.

Что же делать?

Высокий процент распространенности бронхиальной астмы и смертности от нее развивается, несмотря на неуклонный рост числа аллергологов, пульмонологов и значительное увеличение числа выпускаемых разнообразных противоастматических средств. Данные факты напрямую свидетельствует о слишком слабой эффективности существующей системы медицинского обслуживания.

По официальным сведениям, затраты государства на одного больного астмой в России должны составлять 250-350 долл. На деле же таких денег в бюджет никогда не выделялось. А болезнь, фактически, полностью вырывает человека из нормального ритма жизни. Астма - это полная лишений и неудобств жизнь, бессонные ночи, ингаляторы и горсти гормональных препаратов на завтрак, обед и ужин. Существует ли реальный путь к спасению от этого недуга?

Есть альтернативное решение!

Специалисты объединения «Лотос» предлагают проверенный и подтвержденный на десятилетнем опыте комплекс лечения астмы. Уникальность и эффективность предлагаемого метода заключается в освоении эндогенного дыхания с помощью созданного академиками В.Ф.Фроловым и Е.Ф.Кустовым тренажера «Феномен Фролова». Открытый в результате эндогенного дыхания феномен омоложения организма, увеличения продолжительности жизни и эффективного лечения болезней сделал В.Ф.Фролова и Е.Ф.Кустова широко известными в мире.

Специалисты утверждают, что астму современная медицина излечить не может. Но вот появляется технология, которой под силу любая астма, что удостоверено практикой. Мы встречались со многими людьми, страдающими астмой. И убедились, какие муки испытали эти люди. Они не нашли спасения ни в официальной, ни в народной медицине, ни у известных целителей, ни в новомодных технологиях.

В нашей практике запомнился один эпизод. На консультационный пункт пришел болезненный мужчина, на вид лет 65. Он был болен бронхиальной астмой. И рассказал, что лечится в медицинском центре методом лазерной биорезонансной терапии. Прошел 22 сеанса. Никакого улучшения. А за курс он заплатил 2 миллиона рублей! Этому человеку, наконец, повезло, поскольку он пришел к нам, т.е. по адресу. Но ведь хождения по мукам для многих астматиков продолжаются годами.

Когда анализируешь причины этого заболевания и рекомендуемые традиционной медициной методы его лечения, окончательно начинаешь понимать безнадежность больных бронхиальной астмой. Ведь это заболевание в основном инфекционного и аллергического характера. Оно связано, прежде всего, с недостаточностью иммунитета. Но лечат астму бронхолитическими средствами и кортикостероидами, которые еще сильнее подавляют иммунную систему. Учитывая, что эти средства оказывают разрушительное действие на сосуды, такое лечение, кроме того, ускоряет процессы старения организма.

Но технология эндогенного дыхания, словно специально создана для больных бронхиальной астмой. Успех лечения этого недуга с помощью тренажера «Феномен Фролова» определяется техникой дыхания и системой занятий.

Эндогенное дыхание - это дыхание с помощью нижней диафрагмы. Благодаря такому дыханию улучшается кислородное насыщение крови, повышается иммунитет организма, снижается разрушение тканей, увеличивается общая энергетика, нормализуются состояние нервной системы и психоэмоциональное состояние. Обычное дыхание при астме сопровождается альвеолярной гипоксией и энергетическим дефицитом клеток, формирующих легочные капилляры. Все эти факторы действуют как сосудосуживающие. Дыхание же на тренажере устраняет все эти факторы. Более того, по мере наращивания энергетики клеток капилляров альвеол происходит релаксация сосудистой стенки и максимальное раскрытие капилляров. При этом количество энергетических ресурсов прогрессивно нарастает, и в организме происходят благоприятные изменения. Полное излечение от астмы наступает после 6-12 месяцев лечения, даже при стаже протекания болезни более 20-ти лет и при самых тяжелых ее формах. Улучшения наступают у всех без исключения.

Во-первых, для лечения астмы необходимо использовать капилляры верхушек легких, через которые в больном и ослабленном организме плохо циркулирует кровь. На верхушках подвешены легкие, потому ткань растянута, а капилляры деформированы. Применение эндогенного дыхания ведет к снижению внутрикапиллярного давления крови, позволяет значительно увеличить упругость легочной ткани, эластичность капилляров и проходимость через них эритроцитов.

Во-вторых, нередко альвеолы и капилляры в отдельных зонах поражены в результате пневмонии, инфекционных и других заболеваний, сопутствующих астме. Под действием эндогенного дыхания осуществляется реабилитация пораженных зон и микроциркуляции.

В-третьих, характерное для хронических обструктивных заболеваний легких поражение бронхов может привести к отчуждению 5-15% альвеолярной ткани, которая без воздуха деградирует. Наш опыт свидетельствует о возможности постепенной реабилитации этой ткани.

В-четвертых, технология эндогенного дыхания позволяет обеспечить выращивание новых и исправление недоросших альвеол согласно генетической программе. Кроме того, происходит постепенная замена пораженной ткани на функционирующую.

Процедура лечебной гимнастики при бронхиальной астме строится по общепринятой схеме: вводная, основная и заключительная часть.

