ФНР и ОНР: когда родителям бить тревогу и бежать к логопеду?
Первый раз ребенок посещает логопеда в возрасте трех лет. Однако, если есть речевые нарушения, специалист ставит соответствующий диагноз и рекомендует начинать коррекционную работу в зависимости от вида нарушения с двух-трех лет. Родителей, как правило, пугают непонятные им аббревиатуры.
Чаще всего логопеды выявляют у маленьких пациентов ФНР и ОНР. Что скрывается за этими буквами и какая разница между этими обозначениями речевых нарушений?
Что такое ФНР (ФФНР)?
За аббревиатурой ФНР (ФФНР) скрывается фонетико-фонематическое недоразвитие речи – то есть нарушение звукопроизношения. Слова нечетко выговариваются из-за:
– дефектов периферического речевого аппарата (особенного строения челюстей или укороченной уздечки; неправильное строение неба (слишком высокого, низкого, плоского); узких или массивных губ;
– привычки неправильно их говорить на фоне отсутствия дефектов в строении артикуляционного аппарата.
Чтобы было легче определить ФНР, вот наиболее типичные его проявления:
– ребенок использует один и тот же звук для замены двух или более звуков. Например, произносит «ть» вместо звуков «с», «ч», «ш» («тяска» вместо «чашка» или «тяпка» вместо «шапка»);
– замещает сложные звуки словами, у которых более простая артикуляция. К примеру: «лыба» – рыба, «фуба» – «шуба»;
– произносит слова правильно, но при соединении их в предложения заменяет сложными звуки близкими по артикуляции.
– «смазанная» речь;
– нечеткая дикция;
– ошибки в окончаниях;
– сложности с употреблением предлогов;
– ошибки в согласовании существительных с прилагательными и числительными.
Причины возникновения ФНР
Среди причин развития фонетического недоразвития речи:
– воздействие вредных факторов в дородовой, родовой и послеродовой периоды развития.
– сюсюканье при общении с маленьким ребенком;
– подражание ребенка сверстникам, которые говорят с речевыми нарушениями;
– родительская халатность по отношению к развитию речи у малыша;
– проблемы со слухом;
– неумение ребенка владеть своим языком;
– если родители говорят с малышом на разных (иностранных) языках.
Какие специалисты способны исправить ФНР
После того, как установлена причина фонетического недоразвития речи, необходимо ее устранить. Если причина в дефекте периферического речевого аппарата, то есть она кроется в исправлении прикуса, зубного ряда, «подрезании» уздечки – требуется помощь врача-ортодонта.
В случае необходимости коррекции звукопроизношения надо обращаться к логопеду.
Как происходит исправление ФНР
Исправление фонетического недоразвития речи необходимо начинать с четырех лет. Происходит это путем логопедических занятий. Работа это непростая и продолжительная. Ведь дети чаще всего не способны заниматься подолгу. Поэтому исправление нарушений речи необходимо проводить в игровой форме. При фонетических нарушениях рекомендуется не только развитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха, но и мелкой и общей моторики, развития речевого дыхания, психических процессов.
Что такое ОНР?
Диагноз «Общее недоразвитие речи» (ОНР) ставится малышу, если логопед выявляет у него ограничение активного и пассивного словарного запаса, недостатки грамматического строя речи, нарушения просодической стороны речи. Дети разговаривают простыми нераспространенными предложениями, не могут обобщать слова и заменять их синонимами.
У детей с общим недоразвитием речи выделяют 4 уровня речевого развития:
– 1 уровень: у ребенка полностью отсутствует общеупотребительная речь;
– 2 уровень: очень бедный словарный запас;
–3 уровень: появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон;
–4 уровень: остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Вот наиболее типичные проявления ОНР:
– дети начинают разговаривать примерно в 3–4 года. В наиболее сложных случаях – в возрасте 5 лет;
– речь малопонятна;
– дети не понимают значения многих слов;
– нечеткая артикуляция;
– неустойчивое произношение звуков;
– разговаривают лишь простыми предложениями.
Причины возникновения ОНР
Общее недоразвитие речи характерно для детей, беременность мам которых протекала со сложностями: с внутриутробной гипоксией или резус-конфликтом. Также причины могут крыться в сложных родах – с родовыми травмами и асфиксией (расстройства дыхания из-за недостатка кислорода). Общее недоразвитие речи – это отражение перенесенных в раннем детстве частых инфекций или хронических заболеваний, а также черепно-мозговых травм.
Обратите внимание и на тот факт, что речевое развитие во многом тормозит дефицит внимания и общения, а также неблагоприятная среда (когда взрослые мало общаются с ребенком, неправильно произносят слова).
Какие специалисты способны исправить ОНР
Перед тем, как начать коррекционную работу, на предварительном этапе диагностического обследования речи логопед совместно с невропатологом выясняют у родителей особенности протекания раннего речевого развития ребенка.
