СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья с учётом психологических особенностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

В консультации хорошо психолого- мпедагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыты причины нарушений развития.Охарактеризованы особенности познавательной сферы у детей ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«"Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья с учётом психологических особенностей»

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья с учётом психологических особенностей.

Развитие психики является последовательными, прогрессирующими и необратимыми количественными и качественными изменениями психики. Именно данные изменения обуславливают переход живых существ от простых к сложным формам взаимодействия с внешней средой. Изменения психики определяют биологическим, общественно-историческим и онтогенетическим развитием жизни. Развитие психики ведет к появлению новых качеств. Важно отметить, что развитие психики имеет стадиальный характер.

Сам термин «психическое развитие» обозначает динамические изменения психических свойств и процессов в разные возрастные периоды. Результатом этих изменений выступают различные преобразования психики.

Понятие «ведущей деятельности» является ключевым при рассмотрении психического развития. Ведущая деятельность является определяющей развитие психики в том или ином возрастном периоде. Для каждого возраста она своя, например, ведущая деятельность дошкольника – игровая. Их развитие происходит через игру.

Психическое развитие человека начинается еще до его рождения и продолжается всю жизнь. Психическое развитие – это динамический процесс, оказывающий влияние на все стороны жизни.

Проблема периодизации психического развития в онтогенезе исследуется большим количеством исследователей. Каждый период отличается своими особенностями, кризисами и новообразованиями. В качестве критериев периодизации выступают психические, физиологические и социальные особенности. Данная периодизация является ценной фундаментальной основой профессий человек-человек. Особенно важно принимать во внимание возрастные периоды детства в работе с детьми, чтобы способствовать более результативному и атравматичному переходу от стадии к стадии.

Перинатальное (пренатальное) развитие продолжается в среднем 38-40 недель – период беременности, и его делят на 3 фазы:

  1. Фаза зиготы – 2 недели с моменты оплодотворения;

  2. Фаза эмбриона – со 2 по 8 неделю беременности. К 20-му дню от зачатия начинает биться сердце ребенка, закладывается мозг и основы нервной системы, далее формируются основные системы организма и части тела ребенка. В это же время происходит развитие центральной и периферической нервной системы. В возрасте 1,5 месяцев, эмбрион способен реагировать на боль, отстраняется от света, который направлен на живот матери, способен улавливать настроение матери.

  3. С 9 недель и до рождения. Происходит быстрое увеличение размеров плода, начинается функционирование мышц, появляются первые движения, появляются ногти, голосообразующий аппарат, хватательный рефлекс (в 11-12 недель), сосательный рефлекс (в 13-14 недель) и т.п.

Развитие мозга и органов чувств (в частности зрения) особо чувствительно к окружающим воздействиям на протяжения всего периода беременности. Формированию врожденных особенностей человека способствуют определенные факторы, действующие в период пренатального развития. Данные факторы разделяют на группы:

  1. Биологические факторы, к которым относят хромосомные аномалии, острые и хронические заболевания матери, инфекции, нарушения питания плода, иммунологическая резус несовместимость матери и плода, возраст женщины, прием различных лекарств во время беременности, особенно в первом триместре, алкоголизм матери, наркомания матери.

  2. Физические факторы, к которым относят травмы во время беременности и родов, профессиональные вредные факторы, загрязненная окружающая среда, радиация.

  3. Психологические факторы, к которым относят положительные эмоции матери, эмоциональные потрясения и стрессы беременной.

Важно отметить, что в период пренатального периода развития, ребенок воспринимает внешний мир через мать, поэтому необходимо исключить воздействие неблагоприятных факторов на плод и способствовать формированию психики еще неродившегося ребенка посредством использования позитивного влияния среды.

Когда ребенок рождается, он изначально беспомощен, и его основная задача заключается в том, что он должен адаптироваться к условиям жизни, которые кардинально отличаются от жизни в утробе. Сам процесс рождения – это тяжелый физический процесс, который истощает ребенка и создает стрессовую ситуацию. Кризис новорожденности – это основной кризис для ребенка в пренатальном развитии. Основным новообразованием кризиса новорожденности является индивидуальная психическая жизнь ребенка, которая отделена от материнского организма. Важно отметить, что переживания новорожденного ребенка достаточно целостны, глобальны и не дифференцированы.