Количество упражнений в основной части процедуры, в зависимости от самочувствия, может колебаться в пределах 6-12, но с учетом того, чтобы на упражнения, с выговариванием звука и специальные дыхательные упражнения приходилось не менее половины всех упражнений.

Дыхательные упражнения с произнесением звуков следует выполнять на различные гласные и согласные звуки. При проведении первого упражнения можно использовать гласные у, и, е, о, при проведении второго - согласные ж, з, р или с; третьего упражнения - ш или щ.

Но по большому счету выбор для использования в дыхательных упражнениях тех или иных звуков является делом вкуса.

Между повторениями дыхательных упражнений с проговариванием звука следует обязательно делать паузу продолжительностью в 20-30 секунд.

В процессе тренировки дыхания очень важно добиться автоматического выполнения звуковых и специальных дыхательных упражнений, которые нужно повторять несколько раз в день, а также применять их при появлении предвестников приступа астмы.

Большое значение в процедуре лечебной гимнастики имеет достаточное число пауз для отдыха, продолжительность которых в зависимости от самочувствия можно варьировать в пределах 20-60 секунд.

При проведении в основной части упражнений для нижних конечностей целесообразно использовать также и ходьбу.
Упражнения для верхних конечностей необходимо координировать с дыханием, обращая особенное внимание на осуществление полного выдоха. При дозировке физических упражнений больным бронхиальной астмой не следует гнаться за количеством. Достаточно повторить каждое упражнение 2-4 раза.

Темп выполнения упражнений должен быть медленным и только для мелких и средних мышечных групп можно выбрать средний темп.

























ГЛАВА 2 Лечебная физкультура при бронхиальной астме


2.1 Методика лечебной физкультуры при бронхиальной астме на стационарном этапе реабилитации


Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.

Основными задачами лечебной физической культуры являются:

-восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;

-уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;

-активизация трофических процессов в тканях;

-обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;

-обучение удлиненному выдоху.

В занятиях лечебной гимнастикой используют специальные упражнения:

-дыхательные упражнения с удлиненным выдохом;

-дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных букв, способствующих рефлекторному уменьшению спазма бронхов;

-упражнения на расслабления мышц пояса внешних конечностей;

-диафрагменное дыхание;

-упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (наружных и внутренних косых мышц живота, прямой мышцы живота), способствующие улучшению выдоха;

-массаж грудной клетки и мышц предплечья.

В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений – 4-12, темп медленный и средний.

Рекомендованные комплексы гимнастических упражнений при бронхиальной астме.

Первый комплекс упражнений:

Сидя на стуле проводить сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4-6 раз. Темп средний.

Сидя на стуле проводить сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Темп средний.

Стоя, с опорой руками о столик или спинку кровати проводить дыхательное упражнение с произношением Ж 4-6 раз. Темп медленный, выдох удлиненный.

Стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук на затылке. Проводить наклоны туловища в стороны 4-6 раз. При наклоне- выдох, темп средний.

Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.Отводить рук в стороны (вдох) с последующим сжиманием грудной клетки в нижней ее части (выдох) 4-6 раз. Темп медленный, выдох удлиненный. Стоя, в руках мяч Поднять руки вверх с мячом – вдох, опустить вниз - выдох 4-6 раз Темп медленный, выдох удлиненный.

Стоя, правая рука на груди, левая – на животе. Диафрагменное дыхание 4-6 раз. На вдохе – брюшная стенка поднимается, на выдохе – опускается.

Стоя, в руках набивной мяч. Передача мяча партнеру от груди 6-8 раз. Выполняется на выдохе.

Стоя отвести руки в стороны под углом 45 градусов – вдох, опустить вниз – выдох, 4-6 раз. Максимально расслабить мышцы пояса верхних конечностей и грудной клетки.

Стоя. Ходьба обычная 1 мин. Дыхание свободное.

Сидя на стуле, кисти к плечам. Поднимание согнутых рук в стороны (вдох) с последующим постепенным сжиманием грудной клетки (выдох) 4-8 раз. Максимально расслабить мышцы пояса верхних конечностей.

Сидя на стуле проводить сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Дыхание свободное.

Второй комплекс упражнений:

Сидя на стуле, проводить сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4-6 раз. Темп средний.

Сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Темп средний.

Стоя,1- -руки в стороны – вдох, 2-3 – расслабить пояс верхних конечностей, опустить руки и голову – выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Стоя у гимнастической стенки, руки на рейке на уровне груди. Руку в сторону - назад с поворотом туловища – вдох, исходное положение, выдох .Повторить 8-10 раз в каждую сторону. Темп средний.

То же. Полное дыхание 4-5 раз. В акте дыхания принимают участие диафрагма и грудная клетка.

Стоя боком к гимнастической стенке: 1-рука дугой через сторону вверх – вдох, 2-3- наклон в сторону – выдох. Повторить 6-8 раз в каждую сторону Темп медленный.

Стоя спиной к гимнастической стенке, руки на рейке на уровне пояса 1-2-прогнуться, голову назад – вдох, 3-4- выдох. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

Стоя, в руках волейбольный мяч. Броски мяча от груди 8-10 раз. Бросать мяч на выдохе.

То же. Броски мяча одной рукой от плеча 6-8 раз каждой рукой. Броски делать на выдохе поочередно каждой рукой.

