СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фольклорное произведение как основа развития литературно-творческих способностей младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целесообразность обращения младших школьников к фольклору как части художественной словесности, «явлению национальной и мировой культуры, средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций»   определена Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. В этой статье рассматривается роль народных произведений для развития литературно-творческих способностей обучающихся начальной школы.Именно устное народное творчество дает исключительные возможности для свободного развития творческих способностей, фантазии детей.   

Просмотр содержимого документа
«Фольклорное произведение как основа развития литературно-творческих способностей младшего школьника»


В современном российском обществе одной из первостепенных задач является достижение нового, современного качества образования, которое выражается в необходимости развития творческих способностей личности. Знания являются не конечной целью обучения, а средством для творческой деятельности, для самореализации каждого обучающегося. В младшем школьном возрасте закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельности, поэтому в начальной школе эта задача актуальна. В требованиях к результатам начального общего образования по литературному чтению определено, что ученик научится « создавать собственный текст на основе художественного произведения».

Благодатный материал для этого – фольклор. Исключительные возможности для свободного развития творческих способностей, фантазии детей дает педагогу устное народ­ное творчество.

Живой народный русский язык точен и образен. Богатство слов и обозначений соответствует разнообразию жизненных обстоятельств и действий, от этого и слово становится точным. Младшие школьники знакомятся на уровне представления с понятиями: ритм, рифма, многозначность слова, сравнение, метафора. Так они осваивают особенности малых фольклорных жанров. Малый фольклорный жанр как дидактический материал таит в себе неисчерпаемые возможности для развития словарного запаса ребенка, речевых навыков, побуждает к познавательной и творческой активности.

Поэтическая природа фольклора предоставляет младшему школьнику возможности в доступном ему объеме выступить в роли наблюдателя, исследователя. Включение фольклора в игровую и повседневную речевую практику детей повышает интерес младших школьников к традиционному устно-поэтическому слову и стимулирует их творческую активность.

Под литературным творчеством понимается создание речевого произведения (устного или письменного) в соответствии с речевой ситуацией и задачей. Кроме того, в узком смысле литературное творчество можно рассматривать как создание учеником словесных, устных и письменных, художественных произведений. К литературному творчеству детей относятся следующие виды работ: сказывание собственных сказок; устное словесное иллюстрирование; подбор пословиц к сказке; сочинение сказки по пословице; составление сценария.

Фольклорные произведения анализируются не сами по себе, а для того, чтобы научиться создавать свои собственные. Осознание художественной формы жанра проходит через собственное творчество, когда предлагается сочинить свою потешку, небылицу, загадку, пестушку и т.д.

Создавая свои считалки, загадки, песенки, обучающиеся лучше усваивают как законы жанров, так и элементы художественной формы.


В классе есть учителя,

Учим младших мы не зря.

Все предметы на планете

Начиная Я от А.

Есть готовим на метле,

А стираем мы в котле.

Спим на крыше и всегда

Дождик льется и жара.

Любим мыться мы в гнезде,

Под землею и в норе.

Любим кушать анекдот,

Самый хитрый лезет в рот.

( Эльвина С.)

***

В небе летал баран,

Шел с рогами на таран,

Вышиб двери,

Улетел.

А король в окно влетел.

Королева испугалась,

С трона быстренько спускалась.

(Варя Г.)


На горе летали ребята,

Построили горку слонята.

Сашка, Степка и Артем

На горе катались днем.

Проходил мимо Денис,

Полетел он с ними вниз.

Все собрались.

Нет Степана – налетел он

на барана.

Тот попятился от страха,

А ведь там летит рубаха.

Пролетела мимо птица

Под названием Жар-пицца.

На гусе летала Варя,

Но не знаем мы, что дальше.

(Денис М.)

***

В королевском замке

Взяли муху в мамки.

Муха детку пеленала

И тихонько напевала:

«На заброшенной опушке

В перекошенной избушке

Жил был кот,

А с ним цыплятки.

Все ходили по опятки»

(Карина О.)


Тра-та-та, тра-та-та

Потягушечки пора.

Наш малыш проснулся,

Проснулся – потянулся.

Глазки открываются.

Щечки улыбаются,

Ручки хлопают: хлоп-хлоп,

Ножки топают: топ-топ.

Встал, присел!

Встал, присел!

А потом всю кашу съел! (Степан С.)

***

Баю-баюшки, баю,

Спать малышку уложу.

На кроватку положу,

Колыбельную спою.

Спать уже легли котята

И щенята, и зверята.

И моя малышка спит,

Тихо носиком сопит.

В доме стало тихо-тихо,

Звёзды начали мерцать.

Завтра снова встанет солнце,

И опять пойдём играть. (Софья Х.)



Формирование литературно-творческих умений ребенка начинаю с создания произведений по аналогии с рассматриваемым произведением. Сочинительство сказок – это один из эффективных приемов для развития литературно- творческих способностей детей, который способствует самовыражению младшего школьника. Творческой работой является объяснение основных сюжетных линий, поступков героев, сравнение с аналогичной сказкой. Дети любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их сочинять. Поэтому, прежде чем давать детям написать собственную сказку, в начале обучения целесообразно использовать приемы, которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников».

