СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физиологические основы речи

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал может быть использован для организации дистанционного обучения по биологии в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«Физиологические основы речи»

Физиологические основы речи

Физиологические основы речи

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. (Существует только у людей) Первая сигнальная система – совокупность нервных процессов, возникающих в коре головного мозга при непосредственном влиянии на органы чувств факторов внешней и внутренней среды Вторая сигнальная система – представлена условными рефлексами, выработанными на слова и обозначенные ими понятия, создает возможность абстрактного мышления - тип мышления, который позволяет абстрагироваться от мелких деталей и смотреть на ситуацию в целом

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. (Существует только у людей)

  • Первая сигнальная система – совокупность нервных процессов, возникающих в коре головного мозга при непосредственном влиянии на органы чувств факторов внешней и внутренней среды
  • Вторая сигнальная система – представлена условными рефлексами, выработанными на слова и обозначенные ими понятия, создает возможность абстрактного мышления - тип мышления, который позволяет абстрагироваться от мелких деталей и смотреть на ситуацию в целом
Восприятие и память

Восприятие и память

Восприятие и память – наиболее важные психические функции, характеризуют сущность психики как восприятие действительности

Свойства восприятия:

  • Предметность  — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
  • Структурность  — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Апперцептивность  — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Константность  — постоянство восприятия одного и того же  дистального объекта  при изменении  стимула .
  • Избирательность  — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
  • Осмысленность  — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу.
  • Восприятие - познавательный процесс , формирующий субъективную картину мира.
  • Это  психический процесс , заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности  органов чувств
  • При восприятии разрозненные ощущения приобретают целостный характер

Внимание -  избирательная направленность  восприятия  на тот или иной  объект , фактор, управляющий выбором информации для восприятия

В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют послепроизвольное (или вторично непроизвольное),  произвольное  и непроизвольное.

  • Послепроизвольное внимание - вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека.
  • Непроизвольное внимание (пассивное) - вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека (вызвано особенностью воздействующего раздражителя).
  • Произвольное внимание – вид внимания, физиологическим механизмом  которого  служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы . Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребёнка произвольного внимания. Его возникновение у человека исторически связано с процессом  труда , так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Свойства внимания  —направленность, объём, распределение, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость —связаны со структурой деятельности человека.

  • Направленность – концентрация психических процессов на наиболее значимые для определенной деятельности деятельности.
  • Объём  — это количество объектов, которые охватываются вниманием, одномоментно, одновременно. Объём внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов. 
  • Распределение - способность удерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов.
  • Сосредоточенность – степень интенсивности связи с объектом внимания
  • Интенсивность – сила устойчивости психических процессов при концентрации на данном объекте
  • Устойчивость - характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи.
  • Переключаемость - сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой

Память - это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и  высших психических функций  по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память в разных формах и видах присуща всем высшим животным. ПАМЯТЬ - одно из свойств нервной системы, заключающееся в способности какое-то время сохранять информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события, а также многократно воспроизводить и изменять эту информацию Исследования памяти обнаруживают 2 основных этапа её формирования, которым соответствуют 2 вида памяти: кратковременная и долговременная . КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ характеризуется временем хранения информации от долей секунд до десятков минут. ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ , время хранения информации в которой сравнимо с продолжительностью жизни организма, устойчива к воздействиям, нарушающим кратковременную память ЗАБЫВАНИЕ – необходимый процесс, оберегающий мозг от перегрузок

Память - это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и  высших психических функций  по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память в разных формах и видах присуща всем высшим животным.

