Потребность использования механической энергии на производстве привело к появлению тепловых машин.
Тепловой двигатель – устройство, преобразующее внутреннюю энергию сгоревшего топлива в механическую энергию. Виды тепловых двигателей: 1) двигатели внутреннего сгорания: а) дизельные, б) карбюраторные; 2) паровые двигатели; 3) турбины: а) газовые, б) паровые.
Все названые тепловые двигатели имеют разную конструкцию, но состоят из трех основных частей: нагревателя, рабочего тела и холодильника. Нагреватель обеспечивает поступление теплоты в двигатель. Рабочее тело превращает часть полученной теплоты в механическую работу. Холодильник забирает от рабочего тела часть теплоты.

T1 – температура нагревателя;
T2 –температура холодильника;
Q1 – теплота, полученная от нагревателя;
Q2 – теплота, отданная холодильнику;
A' – работа, выполненная двигателем.
Работа любого теплового двигателя состоит из повторяющихся циклических процессов – циклов. Цикл – это такая последовательность термодинамических процессов, в результате которых система возвращается в начальное состояние.
Коэффициент полезного действия (КПД) тепловой машины – это отношение совершенной двигателем работы к количеству теплоты, полученному от нагревателя:
.
Устройство тепловых машин
Тепловая машина (тепловой двигатель) - устройство для преобразования внутренней энергии в механическую. Любая тепловая машина имеет нагреватель, рабочее тело (газ или пар), которое в результате нагрева выполняет работу (приводит во вращение вал турбины, двигает поршень и так далее) и холодильник.
Основы действия тепловых двигателей
Каждая тепловая машина функционирует благодаря двигателю. Для выполнения работы ему нужно, чтобы по ту и другую сторону поршня двигателя или лопастей турбины была разность давлений. Достигается эта разность во всех тепловых двигателях так: температура рабочего тела повышается на сотни или тысячи градусов в сравнении с температурой окружающей среды. В газовых турбинах и в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) происходит повышение температуры за счет того, что топливо сгорает внутри самого двигателя. Холодильником может выступать атмосфера или специального назначения устройства для конденсации и охлаждения отработанного пара.
Французский инженер Сади Карно рассмотрел идеальную тепловую машину с идеальным газом в качестве рабочего тела. Он нашел оптимальный идеальный цикл теплового двигателя, состоящий из двух изотермических и двух адиабатических обратимых процессов – цикл Карно. КПД такой тепловой машины с нагревателем при температуре
и холодильником при температуре
:
. Независимо от конструкции, выбора рабочего тела и типа процессов в тепловом двигателе его КПД не может быть больше КПД теплового двигателя, работающего по циклу Карно, и имеющего те же, что и у данного теплового двигателя, температуру нагревателя и холодильника.
КПД тепловых двигателей невысок, поэтому важнейшей технической задачей является его повышение. Тепловые двигатели имеют два существенных недостатка. Во-первых, в большинстве тепловых двигателей используется органическое топливо, добыча которого быстро истощает ресурсы планеты. Во-вторых, в результате сгорания топлива в окружающую среду выбрасывается огромное количество вредных веществ, что создает значительные экологические проблемы.
Цикл Карно
Цикл (круговой процесс) - совокупность изменений состояния газа, в результате которых он возвращается в исходное состояние (может выполнять работу). В 1824 году французский физик Сади Карно показал, что выгодным является цикл тепловой машины (цикл Карно), который состоит из двух процессов - изотермического и адиабатного. На рисунке ниже изображен график цикла Карно: 1-2 и 3-4 - изотермы, 2-3 и 4-1 - адиабаты. В соответствии с законом сохранения энергии работа тепловых машин, которую выполняет двигатель, равна: А = Q1– Q2, где Q1 - количество теплоты, которое получено от нагревателя, а Q2 - количество теплоты, которое предано холодильнику.
КПД тепловой машины называется отношение работы А, которую выполняет двигатель, к количеству теплоты, которое получено от нагревателя: η = А/Q =(Q1– Q2)/Q1 = 1 - Q2/Q1. В работе «Мысли о движущей силе огня и о машинах, которые способны развивать эту силу» (1824) Карно описал тепловую машину под названием "идеальная тепловая машина с идеальным газом, который представляет собой рабочее тело". Благодаря законам термодинамики можно вычислить КПД (максимально возможный) теплового двигателя с нагревателем, который имеет температуру Т1, и холодильником с температурой Т2.