То же. Броски мяча из-за головы 8-10 раз. Броски делать на выдохе. Основная стойка: руки в стороны – вниз, локти назад – вдох, опустить руки и голову, потрясти руками - выдох 4-6 раз. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

Стоя, ноги врозь, руки перед грудью 1-руки в стороны с поворотом туловища – вдох, 2 –и.п. - выдох 6-8 раз Движения выполнять поочередно в каждую сторону.

Стоя, руки к плечам. 1-2-правую руку и левую ногу в стороны – вдох, 3-4 – выдох, по 6-8 раз в каждую сторону. Темп средний.

Стоя. Ходьба на медленном темпе 1-2 мин. Дыхание свободное.

Стоя, ноги врозь, руки на поясе 1-2 – локти назад, прогнуться – вдох, 3-4-5-6- локти вперед, голову опустить – выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

Стоя, правую руку на грудь, левую на живот. Полное дыхание 4-6 раз. На выдохе брюшную стенку втягивать.

Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме.

Противопоказаны любые перегрузки. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание. Так как выявлена аллергия на пыль, в помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.

Самомассаж и лечебная физкультура улучшают крово- и лимфообращение, легочную вентиляцию, проходимость бронхов, увеличивают подвижность грудной клетки, тонус дыхательных мышц, облегчают отхождение мокроты, способствуют рассасыванию остаточных явлений воспалительного процесса, повышают работоспособность больных.

Использование лечебных грязевых процедур совместно с ЛФК (и массажем) способствует более быстрому улучшению здоровья больных с неспецифическими заболеваниями органов дыхания.

Самомассаж (а его, как видно из названия, можно проводить самостоятельно, так сказать, на дому) и упражнения лечебной физкультуры следует выполнять в период ремиссии, когда температура тела нормальная, нет слабости, потливости и других проявлений обострения заболевания.

Самомассаж начинают в положении «сидя» с поглаживания (в чередовании с растиранием) ладонной или тыльной поверхностью кисти, кулаком надплечий, спины, шеи, плечевого пояса и передней поверхности грудной клетки. При самомассаже спины и плечевого пояса движения делают в направлении от позвоночника к грудине, а при самомассаже передней поверхности грудной клетки и подключичной области — от грудины к плечевым суставам и подмышечным впадинам. Для массажа спины, межлопаточного пространства можно использовать жесткое махровое полотенце.

Затем, поглаживая, растирая и толчкообразно надавливая 2-м, 3-м и 4-м пальцами, массируют межреберные промежутки от позвоночника к грудине.

Далее производят самомассаж затылка, задней поверхности шеи и плечевого пояса в направлении от волосистой части головы к плечевому суставу, поочередно с каждой стороны. Приемы самомассажа те же.

После этого в положении «сидя» массируют переднее - боковую поверхность грудной клетки в направлении от грудины к плечевому суставу и подмышечной впадине. Женщинам следует обходить молочную железу. Производят поглаживания, чередуя их с растираниями ладонной поверхностью кисти или кулаком, ослабляя воздействие над областью сердца. Затем рекомендуется легкое поколачивание кончиками пальцев передней поверхности грудной клетки.

И в заключение — поглаживание в чередовании с растиранием спины, шеи, плечевого пояса и передней поверхности грудной клетки в течение 2—3 минут.

Общая продолжительность самомассажа — 12—16 минут. Делать его надо ежедневно или через день. После 15—20 процедур необходим перерыв в течение 10—15 дней.

Противопоказания к самомассажу: обострение заболевания, легочно-сердечная недостаточность, частые приступы стенокардии, легочное кровотечение, злокачественные новообразования и, как мы уже говорили, туберкулез легких.

Если больной хорошо перенес самомассаж и он не вызвал у него обострения, то через 2—3 процедуры можно подключить и лечебные упражнения. Их также выполняют раз, в день спустя 1—1,5 часа после самомассажа.

Примерный комплекс упражнений:

Стоя, ноги на ширине плеч.

1. Руки опущены. Поднять руки, потянуться — вдох, вернуться в и.п. — выдох. Повторить 3—4 раза.

2. То же, руками имитировать движения с палками при ходьбе на лыжах. Дыхание произвольное. Повторить 7—8 раз.

3. Руки на поясе. Отвести прямую руку в сторону, вверх — вдох, поставить на пояс — выдох. Повторить каждой рукой 3—4 раза.

4. То же. Присесть, руки вытянуть вперед до уровня плеч — выдох, вернуться в и.п. — вдох. Повторить 4—5 раз.

5. Руки вытянуты вперед, разведены чуть шире плеч. Махом прямой правой ноги достать пальцы левой руки, затем левой ногой достать пальцы правой руки. Дыхание произвольное. Повторить каждой ногой по 2—3 раза.

6. Руки на поясе. Наклонить туловище влево, поднять правую руку — выдох, вернуться в и.п. — вдох. Повторить в каждую сторону по 2—3 раза.

Взять гимнастическую палку.

7. Стоя. Руки с палкой подняты над головой. Наклониться вправо — выдох, вернуться в и.п. — вдох. Повторить по 2—3 раза в каждую сторону

8. Стоя, руки с палкой — перед грудью, согнуты в локтях. Быстро повернуться вправо, затем влево. Дыхание произвольное. Повторить по 3—4 раза в каждую сторону.

