СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Фольклор – народная мудрость»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Углубить знания о русском фольклоре.  Дать основы анализа музыкального произведения по средствам средств музыкальной выразительности.

Просмотр содержимого документа
««Фольклор – народная мудрость»»

План-конспект открытого урока во 2 классе


Тема урока: «Фольклор – народная мудрость»


Цель урока: Углубить знания о русском фольклоре. Определение по слуху звуков инструментов народного оркестра. Дать основы анализа музыкального произведения по средствам средств музыкальной выразительности.


Задачи: 1) Воспитательные: прививать любовь к народным мелодиям, помочь ученикам понять и услышать характерные народные интонации. Воспитывать детей нравственно и эстетически.

2) Обучающие: обеспечить условия для формирования понятий: фольклор, народный напев, содействовать усвоению музыкальной терминологии для анализа музыкальных произведений.

3) Развивающие: научить детей исполнять простые напевы. Вокализация (напевание) в удобных тональностях их главных мелодий. Развитие речи.


Тип урока: обобщающий с элементами открытия нового знания


Средства обучения: фотографии народных инструментов, ТСО: музыкальный центр, фонохрестоматии, мультимедийный проектор.


Муз. материал:

Ход урока:

- Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам сегодня не с пустыми руками. Принесла вам разноцветные ноты. Это нотки хорошего настроения, взаимопонимания, доброты. И в конце урока они нам понадобятся.

- У вас на столах лежат цветные полоски бумаги, надо их перевернуть и прочитать, что на них написано. ( полоски с пословицами, поговорками, загадками, считалками, начало сказки) Дети отгадывают.

- Ребята. Как же это называется: и пословицы, и загадки, и потешки?

- (Устное народное творчество – фольклор)

- Правильно. Как же будет называться тема нашего урока?

«Фольклор – народная мудрость».

- Скажите, что мы будем делать сегодня на уроке?

(Ответы детей: слушать, петь, играть)


В мудрости народной вековой

Сказочные образы слагались

Эти образы несли с собой

Доброту и с детства нам читались

Вобрав в себя картины прошлых лет

Герои сказок и былин народных

Всем поколениям дают совет

Как жить по совести и быть душой свободным



- Как вы думаете, кто нам даёт мудрые советы?

(старшее поколение, прабабушки, прадедушки)

- А мудрость, как вы понимаете?

(мудрость народная – это советы для нас как жить честно, справедливо, по-доброму).


- Ребята, фольклор – это ещё и песни, русские народные.

- Кто их сочиняет?

- (Народ)

- Одну из таких песен мы с вами учили.

Я вам буду аккомпанировать тоже на русском инструменте. Кто знает, как он называется? (баян родственник гармони) Чем отличается от гармони? (у гармони два рядя клавиш, а у баяна - три)

Распевкас использованием «барабанов»

Тара-ра, тара-ра, ушли кони со двора,

А ребята их поймали и покрепче привязали

(медленно, быстро, громко, тихо)

(Исполнение р.н.п. «На горе-то калина»)


(Момент неожиданности. Стук в дверь, входит девочка в русском костюме и исполняет частушки.

- Ребята, что спела нам Лиза?

- (Частушки)

- Это тоже часть русского фольклора.

- А как называется женский головной убор?

- (Кокошник)

- Знаете ли вы, как называется её наряд? (Сарафан)

- Элементы русского костюма также являются частью русского фольклора


- С глубокой древности до наших времен живут рядом с человеком музыкальные инструменты. Человек прислушивался к свисту срезанной камышинки, к шуршанию листьев, к плеску воды. К сожалению, история не сохранила названия многих инструментов. Но через века некоторые до нас с вами все-таки дошли. А вот какие? Вы сейчас постарайтесь отгадать.


1 Инструмент очень старинный 3. Деревянные, расписные,

И напевный, и былинный Звонкие и шумовые

Догадаетесь легко, Топнем с вами сейчас ножкой

Ведь на нем играл Садко Застучат конечно …


2. Ты напев свой затяни, 4. Играть может и медленно, и быстро

Три заливистых струны Зависит от характера артиста

Задушевно заиграй-ка Только кнопочки на ней затронь
Русская, ты … Называется она …


Существуют инструменты, которые считаются музыкальным символом какого-либо народа. У русских это балалайка и гармонь. Их заливистые, серебристо-звонкие голоса не спутаешь ни с какими другими. (фрагмент музыки гармонь и балалайка)


- А теперь, сядьте поудобней, расслабьтесь, нам надо отдохнуть.

(цветотерапия)


- Ребята, сейчас мы будем анализировать музыкальное произведение. У вас на столах лежат конверты со словами, которые помогут вам определить музыка звучала какая?

( два фрагмента для слушания разнохарактерных)

Слушание с комментированием, работа в парах.

