СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час 2 класс Фольклор или устное народное творчество. «Волшебный цветок».

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить с разными фольклерными произведениями

Просмотр содержимого документа
«Классный час 2 класс Фольклор или устное народное творчество. «Волшебный цветок».»

Тема: Фольклор или устное народное творчество.

«Волшебный цветок».

Цель: познакомить с разными произведениями фольклора, повторить жанры устного народного творчества (УНТ);

Задачи:

Обучающие: учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения; учить выразительно читать произведения, передавая основную эмоциональную тональность произведений устного народного творчества.

Развивающие: развивать образное мышление, расширять словарный запас учащихся.

Воспитывающие: прививать детям любовь к литературе, фольклору; приобщать к народным традициям русского народа.

Технологии: проблемное обучение; игровая; коммуникативное обучение, здоровьесберегающие.

Оборудование: компьютер, мультимедиа установка, конверты с заданиями, корзиночка.

Ход мероприятия.

I.Орг.момент. Звучит мелодия «Самый волшебный цветок» (1куплет)

Учитель:- Есть у русского народа «живой цветок», ко­торый сказки сказывает, потешает, поёт, развле­кает, веселит и учит. Приглашаю вас, ребята, в путешествие. В пути мы будем находить лепестки волшебного цветка, а когда мы закончим путешествие у нас появится цветок.

Большую корзину с собой мы возьмем,

В нее мы положим песенок связку,

Потешки, былины, загадки, стихи,

Всего понемногу, что знаете вы.

Подарим друг другу частичку добра,

Радости, счастья,

В дорогу, друзья!

Звучит мелодия «Самый волшебный цветок» .

II. Сообщение темы занятия.

Учитель: - А кто из вас догадался, что это за чудесный цветок?

Ученики: устное народное творчество.

Учитель: - Правильно. А как ещё можно назвать все эти произведения ?

Ученики: фольклор.

Учитель: - Правильно.

- Сегодня мы вспомним произведения фольклора, с которыми вы знакомились на уроке литературного чтения. Откроем для себя что-то новое и интересное, необычное и сказочное.

III. Основная часть.

1.Значение слова «фольклор».

Учитель: - В произведениях устного народного твор­чества отражена народная мудрость — ум, зна­ния всего народа.

- Кто мне подскажет, откуда произошло слово «фольклор»?

/ответы детей/

- Правильно. Слово «фольклор» произошло от английских слов:

folk – народ, lore – мудрость. Что значит – народная мудрость..

Учитель: - Почему мы называем фольклор устным народным творчеством?

Ученики: Он создавался народом, передавался из уст в уста, от одного поколения к другому.

2.Первый лепесток. Песни.

Учитель: Чтобы открыть первый лепесток волшебного цветка,вам надо отремонтировать слово ИСЕПН (песни)

- Много у каждого народа колыбельных, хо­роводных, свадебных и других песен. Их поют у колыбели ребёнка, на праздниках и в дни печали. Эти песни живут в народе мно­го-много лет.

- Послушаем колыбельную песню.

Баю-баюшки баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок

И утащит за бочок.

Учитель: - А какие колыбельные песни знаете вы?

Ученики: Баю-бай, баю-бай,

Поди, Бука, за сарай,

Маше спать не мешай!

Учитель: - Девушки водили хороводы и пели песни. Сейчас мы послушаем с вами русскую народную песню «Во поле березка стояла».

Звучит русская народная песня «Во поле берёзка стояла»

- Вот и первые песенки попали в нашу корзину.

3. Второй лепесток. Потешки.

 Учитель: Чтобы отгадать следующий жанр, надо из слогов КА ТЕШ ПО сложить слово.

Ученики из набора слогов выкладывает слово – ПОТЕШКА.

Учитель: Потешка (прибаутка) — маленькое весё­лое произведение фольклора. Потешками потешали, забавляли детей.

1.Вспомните, какие потешки вы знаете.

1-й ученик: Шла лисичка по мосту,

Несла вязанку хворосту.

2-й ученик: Вытопила баньку.

Выкупала Ваньку,

3-й ученик: Посадила в уголок.

Дала сладкий пирожок.

2. ИНСЦЕНИРОВКА.

а) – Федул, чего губы надул?
– Кафтан прожёг.
–Зашить можно?
– Да иглы нет.
– А велика ли дыра?
– Один ворот остался.