9. Стоя, руки с палкой внизу за спиной. Согнуть руки в локтях, достать палкой лопатки — вдох, вернуться в и.п. — выдох. Повторить 4—5 раз.

10. Стоя, опираясь на палку, туловище слегка наклонить вперед. Диафрагмальное дыхание: выпятить живот — вдох, втянуть — выдох. Повторить 5—6 раз.

Сарвангасана (гимнастика йогов) — для страдающих бронхиальной астмой.

В переводе с санскрита «Сарвангасана» означает «поза для всех частей тела». Эта оздоровительная гимнастика доступна и молодым, и людям среднего возраста. Пожилым же, особенно тем, у кого имеются хронические заболевания, перед занятиями Сарвангасаной необходима консультация с врачом и специалистом по лечебной физкультуре.

Нельзя включать в свои занятия эту позу страдающим гипертонической болезнью, выраженным атеросклерозом, во время острых и хронических инфекционных заболеваний (особенно в период обострения последних).

Сарвангасана, как считают йоги, улучшает кровообращение мозга, помогает в лечении варикозного расширения вен, геморроя, опущения внутренних органов. Она очень полезна при бронхиальной астме.

Упражнение выполняется следующим образом.

Лягте на спину, руки вытяните вдоль туловища ладонями к полу. Медленно поднимайте ноги, не сгибая их в коленях. Затем упритесь ладонями в поясницу (большие пальцы наружу) и поднимайте с их помощью таз до тех пор, пока туловище не расположится вертикально. Ноги должны быть на одной линии с туловищем. Поднимая ноги, делайте выдох.

В этом положении вы упираетесь в пол плечами, шеей и затылком. Подбородок при этом мягко касается яремной ямки.

Постарайтесь максимально расслабиться.

Дыхание полное, без напряжения.

Для возвращения в исходное положение слегка согните ноги и приблизьте их к груди, мягко опуская на пол таз, а затем и ноги. Ваше тело ни в коем случае не должно падать на пол. После возвращения в исходное положение спокойно полежите 15—20 секунд.

Во время выполнения упражнения внимание концентрируйте на равномерном и постепенном движении ног и туловища. Находясь в статистической позе Сарвангасаны, все внимание сосредоточьте на щитовидной железе (расположенной на передней поверхности шеи между «адамовым яблоком» и рукояткой грудины).

Вначале фиксируйте позу 1—2 секунды. Если нет неприятных ощущений, то в течение месяца увеличьте это время до 10 секунд. Затем, прибавляя по 10—15 секунд в месяц, доведите время фиксации позы до 1 минуты.





2.2 Методика лечебной физкультуры при бронхиальной астме на поликлиническом этапе реабилиации

ЛФК проводят в межприступном периоде в форме лечебной гимнастики, гигиенической гимнастики, дозированной ходьбы, игр, спортивных упражнений, бега.

Специальные дыхательные упражнения: с удлинением выдоха и произношением на выдохе звуков (у, а, о, ф, с, ш) в течение 5-7 секунд до 15-20 секунд, упражнения для урежения дыхания, укрепляющие дыхательную мускулатуру. Особое внимание уделяют диафрагмальному дыханию и укреплению мышц брюшного пресса для улучшения выдоха. Вдох осуществляют через нос, а выдох – через рот (носолегочный рефлекс уменьшает спазм бронхиол). Показаны упражнения на расслабление мышц, массаж грудной клетки вначале и конце занятия. Хорошо расслабляет мышцы вибрирующее надавливание руками со стороны спины под лопатками на грудную клетку по направлению к грудине в положении больного полулежа (массажист спереди от больного) по 5-6 раз.

Лучшие ИП – сидя и стоя. Значительные мышечные усилия противопоказаны. Темп медленный, а для мелких и средних мышц – средний или быстрый

Примерный комплекс упражнений при бронхиальной астме (палатный режим)
  1. ИП сидя, руки на коленях. Статическое дыхание с его произвольным урежением. 30-40 секунд.

  2. ИП то же. Руки к плечам, сжимая кисти в кулак – вдох, ИП – выдох. Темп медленный. 8-10 раз.

  3. ИП то же. Согнуть одну ногу вперед, обхватив руками и подтянув к животу – выдох, ИП – вдох. 5-6 раз каждой ногой.

  4. ИП – то же. Поворот в сторону с отведением одноименной руки ладонью вверх – вдох, ИП – выдох. 3-4 раза в каждую сторону.

  5. Дыхательные упражнения с удлинением выдоха и произношением звуков «ш» и «ж» на выдохе. 5-6 раз.

  6. ИП то же. Наклон в сторону, одноименная рука скользит по ножке стула вниз – выдох, ИП – вдох. 3-4 раза в каждую сторону.

  7. ИП – стоя, ноги врозь, кисти на нижних ребрах сбоку. Отвести локти назад, сдавливая руками грудную клетку – вдох, свести локти вперед – выдох. 4-5 раз.

  8. ИП – стоя, держась за спинку стула. Присесть – выдох, ИП – вдох. 4-5 раз.

  9. ИП – стоя, ноги врозь, руки на пояс. Дыхательные упражнения с удлинением выдоха и произношением звуков «а» и «о» на выдохе, вытянув губы трубочкой. 5-6 раз.