Тепловая машина Карно имеет КПД: ηmax = (T1 – T2)/T1 = 1 – T2/T1. Сади Карно доказал, что какая угодно тепловая машина реальная, которая работает с нагревателем с температурой Т1 и холодильником с температурой Т2 не способна иметь КПД, который бы превышал КПД тепловой машины (идеальной). Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) Четырехтактный ДВС состоит из одного или нескольких цилиндров, поршня, кривошипно-шатунного механизма, впускного и выпускного клапанов, свечи. Рабочий цикл состоит из четырех тактов:
1) засасывания - горючая смесь попадает через клапан в цилиндр; 2) сжатия - оба клапана закрыты; 3) рабочий ход - взрывное сгорание горючей смеси; 4) выхлоп - выпуск отработанных газов в атмосферу. Паровая турбина В паровой турбине преобразование энергии происходит за счет разницы давлений водяного пара на входе и выходе. Мощности современных паровых турбин достигают 1300 МВт. Некоторые технические параметры паровой турбины мощностью 1200 МВт Давление пара (свежего) - 23,5 МПа. Температура пара - 540 °С. Расход пара турбиной - 3600 т/ч. Частота вращения ротора - 3000 об/мин. Давление пара в конденсаторе - 3,6 кПа. Длина турбины - 47,9 м. Масса турбины - 1900 т.
Тепловая машина состоит из воздушного компрессора, камеры сгорания и газовой турбины. Принцип работы: воздух адиабатно засасывается в компрессор, поэтому его температура повышается до 200 °С и более. Далее сжатый воздух попадает в камеру сгорания, куда одновременно под большим давлением поступает жидкое топливо - керосин, фотоген, мазут. При сгорании топлива воздух нагревается до температуры 1500-2000 °С, расширяется, и скорость его движения растет. Воздух движется с большой скоростью, и продукты сгорания направляются в турбину. После перехода от ступени к ступени продукты сгорания отдают лопастям турбины свою кинетическую энергию. Часть энергии, полученной турбиной, идет на вращение компрессора; оставшаяся часть расходуется на вращение ротора электрогенератора, винта самолета или морского судна, колес автомобиля. Газовую турбину можно использовать, кроме вращения колес автомобиля и винтов самолета или теплохода, в качестве реактивного двигателя. Воздух и продукты сгорания с большой скоростью выбрасываются из газовой турбины, поэтому реактивная тяга, которая возникает при этом процессе, может использоваться для хода воздушных (самолет) и водных (теплоход) судов, железнодорожного транспорта. Например, турбовинтовые двигатели имеют самолеты Ан-24, Ан-124 («Руслан»), Ан-225 («Мечта»). Так, «Мечта» при скорости полета 700-850 км/ч способна перевозить 250 тонн груза на расстояние почти 15 000 км. Это крупнейший транспортный самолет в мире.
Экологические проблемы тепловых машин
Большое влияние на климат имеет состояние атмосферы, в частности наличие углекислого газа и водяного пара. Так, изменение содержания углекислого газа приводит к усилению или ослаблению парникового эффекта, при котором углекислый газ частично поглощает тепло, которое Земля излучает в космос, задерживает его в атмосфере и повышает тем самым температуру поверхности и нижних слоев атмосферы. Явление парникового эффекта играет решающую роль в смягчении климата. При его отсутствии средняя температура планеты была бы не +15 °С, а ниже на 30-40 °С. Сейчас в мире существует более 300 млн различного вида автомобилей, которые создают более половины всех загрязнений атмосферы. За 1 год в атмосферу из тепловых электростанций в результате сжигания топлива выделяется 150 млн тонн оксидов серы, 50 млн тонн оксида азота, 50 млн тонн золы, 200 млн тонн оксида углерода, 3 млн тонн феона.
