ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Некрасова Кристина Игоревна, инструктор по физической культуре Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 62 Кировского района Санкт-Петербурга
В современной жизни вопрос о физическом воспитании подрастающего поколения стал очень актуален. На сегодняшний день мы можем наблюдать, как пропагандируются занятия спортом, люди говорят о правильном питании и т.д. Но статистика неустанно говорит о том, что наши дети подвержены многим факторам негативно на них влияющим, и очень небольшой процент абсолютно здоровых детей поступает в школу. Многие ошибочно полагают, что к физическому воспитанию относится только развитие физических качеств ребенка. Это далеко не так. К физическому воспитанию ребенка, в первую очередь, относится сохранение и укрепление здоровья малыша. Поэтому нужно создать для детей необходимую благоприятную среду, которая обеспечит им полноценное физическое развитие (безопасность жизнедеятельности, правильное питание, режим дня, организация двигательной активности и т.д.).
Дошкольный возраст один их наиболее значимых периодов в жизни каждого человека. Именно с детства закладывается фундамент психического, нравственного, и, конечно же, физического воспитания.
Приобщение к спорту с раннего детства закаляет человека, развивает ловкость, быстроту реакции, повышает активность, коммуникативность, способствует правильному росту и нормальному функционированию организма вцелом.
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста решаются образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи.
Образовательные задачи предполагают формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстроту, силу, гибкость, выносливость, глазомер, ловкость); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координацию движений).
В процессе физического воспитания ребенок приобретает определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм; осознает свои двигательные возможности; усваивает физкультурную и спортивную терминологию, познает свое тело, а также у него формируется телесная рефлексия.
Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, привычки к самообслуживанию, помощи взрослому в проведении и организации разнообразных спортивных игр.
Оздоровительные задачи направлены на формирование правильной осанки, формирование изгибов позвоночника, развитие гармоничного телосложения, регулирование роста и массы костей;
Оздоровление ребенка предполагает также совершенствование деятельности сердечнососудистой и дыхательной системы, развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям.
Все перечисленные задачи физического воспитания решаются в единстве. Они способствуют всестороннему развитию ребенка, направленному на физическое, интеллектуальное, духовное, эмоциональное развитие, психофизическую готовность к труду и учебе в школе.
Для решения задач улучшения здоровья детей дошкольного возраста помимо гигиенических факторов, включающих в себя: режим дня, сна, бодрствования, питания, так же используются естественные силы природы (солнце, воздух, вода), которые повышают функциональные возможности организма.
Для физического образования необходимо создавать такие условия, в которых физические и духовные возможности раскроются во всей полноте. И только при постоянном и последовательном физическом совершенствовании детей, регламентируемом соответствующей направленностью форм, средств, методов, при квалифицированном преподавании, можно добиться того, чтобы дети обладали хорошим здоровьем, не имели отклонений от норм возраста и уровня физического развития.
На первых и последующих этапах физического развития ребенка необходимо подобрать средства и методы физического воспитания, которые в свою очередь определяются возрастными (анатомо-физиологическими, психологическими, моторными) особенностями детей. Для того, чтобы решить поставленные задачи необходимо использовать различные физические упражнения, сюжетные занятия, на основе ритмической гимнастики, тематических игр-занятий, элементов психогимнастики.
Говоря о физических упражнениях, нельзя не отметить роль утренней гимнастики. С нее начинается каждое утро ребенка дошкольного возраста. Утренняя гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, которые благотворно влияют на физическое развитие и совершенствование ребенка, помогают укрепить здоровье, создают бодрое настроение, дают заряд на целый день. Очень важно подойти творчески к организации утренней гимнастики. Уместно включить поговорки, пословицы, речевые считалки, музыку в различных темпах, подвижные игры, разнообразный спортивный инвентарь.
Для повышения интереса к выполняемым упражнениям и активации познавательной деятельности, занятия по физическому воспитанию целесообразно дополнять тематическими играми. С профессиональной заинтересованностью, выдумкой и фантазией следует подходить к определению тематики и отбору содержания для различных форм физических занятий, спортивных мероприятий.
Физическое воспитание дошкольников - сложный процесс. Несмотря на то, что усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально происходит на специально организованных занятиях, в дальнейшем ребенок самостоятельно использует эти движения в повседневной жизни, в своей деятельности. Привычка действовать определенным образом успешно формируется только при тесном взаимодействии инструктора по физкультуре и воспитателя.