  10. Медленная ходьба в сочетании с дыханием: 2 шага – вдох, 3-4 шага – выдох. 1 минута.

  11. ИП – стоя, ноги врозь, руки на поясе. Наклон вперед, доставая руками сидение стула, – выдох. ИП – вдох. 4-5 раз.

  12. ИП – лежа на спине. Приподнять руку – вдох, расслабить мышцы руки и «уронить» ее на постель – выдох. 3-4 раза каждой рукой.

  13. ИП – то же. Поднять ногу – выдох, ИП – вдох. 5-6 раз каждой ногой.

  14. ИП – то же. Диафрагмальное дыхание с произвольным урежением его частоты. 30-40 секунд.

  15. Медленная ходьба с дыханием: 2 шага – вдох, 3-4 шага – выдох. 1 минута.

  16. ИП – сидя, руки на коленях. Наклон вперед, руки скользят по ногам вниз – выдох, ИП – вдох. 6-7 раз.

  17. ИП – сидя, руки на коленях. Сгибание и разгибание ног в голеностопных суставах с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев в кулак. Дыхание произвольное. 12-16 раз.

Массаж проводят до выполнения физических нагрузок с приподнятым изножием кушетки. Массируют воротниковую область, сильно – спину (особенно паравертебральные области), дыхательную мускулатуру (грудино-ключично-сосцевидные мышцы, межреберные, мышцы живота). Продолжительность массажа – 10-15 минут. Курс – 15-20 процедур.


2.3 Методика лечебной физкультуры при бронхиальной астме на санаторном этапе реабилиации


Стратегия лечения и профилактика указывается, что бронхиальная астма является самостоятельной нозологической формой - хроническим заболеванием, в основе которого лежит аллергическое воспаление бронхов. Такое определение бронхиальной астмы детерминирует подходы к диагностике, лечению и профилактике этого тяжелого недуга. Устойчивая ремиссия может быть достигнута только под влиянием адекватной патогенетической терапии, цель которой сохранить контроль над астмой при наименьшем объеме базисной медикаментозной терапии. Главные направления в лечении больных бронхиальной астмой известны. На курорте они дополняются специальными мероприятиями, направленными на ликвидацию или уменьшение выраженности аллергических проявлений, восстановление или улучшение нарушенной функции дыхания, тренировку адаптационных механизмов организма, повышение его общей резистентности. Основой реабилитационных комплексов на курорте являются климатические процедуры; бальнео- и гидротерапия; лечебная, в том числе и дыхательная гимнастика; массаж, мануальная терапия; ингаляции лекарственных средств: бронходилататоров, минеральных вод, трав; аппаратные методы тренировки дыхания; аэрофитотерапия, лекарственная терапия. Санаторно-курортное лечение, воздействуя на различные звенья патогенеза бронхиальной астмы, запускает механизмы саногенеза и позволяет достичь устойчивой ремиссии бронхиальной астмы без угрозы прогрессирования заболевания и перехода его в более тяжелые формы. В идеале, в регулярном санаторно-курортном лечении нуждаются практически все больные бронхиальной астмой, особенно если учесть ее влияние на качество и продолжительность жизни.

Климат оказывает мощное терапевтическое воздействие и должен рассматриваться как сильнодействующий фактор. В 1980-х годах были получены убедительные доказательства, свидетельствующие о том, что эффективность лечения больных бронхиальной астмой на местных курортах выше, чем на удаленных. Это обусловлено необходимостью адаптации и реадаптации больного к новым климатическим условиям. Длительность периода адаптации (акклиматизации) на курорте зависит от особенностей болезни и контрастности смены климатических районов. По той же причине нецелесообразны короткие курсы, столь популярные в последнее время. Оптимальный курс санаторного лечения больных бронхиальной астмой составляет 21-30 дней.

Климатические лечебные процедуры (дозированные прогулки, воздушные и солнечные ванны, сон на воздухе и у моря, купание в море и пресных водоемах) составляют основу санаторно-курортного лечения бронхиальной астмы, оказывая десенсибилизирующее, противовоспалительное и антисептическое действия.

Терапия минеральными водами в виде ингаляций, питьевого лечения и бальнеопроцедур занимает достойное место в комплексном курортном лечении больных бронхиальной астомй. Бальнеотерапия кроме неспецифического действия (повышение резистентности организма) оказывает и специфическое действие в зависимости от типа вод.

Радонотерапия способствует повышению уровня глюкокортикоидов, катехоламинов, снижению уровня биогенных аминов, антител. Доказано, что радоновые ванны способствуют увеличению относительного и абсолютного количества Т-лимфоцитов, снижению количества эозинофилов, повышают иммуонокомпетентность, что проявляется противовоспалительным и десенсибилизирующим действием и выраженным клиническим эффектом при атопическом варианте бронхиальной астмы.

Углекислые ванны усиливают легочной кровоток, вентиляцию легких. Повышение уровня углекислоты в крови оказывает спазмолитическое действие, способствует уменьшению гипервентиляции, увеличению диссоциации оксигемоглобина, высвобождению кислорода и утилизации его тканями. У больных с более тяжелым течением заболевания, осложненным формированием легочной гипертензии, легочного сердца и легочно-сердечной недостаточности I ст., у лиц с сопутствующей ишемической болезнью сердца, детей целесообразно использование газовоздушных углекислых ванн, лишенных гидростатического компонента действия, что позволяет предотвратить повышение внутригрудного давления, венозного возврата к сердцу.