  • ПАМЯТЬ - одно из свойств нервной системы, заключающееся в способности какое-то время сохранять информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события, а также многократно воспроизводить и изменять эту информацию
  • Исследования памяти обнаруживают 2 основных этапа её формирования, которым соответствуют 2 вида памяти: кратковременная и долговременная .
  • КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ характеризуется временем хранения информации от долей секунд до десятков минут.
  • ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ , время хранения информации в которой сравнимо с продолжительностью жизни организма, устойчива к воздействиям, нарушающим кратковременную память
  • ЗАБЫВАНИЕ – необходимый процесс, оберегающий мозг от перегрузок
Механизмы возникновения памяти 1-й – короткий ряд информации запоминается легче, чем длинный 2-й –мы запоминаем не столько подробности, сколько содержание, общую картину 3-й – образование следов памяти происходит в несколько этапов: 1-й – короткий ряд информации запоминается легче, чем длинный 2-й –мы запоминаем не столько подробности, сколько содержание, общую картину 3-й – образование следов памяти происходит в несколько этапов: I – при поступлении нервных импульсов от органов чувств в кору сигналы задерживаются там на несколько секунд для анализа – оперативная или сенсорная память II – в процессе анализа часть информации из сенсорной памяти переводится в первичную память (сохранение информации в виде слов) III – переход информации из первичной памяти во вторичную (облегчается ее повторением) Часть информации, которая прочно закрепляется и никогда не забывается называется третичной памятью

Механизмы возникновения памяти

  • 1-й – короткий ряд информации запоминается легче, чем длинный 2-й –мы запоминаем не столько подробности, сколько содержание, общую картину 3-й – образование следов памяти происходит в несколько этапов:
  • 1-й – короткий ряд информации запоминается легче, чем длинный
  • 2-й –мы запоминаем не столько подробности, сколько содержание, общую картину
  • 3-й – образование следов памяти происходит в несколько этапов:
  • I – при поступлении нервных импульсов от органов чувств в кору сигналы задерживаются там на несколько секунд для анализа – оперативная или сенсорная память
  • II – в процессе анализа часть информации из сенсорной памяти переводится в первичную память (сохранение информации в виде слов)
  • III – переход информации из первичной памяти во вторичную (облегчается ее повторением)

Часть информации, которая прочно закрепляется и никогда не забывается называется третичной памятью

Типология памяти по сенсорной модальности  — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память. по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память; по организации запоминания —  эпизодическая память , семантическая память, процедурная память; по временным характеристикам — долговременная (декларативная) память, кратковременная память, ультракратковременная память; по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная) по наличию цели — произвольная и непроизвольная; по наличию средств — опосредованная и неопосредованная; по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая

Типология памяти

  • по сенсорной модальности  — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память.
  • по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;
  • по организации запоминания —  эпизодическая память , семантическая память, процедурная память;
  • по временным характеристикам — долговременная (декларативная) память, кратковременная память, ультракратковременная память;
  • по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)
  • по наличию цели — произвольная и непроизвольная;
  • по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;
  • по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая
Свойства памяти Объем   – способность одновременно сохранять определенное количество информации. Средний объем кратковременной памяти - 7 различных элементов (единиц) информации. Быстрота запоминания – отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальных тренировок памяти. Точность  – проявляется в адекватном воспроизведении фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в адекватном воспроизведении содержания информации. Длительность  – определяется временем сохранения информации. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько месяцев. Длительность памяти имеет избирательный характер. Готовность к воспроизведению  – способность быстро извлекать информацию из памяти. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный ранее опыт.

Свойства памяти

  • Объем   – способность одновременно сохранять определенное количество информации. Средний объем кратковременной памяти - 7 различных элементов (единиц) информации.
  • Быстрота запоминания – отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальных тренировок памяти.
  • Точность  – проявляется в адекватном воспроизведении фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в адекватном воспроизведении содержания информации.
  • Длительность  – определяется временем сохранения информации. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько месяцев. Длительность памяти имеет избирательный характер.
  • Готовность к воспроизведению  – способность быстро извлекать информацию из памяти. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный ранее опыт.
Нарушения памяти   Нарушения памяти  —  амнезии Гипомнезии  — ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов,  эпилепсии  и т. д.). Гипермнезии  — аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями, наблюдается гораздо реже. Люди, отличающиеся этой особенностью, забывают события с большим трудом Парамнезии , которые подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого. Фармацевтические препараты, улучшающие память - ноотропы

Нарушения памяти

  Нарушения памяти  —  амнезии

  • Гипомнезии  — ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов,  эпилепсии  и т. д.).
  • Гипермнезии  — аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями, наблюдается гораздо реже. Люди, отличающиеся этой особенностью, забывают события с большим трудом
  • Парамнезии , которые подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.
  • Фармацевтические препараты, улучшающие память - ноотропы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!