б) – Ты пирог съел?
– Нет, не я!
– А вкусный был?
– Очень…


3. Учитель: Родители в разговоре с маленькими детьми используют присказки, потешки.

Выберите присказку к ситуации:

1-такая ситуация – у ребенка заболел пальчик.

2-ситуация – ребенок без разрешения ушел куда-либо, его нужно поругать.

3-ситуация – мама или папа любуются своей дочкой, приговаривая такие слова

1.У лисы боли,

У медведя боли,

А Петенькины боли

Уходите за горы.

2.Не ходи за селом,

Там Яга с помелом.

Не ходи вопотьмах –

Ходит страх во кустах.

3.Ах, ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

От потешек становилось легче, и дети становились послушными.

Эти потешки давайте тоже положим в нашу корзину.


4. Третий лепесток. Заклички.

Учитель: Для того, чтобы определить название следующего жанра, выберите из родственных слов имя существительное.

КЛИКАТЬ, ЗАКЛИКАЛИ, ЗАКЛИЧКА, ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ

Учитель: - Каждая закличка содержит конкретную просьбу, это попытка с помощью песенки воздействовать на силы природы. К кому были обращены заклички?

Ученики: Заклички - песенные обращения к силам природы: солнцу, дождю, радуге.

Учитель: Скоро наступит весна. Давайте и мы произнесем закличку, обращенную к солнышку, чтобы весна поскорее наступила и прогнала зиму.

1. Ау-ау, аукаем
Весну приаукиваем:
2. Март, март –
Солнцу рад;
3.Апрель, апрель –
Откроет дверь;
4.Май, май –
Сколько хошь гуляй!


5. Четвертый лепесток. Приговорки.

Учитель: - К закличкам примыкают приговорки - короткие стихотворные обращения к животным, птицам, растениям.

Учитель: Какие вы знаете приговорки?

1.Божья коровка,

Улети на небо,

Там твои детки

Кушают конфетки,

Всем по одной,

А тебе ни одной.

2.Улитка, улитка, покажи рога –

Дам тебе за это кусок пирога.

Учитель: И приговорки оказались в нашей корзинке.


6. Пятый лепесток. Считалки.

Учитель: - Кто угадает, какое произведение из фольклора я прочитаю?

Шла бабка с заморья,

Несла кузовок.

В том кузовочке

Лежали грибочки,

Кому — гриб,

Кому — два,

А тебе, дитятко,

Весь кузовок.

Спрашиваю детей.

Учитель: - Правильно, это считалка.

Считалка (счёт, пересчёт) — это маленькое рифмованное стихотворение для игры.

В старину очень любили играть в самые разные игры.

Учитель: - Для чего сочиняли считалки?

Ученики: Счетом решали, кому водить.

Учитель: - Кто знает считалки?

Лиса по лесу ходила,

Лиса голосом вопила.

Лиса лычки драла,

Лиса лапти плела.

Кто лапти найдет,

Тот водить пойдет.

Учитель: давайте считалки тоже положим в корзинку.

7. Физкульминутка

8. Шестой лепесток. Пословицы.

Учитель: Повеселились, но …. Делу - время, потехе - …

Ученики: час

Учитель: – говорит русская (что?)

Ученики: пословица.

Учитель: - Среди древнейших по происхождению жанров устного творчества — пословицы и поговорки.

- Что такое пословица?

Пословица — произведение фольклора, в котором коротко выражена народная мудрость. Учитель: Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой, образной.

Пословицы бывают разные. В них говорится о самом важном.

1.- Отгадайте, какие пословицы спрятались на экране?

Нет земли краше, чем Родина наша.

Доброе имя дороже богатства.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

2.Закончи пословицу:

  • Семь раз отмерь …

один раз отрежь

  • Поспешишь ...

людей насмешишь

  • Ум хорошо …

а два лучше

  • Дело мастера …

боится

  • Друзья познаются …

в беде

Учитель: - Молодцы! В нашу корзину мы сложили много разных пословиц.

9. Седьмой лепесток. Загадки.

Учитель: Ребята, у нас пропали в слове З . Г. ДК . гласные буквы. Если вы их вставите правильно, то узнаете какой любимый жанр фольклора у детей и взрослых. (загадки)

Учитель: Загадками не только испытывается сообразитель­ность человека — они открывают мир захватывающей поэзии, самой смелой в сравнениях.

