СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физкультура, спорт, ВФCК ГТО как средство формирования личности ребенка.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  «Физкультура, спорт, ВФCК  ГТО как средство формирования личности ребенка.»  является инновационным общеобразовательным программным документом для учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики

отечественного образования. Настоящая программа сохранила преемственность

подходов и принципов, содержит необходимые данные, отвечающие

современным требованиям физического образования, составлена и оформлена в

соответствии с новыми нормативными документами.

Актуальность программы в том, что она является базовой основой для

подготовки обучающихся к успешному выполнению нормативов ВФСК ГТО

утвержденных правительством РФ.

Данная программа имеет как оздоровительное, так и прикладное значение.

Ориентирована на развитие у обучающихся основных физических качеств и

прикладных навыков из видов спорта: лёгкой атлетики, плавания, лыжного

спорта и туризма.

Дополнительная программа является основным документом при

проведении учебно-тренировочных занятий в МБОУ СОШ №5 имени А.В.Гусака но не

рассматривается как единственно возможный вариант планирования учебно-

тренировочного процесса. Программа может реализовываться в сетевой форме на

базах общеобразовательных школ (спортивные залы, открытые спортивные

площадки).

Данная программа направлена на конкретную помощь руководителям и

педагогам образовательных организаций дополнительного образования

физкультурно-спортивной направленности, а также организаций общего

образования в работе по внедрению и реализации Всероссийского физкультурно-

спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» ГТО среди участников

образовательного процесса Российской Федерации.

4

Программа  «Физкультура, спорт, ВФCК  ГТО как средство формирования личности ребенка.»  является инновационным общеобразовательным программным документом для учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики

отечественного образования. Настоящая программа сохранила преемственность

подходов и принципов, содержит необходимые данные, отвечающие

современным требованиям физического образования, составлена и оформлена в

соответствии с новыми нормативными документами.

Актуальность программы в том, что она является базовой основой для

подготовки обучающихся к успешному выполнению нормативов ВФСК ГТО

утвержденных правительством РФ.

Данная программа имеет как оздоровительное, так и прикладное значение.

Ориентирована на развитие у обучающихся основных физических качеств и

прикладных навыков из видов спорта: лёгкой атлетики, плавания, лыжного

спорта и туризма.

Дополнительная программа является основным документом при

проведении учебно-тренировочных занятий в МБОУ СОШ №5 имени А.В.Гусака но не

рассматривается как единственно возможный вариант планирования учебно-

тренировочного процесса. Программа может реализовываться в сетевой форме на

базах общеобразовательных школ (спортивные залы, открытые спортивные

площадки).

Данная программа направлена на конкретную помощь руководителям и

педагогам образовательных организаций дополнительного образования

физкультурно-спортивной направленности, а также организаций общего

образования в работе по внедрению и реализации Всероссийского физкультурно-

спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» ГТО среди участников

образовательного процесса Российской Федерации.

 

Просмотр содержимого документа
«Физкультура, спорт, ВФCК ГТО как средство формирования личности ребенка.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5» имени А.В. Гусака»


457100, Челябинская область,

г. Троицк, ул. Циолковского, д.12

тел. 8 (351 63) 2-59-71

ОКАТО 75452000000

ИНН 7418009795

КПП 742401001_________________________________________________












Воспитательная программа



Физкультура, спорт, ВФCК ГТО как средство формирования личности ребенка.







Автор программы: Учитель физической культуры

Шульдякова Ю.С.















СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка

2. Учебно-тематический план

3.Содержание программного материала

3.1. Теоретическая подготовка

3.2. Общефизическая подготовка

3.3. Специальная физическая подготовка

3.4. Техническая подготовка по видам спорта

3.5. Подвижные игры

3.6. Воспитательная работа

4. Методическое обеспечение

5.Список литературы и интернет-источников

Приложени



























Пояснительная записка

Успешность деятельности – физической, интеллектуальной, духовной, во многом зависит от состояния здоровья человека и уровня его физической подготовленности. Не случайно с древних времен известна истина: “В здоровом теле здоровый дух”. Этим объясняется исключительно важная роль физического воспитания как неотъемлемой части комплексных воспитательных воздействий, направленных на разностороннее развитие.

Вместе с тем, всестороннее развитие человека необходимо, прежде всего ему самому. Чем шире и разностороннее интересы человека, чем больше он знает и умеет, тем легче ему претворить в реальность свои жизненные планы, тем более насыщенной и интересной является его жизнь.

Спортивная деятельность в классах в рамках ФГОС оценивается на уроке, на соревнованиях и особое внимание уделяется на подготовку к сдаче норм ВФСК ГТО.

Для решения проблемы и укрепления здоровья детей президент Владимир Путин и предложил воссоздать систему ГТО в новом формате с современными нормативами, которые будут соответствовать уровню физического развития ребёнка.