Хлоридные натриевые воды вызывают раздражение кожных рецепторов, что приводит к уменьшению отечности тканей, повышению температуры тела, усилению кровообращения. Опосредованно улучшаются реологические свойства крови, глюкокортикоидная функция коры надпочечников.

Йодобромные ванны оказывают противовоспалительное действие. Накапливаясь в очаге воспаления в легких, ионы йода угнетают альтерацию и экссудацию, стимулируют процессы регенерации.

В механизме терапевтического действия сульфидных вод большая роль отводится гормональным сдвигам, изменениям функции симпатико-адреналовой системы и иммунологической реактивности. Сульфидные ванны оказывают общеседативное и вегетостабилизирующее действие, наиболее эффективны при сопутствующих заболеваниях кожи (экзема, нейродермит).

Из гидротерапевтических процедур применяют: контрастные души и ванны, а также кислородные, жемчужные, фитованны. Ванны, способствуя улучшению периферического кровообращения, уменьшают гипоксию, повышают обменные процессы и иммунную реактивность, адаптационные возможности организма в целом, а также улучшают функциональное состояние центральной нервной системы, уменьшают вероятность бронхоспазмов. Многократные повторные воздействия теплой и прохладной водой приводят к улучшению функционального состояния кардио-респираторной, иммунной, гормональной систем, повышению физической работоспособности.

Грязелечение применяется в виде аппликаций природной грязи на грудную клетку и рефлексогенные зоны. Кроме общеизвестного противовоспалительного действия следует отметить, что входящий в состав сульфидных грязей лецетин оказывает влияние на сурфактантную систему легких. В 70-е годы в Кисловодске была разработана методика лекарственного электрофореза с применением отжима грязи на область корней легких у больных бронхиальной астмой и интраназально при аллергическом рините. Клинические исследования показали высокую эффективность электрофореза «Спиртовой эссенции пелоидов Тамбуканского озера» у больных бронхиальной астмой с легкой и средней степенью тяжести течения заболевания в фазе ремиссии или с минимальной активностью воспалительного процесса.

Кинезитерапия при бронхиальной астме включает респираторную гимнастику, дозированную ходьбу, бег, плавание, занятия на тренажерах, катание на лыжах, коньках, игровые виды спорта. Физические упражнения способствуют улучшению подвижности грудной клетки и диафрагмы, устранению напряжения дыхательных мышц, формированию правильного стереотипа дыхания, улучшению дренажной функции, бронхиальной проходимости, увеличению растяжимости легких, оптимизации газообмена, коррекции дыхательной недостаточности. Спортивные игры, плавание хорошо сочетаются с климатотерапией, поскольку формируют устойчивый продолжительный интерес к занятиям. Лечебное плавание способом брасс на груди наиболее благоприятствует полному дыханию с четко выраженными фазами: вдох-выдох-пауза, поскольку во время вдоха пловцу приходится преодолевать давление воды на грудную клетку, а при выдохе в воду встречать ее сопротивление. В результате происходит тренировка дыхательной мускулатуры, улучшается функция легких, повышается их емкость.

Физические упражнения улучшают подвижность грудной клетки и диафрагмы, устраняют напряжения дыхательных мышц, способствуют формированию правильного стереотипа дыхания.

Мануальная терапия способствует восстановлению биомеханики и сегментарных связей. Бронхиальная обструкция, гиповентиляция, утомление дыхательных мышц, ограничение экскурсии грудной клетки, диафрагмы приводят к формированию функциональных блоков позвоночных сочленений, ребер, регионарному дисбалансу мышц. В свою очередь, нарушение биомеханики позвоночника и грудной клетки через вертебро-висцеральные связи вызывает усугубление функциональных нарушений органов дыхания. Манипуляционные воздействия приводят к увеличению подвижности костно-мышечного каркаса, активности дыхательной мускулатуры, ликвидации болей в области грудной клетки, способствуют увеличению бронхиальной проходимости и растяжимости легких.

Лечебная гипертермия в сауне способствует достижению адекватной термоадаптации, восстановления деятельности регулирующих систем организма (нервной, эндокринной, иммунной). Повышение пластичности тканей грудной клетки, снижение тонуса мускулатуры, в том числе гладкой, приводят к улучшению механики дыхания, устранению бронхоконстрикции, улучшению эвакуаторной функции, активации кровообращения, трофики тканей, а обильное потоотделение способствует выведению токсинов, продуктов метаболизма. Чередование интенсивного тепла с кратковременными воздействиями холодом в виде душа или погружения в бассейн оказывает стимулирующее и тренирующее влияние на систему терморецепции и термоадаптации.

Пищевой режим предусматривает назначение гипоаллергенной витаминизированной, разнообразной диеты.

Фармакотерапия на фоне комплексного курортного лечения дает лучший терапевтический эффект, чем в домашних или больничных условиях. Фитотерапия применятся в виде ингаляционной терапии и фиточаев.

Психотерапия и методы психологического коррекционного воздействия в последние годы приобретают все большее значение в комплексном лечении больных бронхиальной астмой.