Младенчество. По мнению Л.С. Выготского, младенца нельзя рассматривать как исключительно биологическое существо, и развитие ребенка в младенчестве следует рассматривать, с точки зрения анализа социальной ситуации развития. Младенец является социальным существом, его потребности удовлетворяет взрослый. Отношение ребенка к действительности опосредовано взрослым. Ребенку необходимо взаимодействовать со взрослым, причем это взаимодействие является социальным. Однако, стоит отметить, что основное средство социального общения – речь, у ребенка отсутствует. Развитие ребенка в младенчестве проходит 2 стадии. Вначале ребенок характеризуется пассивным отношением к миру, увеличивается время бодрствования, ребенок может открыть глаза при кормлении, появляется лепет. В этот период, у ребенка устанавливается координация органов восприятия. Ребенок становится внимательным к собственным движениям, звуку и другому человеку. Вторая стадия младенчества (5-6 месяцев) характеризуется изменением отношения ребенка к окружающему миру. Время сна и бодрствования примерно уравновешиваются по времени. Изменяет двигательная активность ребенка – развивается рефлекс хватания. Ребенок начинает реагировать на сверстников.

Раннее детство (1-3 года) характеризуется изменениями в развитии личности, изменениями в познавательной сфере, изменениями в социальной ситуации развития. В младенчестве происходит изменение отношений между ребенком и взрослым, что приводит к развитию новой социальной ситуации развития, которая заключается в совместной деятельности ребенка и взрослого. Период раннего детства характеризуется тем, что ребенок становится более самостоятельным при познании внешнего мира и использует взрослого как некое средство общения с миром предметов. Социальную ситуацию развития раннего детства можем представить таким образом: ребенок – предмет – взрослый. Основными достижениями раннего детства в развитии психики являются овладение телом и речью, развитие предметной деятельности. Также в этом возрасте происходит активное развитие познавательной сферы – мышления, памяти, восприятия. Данный процесс характеризуется тем, что познавательные процессы вербализируются и становятся произвольными.

Дошкольный возраст (3-7 лет) характеризуется овладеванием социальным пространством отношений людей, что осуществляется в процессе общения и игровой деятельность с родителями, педагогами, сверстниками. Ребенок дошкольного возраста овладевает своим телом. Рассматривая физическое развитие, этот период характеризуется формированием тканей и органов, увеличением мышечной массы, окостенением скелета, развитием систем дыхания и кровообращения. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Ребенок 2-3 лет в основном играет в одиночку, сосредотачиваясь на собственных действиях. Постепенно дети играют рядом друг с другом, но у каждого своя игрушка. В возрасте 3-5 лет появляются краткосрочные объединения, зависящие от способности реализовывать замысел игры. В дошкольном возрасте развивается способность манипулировать предметами, восприятие пространства, движения и времени. Происходит развитие мышления и памяти, развитие речи выступает в качестве основного механизма социализации детей. В дошкольном возрасте у детей развивается самосознание с помощью интенсивного интеллектуального и личностного развития.

К концу периода дошкольного возраста формируется дифференцированная самооценка. Одним из важных моментов психического развития дошкольника является формирование произвольного характера всех процессов. Развитию волевого поведения способствует усвоение этических и нравственных норм. В данном возрасте проявляется изменчивость темперамента и созревание нервной системы, что влияет на поведение во всех видах жизнедеятельности. Самосознание является одним из новообразований данного периода и оказывает огромное влияние на развитие чувств и эмоций детей.

Психическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это те дети, которые имеют отклонения физического или психического здоровья, обусловливающие нарушения в общем развитии, что не позволяет детям вести полноценную жизнь. Существует ряд причин, вызывающих появление детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • Внутренние (эндогенные) подразделяются на 3 группы: 1) до рождения ребенка (пренатальные) – болезнь матери, нервные срывы, инфекции матери, наследственность; 2) момент родов – травмы во время родов, вмешательства врачей и т.п.; 3) после рождения;

  • Внешние (экзогенные) причины – это, например, экологические причины, наркомания и т.п.

К психологическим особенностям детей с ограниченными возможностями здоровья можно отнести низкий уровень развития восприятия, что характеризуется более длительным усвоением информации и недостаточностью представлений об окружающем мире. Дети с ограниченными возможностями здоровья характеризуются недостаточностью пространственных представлений, неустойчивым вниманием, ограниченным объемом памяти, сниженной познавательной активностью. У детей с ограниченными возможностями здоровья могут наблюдаться сложности в формировании игровой деятельности, низкий уровень работоспособности, неразвитость произвольного поведения.