Посмотрим с физической точки зрения, почему ГТО стоит прививать, именно, начиная с начальной школы.

Физическое развитие ребенка - это, прежде всего двигательные навыки. Координацию движений определяют развитием мелкой и крупной моторики. С крупной моторикой связаны движения ребенка, благодаря которым он может передвигаться в пространстве. Сюда относят ходьбу и бег.

Именно в школьном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. В школьном возрасте отчетливо намечаются генетические особенности детей. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью.

Кроме того, участие в подобного рода мероприятиях повышает интерес к физической культуре и здоровому образу жизни, как детей, так и взрослых. Подготовка и участие в сдаче норм ГТО позволит не только создать условия для укрепления здоровья детей, воспитания волевых качеств, развития стремления к победе и уверенности в своих силах. Во время соревнований дети получают не только радость от своих результатов, но и учатся переживать за товарищей.

Введение норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» в программу школы – новшество, имеющее целью продвижение здорового образа жизни и профилактику хронических заболеваний школьников, гармоничное и всестороннее развитие личности учащихся, воспитание патриотизма и гражданственности, развитие детского спорта.

Нормативы ГТО для школьников включают такие обязательные дисциплины: бег на короткие и длинные дистанции, наклон вперёд из положения стоя на полу или гимнастической скамье, подтягивание на перекладине из виса (для мальчиков), отжимания или подтягивание на низкой перекладине из виса лежа (для девочек), и такие дисциплины по выбору, как прыжки с места и с разбега, метание спортивного снаряда, плавание, поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту, бег на лыжах, стрельбу из пневматической винтовки, кросс по пересеченной местности или челночный бег, туристский поход

Количество и виды испытаний, которые нужно сдать для получения знака отличия комплекса ГТО, а также нормативы различны для разных возрастных групп. Сейчас существуют три вида знаков отличия ГТО по сложности - золотой, серебряный и бронзовый.

Определяющей для получения знака является нижняя планка: если все нормативы сданы на "золото", но хотя бы один сдан только на "бронзу", то в результате испытаний будет присвоен только бронзовый знак.

Допускается к сдаче ГТО на основании результатов диспансеризации или медицинского осмотра.

Преимущества:

наличие знаков отличия ГТО учитываются при приёме в образовательное учреждение;

предоставляется возможность установления повышенной государственной академической стипендии и других мер поощрения;

значок ГТО = 10 баллов к ЕГЭ.

Спорт играет важную роль не только для физического развития ребенка, но и для формирования психических и нравственных качеств ребенка. Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносятсвой вклад в формирование всесторонне развитой личности .


Цель:

сохранение и укрепление здоровья обучающегося средствами физической культуры и спортом через реализацию Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», совершенствование физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе.

Задачи:

1Изучить нормативно–правовую базу, определяющую правовое поле процесса внедрения комплекса ГТО в образовательном учреждении



2.Создать условия, способствующие освоению школьниками способов сохранения своего здоровья.

3. Способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа жизни.

4. Организовывать активный спортивный досуг через проведение соревнований, конкурсов, игр, книжных выставок, прогулок, экскурсий, спортивных переменок.

5. Осуществить контроль за уровнем физической подготовки и степенью владения практическими умениями физкультурно-оздоровительной направленности.

Ожидаемый результат:

1. Увеличение желающих освоить способы сохранения своего здоровья.

2. Повышение интереса молодежи допризывного возраста к развитию физических и волевых качеств, готовности к защите Отечества.

3. Улучшения психологического климата в коллективе.

4. Рациональное использование свободного времени.

Актуальность. Слабое, негармоничное развитие мышечной системы значительно задерживает развитие двигательных способностей ребенка. Как известно, комплекс ГТО направлен на всестороннее физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Повышению мотивации обучающихся к занятиям по программе будет способствовать участию в выполнениях нормативов комплекса ГТО, соревнованиях по общей физической подготовке, в фестивалях ГТО, физкультурных праздниках и т.п.

Настоящая программа сохранила преемственность подходов и принципов, содержит необходимые данные, отвечающие современным требованиям физического образования, составлена и оформлена в соответствии с новыми нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Концепция развития дополнительного образования в РФ (Распоряжение Правительства РФ № 1726-Р от 04. 09.2014);

  • План мероприятий на 2017 - 2021 годы по реализации Концепции

развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

  • Приказ Минспорта России от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2

  • «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. №540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"»;

Успешное решение образовательных задач возможно при использовании двух групп методов: общепедагогических и спортивных.

Общепедагогические или дидактические методы включают метод наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических качеств.

Спортивные методы включаются: метод непрерывности и цикличности учебно-тренировочного процесса; метод максимальности и постепенности повышения требований; метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок; метод моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе.Применяются так же игровой, соревновательный метод и метод круговой тренировки.

Теоретический материал обычно дается в начале занятия. Новую тему, то или иное задание необходимо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснения показом наглядного материала и показом приемов работы.