В состав атмосферы входит озон, который защищает все живое на земле от губительного воздействия ультрафиолетовых лучей. В 1982 году Дж. Фарманом, английским исследователем, над Антарктидой была открыта озоновая дыра - временное снижение содержания озона в атмосфере. В момент максимального развития озоновой дыры 7 октября 1987 количество озона в ней уменьшилось в 2 раза. Озоновая дыра, вероятно, возникла в результате антропогенных факторов, в том числе использования в промышленности хлорсодержащих хладонов (фреонов), которые разрушают озоновый слой. Однако исследования 1990 гг. не подтвердили эту точку зрения. Скорее всего, появление озоновой дыры не связано с деятельностью человека и является естественным процессом. В 1992 году и над Арктикой была открыта озоновая дыра. Если весь атмосферный озон собрать в слой у поверхности Земли и сгустить его к плотности воздуха при нормальном атмосферном давлении и температуре 0 °С, то толщина озонового щита будет всего лишь 2-3 мм! Вот и весь щит.
Немного из истории...
Июль 1769 года. В парижском парке Медоне военный инженер Н. Ж. Кюньйо на «огненной телеге», которая была оснащена двухцилиндровым паровым двигателем, проехал несколько десятков метров. 1885 год. Карл Бенц, немецкий инженер, построил первый бензиновый четырехтактный трехколесный автомобиль Motorwagen мощностью 0,66 кВт, на который 29 января 1886 года получил патент. Скорость машины достигала 15-18 км/ч. 1891 год. Готлиб Даймлер, немецкий изобретатель, изготовил грузовую тележку с двигателем мощностью 2,9 кВт (4 лошадиные силы) от легкового автомобиля. Максимальная скорость автомобиля достигала 10 км/ч, грузоподъемность в различных моделях составляла от 2 до 5 тонн. 1899 год. Бельгиец К. Женатци на своем автомобиле «Жаме Контант» («Всегда недовольная») впервые преодолел 100-километровый рубеж скорости.
Примеры решения задач
Задача 1. Температуру нагревателя идеальная тепловая машина имеет равную 2000 К, а температуру холодильника - 100 °С. Определить КПД. Решение: Формула, которая определяет КПД тепловой машины (максимальный): ŋ = Т1-Т2/Т1. ŋ = (2000К - 373К) / 2000 К = 0,81. Ответ: КПД двигателя - 81 %.
Задача 2. В тепловом двигателе при сгорании топлива было получено 200 кДж теплоты, а холодильнику передано 120 кДж теплоты. Каков КПД двигателя? Решение: Формула для определения КПД имеет такой вид: ŋ = Q1 - Q2 / Q1. ŋ = (2·105 Дж - 1,2·105 Дж) / 2·105 Дж = 0,4. Ответ: КПД теплового двигателя - 40 %.
Задача 3. Каков КПД тепловой машины, если рабочее тело после получения от нагревателя количества теплоты 1,6 МДж выполнило работу 400 кДж? Какое количество теплоты было передано холодильнику? Решение: КПД можно определить по формуле ŋ = А / Q1. ŋ = 0,4·106 Дж / 1,6·106 Дж = 0,25. Переданное холодильнику количество теплоты можно определить по формуле Q1 - А = Q2. Q2 = 1,6·106 Дж - 0,4·106 Дж = 1,2·106 Дж. Ответ: тепловая машина имеет КПД 25 %; переданное холодильнику количество теплоты - 1,2·106 Дж.
Физические величины и их единицы измерения:
Наименование величина |
Обозначение |
Единица измерения |
Формула |
Относительная молекулярная масса |
Mr (эм эр) |
безразмерная величина |
 |
Масса одной молекулы (атома) |
m0 |
кг |
|
Масса |
m |
кг |
|
Молярная масса |
M |
 |
 |
Количество вещества |
ν (ню) |
моль (моль) |
;  |
Число частиц |
N (эн) |
безразмерная величина |
|
Давление |
p (пэ) |
Па (паскаль) |
|
Концентрация |
n (эн) |
 |
 |
Объём |
V (вэ) |
 |
|
Средняя кинетическая энергия поступательного движения молекулы |
 |
Дж (джоуль) |
|
Температура по шкале Цельсия |
t |
°C |
|
Температура по шкале Кельвина |
T |
К (кельвин) |
 |
Средняя квадратичная скорость молекул |
 |
 |
 |
Поверхностное натяжение |
σ (сигма) |
 |
 |
Абсолютная влажность |
ρ (ро) |
 |
 |
Относительная влажность |
φ (фи) |
% |
 |
Внутренняя энергия |
U (у) |
Дж (джоуль) |
|
Работа |
А (а) |
Дж (джоуль) |
|
Количество теплоты |
Q (ку) |
Дж (джоуль) |
|