Важной составляющей всех нарушений развития выступают нарушения психического развития ребенка, так называемые дизонтогении. Термин «дизонтогенез» был впервые употреблен Швальбе в 1927 году и обозначал отклонения от нормы во внутриутробном развитии организма. Термин «психический дизонтогенез» употребил В.В. Ковалев и объяснял этим термином нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. Эти нарушения он связывал с недостаточным созреванием структур головного мозга.

Причинами психического дизонтогенеза могут выступить биологические, патогенные, социально-психологическические средовые воздействия, социальные и биологические факторы. Существуют различные классификации видов дизонтогенеза, но стоит остановиться на классификации В.В. Лебединского, который выделил 6 основных видов психического дизонтогенеза. Кратко опишем каждый из них.

Задержанное психическое развитие (ЗПР) – устойчивое замедление темпа развитие ребенка, выражающееся в дефицитности запаса знаний, незрелом мышлении, преобладании интересов игры.

Психическое недоразвитие – олигофрения – общее недоразвитие психики, которое обусловлено наследственным фактором либо поражением мозга во внутриутробе. Виды олигофрении по степени тяжести: дебильность, имбецильность, идиотия. Недоразвитие при олигофрении затрагивает все сферы развития ребенка – как интеллектуальное, так и все остальные функции организма.

Поврежденное психическое развитие – характеризуется развитием психики ребенка с органическим поражением ЦНС. Относятся такие нарушения, как минимальная мозговая дисфункция (ММД), локальные поражения головного мозга, эпилепсия и т.п.

Дисгармоническое психическое развитие – недостаточность развития мотивационной и эмоционально-волевой сферы личности. При этом остальные структуры относительно сохранны. Относятся такие виды нарушений, как психопатии, невротическое развитие.

Дефицитарное психическое развитие – нарушения анализаторных систем. Искаженное психическое развитие – расстройства аутичного спектра (РАС), ранний детский аутизм (РДА).

Далее кратко остановимся на различных видах нарушений здоровья детей. Нарушения слуха обусловлены различными заболеваниями – как матери во время беременности, так и ребенка в постнатальном развитии. К таким причинам нарушений слуха можно отнести:

- различные инфекционные заболевания – корь, скарлатина, менингит, отит и т.д.;

- в более позднем возрасте – длительное воздействие звуковых раздражителей предельной интенсивности (плееры с наушниками) и т.д.;

- вирусные заболевания матери во время беременности (в первом триместре) – краснуха, грипп, герпес и т.д.;

- врожденные причины – атрофия слухового нерва, недоразвитие слухового нерва, деформация слуховых косточек, родовые травмы и т.д.

Чаще всего, нарушения слуха возникают в раннем детстве – в возрасте двух-трех лет. Не стоит забывать и влияние наследственного фактора – у родителей с нарушениями слуха чаще рождаются дети с аналогичным дефектом, чем у слышащих родителей.

С целью верного понимания особенностей психического развития детей с нарушениями слуховой функции, для диагностики и организации обучения и воспитания таких детей, разработана классификация нарушений слуха (тугоухость), принятая всемирной организацией здравоохранения:

  1. Тугоухость 1 степени – дети воспринимают разговорную речь на расстоянии от ушной раковины до 2 метров максимум, на более длинные расстояния они не слышат.

  2. Тугоухость 2 степени – дети различают громкий голос возле у уха, гласные «о» и «у», неречевые звуки внешнего мира на близком расстоянии.

  3. Тугоухость 3 степени – дети воспринимают низкие и средние частоты, реагируют на разговор около уха и различают несколько гласных звуков.

  4. Тугоухость 4 степени – дети воспринимают разговорную речь около уха и на небольшом расстоянии, различают некоторые согласные, знакомые слова и фразы.

Существуют еще некоторые классификации, направленные на дифференциацию детей с нарушениями слуха, с целью выбора способов их обучения и воспитания. Когда ребенка направляют в ту или иную специальную школу, то специалисты учитывают степень нарушения слуха и степень речевого развития.