Работая над русской народной сказкой «Теремок», предложила обучающимся ввести новых героев в сказку. Так появился Муравей-муравьишка, Бурундук-бурундучишка, Енот-полоскунишка, Белочка-грибы-ягоды-припасунишка, Лось-копытом топ. Затем решили изменить место житья животных, ребята предлагали самовар, рюкзак, старое гнездо. Выбрали старое гнездо, на которое и наступил Лось-копытом топ. Составив сказку, пришли к выводу, что и название сказки должно быть изменено. Сказка стала называться «Старое гнездо».

Сочинение сказок, а затем и произведений-повествований по аналогии со знакомыми обучающимся народными произведениями, требуют переноса знаний о характере персонажей в собственное произведение. Герои рассмотренной сказки попадают в новую, придуманную ситуацию, и ученик должен представить, как они поведут себя. Таким образом, тема задается иногда учителем, иногда самим обучающимся, жизненный материал во многом заимствуется из произведения, ребенок-автор выстраивает свой текст по аналогии, внося лишь необходимые изменения, связанные с новой ситуацией. Таким образом, аналогия может проводиться либо с персонажем, либо с ситуацией, в которую попадают герои. Например, есть такие русские народные сказки: «Чудесные лапоточки», «Чудесная рубашка», «Чудесный ящик». Какой предмет может быть чудесным? Любой: кувшин, телефон, ручка, сапог. Используя в своем произведении характерные особенности волшебной сказки: зачин, развитие действия, кульминация, концовка, волшебные превращения, сказочные устойчивые выражения, учащиеся должны помнить, что главная мысль сказки не должна изменяться, чудесный предмет должен сыграть свою роль.

Обучающиеся любят такой вид творческой работы над сказками, как «Сказочное ассорти». Работа предполагает взаимосвязь фрагментов разных сказок, объединенных одним или несколькими главными героями. Например, фрагменты можно взять из сказок о лисе: «Лиса и журавль», «Лиса и рак», «Лиса, заяц и петух», «Лиса со скалочкой», «Кот и лиса». Главный герой – лиса. Сюжет сказки зависит от выбора эпизодов. Например, сказку «Лиса и журавль» можно закончить словами: «Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла – несолоно хлебавши». Следующий фрагмент взять из сказки «Лиса, заяц и петух»: «Бежала лиса, услыхала, как петушок песни поет, захотелось ей петушиного мяса попробовать. Вот села она под окошко да и запела: «Петушок, петушок, золотой гребешок, выгляни в оконце – дам тебе горошка». Дальнейший сюжет сказки развивается в соответствии с индивидуальным вкусом обучающегося.

К литературному творчеству относится сочинение сказки по пословице. Например, по пословице «Дурака учить – только портить».

Юля М.: «У В. И. Даля прочитала я пословицу: «Дурака учить – только портить». Так ли это? Слушайте, я вам расскажу.

Решил Баран построить себе дом. Да не простой дом, а отличный от других домов. Стал он искать солому. Сгреб солому в кучу, а ветер раздувает. А Баран пыхтит, рогами и копытами пытается собирать ее. Ветер смеется, потешается: раз – и разлетелась солома в разные стороны! Дурак, он и есть дурак!

Собрались звери, смеются:

- Не сможешь ты себе дом построить! Тебе помощь нужна! – Крикнула Белка Барану.

А Баран ей в ответ:

- Я сам справлюсь. Не мешай мне!

Услышав эти слова, звери ушли. И остался Баран один… Строил он дом, строил, да не может построить! Сел и разревелся. А неподалеку Медведь был. Услыхал он рев да и пошел смотреть, кто же плачет. Види - Баран плачет, вот и спрашивает его:

- Чего же ты плачешь?

- Да я дом построить не могу.

- Ну, что же… Давай тебе помогу. А из чего ты дом строишь?

- Из соломы.

- А чем закреплять солому будешь?

- Не знаю.

- Как же так?

- А вот.

- Я предлагаю сделать дом-шалаш и закрепить соломинки травинками.

- Ну, давай!

И начали они строить дом заново. Баран собирает солому, Медведь скрепляет травинками. Вот и построили. Посмотрел Баран на дом и ну возмущаться: и дом-то маленький, и холодно-то в нем! Медведь говорит:

- Но ведь ты столько сил потратил. По-моему, дом получился отличный.

- А мне дом не нравится, и ты только мешаешь. Был бы я один, лучше б построил! – сказал Баран в ответ и разломал домик.

- Ну, раз ты сам справишься, то больше не зови меня, -- ответил Медведь, повернулся и ушел в лес.

А Баран и по сей день собирает солому, чтобы дом построить.

И правда, говорят: «Дурака учить – только портить».

Воплощение замысла происходит в словесной форме, «…слово перестает быть средством описания или изображения, оно становится элементом художественного языка, средством выражения замысла. Благодаря этому замысел автора обретает соответствующий ему словесный образ. В этом и проявляется художественное воображение человека – способность сделать внутреннее содержание доступным другим людям» (Рыжкова Т.В.)

Таким образом, умения, которые являются основными, необходимыми для овладения связной речью, наполняются живой жизнью, становятся актом самопознания, когда обучающийся приобщается к народному творчеству.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!