Как происходит исправление ОНР
Исправление общего недоразвития речи необходимо начинать как минимум с трехлетнего возраста. Это очень трудоемкий и продолжительный процесс. Его техника зависит от того, какой уровень ОНР у малыша: первая, вторая, третья или четвертая стадии.
Советы родителям
Фонетическое недоразвитие речи характерно для большинства малышей. Ведь практически каждый из них не справляется с произношением тех или иных звуков. Иногда это проходит с возрастом. В ряде случаев требуется помощь логопеда.
Общее недоразвитие речи встречается примерно у 40% детей с речевой патологией. И здесь очень важно не затягивать с обращением к логопеду. Ведь чем раньше будет начата коррекция, тем лучше будет результат.
Если у вашего ребенка выявлено речевое нарушение, паниковать не надо: занятия с логопедом способны творить чудеса. Главное – терпение!
Поддерживайте ребенка, помогайте ему, следуйте рекомендациям логопеда и выполняйте упражнения, заданные «на дом». И все у вас получится!
Направления логопедической работы по коррекции нарушений словоизменения у детей с ОНР.
Сравнительное комплексное исследование выявило у детей с ОНР более низкий уровень сформированности и качественное своеобразие навыков словоизменения, выявленные нарушения необходимо учитывать при планировании коррекционной работы.
Логопедическая работа с детьми с ОНР проводится по следующим направлениям:
- совершенствование умения изменения существительных по падежам.
- совершенствование умения согласования имен прилагательных с существительными в роде и числе.
- совершенствование умения образования имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа.
- совершенствование умения изменять глаголы по числам.
- совершенствование умения согласования глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.
- совершенствование умения согласования глаголов с личными местоимениями.
- совершенствование умения согласовывать имена существительные с именами числительными.
С учетом вышесказанного и результатов проведенного исследования были разработаны рекомендации к логопедической работе с дошкольниками с ОНР.
Трудности осознания детьми с ОНР предлагаемых заданий приводят к необходимости расширять ориентировочную часть, т.е.
- неоднократно повторять задания;
- выделить в материале ориентировки;
- использовать инструкции с несколькими требованиями, предусматривающие речевое проговаривание действий;
- опираться на показ картинок, наводящие вопросы.
Коррекция отклонений речевого развития у детей с ОНР является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, с целью обеспечения готовности этих детей к обучению грамоте.
Таким образом, каждое направление включает в себя конкретные задания, систему развивающих упражнений, коррекционная работа по выделенным нами направлениям, с помощью подобранных упражнений будет способствовать формированию навыка словоизменения и устранению выявленных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Логопедические методы коррекции ФФН
Процесс преодоления фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и подготовкой к полноценному обучению грамоте. Чаще всего коррекция фонетико-фонематического недоразвития проводится детям в возрасте 5-6 лет в специальных логопедических группах детских садов. Программа обучения рассчитана на 1 год. Дети должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.
Если ребенок обучается в школе, но у него наблюдаются нарушения письма и чтения, обусловленные ФФН, то с ним занимаются в логопедическом кабинете. Основные направления логопедической работы при ФФН включают коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, подготовку к полноценному обучению грамоте.
Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи проводится в несколько этапов:
артикуляторный (подготовительный), который предполагает развитие фонематического восприятия, подготовку детей к анализу и синтезу звукового состава слова на правильно произносимых звуках;
этап дифференциации подразумевает правильное звукопроизношение на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от чёткости произношения которых зависит внятность речи;
формирование звукового анализа и синтеза;
обогащение словаря;
развитие навыков словообразования и словоизменения с составлением простых и сложных предложений;
развитие связной речи;
овладение элементарными навыками чтения и письма;
развитие психологических предпосылок к обучению.
Во время занятий по коррекции ФФН применяются различные дидактические методики, речевой материал, артикуляционная гимнастика, а также логопедические упражнения. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи может проводиться как в индивидуальной, так и подгрупповой и фронтальной форме. Помимо этого, дети с ФФН должны посещать детского психолога, который помогает развивать слуховое внимание и память, общую и мелкую моторику, мышление.
Прогноз и методы профилактики ФФН
Ранняя диагностика детей с ФФН и своевременная коррекция нарушений речи способствует полному устранению недостатков звукопроизношения и нормальному развитию фонематического восприятия. Логопедическая работа с детьми с ФФН должна проводиться до поступления в школу, так как это позволит быстро освоить письменную речь.
Для того чтобы предупредить развитие ФФН у ребенка, специалисты рекомендуют соблюдать следующие правила профилактики:
проводить диагностику перинатальной патологии плода;
следить за общим здоровьем и гармоничным развитием детей;
улучшать слуховое внимание, которое способствует нормальному формированию фонематических процессов;
следить за речью ребенка и за речевым окружением.
В случае обнаружения нарушения речи у ребенка следует незамедлительно обращаться за помощью к логопеду.