Здравствуйте, ребята! И снова у нас сегодня урок по основам духовно-нравственной культуры России – ОДКНР. Запишите в тетрадь число, слова «Классная работа» и тему нашего урока:
Тема. Фольклор и литература народов России.
2. На одном из прошедших занятий мы с вами рассматривали музыкальный фольклор народов России. А что же это вообще такое – фольклор? Давайте запишем определение:
Фольклор — устное словесное и музыкальное народное творчество.
Можно сказать, что фольклор в самом широком смысле - это любое народное творчество, проявления и духовной, и материальной культуры народа: язык, верования, обряды, ремёсла.
3. На этом уроке мы с вами познакомимся с особенностями устного, словесного фольклора. Запишите в тетрадь:
К словесному фольклору относятся сказки, предания, былины, саги и малые жанры: потешки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки.
4.Народный фольклор – это, конечно, часть культурного, литературного наследия любого народа. Но давайте сначала разберёмся, чем отличается фольклор от литературных произведений. И, как пример, возьмём сказки. Запишите в тетрадь, дополнив предложения и выбрав из скобок соответствующие по смыслу текста слова:
Литературные произведения написаны известными нам авторами. Например, автор сказки «Аленький цветочек» - …….., а поэму-сказку «Руслан и Людмила» написал …….. . Авторы фольклорных сказок и других произведений словесного народного творчества нам (известны/не известны), они издавна (напечатаны в книгах/ передавались из уст в уста) и (позже/сразу) были записаны собирателями фольклора.
5.Любые фольклорные произведения отражают историю, быт, верования и образ жизни в целом того народа, который их создал. Как это доказать? Сначала прочитайте чукотскую сказку «Чайка». Переписывать её не нужно!
ЧАЙКА
Далеко-далеко на севере жил старый чукча со своей женой. Было у них трое детей — две девочки и мальчик.
Отец охотился на морского зверя и рыбачил, мать выделывала шкуры для одежды и готовила пищу, а дети собирали водоросли и ракушки. В середине лета отец на байдаре ушёл далеко в море бить моржей, мать шила из шкур новую крышу на ярангу, а дети играли на берегу. Вдруг мальчик закричал:
— Смотрите — отец!
Старшая девочка и мальчик услышали, как их зовёт отец:
— Дети мои, идите ко мне, я вас покатаю по морю!
— Я ничего не вижу и ничего не слышу! — сказала младшая девочка и осталась играть на песке.
Старшая девочка взяла за руку мальчика, и они побежали туда, откуда их звал отец. Прибежали дети, сели в байдару и уехали в море. Лодка стрелой летит с волны на волну.
Девочка взглянула на отца, но вместо него увидела что-то страшное. Это был келэ (чёрт). Мальчик закричал: «Мама, мама!», — и прижался к сестрёнке.
— Молчите, или я выброшу вас в море! — сказал сердито келэ. Привёз он детей на остров, посадил в тёмную землянку и уехал. Дети сидят день, сидят два, а может, и больше — света нет, темно. Стали они плакать. Плачет мальчик, просит у сестры глоток воды, кусочек мяса или рыбки. Стала девочка шарить по землянке и нашла кучу старой мездры. Дала брату горсть мездры и себе взяла. Тут увидели они маленькую щель в стене землянки. Обрадовались они и начали ковырять щель день и ночь. Поедят мездры, уснут немного и опять ковыряют. И вот однажды увидели в щель заходящее солнце. Увидели они море и лужу воды возле землянки. И вот сестра отколола кусок дерева и сказала:
— Братец, разденься и попробуй пролезть в щель! Он просунул голову, и тогда сестра стала толкать его легонько из землянки, и он вылез наружу. Напоил сестру из своего рта. Настала ночь, с моря поднялся туман, стало холодно, но мальчик никак не мог влезть обратно в землянку. Сестра протянула руку брату, он прижался к ней и заснул.
Наутро сестра велела принести большую палку и острый камень, и они вдвоём стали долбить щель, брат снаружи, а сестра — изнутри. На третий день и сестра вылезла из землянки.