Комплексное курортное лечение оказывает тонизирующее влияние на нервные процессы в центральной нервной системе, улучшает работу адаптационных, стресс-реализиющих систем, повышает резистентность высшей нервной деятельности к воздействию неблагоприятных условий среды и длительных психо-травмирующих факторов, в том числе и фонового заболевания - бронхиальной астмы.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Лечебная физкультура (ЛФК) – это система применения самых разнообразных средств физических упражнений - ходьба пешком, на лыжах, плавание, бег, игры, утренняя гимнастика и проч., – т. е. мышечных движений, являющихся стимулятором жизненных функций человека.

В медицине — это метод лечения, использующий средства физической культуры для профилактики, лечения, реабилитации и поддерживающей терапии. ЛФК развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливания организма естественными факторами природы. ЛФК основывается на современных научных данных в области медицины, биологии, физической культуры.

Основная форма ЛФК –лечебная гимнастика – это метод лечения и, следовательно, должна применяться строго индивидуально, по назначению и под контролем врача.

Показания к ЛФК весьма обширны. Она может обеспечить наиболее эффективный процесс лечения и может способствовать восстановлению всех функций организма после того, как лечение закончено. Причем и в профилактике, и в лечении, и в реабилитации ЛФК действует и прямо, и опосредовано, одновременно оказывая положительное воздействие на многие другие системы и функции организма.

Занятия ЛФК оказывают лечебный эффект только при правильном, регулярном, длительном применении физических упражнений. В этих целях разработаны методика проведения занятий, показания и противопоказания к их применению, учет эффективности, гигиенические требования к местам занятий. Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать функциональным возможностям больного. Для дозировки нагрузки, следует принимать во внимание ряд факторов, которые влияют на величину нагрузки, увеличивая или уменьшая ее.

Таким образом, даже краткий обзор возможностей лечебной физкультуры позволяет сделать выводы о том огромном значении, которое она имеет в жизни человека:

1. занимаясь физическими упражнениями, человек сам активно участвует в лечебно-восстановительном процессе, что благотворно влияет на его психоэмоциональную сферу;

2. воздействуя на нервную систему, регулируются функции поврежденных органов;

3. в результате систематического применения физических упражнений организм лучше приспособляется к постепенно возрастающим нагрузкам;

важнейшим механизмом ЛФК является также ее общетонизирующее влияние на человека;

4. занятия лечебной физкультурой имеют и воспитательное значение: человек привыкает систематически выполнять физические упражнения, это – становится его повседневной привычкой, способствует ведению здорового образа жизни.

Процесс изучения астмы как одной из важнейших проблем медицинской науки, убедительно демонстрирует успехи многих отраслей знаний от фундаментальных (медицинская генетика), до прикладных (организация здравоохранения). В тоже время проводимые исследования постоянно требуют пересмотра ряда концепций, создания новых международных консенсусов по проблеме астмы, разработки новых методов лечения и новых стандартов оказания медицинской помощи, постоянного образования и самообразования медицинских работников.

Авторский коллектив надеется, что настоящие методические рекомендации помогут практическим врачам получить новые знания по проблеме астмы и использовать их в работе.


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ


ИП исходное положение

ЛГ лечебная гимнастика

ЛФК лечебная физическая культура



























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



1. Абрамов, В. В. Высшая нервная деятельность и иммунитет / В. В. Абрамов.- М. : Бюлл.СО РАМН, 1998.- 94с.

2.Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б.Березин.- М. :Мысль, 1998. - 110с.

3.Бехтерев, В. М. Гипноз. Внушение. Телепатия / В. М.Бехтерев. – М. : Просвещение, 1994.- 54с.

4.Бехтерева, Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека / Н. П. Бехтерева. - СПб. : Медицина, 1974.- 152с.

5.Болезни органов дыхания. / Под ред. Н. Р. Палеева, М.: Медицина, 1989, 186с.

6.Булатов, П.К., Буль, П.И. Клинико-физиологические исследования бронхиальной астмы. / П.К. Булатов. - Л., 1969. - 105-111с.

7. Булатов, П.К., Федосеев, Г.Б. Бронхиальная астма / П.К. Булатов. - Медицина, 1975. - 366с.

8. Бронхиальная астма, диагностика клинико-патогенетических вариантов. - / Под ред. Б.М. Услонцев.- М.: Академия, 1988. - 148с.

9. Бронхиальная астма. Классификация, некоторые показатели функций легких, специфическая диагностика и терапия / Под ред. С.Н.Попова. - Ташкент: «Мед», 1977. - 218с.

10. Бронхиальная астма. Принципы диагностики и лечения. / Под ред. А.Г. Чучалина, М.: Медицина, 1984.- 324с.

11. Бронхиальная астма (этиология, патогенез, клиника, диагностика, методы лечения, профилактика). / Под ред. В.Н. Молоткова, Б.Ф. Чернушенко, Киев «Здоровье», 1984. - 246с.

12.Вассерман, Л.И., Иовлев Б.В. шкала для психологической экспресс-диагностики уровня невротической астении /Л.И.Вассерман.- Методические рекомендации.- Санкт-Петербург,1999.- 20с.