- Мы с вами сегодня сами пели, частушки слышали, а есть ещё песни шуточные, игровые. Покажем сейчас. ( «Заинька» «Иван Купала»)



Оценочные суждения


- Ребята, в начале урока я вам принесла цветные нотки хорошего настроения, улыбок, радости, а теперь, вы выберете такую ноту по цвету, которая соответствует вашему настроению сейчас!


- Как итог нашему занятию, продолжите мою фразу:

Сегодня на уроке мне понравилось …, или сегодня на уроке я запомнила…

Начну с себя. Сегодня на уроке мне понравилось, что вы были активными, внимательными.


Д. з. нарисовать сюжет к любой сказке, пословице, загадке.

















Слышу, слышу, слышу, слышу, кто потопал и куда:
Кошка прыгнула на крышу и пропала без следа.
Раз, два, три, четыре, пять, я иду её искать.

______________________________________________________


Добрый человек добру и учит.

________________________________________________


Птица рада весне, а младенец матери.

_____________________________________________________


Этот длинный рыжий нос по макушку в землю врос.

______________________________________________________


Идет коза рогатая, идет коза бодатая -
За малыми ребятами, ножками топ-топ.
Глазками хлоп-хлоп. кто каши не ест,
Кто молока не пьет, того забодает, забодает!

______________________________________________________



Баю-баюшки-баю, не ложися на краю.
Придет серенький волчок, он ухватит за бочок
И потащит во лесок под ракитовый кусток.

___________________________________________________


Жили - были…

______________________________________________________












Быстрая


Медленная


Задорная


Плавная


Веселая


Певучая


Игривая


Спокойная


Быстрая


Медленная


Задорная


Плавная


Самоанализ открытого урока во 2 кл.


Данный урок является не первый в теме четверти «Гори, гори, ясно» по программе Е. Критской. Отталкиваясь от данного урока в дальнейшем планируется продолжить изучение особенностей русского фольклора и народных инструментов.

Это урок – обобщения и открытия нового знания.


Цели урока были выбраны оптимально с учетом возрастных особенностей детей.


1) Воспитательные: прививать любовь к народным мелодиям, помочь ученикам понять и услышать характерные народные интонации. Воспитывать детей нравственно и эстетически.

2) Обучающие: обеспечить условия для формирования понятий: фольклор, народный напев, содействовать усвоению музыкальной терминологии для анализа музыкальных произведений.

3) Развивающие: научить детей исполнять простые напевы. Вокализация (напевание) в удобных тональностях их главных мелодий. Развитие речи.


Воспитательные цели неслучайно поставлены на первое место, т.к. на данном этапе музыка рассматривается как предмет, формирующий личность.

Все этапы были выдержаны и логически связаны.


Организационный момент содержал в себе эмоциональный настрой, помог плавно включиться в работу.


Выход на тему урока представлен в виде распознавания устного народного творчества. Тему урока и цели для себя дети попытались сформулировать сами.


Неотъемлемой частью моего урока является коллективное пение, причем это развивает способности всех детей. Перед исполнением народной песни, ребята исполняли попевку, с использованием шумовых музыкальных инструментов. Попевка исполнялась медленно, быстро, тихо, громко, что способствует развитию слуха, а также знакомит на начальном этапе со средствами музыкальной выразительности: динамикой и темпом.


Элемент нового знания был представлен в так называемом «моменте неожиданности». Здесь дети познакомились с ещё одним жанром русского фольклора – частушкой, а также с элементами русского костюма.


Во фрагменте урока, связанным с повторением музыкальных инструментов были использованы загадки.

Динамическую паузу не всегда целесообразно проводить в активной форме. Поэтому я выбрала «цветотерапию». (она совершенно не связана с темой урока и не случайно, т.к. считаю, что дети в этом моменте должны были переключиться совершенно).


Одним из важнейших моментов на уроке музыки является слушание.


Особое внимание уделялось аналитической деятельности с музыкальной точки зрения.


Ребята , прослушав два музыкальных фрагмента получили конверты с разными словами, из которых выбирали соответсвующие данным фрагментам слова. Т.е. учились анализировать, отвечая на вопрос «музыка была какая»?


На этом уроке при объяснении как звучат песни в народном стиле. я применила элемент игровой технологии. Она не только расслабляла детей, но и носила закрепляющий знания характер.


Межпредметная связь с русским языком прослеживалась на этапе работы с опорной лексикой. Дети конструировали предложения, из слов связанных с темой урока.


При подведении итогов я использовала прием рефлексии.


Дом. зад. носило творческий характер


На протяжении урока между учителем и учениками сохранялась благожелательная атмосфера.


Оценка знаний проводилась в виде оценочных суждений, так как предполагается введение безотметочной системы на урока музыки и ИЗО.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!