СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физкультминутки на уроках математики и физики

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка физкультминуток на уроках математики и физики и не только

Просмотр содержимого документа
«Физкультминутки на уроках математики и физики»

Физкультминутки  на уроках математики и физики Подготовила Кузнецова Е.В. Минская основная школа

Физкультминутки на уроках математики и физики

Подготовила Кузнецова Е.В.

Минская основная школа

«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил,  и венцом этой гармонии является радость творчества»  В.А. Сухомлинский

«Забота о человеческом здоровье,

тем более о здоровье ребенка –

… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил,

и венцом этой гармонии является радость творчества»

В.А. Сухомлинский

 Почему я выбрала эту тему…  Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей.  Поэтому очень важна правильная организация учебной деятельности для сохранения здоровья ребенка, а именно: • благоприятный эмоциональный настрой; • соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); • построение урока с учетом работоспособности учащихся; • строгая дозировка учебной нагрузки; • проведение физкультминуток и  динамических пауз на уроках.

Почему я выбрала эту тему…

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Поэтому очень важна правильная организация учебной деятельности для сохранения здоровья ребенка, а именно:

• благоприятный эмоциональный настрой;

• соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

• построение урока с учетом работоспособности учащихся;

• строгая дозировка учебной нагрузки;

• проведение физкультминуток и

динамических пауз на уроках.

Для чего это нужно?

С учётом особенностей детского организма для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительной деятельности рекомендуется проводить физкультминутки, гимнастику для глаз и динамические паузы в середине урока ( если тот длится не менее 45 минут).

Внешними проявлениями утомления являются учащение отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности. Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток.

Поэтому несколько минут на уроке необходимо уделять динамическим паузам. Потраченное время окупается повышением хорошего настроения, усилением работоспособности учащихся, а, главное, укреплением их здоровья:

физкультминутки положительно влияют на аналитике - синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно - сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

В 5-9 классах специалисты рекомендуют проводить физкультминутки, начиная с 3 урока (на 20-25 минуте) в течение не менее 2-3 минут.

Примеры физкультминуток В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом. Массаж проводится в следующей последовательности: 1)       точка на лбу между бровями («третий глаз»); 2)       парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние); 3)       точка посередине верхнего края подбородка; 4)       парные точки в височных ямках; 5)       три точки на затылке в углублениях; 6)   парные точки в области козелка уха.

Примеры физкультминуток

В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом. Массаж проводится в следующей последовательности:

1)       точка на лбу между бровями («третий глаз»);

2)       парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние);

3)       точка посередине верхнего края подбородка;

4)       парные точки в височных ямках;

5)       три точки на затылке в углублениях;

6)   парные точки в области козелка уха.

 Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например: - Игра с мячом: учитель, кидая мяч, задает ученику вопрос, отдавая мяч обратно, ученик отвечает. Тема игры подбирается в соответствии с темой урока – величина+единица измерения+прибор для измерения величины. - Правильно-неправильно: учитель произносит высказывание по изучаемой теме – если оно верное, ученики встают; если неверное – поднимают руки вверх (можно предложить другие движения)

Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например:

- Игра с мячом: учитель, кидая мяч, задает ученику вопрос, отдавая мяч обратно, ученик отвечает. Тема игры подбирается в соответствии с темой урока – величина+единица измерения+прибор для измерения величины.

- Правильно-неправильно: учитель произносит высказывание по изучаемой теме – если оно верное, ученики встают; если неверное – поднимают руки вверх (можно предложить другие движения)

Можно придумать специальные движения, приуроченные к изучению различных тем. Пример:   При изучении темы «Способы изменения давления» в 7 классе провести физкультминутку-эксперимент: предложить детям встать на одну ногу, на обе ноги, встать на цыпочки, взять в руки книгу, положить книгу на место, при этом каждый раз выясняя, что происходит с давлением, которое каждый из них оказывает на пол.
  • Можно придумать специальные движения, приуроченные к изучению различных тем.

Пример:

При изучении темы «Способы изменения давления» в 7 классе провести физкультминутку-эксперимент: предложить детям встать на одну ногу, на обе ноги, встать на цыпочки, взять в руки книгу, положить книгу на место, при этом каждый раз выясняя, что происходит с давлением, которое каждый из них оказывает на пол.

 На уроках так же важно включать в физкультминутки упражнения для глаз, так как они служат профилактикой нарушения зрения. Это следующие упражнения: - вертикальные движения глаз вверх-вниз; - горизонтальные вправо-влево; - вращение глазами по часовой стрелке и против; - массаж век и другие.

На уроках так же важно включать в физкультминутки упражнения для глаз, так как они служат профилактикой нарушения зрения. Это следующие упражнения:

- вертикальные движения глаз вверх-вниз;

- горизонтальные вправо-влево;

- вращение глазами по часовой стрелке и против;

- массаж век и другие.

Для улучшения работы мозга на разных этапах урока предлагается использовать следующие упражнения: - растирание ушных раковин и пальцев – активизирует все системы организма, т.к. более  тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно апосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности: 1)       потягивание за мочки сверху вниз; 2)       потягивание ушной раковины вверх; 3)       потягивание ушной раковины к наружи; 4)       круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против. - перекрёстные движения – активизирует оба полушария головного мозга; - качание головой – улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращения.

Для улучшения работы мозга на разных этапах урока предлагается использовать следующие упражнения:

- растирание ушных раковин и пальцев – активизирует все системы организма, т.к. более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно апосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности:

1)       потягивание за мочки сверху вниз;

2)       потягивание ушной раковины вверх;

3)       потягивание ушной раковины к наружи;

4)       круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

- перекрёстные движения – активизирует оба полушария головного мозга;

- качание головой – улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращения.

Также хотелось бы выделить среди многочисленных оздоровительных комплексов упражнений гимнастику для шейного отдела позвоночника. Именно эта часть тела оказывается в большей степени неподвижной во время урока.

Гимнастика для шейного отдела позвоночника.

а) корпус прямой, подбородок опущен на грудь; подбородком скользим вниз по грудине, чередуя напряжение и легкое расслабление;

б) корпус прямой, голову не запрокидываем, а слегка отклоняем назад, подбородок направлен в потолок, тянемся подбородком вверх, на секунду останавливаясь и отпуская напряжение, но, не расслабляясь; и снова тянемся подбородком вверх;

в) наклоны головы поочередно к левому и к правому плечу; без особых усилий пытаемся коснуться ухом плеча;

г) корпус прямой, голова на одной линии с позвоночником; медленно уводим взгляд вправо, следом поворачиваем голову до упора, каждый раз дополнительными усилиями пытаемся увеличить угол поворота; сделаем несколько таких движений в одну сторону, затем это же упражнение в другую сторону; перенапряжения недопустимы;

д) круговые движения головой: по часовой стрелке и против (объединяем в одно упражнение а), б), в)).

В заключении… Использование физкультминуток и динамических пауз на уроках физики обеспечивает сохранение психического и физического здоровья учащихся, способствует лучшему овладению ими системой физических знаний, умений и навыков .

В заключении…

Использование физкультминуток и динамических пауз на уроках физики обеспечивает сохранение психического и физического здоровья учащихся, способствует лучшему овладению ими системой физических знаний, умений и навыков .

Не забывайте!  Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия или принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении!

Не забывайте!

Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия или принести вред.

Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!