13. Ведущие направления в диагностике и лечении бронхиальной астмы / Под ред. К.М. Семёнова, 1985.- 252с.

14. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие / В.Н. Дружинин. -М.: ИНФРА, 1997. - 256с.

15. Зейгарник, Б.В. Патопсихология / Б.В.Зейгарник. – М.: МГУ, 1986. - 288с.

16. Иммунокоррекция в пульмонологии / Под ред. А.Г. Чучалина.- М.: Медицина, 1989. - 268с.

17.Карвасарский, Б.Д. Медицинская психология / Б.Д.Карвасарский. – Л.: Медицина, 1984.- 272с.

18.Кокосов, А.Н., Осинин, С.Г. Разгрузочно-диетическая терапия больных бронхиальной астмой / А.Н.Кокосов. – Л.: Медицина, 1984 . - 200с.

19.Кондрашенко, В.Т., Донской, Д.И. Общая психотерапия: - 3-е изд., испр. и допл. / В.Т. Кондрашнко. – Мн.: Выш.шк., 1998.- 463с.

20.Куприянов, С.Ю. Семейная психотерапия больных бронхиальной астмой / С.Ю. Куприянов. - Л., 1983.- с.76-84.

21.Мясищев, В.Н. – в кн.: Роль психического фактора в происхождении, течении, и лечении соматических болезней / В.Н.Мисящев . -М., 1972. -120-134с.

22.Основные направления современной психотерапии / Под ред. А.М. Боковикова, М.: «Когито-центр», 2000 - 379с.

23.Платков, Е.М. Дифференциальная диагностика и дифференциальная терапия разных форм бронхиальной астмы / Е.М. Платков. – Минск: Беларусь, 1989.- 132с.

24.Психологический журнал, №11,1998,45с.

25.Психотерапия. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб. Изд-во «Питер», 2000.- 544с.

26.Собчик, Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений / Л.Н.Собчик. – М.: Речь, 2003.- 93с.

27.Федосеев, Г.Б., Хлопотова Г.П. Бронхиальная астма/ Г.Б.Федосеев. – М.: Медицина, 1988 . - 252с.

28. Чучалин, А.Г. Бронхиальная астма / А.Г.Чучалин. – М.: Медицина, 1985.-144с.

29.Шахназаров, А.Б. Лечение бронхиальной астмы / А.Б.Шахназаров. – Л.: Медицина, 1981.- 210с.

30.Шишкин, А.Н. Внутренние болезни: распознавание, семиотика, диагностика / А.Н.Шишкин. – М.: Изд-во «Лань», 1999. - 198с.

31.Этиология, патогенез, клиника бронхиальной астмы. / Под ред. Г.Б. Федосеева.- Л.: ВНИИП, 1989.- 186с.





Приложение А

Примерный комплекс лечебной гимнастики при бронхиальной астме


Части занятия

Частые

задачи

Содержание занятий


Дозиро-вка


Методи-ческие указания

1

2

3

4

5

Вводная


Постано-вка целей и задач занятия.


1) ИП сидя, откинувшись на спинку стула. Измерение ЧСС и ЧДД


2) ИП сидя на стуле сгибание и разгибание рук в локтевом суставе

3) ИП сидя на стуле. Сгибание и разгибание стоп.

4) ИП сидя, откинувшись на спинку стула, ноги вытянуты, слегка разведены, руки опущены. Одновременные круговые движения в голеностопных и лучезапястных суставах.


ЧСС за 15 сек ЧДД за 30 сек

10-12 раз


10-12 раз


4-6 раз


Показать области измере-ния

Темп медлен-ный

Темп средний

Темп средний


Основная



Способствовать уве-личению подвижности грудной клетки.

1) ИП стоя с опорой руками о спинку стула. Дыхательное упражнение с произнесением звука у

( бру-у-у-у-у)

2) ИП стоя ноги на ширине плеч, кисти рук положены на затылок. Наклоны туловища в стороны ( или повороты туловища в стороны)

3) ИП стоя ноги на ширине плеч, руки опущены. Отведение рук в стороны (вдох) с последующим сжиманием грудной клетки в нижней ее апертуре при выдохе.

4) ИП стоя с опорой руками о спинку стула. Дыхательное упражнение с произнесением звука ж (жужжание)

5) ИП сидя на стуле ходьба

сидя.


6) ИП сидя на стуле руки согнуты, кисти рук касаются плеч. Поднимание согнутых рук в стороны (вдох) с последующим постепенным сжиманием локтями грудной клетки при выдохе




4-5 раза





4-5 раза






4-5 раза






4-5 раза





15-30 сек


1-2 мин




Темп медлен-ный


Темп медлен-ный




Темп медлен-ный Отдых 60 сек



Темп медлен-ный

Темп медлен-ный

Темп медлен-ный


Закючительная

Постепен-ное снижение нагрузки.






1)ИП сидя, спокойное дыхание статического характера

2)ИП сидя. Круговые движения в лучезапястных суставах

3) ИП сидя, перекатывание

стоп с пальцев на пятку


4)ИП сидя, руки на коленях

1-2 раза вверх- вдох

3-4 раза вниз- выдох

4 раза



12 раз



8 раз


4 раза

Темп медлен-ный

Темп медлен-ный

Темп медлен-ный

Темп медлен-ный





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!