СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФНР и ОНР: когда родителям бить тревогу и бежать к логопеду?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый раз ребенок посещает логопеда в возрасте трех лет. Однако, если есть речевые нарушения, специалист ставит соответствующий диагноз и рекомендует начинать коррекционную работу в зависимости от вида нарушения с двух-трех лет. Родителей, как правило, пугают непонятные им аббревиатуры.

Чаще всего логопеды выявляют у маленьких пациентов ФНР и ОНР. Что скрывается за этими буквами и какая разница между этими обозначениями речевых нарушений?

Просмотр содержимого документа
«ФНР и ОНР: когда родителям бить тревогу и бежать к логопеду?»

ФНР и ОНР: когда родителям бить тревогу и бежать к логопеду?

Первый раз ребенок посещает логопеда в возрасте трех лет. Однако, если есть речевые нарушения, специалист ставит соответствующий диагноз и рекомендует начинать коррекционную работу в зависимости от вида нарушения с двух-трех лет. Родителей, как правило, пугают непонятные им аббревиатуры.

Чаще всего логопеды выявляют у маленьких пациентов ФНР и ОНР. Что скрывается за этими буквами и какая разница между этими обозначениями речевых нарушений?

Что такое ФНР (ФФНР)?

За аббревиатурой ФНР (ФФНР) скрывается фонетико-фонематическое недоразвитие речи – то есть нарушение звукопроизношения. Слова нечетко выговариваются из-за:

– дефектов периферического речевого аппарата (особенного строения челюстей или укороченной уздечки; неправильное строение неба (слишком высокого, низкого, плоского); узких или массивных губ;

– привычки неправильно их говорить на фоне отсутствия дефектов в строении артикуляционного аппарата.

Чтобы было легче определить ФНР, вот наиболее типичные его проявления:

– ребенок использует один и тот же звук для замены двух или более звуков. Например, произносит «ть» вместо звуков «с», «ч», «ш» («тяска» вместо «чашка» или «тяпка» вместо «шапка»);

– замещает сложные звуки словами, у которых более простая артикуляция. К примеру: «лыба» – рыба, «фуба» – «шуба»;

– произносит слова правильно, но при соединении их в предложения заменяет сложными звуки близкими по артикуляции.

– «смазанная» речь;

– нечеткая дикция;

– ошибки в окончаниях;

– сложности с употреблением предлогов;

– ошибки в согласовании существительных с прилагательными и числительными.

Причины возникновения ФНР

Среди причин развития фонетического недоразвития речи:

– воздействие вредных факторов в дородовой, родовой и послеродовой периоды развития.

– сюсюканье при общении с маленьким ребенком;

– подражание ребенка сверстникам, которые говорят с речевыми нарушениями;

– родительская халатность по отношению к развитию речи у малыша;

– проблемы со слухом;

– неумение ребенка владеть своим языком;

– если родители говорят с малышом на разных (иностранных) языках.

Какие специалисты способны исправить ФНР

После того, как установлена причина фонетического недоразвития речи, необходимо ее устранить. Если причина в дефекте периферического речевого аппарата, то есть она кроется в исправлении прикуса, зубного ряда, «подрезании» уздечки – требуется помощь врача-ортодонта.

В случае необходимости коррекции звукопроизношения надо обращаться к логопеду.

Как происходит исправление ФНР

Исправление фонетического недоразвития речи необходимо начинать с четырех лет. Происходит это путем логопедических занятий. Работа это непростая и продолжительная. Ведь дети чаще всего не способны заниматься подолгу. Поэтому исправление нарушений речи необходимо проводить в игровой форме. При фонетических нарушениях рекомендуется не только развитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха, но и мелкой и общей моторики, развития речевого дыхания, психических процессов.

























Что такое ОНР?

Диагноз «Общее недоразвитие речи» (ОНР) ставится малышу, если логопед выявляет у него ограничение активного и пассивного словарного запаса, недостатки грамматического строя речи, нарушения просодической стороны речи. Дети разговаривают простыми нераспространенными предложениями, не могут обобщать слова и заменять их синонимами.

У детей с общим недоразвитием речи выделяют 4 уровня речевого развития:

– 1 уровень: у ребенка полностью отсутствует общеупотребительная речь;

– 2 уровень: очень бедный словарный запас;

–3 уровень: появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон;

–4 уровень: остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Вот наиболее типичные проявления ОНР:

– дети начинают разговаривать примерно в 3–4 года. В наиболее сложных случаях – в возрасте 5 лет;

– речь малопонятна;

– дети не понимают значения многих слов;

– нечеткая артикуляция;

– неустойчивое произношение звуков;

– разговаривают лишь простыми предложениями.

Причины возникновения ОНР

Общее недоразвитие речи характерно для детей, беременность мам которых протекала со сложностями: с внутриутробной гипоксией или резус-конфликтом. Также причины могут крыться в сложных родах – с родовыми травмами и асфиксией (расстройства дыхания из-за недостатка кислорода). Общее недоразвитие речи – это отражение перенесенных в раннем детстве частых инфекций или хронических заболеваний, а также черепно-мозговых травм.

Обратите внимание и на тот факт, что речевое развитие во многом тормозит дефицит внимания и общения, а также неблагоприятная среда (когда взрослые мало общаются с ребенком, неправильно произносят слова).



