СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год Линза. Построение изображения в тонкой линзе - ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА - ОПТИКА

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год

Линза. Построение изображения в тонкой линзе - ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА - ОПТИКА

 

Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год

Формула тонкой линзы. Решение задач - ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА - ОПТИКА

 

Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год

Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы - ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА - ОПТИКА

 

 

Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год

Решение задач. Самостоятельная работа - Урок 4 - ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА - ОПТИКА

Просмотр содержимого документа
«Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год Линза. Построение изображения в тонкой линзе - ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА - ОПТИКА»

Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год

Линза. Построение изображения в тонкой линзе - ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА - ОПТИКА

Задачи урока: изучить виды линз, ввести понятие тонкой линзы как модели; ввести основные характеристики линзы — оптический центр, главная оптическая ось, фокус, оптическая сила; сформировать умение строить ход лучей в линзах.

План урока

Этапы урока

Время, мин

Приёмы и методы

I. Повторение домашнего задания

II. Изучение нового материала: виды линз, ход лучей в линзе и построение изображений

III. Отработка знаний. Подведение итогов

IV. Домашнее задание

10

Решение задач

20—25

Рассказ учителя. Демонстрации. Беседа. Рисунки на доске и записи в тетрадях

10—15

Работа с учебником. Решение задач

1—2

Запись на доске

I. У доски повторяют решение одной из домашних задач. Индивидуально один из школьников решает экспериментальную задачу.

Экспериментально определите показатель преломления воды. Оборудование: кристаллизатор с водой, линейка, иголки, транспортир. На рисунке 96 показан ход луча: в точке 1 — преломление на границе воздух—вода, в точке 2 — преломление на границе вода—воздух. (Примечание для школьника. Задача решается методом, который использовался в лабораторной работе. В качестве подсказки может быть дан рисунок или его часть.)

II. Последовательность рассмотрения материала может быть следующей.

1. Демонстрируют линзу и определяют её как прозрачное тело, ограниченное сферической и другой поверхностями. Выделяют виды линз (рис. 7.30, 7.31 учебника), показывают различные стеклянные и наливные линзы. Сразу же говорят о собирающих и рассеивающих линзах.

2. Вводят понятие о тонкой линзе как модели реальных линз; подчёркивают на основе текста учебника, что условием выбора модели является возможность пренебрежения толщиной линзы по сравнению с расстоянием от предмета до линзы (аналогия с материальной точкой). Уместно выполнить рисунки 97, 98. Далее на одном рисунке (рис. 99) традиционно определяют оптический центр О, главную АОВ и побочную MON оптические оси, фокальную плоскость F1, главный F1 и побочный F1’ фокусы, фокусное расстояние OF2, оптическую силу.

3. Одно изображение объекта (стрелки) строят на доске и в тетрадях, другие поясняют по рисункам (рис. 100). Выделяют “удобные” лучи. Для случая, изображённого на рисунке 100, а, определяют лупу как двояковыпуклую собирающую линзу, дающую увеличенное прямое мнимое изображение. Вопросы для организации беседы: какие изображения (см. рис. 100) являются мнимыми? Как вы думаете (выскажите гипотезы), чем различаются изображения точки А в тонкой и реальной линзах?

III. Далее на уроке коллективно и индивидуально решают задачи.

1. Упр. на с. 201 (1, 4).

2. Индивидуально: 1) упр. на с. 201 (2); 2) экспериментально определите, можно ли с помощью части лупы получить изображение.

IV. Домашнее задание: § 50; упр. на с. 201—202 (3).

















































Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год Формула тонкой линзы. Решение задач - ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА - ОПТИКА

На уроке вводят количественные характеристики хода лучей в линзе и формулу тонкой линзы, справедливость этой закономерности доказывают при решении задач.

Прежде всего рекомендуем рассмотреть примеры решения задач (§ 52 учебника), затем решить задачи: П., № 735, 736, 738, 741, 750.

Домашнее задание: § 51; упр. на с. 196 (ЕГЭ); упр. на с. 201—202 (5, 8).

















































Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы - ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА - ОПТИКА

Учебная деятельность организуется по инструкции учебника.

Примеры контрольных вопросов: каковы причины погрешностей в определении оптической силы линзы? Можно ли указанным методом измерить оптическую силу рассеивающей линзы?



















































Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год Решение задач. Самостоятельная работа - Урок 4 - ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА - ОПТИКА

На уроке учащиеся самостоятельно решают типичные задачи по геометрической оптике, в заключение проводится тест на 15—20 мин. В тест лучше всего включить качественные задачи, задачи-рисунки, вопросы. Приведём примеры вопросов: моделью какого объекта является световой луч? Каковы границы применимости геометрической оптики? Какие из перечисленных явлений описываются законами геометрической оптики? Существуют ли в природе точечные источники света? В каких случаях нельзя использовать модель тонкой линзы для описания прохождения света через линзу?

Домашнее задание: упр. на с. 202 (ЕГЭ); индивидуально — П., № 749, 751.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!