Практические занятия – основная форма работы с обучающимися, где умения закрепляются, в ходе повторения – совершенствуются и формируются навыки. Приобретенные умения и навыки используются воспитанниками в соревновательной деятельности в зависимости от сложившихся и меняющихся условий.

Разносторонняя физическая подготовка проводится на протяжении всего учебно-тренировочного процесса. Все упражнения делятся на общеразвивающие, подготовительные, подводящие и основные. Общеразвивающие и подготовительные упражнения направлены преимущественно на развитие функциональных особенностей организма, а подводящие и основные – на формирование технических навыков.

В процессе обучения техническим приемам используется сочетание метода целостного разучивания и разучивания по частям. Вначале технический прием изучают в целом, затем переходят к составным частям и заключение снова возвращаются к выполнению действия в целом. В процессе совершенствования техники происходит формирование тактических умений.

Распределение времени на все разделы работы осуществляется в с этим происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке текущего планирования.

Организация учебно-тренировочного процесса.

В спортивно-оздоровительную группу зачисляются учащиеся образовательных организаций, независимо от их одаренности, способности, уровня физического развития и подготовленности, не имеющие медицинских противопоказаний. Для зачисления необходимы следующие документы:

соответствии с задачами каждого учебно-тренировочного занятия, в соответствии

  • заявление родителей (законных представителей);

  • медицинская справка о состоянии здоровья ребёнка, выданная лечебным учреждением по месту жительства, либо медицинским работником образовательной организации на основании ежегодного медицинского обследования, учащимся основной медицинской группы здоровья.



Учебные группы рекомендуется формировать по возрастным группам, в соответствии с возрастными ступенями Всероссийского физкультурно- спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Годовой объем обучения определяется из расчета недельного режима работы для данной группы на 46 недель учебно-тренировочной деятельности и 6 недель летне-оздоровительной работы или по индивидуальным планам обучающихся в период их активного отдыха.

Учебная работа планируется из расчета 6часов в неделю: из них 2 часа на общефизическую подготовку, 1часнатехническую подготовку по видам спорта: плавание или туризм(в зависимости от материально-технических условий), 2 часа на легкоатлетическую или лыжную подготовку(в зависимости от погодных условий) и 1 час на игровую деятельность.

Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности обучающихся являются следующие: овладение теоретическими знаниями и практическими навыками, выполнение нормативов комплекса ГТО на знак отличия, соответствующего возрастной ступени.

В результате освоения содержания программы учащиеся должны:



Знать- что такое ГТО; виды обязательных испытаний (тестов) и испытаний (тестов) по выбору комплекса ГТО; технику и правила выполнения видов испытаний (тестов) комплекса ГТО; правила безопасного поведения во время

занятий физическими упражнениями, подвижными играми, эстафетами и причины травматизма.

Уметь - соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями прикладной направленности, подвижными играми, эстафетами; правильно выполнять тестовые упражнения комплекса ГТО; максимально проявлять физические способности при выполнении видов испытаний (тестов) комплекса ГТО; самостоятельно заниматься физическими упражнениями, способствующими разностороннему физическому развитию.

Иметь навык- приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для включения занятий спортом в активный отдых и досуг и для успешного выполнения нормативов по возрастной ступени комплекса ГТО на знак отличия в Центре тестирования по месту жительства.

Формы контроля и подведение итогов реализации программы.



В течение года в проводится три вида контроля:

  • стартовый;

  • промежуточный;

  • итоговый.

Стартовый контроль выполняет функцию первичного среза обучености и качества умений, навыков обучающихся группы и определения перспектив дальнейшего обучения каждого воспитанника и группы в целом с целью сопоставления этих результатов с предшествующими и последующими показателями и выявления результативности работы тренера в целом с группой. Выявляется остаточный уровень умений, навыков на начало учебного года. Проводится он в начале учебного года до 15 сентября. Формы контроля: опрос, выполнение нормативов по ОФП. (Приложение №1)

Промежуточный контроль умений, навыков проводится в группе и предназначен для отслеживания динамики обучености обучающихся и коррекции деятельности тренера - преподавателя и обучающихся для улучшения физических показателей. Время проведения - вторая половина декабря. Формы контроля: тестирование по нормативам ВФСК ГТО, анализ результатов.

Итоговый контроль умений, навыков предназначен для определения уровня подготовленности каждого обучающегося и группы в целом к дальнейшему обучению, а также для выявления типичных пробелов в умениях, навыках обучающихся с целью организации работы по ликвидации этих пробелов. Данный контроль проводится с целью оценки уровня и качества освоения обучающимися комплекса учебных задач, поставленных на учебный год. Формы контроля:

теоретический опрос- июнь, выполнение нормативов по ГТО- по графику Центра тестирования по месту жительства.

Итоги освоения дополнительной образовательной программы анализируются администрацией совместно с педагогами.