Какие специалисты способны исправить ОНР

Перед тем, как начать коррекционную работу, на предварительном этапе диагностического обследования речи логопед совместно с невропатологом выясняют у родителей особенности протекания раннего речевого развития ребенка.

Как происходит исправление ОНР

Исправление общего недоразвития речи необходимо начинать как минимум с трехлетнего возраста. Это очень трудоемкий и продолжительный процесс. Его техника зависит от того, какой уровень ОНР у малыша: первая, вторая, третья или четвертая стадии.



Советы родителям

Фонетическое недоразвитие речи характерно для большинства малышей. Ведь практически каждый из них не справляется с произношением тех или иных звуков. Иногда это проходит с возрастом. В ряде случаев требуется помощь логопеда.

Общее недоразвитие речи встречается примерно у 40% детей с речевой патологией. И здесь очень важно не затягивать с обращением к логопеду. Ведь чем раньше будет начата коррекция, тем лучше будет результат.

Если у вашего ребенка выявлено речевое нарушение, паниковать не надо: занятия с логопедом способны творить чудеса. Главное – терпение!

Поддерживайте ребенка, помогайте ему, следуйте рекомендациям логопеда и выполняйте упражнения, заданные «на дом». И все у вас получится!



































Направления логопедической работы по коррекции нарушений словоизменения у детей с ОНР.

Сравнительное комплексное исследование выявило у детей с ОНР более низкий уровень сформированности и качественное своеобразие навыков словоизменения, выявленные нарушения необходимо учитывать при планировании коррекционной работы.

Логопедическая работа с детьми с ОНР проводится по следующим направлениям:

- совершенствование умения изменения существительных по падежам.

- совершенствование умения согласования имен прилагательных с существительными в роде и числе.

- совершенствование умения образования имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа.

- совершенствование умения изменять глаголы по числам.

- совершенствование умения согласования глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.

- совершенствование умения согласования глаголов с личными местоимениями.

- совершенствование умения согласовывать имена существительные с именами числительными.

С учетом вышесказанного и результатов проведенного исследования были разработаны рекомендации к логопедической работе с дошкольниками с ОНР.

Трудности осознания детьми с ОНР предлагаемых заданий приводят к необходимости расширять ориентировочную часть, т.е.

- неоднократно повторять задания;

- выделить в материале ориентировки;

- использовать инструкции с несколькими требованиями, предусматривающие речевое проговаривание действий;

- опираться на показ картинок, наводящие вопросы.

Коррекция отклонений речевого развития у детей с ОНР является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, с целью обеспечения готовности этих детей к обучению грамоте.

Таким образом, каждое направление включает в себя конкретные задания, систему развивающих упражнений, коррекционная работа по выделенным нами направлениям, с помощью подобранных упражнений будет способствовать формированию навыка словоизменения и устранению выявленных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.



Логопедические методы коррекции ФФН

Процесс преодоления фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и подготовкой к полноценному обучению грамоте. Чаще всего коррекция фонетико-фонематического недоразвития проводится детям в возрасте 5-6 лет в специальных логопедических группах детских садов. Программа обучения рассчитана на 1 год. Дети должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.

Если ребенок обучается в школе, но у него наблюдаются нарушения письма и чтения, обусловленные ФФН, то с ним занимаются в логопедическом кабинете. Основные направления логопедической работы при ФФН включают коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, подготовку к полноценному обучению грамоте.

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи проводится в несколько этапов:

  • артикуляторный (подготовительный), который предполагает развитие фонематического восприятия, подготовку детей к анализу и синтезу звукового состава слова на правильно произносимых звуках;

  • этап дифференциации подразумевает правильное звукопроизношение на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от чёткости произношения которых зависит внятность речи;

  • формирование звукового анализа и синтеза;

  • обогащение словаря;

  • развитие навыков словообразования и словоизменения с составлением простых и сложных предложений;

  • развитие связной речи;

  • овладение элементарными навыками чтения и письма;

  • развитие психологических предпосылок к обучению.

Во время занятий по коррекции ФФН применяются различные дидактические методики, речевой материал, артикуляционная гимнастика, а также логопедические упражнения. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи может проводиться как в индивидуальной, так и подгрупповой и фронтальной форме. Помимо этого, дети с ФФН должны посещать детского психолога, который помогает развивать слуховое внимание и память, общую и мелкую моторику, мышление.




Прогноз и методы профилактики ФФН

Ранняя диагностика детей с ФФН и своевременная коррекция нарушений речи способствует полному устранению недостатков звукопроизношения и нормальному развитию фонематического восприятия. Логопедическая работа с детьми с ФФН должна проводиться до поступления в школу, так как это позволит быстро освоить письменную речь.

Для того чтобы предупредить развитие ФФН у ребенка, специалисты рекомендуют соблюдать следующие правила профилактики:

  • проводить диагностику перинатальной патологии плода;

  • следить за общим здоровьем и гармоничным развитием детей;

  • улучшать слуховое внимание, которое способствует нормальному формированию фонематических процессов;

  • следить за речью ребенка и за речевым окружением.

В случае обнаружения нарушения речи у ребенка следует незамедлительно обращаться за помощью к логопеду.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!