2 КЛАСС – 3 ЧЕТВЕРТЬ
Урок 18 (2)
Тема: Фольклор – народная мудрость
Цели:
Расширить кругозор учащихся, закрепить знания о жанрах русского фольклора.
Познакомить с развлечением молодежи на Руси - деревенские посиделки.
Задачи:
учить слушать и распознавать народные потешки и песни в сопровож-дении шумовых инструментов, с движениями. Определять на слух жанры народной музыки - пляску, хоровод, колыбельную;
развивать память, внимание, исполнительские и творческие навыки, ритмический и тембровый слух;
содействовать формированию уважения и интереса к русскому народному творчеству и обычаям русского народа, поощрять дружеские отношения между детьми.
Музыкальный материал: Рус. нар. плясовая; Хороводная «Во поле берёзка стояла»; Марш Триумфальных победителей; « Колыбельная Сверчка»; «Камаринская»; «Папа может».
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Знакомство с темой урока.
- Сегодня вы перенесетесь на несколько веков назад и будете участниками деревенских посиделок. Ведь тема нашего урока: " Фольклор - народная мудрость".
3. Прибаутки, считалки, дразнилки - это фольклор. Слово фольклор пришло к нам из староанглийского языка. Английское folk - народ, lore - учение. Вместе эти слова - "фольклор" - переводятся как "народная мудрость". Так во всем мире принято называть устное музыкальное и литературное народное твор-чество. Именно в произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть, передана народная мудрость.
Музыкальный фольклор - это народные песни и былины, танцы и инстру-ментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведения передаются из уст в уста, от одного исполнителя к другому. "Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведения целого народа", - писал в свое время А.Н.Серов.
Давным-давно на Руси, когда еще не было телевидения, театров, радио и тем более компьютеров, собиралась молодежь на посиделки. Что же это? Послушайте стихотворение и все поймете.
На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки -
Были праздником души.
- Чем же занималась молодежь на посиделках?
( Разговаривали, шутили, пели песни, плясали и водили хороводы, играли в игры. )
- При этом девушки приносили прялки, либо шитье, или пяльца с вышивкой полотенец. Девушки приходили па посиделки первыми, рассаживались по лавкам и начинали прясть. Парни подходили по одному, по два и группами; войдя, молились перед иконами, затем приветствовали: "Здравствуйте, красные девушки!" В ответ раздавалось: "Здравствуйте, молодцы хорошие!" (Разыгрываем приветствие).
Представьте, что вы сидите в деревянной избе. В центре стоит стол, вдоль стен деревянные лавки, весело потрескивает огонь в русской печи. Девушки и юноши одеты в русские народные костюмы. (Обратить внимание на эскизы русской народной одежды). Все в сборе. Можно начинать наши посиделки.
4.
А сейчас для вас, ребятки, Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед - Вы смекалистый народ.
Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).
Гибкий лес на плечи залез (коромысло).
Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).
Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).
- Молодцы! А кто-нибудь из вас знает загадки какие-нибудь?
(5. А какие песенки - потешки и песенки - дразнилки вы знаете?
- Дождик, сорока, горошины, петушок, дон-дон, солнышко.
- Исполним эти песенки.
………………………………..
Солнышко, солнышко, Посвети в окошечко.
Пойдем в поле, во лужок. Соберемся там в кружок. (Поют с транспонированием).
……………………………….
Сорока, сорока, Где была? - Далеко.
Кашку варила. Детушек кормила. (Поют с дирижированием).
…………………………………….
По дороге Петя шел, он горошину нашел.
А горошина упала, покатилась и пропала.
Ох! Ох! Ох! Ох! Где-то вырастет горох! (Пение с показом руками движения мелодии).
…………………………..
Дон-дон-дон. Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила, глаза выпучила.
Бежит курица с ведром, заливать кошкин дом. (Пение с хлопками. Хором и по одному). )
6. - Молодежь очень любила играть в игры - лапту, горелки, жмурки, прятки, кошки-мышки, отгадышки. Затевали "веревочку".
Какие игры знаете вы? (Дети называют известные им игры.)
А я предлагаю вам игру на внимание. Я буду ставить вам разные мелодии, а вы исполнять под них движения. (Если пляска - танцуете вприсядку. Хоровод - кружитесь или выполняют плавные движения руками. Марш - маршируете. Колыбельная - садитесь на стулья).
Звучат: Рус. нар. плясовая; Хороводная «Во поле берёзка стояла»; Марш Триумфальных победителей; « Колыбельная Сверчка»
- Назовите жанры народной музыки, которые прозвучали в игре?
(Пляска, хоровод, марш и колыбельная.)
- Какой танец вы называете хороводом, а какой пляской? - (Ответы детей).
7.
Та-ра-ра, та-ра-ра, Идут девки со двора.
Песни петь да плясать, Всех вокруг забавлять.
Дети слушают хороводную плясовую " Выходили красны девицы".
(Можно поводить в классе хоровод под эту песню.)
8.
Эх, широка душа русского народа!
И где бы ни были в глуши.
В руки брали только ложки
И играли от души!
Одна группа детей украшает мелодию "Камаринской" звучанием шумовых инструментов.
Вторая группа - выполняет танцевальные движения под музыку.
Звучит «Камаринская»
Вот замолкли инструменты. И тогда со всех сторон
Раздались аплодисменты. Все выходят на поклон.
9. Понравились вам наши посиделки?
Что интересного узнали на уроке?
( Узнали о развлечении молодежи на Руси. Чем молодежь занималась на посиделках, в какие игры играла, какие песни пела? Что такое фольклор?)
- Потешки, песни, загадки, пословицы и поговорки - это жанры русско-го фольклора. А фольклор - это народное творчество. Фольклор - это мудрость народа.
10. Знакомство и исполнение песни «Папа может»
11. Подошли к концу наши посиделки. Подошел к концу наш урок. Пора прощаться.
4