Дата проведения: математическая неделя в школе
Вид деятельности: внеклассное мероприятие по предмету
Предмет: математика, физика
Название мероприятия: « Физико - математический КВН»
Класс: 9
Цели
Показать красоту математики и физики.
Развивать познавательную активность, творческие способности, смекалку и сообразительность у учащихся.
Развитие кругозора учащихся, повышение уровня математической и физической культуры
Вырабатывать интерес к предметам.
Развитие у учащихся навыков хорошего поведения в обществе, навыков общения и совместной деятельности.
Каждая команда заранее получает домашнее задание:
Придумать название команды
Придумать и нарисовать эмблему команды. Эмблемами с указанием названия команды и именем участника должны быть обеспечены все члены команды + одна эмблема жюри, для оценивания.
Подготовиться к конкурсу проектов.
Ход мероприятия:
Вступительное слово ведущего.
Представление команд.
Разминка.
Конкурс проектов.
Конкурс теоретиков.
Занимательные опыты.
Конкурс капитанов.
Конкурс кроссвордов.
Конкурс художников.
Подведение итогов и награждение победителей.
Мы вступили в новое тысячелетие! Грандиозны открытия и достижения человечества. Французский математик Эварист Галуа в 21 год в ночь перед дуэлью сформулировал важнейшие математические принципы. Блез Паскаль в 8 лет открыл и доказал ряд теорем Евклида. Сергей Рахманинов в 19 лет написал оперу «Алеко». Немецкий математик Карл Фридрих Гаусс, будучи еще школьником, сумел за считанные секунды найти сумму всех натуральных чисел от 1 до 100.
Вы уже прожили 14, 15 лет и еще почти ничего не успели.
А вам предстоит создать единую теорию поля и запускать ракеты к звездам, исследовать проблемы наследственности и раскрыть тайну рака.
Нам известно высказывание древнегреческого математика, философа, жившего в VI в. До н. э. - Пифагора - « Все есть число». Значит, как в прошлом, так и в будущем, без математики не обойтись.
Сегодня каждый из вас может проверить свое внимание, память, умение логически мыслить. Хотелось бы, чтобы после сегодняшней встречи вы иначе посмотрели на математику и физику, почувствовали красоту этих наук и более глубоко осознали необходимость их изучения.
Сегодня в конкурсе принимают участие команды :_______________________
__________________________________________________________________
Оценивать ответы участников сегодня будет жюри в составе______________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Итак, мы начинаем!
Наш I конкурс « Приветствие команд »
Визитная карточка команды - приветствие. Первыми ее представляют участники команды _______________________________________________________________
Максимальное количество баллов –
II конкурс « Разминка»
Разминка ( на обдумывание 20 секунд ; если ответ неправильный - право на ответ переходит к другой команде; за правильный ответ 1 балл )
1. В какой стране родился великий физик и математик Архимед ?
[Греция]
2. В каком году был осуществлен первый в мире космический полет человека?
[1961]
3. Можно ли пользоваться обычным компасом на Луне?
[Нет, т.к. нет магнитного поля]
4. Назовите первые «вычислительные устройства», которыми пользовались люди в древности.
[Пальцы рук]
5. Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения?
[Франсуа Виет]
6. Кто были первыми космическими путешественниками, вернувшиеся на Землю?
[собаки Белка и Стрелка]
I. 7. Можно ли для межпланетных полетов использовать двигатель внутреннего сгорания?
[нет воздуха]
II. 8. Сколько дней в летних каникулах?
[92]
III конкурс проектов.
Вам необходимо изобразить, что получиться если...
растопить льды Антарктиды
иссякнут запасы всех полезных ископаемых
Максимальное количество баллов –
А теперь перейдем к конкурсу теоретиков.
IV Конкурс теоретиков (Ведущий зачитывает вслух задачу. Команда, первой решившая задачу, поднимает руку и дает ответ. За правильный ответ команда получает 1 балл )
Задачи теоретиков
Определить начальную скорость пуль игрушечного пистолета, располагая только рулеткой.
[Для решения задачи достаточно измерить рулеткой дальности бросков и высоты, с которых начинаются полеты мячика.]
Квадрат и ромб имеют одинаковые стороны. Площадь какой фигуры больше?
[ Площадь квадрата ]
Как узнать диаметр тонкой проволоки, если есть тетрадь в клетку и карандаш?
[Для этого следует намотать проволоку на карандаш как можно более плотнее (сделать больше число витков). В качестве «мерной единицы» следует воспользоваться клетками в тетради (длина клетки L= 0,5 см).]
Как записать число 100 пятью тройками?
[33 ·3 + 3 : 3 = 100]
V Занимательные опыты
В природе встречается много необычайных явлений, кажущихся на первый взгляд фокусами. Вам предлагается их объяснить ( демонстрация занимательных опытов)
VI Конкурс капитанов
Каждый капитан получает листок с условием задачи, а ведущий громко читает это условие всем сидящим в зале. Правильный и быстрый ответ дает капитану преимущество в следующем конкурсе.
Поликрат ( известный из баллады Шиллера тиран с острова Самос) однажды спросил на пиру у Пифагора, сколько у того учеников. « Охотно скажу тебе, о Поликрат, - отвечал Пифагор. - Половина моих учеников изучает прекрасную математику. Четверть исследует тайны вечной природы. Седьмая часть молча упражняет силу духа, храня в сердце учение. Добавь еще к ним трех юношей, их которых Теон превосходит прочих своими способностями. Столько учеников веду я к рождению вечной истины». Сколько учеников у Пифагора?
На листочках капитаны пишут в течении одной минуты фамилии известных ученых ( математиков, физиков), затем перечисляют вслух. ( Начинает капитан не справившийся с первым заданием)
VII Конкурс кроссвордов.
В предлагаемом чайнворде мягкий знак, стоящий на конце слова, не учитывается.
[Ответы:
НОК. 2. Коэффициент. 3. Термин. 4. Нул(ь). 5. Луч. 6. Число. 7. Остаток.
Катет. 9. Транспортир. 10. Разност(ь). 11. Треугольник. 12. Куб. 13. Буква. 14. Арифметика. 15. Ар. 16. Рулетка. 17. Акр. 18. Рейсмус. 19. сумма. 20. Анализ. 21. Знаменател(ь). 22. Литр. 23. Процент.]
VIII Конкурс художников ( проходит во время разгадывания чайнворда )
На доске две одинаковые заготовки. На листке даны координаты точек. Участвуют по два человека от команды ( На доске должен появиться портрет инопланетянина).
Подведение итогов. Награждение победителей.