Просмотр содержимого документа
«Физиологические основы речи»
Физиологические основы речи
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. (Существует только у людей)
- Первая сигнальная система – совокупность нервных процессов, возникающих в коре головного мозга при непосредственном влиянии на органы чувств факторов внешней и внутренней среды
- Вторая сигнальная система – представлена условными рефлексами, выработанными на слова и обозначенные ими понятия, создает возможность абстрактного мышления - тип мышления, который позволяет абстрагироваться от мелких деталей и смотреть на ситуацию в целом
Восприятие и память
Восприятие и память – наиболее важные психические функции, характеризуют сущность психики как восприятие действительности
Свойства восприятия:
- Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
- Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
- Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
- Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении стимула .
- Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
- Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу.
- Восприятие - познавательный процесс , формирующий субъективную картину мира.
- Это психический процесс , заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств .
- При восприятии разрозненные ощущения приобретают целостный характер
Внимание - избирательная направленность восприятия на тот или иной объект , фактор, управляющий выбором информации для восприятия
В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют послепроизвольное (или вторично непроизвольное), произвольное и непроизвольное.
- Послепроизвольное внимание - вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека.
- Непроизвольное внимание (пассивное) - вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека (вызвано особенностью воздействующего раздражителя).
- Произвольное внимание – вид внимания, физиологическим механизмом которого служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы . Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребёнка произвольного внимания. Его возникновение у человека исторически связано с процессом труда , так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.
Свойства внимания —направленность, объём, распределение, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость —связаны со структурой деятельности человека.
- Направленность – концентрация психических процессов на наиболее значимые для определенной деятельности деятельности.
- Объём — это количество объектов, которые охватываются вниманием, одномоментно, одновременно. Объём внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов.
- Распределение - способность удерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов.
- Сосредоточенность – степень интенсивности связи с объектом внимания
- Интенсивность – сила устойчивости психических процессов при концентрации на данном объекте
- Устойчивость - характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи.
- Переключаемость - сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой
Память - это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память в разных формах и видах присуща всем высшим животным.
- ПАМЯТЬ - одно из свойств нервной системы, заключающееся в способности какое-то время сохранять информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события, а также многократно воспроизводить и изменять эту информацию
- Исследования памяти обнаруживают 2 основных этапа её формирования, которым соответствуют 2 вида памяти: кратковременная и долговременная .
- КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ характеризуется временем хранения информации от долей секунд до десятков минут.
- ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ , время хранения информации в которой сравнимо с продолжительностью жизни организма, устойчива к воздействиям, нарушающим кратковременную память
- ЗАБЫВАНИЕ – необходимый процесс, оберегающий мозг от перегрузок
Механизмы возникновения памяти
- 1-й – короткий ряд информации запоминается легче, чем длинный 2-й –мы запоминаем не столько подробности, сколько содержание, общую картину 3-й – образование следов памяти происходит в несколько этапов:
- 1-й – короткий ряд информации запоминается легче, чем длинный
- 2-й –мы запоминаем не столько подробности, сколько содержание, общую картину
- 3-й – образование следов памяти происходит в несколько этапов:
- I – при поступлении нервных импульсов от органов чувств в кору сигналы задерживаются там на несколько секунд для анализа – оперативная или сенсорная память
- II – в процессе анализа часть информации из сенсорной памяти переводится в первичную память (сохранение информации в виде слов)
- III – переход информации из первичной памяти во вторичную (облегчается ее повторением)
Часть информации, которая прочно закрепляется и никогда не забывается называется третичной памятью
Типология памяти
- по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память.
- по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;
- по организации запоминания — эпизодическая память , семантическая память, процедурная память;
- по временным характеристикам — долговременная (декларативная) память, кратковременная память, ультракратковременная память;
- по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)
- по наличию цели — произвольная и непроизвольная;
- по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;
- по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая
Свойства памяти
- Объем – способность одновременно сохранять определенное количество информации. Средний объем кратковременной памяти - 7 различных элементов (единиц) информации.
- Быстрота запоминания – отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальных тренировок памяти.
- Точность – проявляется в адекватном воспроизведении фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в адекватном воспроизведении содержания информации.
- Длительность – определяется временем сохранения информации. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько месяцев. Длительность памяти имеет избирательный характер.
- Готовность к воспроизведению – способность быстро извлекать информацию из памяти. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный ранее опыт.
Нарушения памяти
Нарушения памяти — амнезии
- Гипомнезии — ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсии и т. д.).
- Гипермнезии — аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями, наблюдается гораздо реже. Люди, отличающиеся этой особенностью, забывают события с большим трудом
- Парамнезии , которые подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.
- Фармацевтические препараты, улучшающие память - ноотропы