План-конспект открытого урока во 2 классе
Тема урока: «Фольклор – народная мудрость»
Цель урока: Углубить знания о русском фольклоре. Определение по слуху звуков инструментов народного оркестра. Дать основы анализа музыкального произведения по средствам средств музыкальной выразительности.
Задачи: 1) Воспитательные: прививать любовь к народным мелодиям, помочь ученикам понять и услышать характерные народные интонации. Воспитывать детей нравственно и эстетически.
2) Обучающие: обеспечить условия для формирования понятий: фольклор, народный напев, содействовать усвоению музыкальной терминологии для анализа музыкальных произведений.
3) Развивающие: научить детей исполнять простые напевы. Вокализация (напевание) в удобных тональностях их главных мелодий. Развитие речи.
Тип урока: обобщающий с элементами открытия нового знания
Средства обучения: фотографии народных инструментов, ТСО: музыкальный центр, фонохрестоматии, мультимедийный проектор.
Муз. материал:
Ход урока:
- Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам сегодня не с пустыми руками. Принесла вам разноцветные ноты. Это нотки хорошего настроения, взаимопонимания, доброты. И в конце урока они нам понадобятся.
- У вас на столах лежат цветные полоски бумаги, надо их перевернуть и прочитать, что на них написано. ( полоски с пословицами, поговорками, загадками, считалками, начало сказки) Дети отгадывают.
- Ребята. Как же это называется: и пословицы, и загадки, и потешки?
- (Устное народное творчество – фольклор)
- Правильно. Как же будет называться тема нашего урока?
«Фольклор – народная мудрость».
- Скажите, что мы будем делать сегодня на уроке?
(Ответы детей: слушать, петь, играть)
В мудрости народной вековой
Сказочные образы слагались
Эти образы несли с собой
Доброту и с детства нам читались
Вобрав в себя картины прошлых лет
Герои сказок и былин народных
Всем поколениям дают совет
Как жить по совести и быть душой свободным
- Как вы думаете, кто нам даёт мудрые советы?
(старшее поколение, прабабушки, прадедушки)
- А мудрость, как вы понимаете?
(мудрость народная – это советы для нас как жить честно, справедливо, по-доброму).
- Ребята, фольклор – это ещё и песни, русские народные.
- Кто их сочиняет?
- (Народ)
- Одну из таких песен мы с вами учили.
Я вам буду аккомпанировать тоже на русском инструменте. Кто знает, как он называется? (баян родственник гармони) Чем отличается от гармони? (у гармони два рядя клавиш, а у баяна - три)
Распевкас использованием «барабанов»
Тара-ра, тара-ра, ушли кони со двора,
А ребята их поймали и покрепче привязали
(медленно, быстро, громко, тихо)
(Исполнение р.н.п. «На горе-то калина»)
(Момент неожиданности. Стук в дверь, входит девочка в русском костюме и исполняет частушки.
- Ребята, что спела нам Лиза?
- (Частушки)
- Это тоже часть русского фольклора.
- А как называется женский головной убор?
- (Кокошник)
- Знаете ли вы, как называется её наряд? (Сарафан)
- Элементы русского костюма также являются частью русского фольклора
- С глубокой древности до наших времен живут рядом с человеком музыкальные инструменты. Человек прислушивался к свисту срезанной камышинки, к шуршанию листьев, к плеску воды. К сожалению, история не сохранила названия многих инструментов. Но через века некоторые до нас с вами все-таки дошли. А вот какие? Вы сейчас постарайтесь отгадать.
1 Инструмент очень старинный 3. Деревянные, расписные,
И напевный, и былинный Звонкие и шумовые
Догадаетесь легко, Топнем с вами сейчас ножкой
Ведь на нем играл Садко Застучат конечно …
2. Ты напев свой затяни, 4. Играть может и медленно, и быстро
Три заливистых струны Зависит от характера артиста
Задушевно заиграй-ка Только кнопочки на ней затронь
Русская, ты … Называется она …
Существуют инструменты, которые считаются музыкальным символом какого-либо народа. У русских это балалайка и гармонь. Их заливистые, серебристо-звонкие голоса не спутаешь ни с какими другими. (фрагмент музыки гармонь и балалайка)
- А теперь, сядьте поудобней, расслабьтесь, нам надо отдохнуть.
(цветотерапия)
- Ребята, сейчас мы будем анализировать музыкальное произведение. У вас на столах лежат конверты со словами, которые помогут вам определить музыка звучала какая?
( два фрагмента для слушания разнохарактерных)
Слушание с комментированием, работа в парах.