Подведение итогов освоения дополнительной общеразвивающей образовательной программы обучающимися является неотъемлемой частью образовательного процесса и имеет целью повышение его результативности, а также уровня профессионализма педагогических работников.

Подведение итогов освоения дополнительной общеразвивающей образовательной программы обучающимися строится на принципах:

  • научности;

  • учета индивидуальных и возрастных особенностей детей;

  • необходимости, обязательности и открытости проведения;

  • свободы выбора педагогом методов и форм проведения и оценки результатов;

  • обоснованности критериев оценки результатов;


Критерии и показатели оценки эффективности программы.

1.Стабильный состав и интерес обучающихся к обучению и пропаганда занятий физической культурой и спортом.

2.Динамика прироста показателей уровня физической подготовленности.



3.Участие занимающихся в соревнованиях различного уровня, конкурсах

,фестивалях, выполнение норм комплекса ГТО /

2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Содержание занятий

Период тренировок (месяцы)

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Часы

1.Теория

2

1


1

1

1


1

1


2


10

2.ОФП

14

10

10

9

9

9

10

9

8

8


8

104

3.СФП


3

3

4

4

4

4

4

4

4



34

4.Техническая подготовка по видам спорта

6

8

8

8

8

8

8

8

8

8



78

4.1.Плавание (туризм)

2

4

4

4

4

4

4

4

4

4




4.2.Лыжные гонки




4

4

4

4







4.3.Легкая атлетика

4

4

4





4

4

4




4.Подвижные игры

2

4

4

4

4

3

4

4

3

4


6

42

5.Контрольные испытание

(тестирование, выполнение нормативов ВФСК ГТО)

2


1



1



2

2



8

7. Работа летнего оздоровительного лагеря или по индивидуальной программе на период летнего активного отдыха.











24

12

36

Всего часов:

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

312

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА



Процесс подготовки можно разделить на теоретическую, общефизическую, развитие прикладных навыков, подвижные игры. В каждом разделе свои специфические задачи, средства и методы, в то же время все они объединены генеральной задачей - развитие основных физических способностей (качеств) и повышение функциональных возможностей организма.

3.1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА



Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно в тренировке, органически связана с физической, технико - тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических знаний. Теоретические знания должны иметь определенную целевую направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике.

Учебный материал распределяется на весь период обучения. При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной им форме. В зависимости от конкретных условий работы в план теоретической подготовки можно вносить коррективы. В данном разделе программы приводится примерный перечень тем теоретических занятий и краткое их содержание.

  1. Тема. Физическая культура и спорт в России.

Физическая культура - составная часть культуры, одно из важных средств укрепления здоровья и всестороннего физического развития занимающихся. Значение физической культуры для подготовки людей к трудовой деятельности и к обороне государства. Значение системы спортивной квалификации. Почётные спортивные звания и спортивные разряды. Положение о спортивной квалификации, разбор разрядных норм и требований по волейболу.

  1. Тема. Комплекс ГТО.

История Советского комплекса ГТО. ВФСК ГТО:понятие, цели, задачи структура, значение в физическом воспитании. Виды испытаний (тестов) комплекса ГТО, нормативные требования.

  1. Тема. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся.

Краткие сведения о строении организма человека. Ведущая роль ЦНС в деятельности всего организма. Костные системы, связочный аппарат и мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о кровообращении, значение крови. Влияние занятий физическими упражнениями на ЦНС. Совершенствование функции мышечной системы органов дыхания и кровообращения под воздействием физических упражнений.

  1. Тема. Гигиенические знания и навыки



Гигиена. Режим и питание. Использование естественных сил природы

/солнце, воздух и вода/ для закаливания организма спортсмена. Значение и техника спортивного массажа и самомассажа. Гигиенические требования к местам занятий, одежде и обуви.

  1. Тема. Цель и задачи разминки, основной и заключительной частей тренировочного занятия

Основные сведения о функциональном состоянии организма в период врабатывания, основной и заключительной частей занятия, подборе общеразвивающих, специально-подготовительных и специальных упражнений и их дозировке в соответствии с задачами занятия.

  1. Тема. Врачебный контроль и самоконтроль. Режим, питание спортсмена.

Врачебный контроль как обязательное условие правильной постановки физического воспитания и проведения учебно-тренировочного процесса. Самоконтроль обучающегося. Значение и содержание самоконтроля при занятиях

различными видами физической культуры и спорта. Объективные данные

самоконтроля: вес, динамометрия, спирометрия, пульс и кровяное давление. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, настроение, работоспособность, потоотделение и общее состояние.

  1. Тема. Развитие спортивного плавания в России и за рубежом. Правила поведения в бассейне. Меры безопасности. Основы техники плавания и методики тренировки.



Спорт как средство воспитания морально-волевых качеств, жизненно важных умений и навыков. Спортивное, оздоровительное и прикладное значение плавания как вида спорта. История развития плавания. Российские спортсмены – чемпионы Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы.