Пошли дети по острову. Увидели они лебедя.
— Дедушка лебедь, помоги!
Лебедь крикнул:
— Дны-дны-диги! — взмахнул крыльями и улетел. Увидели дети ворона:
— Ворон, ворон, помоги!
— Коок! — крикнул ворон и улетел.
Пошли дети дальше. Попадаются им разные птицы — гуси, гаги, гагары, бакланы, кайры и другие птицы, — никто не хочет помочь. Плывёт по морю большая чайка, закричали дети:
— Чайка, чайка, помоги! Подплыла чайка к берегу и говорит:
— Ой, как это наши дорогие дети из родной семьи сюда попали?
Рассказали дети всё. Заплакала чайка, положила детей в байдару, закрыла детей своей кухлянкой и сказала:
— Не смотрите, куда мы поедем!
…Ходит, плачет мать по берегу моря, кличет своих детей, а муж говорит ей:
— Забудь! Наши дети утонули… Вдруг женщина закричала:
— Ой, кто-то там идёт! Ой, это мои дети!
Вышел муж сердитый, чтобы увести жену в ярангу, и увидел детей своих и кинулся к ним с великой радостью.
Рассказали дети о чайке, и отец сел в байдару, поехал в море и убил там большого моржа для чаек, а мать порубила тушу и положила на берег, и слетелось множество чаек, покрыли весь берег и заглушили своим криком прибой моря.
Выросли дети. Девочка стала женщиной, и у неё было много детей. И вот раз сидит она на льду лимана, удит рыбку, мороз и ветер пробирает сквозь кухлянку, и дети дома ждут с рыбой, а рыбка всё ловится и ловится.
Наловила, подвязала её за спину и пошла домой. И вдруг — подлетела чайка, села на её пути и не трогается с места. Взяла женщина камень, хотела бросить, — тут говорит ей чайка:
— Вспомни, кому вы кричали последний раз на острове, когда увёз вас злой келэ?
Тогда женщина сбросила с плеч рыбу и сказала:
— Бери всё и ешь!
А вечером она рассказала своим детям о чайке и просила не обижать птиц.
6.Попробуем сравнить эту сказку с народной сказкой, где тоже одними из персонажей являются птицы. Это – известная всем сказка «Гуси-Лебеди». Для этого перенесём в тетрадь таблицу (таблицу можно распечатать и вклеить в тетрадь):
Сравнение двух народных сказок
Сравнительные характеристики | «Гуси-Лебеди» | «Чайка» |
Принадлежность сказки | Русская народная | Чукотская |
Главные герои | Старшая сестра и младший брат |
Где происходит действие | В деревне и в лесу | На берегу моря, на море, на острове |
Отрицательные герои | Баба-Яга, Гуси-Лебеди | Злой дух келэ |
Кто помогает героям | Печь, яблоня, речка | Чайка |
Главные идеи сказок | Дети должны слушаться старших, не уходить самостоятельно из дома. Нужно платить добром за добро. |
Какой вывод можно сделать? Герои сказок и ситуация, в которых они оказались, одинаковы: старшая сестра и младший брат остались без присмотра и попали в беду. И то, чему учат эти сказки, тоже одинаково: слушайся родителей, отплати за доброе к тебе отношение, помоги тому, кто просит о помощи. Но в сказках есть отличия. И связаны они с тем, что отличаются история и образ жизни тех народов, кто создал эти сказки. В чукотской сказке есть незнакомые нам слова и образы.
Ваши домашние задания на этот урок:
Выполните письменно, используя для этого дополнительные источники информации:
А).Выпишите в тетрадь значение слов:
Яранга – …
Байдара - …
Мездра – …
Кухлянка - …
Б). В три-четыре предложения объясните, где живёт чукотский народ.
В).Найдите 4 пословицы, которые принадлежат разным народам, населяющим территорию России, и выпишите их в тетрадь с указанием, какому народу какая пословица принадлежит.
Г).Коротко, в одно-два предложения, объясните, почему всегда есть отличия в фольклоре разных народов.
Успеха в выполнении заданий!