- Мы с вами сегодня сами пели, частушки слышали, а есть ещё песни шуточные, игровые. Покажем сейчас. ( «Заинька» «Иван Купала»)
Оценочные суждения
- Ребята, в начале урока я вам принесла цветные нотки хорошего настроения, улыбок, радости, а теперь, вы выберете такую ноту по цвету, которая соответствует вашему настроению сейчас!
- Как итог нашему занятию, продолжите мою фразу:
Сегодня на уроке мне понравилось …, или сегодня на уроке я запомнила…
Начну с себя. Сегодня на уроке мне понравилось, что вы были активными, внимательными.
Д. з. нарисовать сюжет к любой сказке, пословице, загадке.
Слышу, слышу, слышу, слышу, кто потопал и куда:
Кошка прыгнула на крышу и пропала без следа.
Раз, два, три, четыре, пять, я иду её искать.
______________________________________________________
Добрый человек добру и учит.
________________________________________________
Птица рада весне, а младенец матери.
_____________________________________________________
Этот длинный рыжий нос по макушку в землю врос.
______________________________________________________
Идет коза рогатая, идет коза бодатая -
За малыми ребятами, ножками топ-топ.
Глазками хлоп-хлоп. кто каши не ест,
Кто молока не пьет, того забодает, забодает!
______________________________________________________
Баю-баюшки-баю, не ложися на краю.
Придет серенький волчок, он ухватит за бочок
И потащит во лесок под ракитовый кусток.
___________________________________________________
Жили - были…
______________________________________________________
Быстрая
Медленная
Задорная
Плавная
Веселая
Певучая
Игривая
Спокойная
Быстрая
Медленная
Задорная
Плавная
Самоанализ открытого урока во 2 кл.
Данный урок является не первый в теме четверти «Гори, гори, ясно» по программе Е. Критской. Отталкиваясь от данного урока в дальнейшем планируется продолжить изучение особенностей русского фольклора и народных инструментов.
Это урок – обобщения и открытия нового знания.
Цели урока были выбраны оптимально с учетом возрастных особенностей детей.
1) Воспитательные: прививать любовь к народным мелодиям, помочь ученикам понять и услышать характерные народные интонации. Воспитывать детей нравственно и эстетически.
2) Обучающие: обеспечить условия для формирования понятий: фольклор, народный напев, содействовать усвоению музыкальной терминологии для анализа музыкальных произведений.
3) Развивающие: научить детей исполнять простые напевы. Вокализация (напевание) в удобных тональностях их главных мелодий. Развитие речи.
Воспитательные цели неслучайно поставлены на первое место, т.к. на данном этапе музыка рассматривается как предмет, формирующий личность.
Все этапы были выдержаны и логически связаны.
Организационный момент содержал в себе эмоциональный настрой, помог плавно включиться в работу.
Выход на тему урока представлен в виде распознавания устного народного творчества. Тему урока и цели для себя дети попытались сформулировать сами.
Неотъемлемой частью моего урока является коллективное пение, причем это развивает способности всех детей. Перед исполнением народной песни, ребята исполняли попевку, с использованием шумовых музыкальных инструментов. Попевка исполнялась медленно, быстро, тихо, громко, что способствует развитию слуха, а также знакомит на начальном этапе со средствами музыкальной выразительности: динамикой и темпом.
Элемент нового знания был представлен в так называемом «моменте неожиданности». Здесь дети познакомились с ещё одним жанром русского фольклора – частушкой, а также с элементами русского костюма.
Во фрагменте урока, связанным с повторением музыкальных инструментов были использованы загадки.
Динамическую паузу не всегда целесообразно проводить в активной форме. Поэтому я выбрала «цветотерапию». (она совершенно не связана с темой урока и не случайно, т.к. считаю, что дети в этом моменте должны были переключиться совершенно).
Одним из важнейших моментов на уроке музыки является слушание.
Особое внимание уделялось аналитической деятельности с музыкальной точки зрения.
Ребята , прослушав два музыкальных фрагмента получили конверты с разными словами, из которых выбирали соответсвующие данным фрагментам слова. Т.е. учились анализировать, отвечая на вопрос «музыка была какая»?
На этом уроке при объяснении как звучат песни в народном стиле. я применила элемент игровой технологии. Она не только расслабляла детей, но и носила закрепляющий знания характер.
Межпредметная связь с русским языком прослеживалась на этапе работы с опорной лексикой. Дети конструировали предложения, из слов связанных с темой урока.
При подведении итогов я использовала прием рефлексии.
Дом. зад. носило творческий характер
На протяжении урока между учителем и учениками сохранялась благожелательная атмосфера.
Оценка знаний проводилась в виде оценочных суждений, так как предполагается введение безотметочной системы на урока музыки и ИЗО.