Предупреждение несчастных случаев и заболеваний при занятиях плаванием. Краткая характеристика техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов. Общие понятия о принципах, средствах, методах спортивной тренировки. Основные термины, используемые для описания средств и методов тренировки, характеризующие ошибки техники.

  1. Тема. Лыжный спорт в России и мире. Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Краткая характеристика техники лыжных ходов.

Популярность лыжных гонок в России.

Поведение на улице во время движения к месту занятия и на учебно- тренировочном занятии. Правила обращения с лыжами и лыжными палками на занятии. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение. Индивидуальный выбор лыжного снаряжения.

Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь. Значение лыжных мазей. Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях. Соревнования по лыжным гонкам.

Значение правильной техники для достижения высоких спортивных результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках. Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на лыжах.Классификация классических

лыжных ходов.

  1. Тема .История развития легкой атлетики.Методы и средства предупреждения, ликвидации утомления и перетренировки, ускорение процесса восстановления.

Истоки легкой атлетики. История развития на международной арене и в России. Достижения российских спортсменов. Задачи, тенденции и перспективы развития легкой атлетики.Развитие детского, юношеского и женского легкоатлетического спорта. Уровень спортивных результатов тех лет. Дыхание в процессе занятий легкой атлетикой.Контроль пульса во время тренировочного занятия.

Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Перестроения. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движении. Походный строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом.

Гимнастические упражнения: для рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и парные. Упражнения с набивными мячами. Упражнения с гимнастическими палками. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения на гибкость. Наклоны

3.2. ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Строевые упражнения: команды для управления группой, понятие о строе и командах, шеренга, колонна, д, повороты, вращения. Упражнения с амортизаторами, на гимнастических снарядах. Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения с набивными мячами, гантелями, тренажерами.

Упражнения для рук и плечевого пояса.Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях истанция и сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега.

Упражнения для ног.Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях, выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.

Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений.

Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей).

Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения с гантелями. Упражнения с набивными мячами.

Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с задачей догнать партнера. Выполнения общеразвивающие упражнений в максимальном темпе.

Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.

Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Прыжки с подкидного мостика. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне. Жонглированиедвумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель.

Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелазанием, пролезанием, перепрыгиванием, нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей.

кувырками, с различными

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег с отягощениями с предельной интенсивностью.Поднимание туловища с касанием грудью колен из положения лёжа на спине, согнутые ноги на возвышении (стул, скамейка). Поднимание туловища из положения лёжа спиной на наклонной скамейке, ноги закреплены. Поднимание туловища из положения лёжа на спине, руки с гантелями на груди, ноги согнуты в коленях. Игры с отягощениями. Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.

Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный па 500, 600, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек-от1до 3 км, для юношей от1до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп). Плавание с учетом и без учета времени. Ходьба на лыжах на длинные дистанции.Прыжки на скакалке. Спортивные игры на время: баскетбол, мини-футбол (для мальчиков и девочек). Туристические походы.

    1. СПЕЦИАЛЬНО ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА



Беговые упражнения: бег с низкого старта, бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, с выносом вперед прямых ног и т.д.; медленный бег и его разновидности, ускорения на отрезках 20-50 м, задания скоростной направленности, задания скоростно-силовой направленности, задания на выносливость, барьерный бег.

Силовые упражнения:упражнения для развития силы мышц рук, ног, живота; с отягощениями, с партнерами, с многократным повторением, на тренажерах, с гимнастическими

Прыжковые упражнения: ходьба и бег с подскоками, силовые и специальные упражнения на маховую ногу, на толчковую; прыжки в длину с разбега, с места, прыжки в высоту с разбега, с места, прыжки в глубину (соскок), многоскоки, прыжки на одной ноге.

Кроссовая подготовка: бег по переменной местности 500 - 2 - км. Бег по переменной местности на время 10-15 - 20 минут. Бег по стадиону на выносливость 1:2:3 км на время 5-I0-I5-10 минут.

Имитационные упражнения: имитация элементов техники прыжков, бега, метаний, приземлений, отталкиваний, низкого старта.

снарядами, с легкоатлетическим
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПО ВИДАМ СПОРТА:



Плавание Передвижение по дну шагом, бегом, прыжками и т.д.; передвижение по дну ногами с помощью гребковых движений руками; погружение под воду с открытыми глазами, задержав дыхание, передвижение под водой; дыхательные упражнения, погружение под воду с выдохом, вдох-выдох на поверхности воды, вдох кролем на груди; о снарядами и др.

положения о разминками положения рук, в сочетании с дыханием, с гребковыми движениями рук.

Упражнение для закрепления техники плавания способом «кроль»: 1) плавание с помощью движений ногами и с различным положением рук; 2) плавание на спине с помощью одновременного гребка до бёдер двумя руками; 3) плавание на спине с помощью непрерывных движений ногами и поочерёдных гребков руками.