- Я предлагаю вам отгадать загадки, которые загадают ребята.

1. Вкусно лакомства готовит –
А не повариха.
Носит при себе иголку,
Хоть и не портниха.
/пчела/


2) Посмотри на колобок,

Он румян и краснобок.

Но не рви его до срока-

От него не будет прока.

/яблоко/

3). Рядом разные подружки.

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

/матрёшка/

4). Сильнее солнца,

Слабее ветра

Ног нет, а идёт,

Глаз нет, а плачет.

/дождь/

5). Если дождик начинается,

Как цветок, он распускается

И со мною в переулке

Заспешит домой с прогулки.

(Зонт)

6). Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.

/ёж/

7). Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а летает.
Яркая, нарядная
Над цветами порхает. 
(Бабочка)

8). Что такое «ложь с намёком»

и для всех людей «с уроком»?

/сказка/


10. Восьмой лепесток. Сказки.

Учитель: - Конечно, это сказки!

- А. С. Пушкин заметил:

«Сказка – ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок»

- Ребята, кто знает какие бывают сказки?

Ученики: - Волшебные, бытовые, о животных.

Учитель: Сказки мы тоже положим в корзинку.

(Дети могут закончить фразу)

Что в корзинке? Виноград?

Нет!

Что в корзинке? Мармелад?

Нет!

Не мука, не толокно —

Сказок в ней полным-полно,

Да!

Ни одной не обронила —

Все в корзинку уложила.

Учитель: - Назовите о какой сказке идет речь?


1. Красна девица грустна…

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

(«Снегурочка»)

2. А дорога – далека,

А корзинка – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок.

(«Маша и медведь»)

3. Нет ни речки, ни пруда –

Где воды напиться.

Очень вкусная вода –

В ямке от копытца.

(«Сестрица Алёнушка…»)

4. По тропе, шагая бодро,

Сами воду тащат ведра!

(«По щучьему велению»)

5. Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки,
Угадайте без подсказки –
Кто герои этой сказки?       
(«Три медведя»)

6. Кто-то за кого-то ухватился цепко,
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко,
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд!  

         («Репка»)
Учитель:- Молодцы, ребята, и сказки вы знаете!

IV. Рефлексия.

– Проверим, как вы разбираетесь в жанрах УНТ.

(Ученики получают листок с заданием, в котором надо соединить отрывок и жанр фольклора )

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно вёдрышко.

пословица

Погоревал царь Берендей и скоро утешился. А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать.

закличка

Семь раз отмерь, один отрежь.

считалка

Во поле берёзка стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Ой, люли, стояла,
Ой, люли, стояла!

приговорка

Золотое коромысло
Над рекою повисла.

потешка

Стучит, бренчит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка - на кошке,
По кривой дорожке.

сказка

Катилось яблоко
Мимо сада, мимо сада,
Мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет.

песня

Пчелка, пчелка, дай нам меда,

Чтоб полна была колода!

Будем мы медок едать, приговаривать:

"Ах, какая наша пчелка работящая!"


загадка


Учитель:– А сейчас проверьте себя, ребята. Как вы справились с заданием.


V. Итог занятия:

Учитель:– На этом наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, какие лепестки волшебного цветка мы с вами нашли сегодня?

(Ответы детей)

Учитель:- Как называются одним словом все эти произведения?

(Фольклор)

Учитель:- Народные песни, сказки, прибаутки радуют нас красотой слова, заражают своим весёлым смехом, волнуют глубиной мысли.
Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь.

Благодарю всех. До новых встреч!













Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно вёдрышко.

№2

закличка

Погоревал царь Берендей и скоро утешился. А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать.

№6

сказка

Семь раз отмерь, один отрежь.

№1

пословица

Во поле берёзка стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Ой,люли,стояла,
Ой,люли,стояла!

№7

песня

Золотое коромысло
Над рекою повисла.

№8

загадка

Стучит, бренчит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка-на кошке,
По кривой дорожке.

№5

потешка

Катилось яблоко
Мимо сада, мимо сада,
Мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет.

№3

считалка

Пчелка, пчелка, дай нам меда,

Чтоб полна была колода!

Будем мы медок едать, приговаривать:

"Ах, какая наша пчелка работящая!"


№4

приговорка





9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!