Зрение является основным «приемником» информации из внешнего мира. Психическая жизнь людей с нарушениями зрения исследовалась еще античными философами, которые описывали «душевную» жизнь слепых. Нарушения зрения у детей, как и другие нарушения, имеют различную природу. Детей с нарушением зрительной функции требовалось обучать и это требовало специального подхода, средств и методов – способствовало развитию тифлопедагогики. Для того, чтобы процесс обучения детей с нарушениями зрения был успешным, необходимы были психологические знания об особенностях психического развития при нарушениях зрения.

Нарушения зрения, их степень, определяются снижением остроты зрения. Группы детей с нарушениями зрения, выделенные на основе степени снижения остроты зрения:

  1. Слепые дети – полное отсутствие зрительных ощущений, остаточное зрение – максимальная острота – 0,04 при условии коррекции с помощью очков, сохранность способности к светоощущению;

  2. Абсолютно слепые дети – тотальное отсутствие зрительных ощущений;

  3. Частично слепые дети – сохранно светоощущение, сохранна способность к выделению фигуры и фона;

  4. Слабовидящие дети – отличительная особенность – выраженное снижение остроты восприятия, но зрительный анализатор остается основным источников восприятия информации.

Нарушения зрения у детей могут быть врожденными – слепорожденные (врожденная тотальная слепота или появление слепоты до 3 лет – психическое развитие без зрительной системы) и приобретенными – ослепшие дети, которые утратили зрение в дошкольном возрасте и позже. Статистические данные свидетельствуют о том, что в большинстве своем нарушения зрения у детей носят врожденный характер.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

  1. Дети с детским церебральным параличом (ДЦП);

  2. Дети, перенесшие полиомиелит;

  3. Дети с нервно-мышечными заболеваниями (рассеянный склероз, миопатия и др.);

  4. Дети с недоразвитием или деформациями опорно-двигательного аппарата – врожденными или приобретенными.

Двигательные нарушения могут быть различны по происхождению, проявлениям, степени тяжести и сформированности. Группы детей с нарушениями двигательной функции:

  1. Дети, имеющие тяжелые нарушения – различают детей, у которых абсолютно не развиты ходьба, прямостояние, удержание и захват предметов, самообслуживание, а также детей, которые передвигаются с помощью определенных приспособлений и имеют частичные навыки самообслуживания;

  2. Дети, имеющие средневыраженные двигательные расстройства – в основном дети могут самостоятельно передвигаться, но на небольшое расстояние, нормальное владение навыками самообслуживания, но недостаточно автоматизированными;

  3. Дети, имеющие легкие двигательные расстройства – самостоятельное передвижение, полное овладение навыками самообслуживания. Расстройства характеризуются наличием патологических поз, насильственными движениями, нарушениями в походке и т.д.

Нарушения умственного развития могут быть разной степени тяжести и, чем раньше начинается коррекционная работа с такими детьми, тем более продуктивными могут быть результаты, то есть ребенок будет более приспособлен и его нарушения будут в некоторой степени компенсированы. За рубежом обучение детей с интеллектуальными нарушениями проводится в большом количестве учреждений образования. В процессе обучения и по окончанию его дети с интеллектуальными нарушениями получают возможность продолжить общее образование или получить профессиональное образование. Существует огромное множество профессий, которые могут быть освоены людьми с нарушениями развития.

Обучение детей с умственными нарушениями в России продолжительное время осуществлялось в специальных домах-интернатах. На современном этапе развития коррекционной педагогики в России появляются определенные тенденции образованиях таких детей на дому или же в центрах, в которых не только обучают детей с интеллектуальной недостаточностью, но и оказывают различную помощь родителям и родственникам таких детей.

Дошкольный возраст является основным периодом, который требует коррекционного воздействия для детей с нарушениями умственного развития. Этот период выступает решающим при формировании определенной траектории развития ребенка с умственным дефектом. Существуют определенные учреждения – дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) компенсирующего вида, где дети могут находиться круглосуточно; коррекционные интернаты; психоневрологические санатории; группы в детских садах, имеющие компенсирующую направленность; дошкольные группы в коррекционных школах VIII вида и т.д.

Дошкольники – самые многочисленные представители детей с нарушениями умственного развития. Зачастую, умственная отсталость у дошкольников возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы, что отражается на нормальном формировании всех сфер жизни ребенка. Поэтому целью коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития выступает общее развитие всех сфер жизнедеятельности ребенка.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!