Упражнение для закрепления техники плавания способом «брасс»: 1) плавание с помощью движений ногами брассом в согласовании с дыханием, с доской в вытянутых руках;

2) плавание с помощью непрерывных движений руками брассом в согласовании с дыханием; 3) плавание «раздельным» брассом (на один гребок руками выполняется сначала два затем одно движение ногами).

Старты из воды толчком от стенки бассейна. Повторноепроплывание дистанций 25, 50м произвольным способом с уменьшающим интервалом отдыха.

Лыжные гонки

Техника передвижения на лыжах: положение туловища и ног, работы рук, положение палок при отталкивании, передвижение ступающим и скользящим шагом без палок.

Обучение общей схеме выполнения классических и коньковых способов передвижения на лыжах. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении на лыжах различными способами. Совершенствование основных элементов техники классических лыжным ходов в облегченных условиях. Обучение технике спуска со склонов ввысокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуёлочкой»,

«упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении.

Легкая атлетика

Бег на короткие дистанции: положение бегуна на старте и старт, стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование.

Упражнения направленные на формирование техники движений. Высокий старт от 5 до 10 м. Бег с низкого старта. Бег с максимальной скоростью 10 м: с места, с хода. челночный бег 2X10—15 м, 3X5 м, ЗХЮ м. Эстафеты с челночным бегом 4X9 м, ЗХЮ м, 2x3 + 2x6 + 2X9 м.

Бег на средние и длинные дистанции: Обучение технике бега по дистанции с заданной скоростью. Развитие скоростной выносливости и специальной выносливости при помощи подвижных игр. Бег на дистанции100 м,200м,400м, 1000м.Бег на 2км,3 км.

Метание (теннисного мяча, спортивного снаряда) на дальность. разбег( предварительный и заключительный), держание и выбрасывание малого мяча, метание различными способами.

Броски мяча в землю(перед собой) хлёстким движением кисти. Метание мяча(снаряда) способом «из-за спины через плечо» с места из исходного положения стоя боком к направлению броска. Бег с мячом(снарядом) в руке (над плечом). Метание мяча с прямого разбега на технику. Метание мяча на заданное расстояние и на результат с соблюдением правил соревнований. Метание на дальность мячей, различных на весу. Броски набивного мяча(1 кг) двумя руками из-за головы: с места, с шага.

Прыжки: разбег, отталкивание, полёт, приземление.

Прыжки в длину с 6 – 8 шагов разбега способом «согнув ноги» через препятствие высотой 50 -60 см(натянутая резиновая лента), установленное на расстоянии, примерно равном половине дальности прыжка. Прыжки с 10 – 12

шагов разбега на технику и на результат. Приседания и полуприседания на толчковой ноге с опорой рукой о рейку гимнастической стенки

    1. .ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ



Игры с использованием гимнастических, легкоатлетических (бег, прыжки, метание) видов движений: «Гонка мячей», «Салки», «Невод», «Метко

  • в цель», «Подвижная цель», «Вызов номеров», «Подхватить палку», «Вороны и воробьи», «Перестрелка», «Рэгби», «снайперы», «Мяч соседу», «Удочка»,

«воробьи и вороны», «Ловля оленей», «Русская лапта», «Весёлые старты».

Эстафеты (легкоатлетические, гимнастические, с предметами)

«Эстафета с бегом», «Мяч - среднему», «Встречная эстафета» и (расстояние 15— 20 м), «Линейная эстафета» (расстояние до поворотной стойки, конуса 15 м). т.д.

Подвижные игры на воде: «Кто дальше проскользит» (скольжение -на груди и на спине), «Торпеды» (скольжение на груди с движением ногами кролем), «Кто быстрее» (плавание кролем на груди с доской в руках и без доски), «Кто дальше проплывёт» (проплыть любым способом наибольшее расстояние), эстафетное плавание (желательно поперёк бассейна) — 12—15 м.

Игры в зимний период: «Аист», «Кто сделает меньше скользящих шагов»,

«Самокат», «Быстрый лыжник», «Встречная эстафета», «Быстрая команда».



Спортивные игры: Баскетбол,Волейбол, Мини-футбол



    1. .ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Навстречу к ГТО» направлено на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных, успешных и здоровых граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.

Основные принципы, характеризующие условия, в которых должен протекать воспитательный процесс:

    • связь воспитания с реальной жизнью и трудом;

    • воспитание в коллективе, в команде;

    • единство требований и воспитательных воздействий со стороны всех взрослых, контактирующих с ребёнком;

    • сочетание требовательности с уважением к личности воспитанника;

-учёт индивидуальных особенностей каждого;

    • систематичность и непрерывность воспитательного процесса;

    • единство слова и дела в жизни спортивной группы, команды;

    • сплочённость коллектива, его ориентацию на спортивные и нравственные идеалы.

Методы и формы воспитательной работы.

Методы воспитания выполняют роль, инструментов, с помощью которых решают все возникающие задачи. Сознание детей формируется через указание и разъяснение правил поведения на учебном занятии, во время игры, норм спортивной этики. Большое воспитательное значение имеет личный пример тренера-преподавателя.

Основной в работе тренера-преподавателя является группа методов воспитания, обеспечивающая организацию деятельности обучающихся, формирования их поведения:

  1. Организация чёткого контроля, за выполнением предъявляемых к группе требований дисциплинарного и поведенческого характера.

  2. Организационная чёткость учебного занятия, обеспечивающего формирование добросовестности и трудолюбия, и включение обучающихся в

систему взаимопомощи и взаимооценки при выполнении учебных заданий.

  1. Общественные поручения. Достаточно важными для группы и освобождающими тренера-преподавателя от рутинных обязанностей могут стать следующие поручения:

    • контроль, за готовностью мест занятий, расстановка и уборка инвентаря;

    • проверка личной гигиены и экипировки;

    • новости из жизни спорта;

    • разбор нарушений дисциплины, спортивной этики, конфликтов в группе;

    • культурно-массовая работа - экскурсии, походы, чествование победителей, с привлечением родителей;

    • систематический контроль за успехами обучающихся.

Формы организации воспитательной работы носят как групповой, так и индивидуальный характер, воспитание, как в учебном занятии, так и в моменты досуга и отдыха. Тренер-преподаватель должен побуждать обучающихся к самоанализу поступков, раскаянию в содеянных безнравственных поступках, стремлении к воспитанию эстетического вкуса и нравственного поведения и здорового образа жизни не только в период активных занятий, но и дома.

При решении задач по сплочению спортивного коллектива и воспитанию чувства коллективизма целесообразно использовать выпуск стенных газет и спортивных листков, участие в различных акциях, проведение походов и тематических вечеров, создавать хорошие условия для общественно полезной деятельности.

В воспитательной деятельности тренер- преподаватель должен привлекать родителей своих обучающихся, помогать выработать режим дня ребёнка, здоровое своевременное питание. У родителей и тренеров-преподавателей должно быть единство целей и оценок поступков ребёнка, а главное правильная реакция на оценку этих поступков. Необходим контакт с общеобразовательным учебным заведением, где чётко должны понимать важность занятий, радоваться успехам своих учеников и выступать помощниками в возможности ребёнка и учиться, и полноценно заниматься физической культурой дополнительно.

4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ



Тренировочный процесс является основой спортивной подготовки, определяет характер и содержание всей двигательной деятельности, а также финансового, материально-технического, информационного, научного и медицинского обеспечения и восстановительных мероприятий.

Тренировочный процесс подлежит планированию:

ежегодное (календарно-тематическое) планирование, позволяющее составить план проведения групповых и индивидуальных тренировочных занятий и промежуточного тестирования обучающихся;

ежеквартальное планирование, позволяющее спланировать работу по проведению индивидуальных тренировочных занятий; самостоятельную работу обучающихся по индивидуальным планам; участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях;

ежемесячное планирование (не позднее чем за месяц до планируемого срока проведения), спортивные и другие мероприятия.

на каждую тренировку конспект учебно-тренировочного занятия

Для четкого планирования учебно-тренировочного процесса работу можно разделить на этапы.:

Iэтап –общеподготовительный

Основными формами тренировки являются комплексные занятия по физической подготовке:

-общеразвивающие упражнения;

-легкоатлетические упражнения;

-подвижные игры.

Одновременно проводятся занятия по технической подготовке:

    • занятия по плаванию;

    • занятия по лыжной подготовке.

Продолжительность этого этапа с постепенным увеличением общего объёма тренировочных нагрузок и в меньшей степени с повышением их интенсивности зависит от физического состояния обучающихся .

II этап– основной

В процессе тренировочной деятельности юный спортсмен совершенствует свою физическую, техническую подготовленность, а успешными предпосылками для достижения их высокого уровня является воспитание человека и уровень его интеллектуальных способностей.

Для того чтобы участники могли полностью реализовать свои физические способности, необходимо определить целесообразную последовательность проведения тестирования. Перед тестированием участники проводят индивидуальную или общую разминку под руководством учителя физической культуры (инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования) либо самостоятельно.

Следует начинать тестирование с наименее энергозатратных видов испытаний (тестов) и предоставлять участникам достаточный период отдыха между выполнением нормативов.

Наиболее оптимальной является такая последовательность проведения испытаний (двигательных тестов): бег на 30, 60, 100 м в зависимости от возрастных требований и ступени комплекса; прыжки в длину с места толчком двумя ногами, в длину с разбега; тестирование в силовых упражнениях; бег на 1; 1,5; 2; 3 км; плавание; бег на лыжах; стрельба.

Во время проведения тестирования следует обеспечить необходимые меры техники безопасности и сохранения здоровья школьников.

III.Соревновательный период

В этом периоде, определяемом календарём спортивно-массовых мероприятий. На протяжении всего соревновательного периода обучающийся продолжает совершенствовать физические качества, техническое мастерство, а также осуществлять психологическую подготовку.

Организация спортивных соревнований, контрольных прикидок по программе комплекса ГТО

Спортивные соревнования следует включать в календарь спортивно- массовых мероприятив МБОУ СОШ № 5 имени А.В. с указанием сроков и места проведения, участников и ответственных по следующей форме:

п/п

Наименование

мероприятия

Сроки

проведения

Место

проведения

Участники

Ответственный

а проведение







Можно продумать возможность объединения видов испытаний программы комплекса ГТО в различные многоборья. Соревнования по плаванию или по лыжным гонкам ,целесообразно планировать 1 раз в год. Для овладения туристскими знаниями, умениями и навыками, техникой пешеходного туризма и умением ориентироваться на местности следует организовать специальные занятия с обучающимися в аудитории, спортивном зале, на пришкольной спортивной площадке. Проверка полученных знаний и умений осуществляется непосредственно во время тренировочных походов..

Организация соревнований зависит от числа участников, наличия спортивной базы, опыта проведения соревнований. Готовиться к соревнованиям необходимо заранее, чтобы их проведение не занимало слишком много времени.

Спортивные соревнования, являясь специфической формой деятельности в спорте, определяют цели и направленность подготовки, а также используются как одно из важнейших средств тренировки, позволяющей сравнивать и повышать уровень подготовленности обучающихся.

IV.Переходный период

Этим периодом оканчивается годичный цикл подготовки и начинается переход к активному отдыху обучающихся. В данный период постепенно проводят снижение физической нагрузки, однако необходимо предусматривать сохранение общей физической подготовки за счёт активного отдыха

5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Основная литература

  1. Ивочкин, В.В. Легкая атлетика: бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба: Примерная программа спортивной подготовки для детско- юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва /В.В. Ивочкин, Ю.Г. Травин, Г.Н. Королев, Г.Н. Семаева. – М.: Советский спорт, 2004.

  2. Кашкин, А.А. Плавание: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва /А.А. Кашкин, О.И. Попов, В.В. Смирнов. – М.: Советский спорт, 2004.

  3. Квашук, П.В. Лыжные гонки: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва /П.В. Квашук. –М.: Советский спорт, 2003.

  4. Полиатлон: Примерная программа спортивной подготовки для детско- юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва [Электронный ресурс] – М.:Советский спорт, 2005. –112 с.



Дополнительная литература



  1. Гильмутдинов, Т.С. Методика подготовки многоборцев ГТО / Т.С. Гильмутдинов, В.А. Уваров – Йошкар-Ола, 1999.

  2. Даньшин Н. К. Организация и технология туризма. Донецк, 2006.

  3. Зеличенок В.Б., Никитушкип В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: Критерии отбора. - М.: Терра-спорт, 2000.

  4. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО. Москва «Просвещение» 2015

  5. Квартальнов В. А. Теория и практика туризма. М., 2003. С.А. Локтев. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. Практическое руководство для тренера «Советский спорт» Москва, 2007

  6. Локтев С.А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. Практическое руководство для тренера «Советский спорт» Москва, 2007

  7. Роб Слимейкер, Рэй Браунинг. Серьезные тренировки для спортсменов на выносливость «Тулома» Мурманск, 2007

  8. Раменская Т.И. «Юный лыжник» М, 2004г.

  9. Основы управления подготовкой юных спортсменов./ Под общ.ред. М.Я. Набатниковой. – М. 2000.

  10. Травин, Ю.Г. Организация и методика занятий легкой атлетикой с детьми, подростками, юношами и девушками / Ю.Г. Травин. – М.: Физкультура и спорт, 1999

  11. Потапкина Г.В. (под редакцией Квитова А.Н.). Нормативно-правовое и методическое обеспечение деятельности спортивных школ: охрана труда и безопасность занятий физической культурой и спортом: методические рекомендации. Тюмень: Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва, 2010. 70 с..

12.ПьянзинА.И. Спортивная подготовка легкоатлетов-прыгунов «Теория и практика физической культуры» Москва, 2004

13.Туризм и краеведение. Программы для системы дополнительного образования детей (под ред. Константинова Ю.С.). М.: Советский спорт, 2005.

14.Селуянов В.Н. Подготовка бегуна на средние дистанции «ТВТ Дивизион» Москва, 2007

15.Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов. – М.: Физическая культура, 2010.

16.Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского спорта: учебник. – М.: Физическая культура, 2010.



17. Ярошенко В.В. Туристический клуб школьников. М.: ТЦ Сфера, 2004.

Список интернет –ресурсов:
  1. www.gto.ru/

положении лежа интервал;

перемещениями, переноской





,

















































































реализации образовательных програ

мм»;








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!