СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фольклор - народный мудрость

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фольклор - народный мудрость»

2 КЛАСС – 3 ЧЕТВЕРТЬ

Урок 18 (2)


Тема: Фольклор – народная мудрость

Цели:

  • Расширить кругозор учащихся, закрепить знания о жанрах русского фольклора.

  • Познакомить с развлечением молодежи на Руси - деревенские посиделки.

Задачи:

  • учить слушать и распознавать народные потешки и песни в сопровож-дении шумовых инструментов, с движениями. Определять на слух жанры народной музыки - пляску, хоровод, колыбельную;

  • развивать память, внимание, исполнительские и творческие навыки, ритмический и тембровый слух;

  • содействовать формированию уважения и интереса к русскому народному творчеству и обычаям русского народа, поощрять дружеские отношения между детьми.

Музыкальный материал: Рус. нар. плясовая; Хороводная «Во поле берёзка стояла»; Марш Триумфальных победителей; « Колыбельная Сверчка»; «Камаринская»; «Папа может».


Ход урока

1. Организационный момент.

2. Знакомство с темой урока.

- Сегодня вы перенесетесь на несколько веков назад и будете участниками деревенских посиделок. Ведь тема нашего урока: " Фольклор - народная мудрость".

3. Прибаутки, считалки, дразнилки - это фольклор. Слово фольклор пришло к нам из староанглийского языка. Английское folk - народ, lore - учение. Вместе эти слова - "фольклор" - переводятся как "народная мудрость". Так во всем мире принято называть устное музыкальное и литературное народное твор-чество. Именно в произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть, передана народная мудрость.

Музыкальный фольклор - это народные песни и былины, танцы и инстру-ментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведения передаются из уст в уста, от одного исполнителя к другому. "Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведения целого народа", - писал в свое время А.Н.Серов.

Давным-давно на Руси, когда еще не было телевидения, театров, радио и тем более компьютеров, собиралась молодежь на посиделки. Что же это? Послушайте стихотворение и все поймете.

На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки -
Были праздником души.


- Чем же занималась молодежь на посиделках?

( Разговаривали, шутили, пели песни, плясали и водили хороводы, играли в игры. )

- При этом девушки приносили прялки, либо шитье, или пяльца с вышивкой полотенец. Девушки приходили па посиделки первыми, рассаживались по лавкам и начинали прясть. Парни подходили по одному, по два и группами; войдя, молились перед иконами, затем приветствовали: "Здравствуйте, красные девушки!" В ответ раздавалось:   "Здравствуйте, молодцы хорошие!" (Разыгрываем приветствие).

Представьте, что вы сидите в деревянной избе. В центре стоит стол, вдоль стен деревянные лавки, весело потрескивает огонь в русской печи. Девушки и юноши одеты в русские народные костюмы. (Обратить внимание на эскизы русской народной одежды). Все в сборе. Можно начинать наши посиделки.

4.

А сейчас для вас, ребятки, Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед - Вы смекалистый народ.


Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).


Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).


Гибкий лес на плечи залез (коромысло).


Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).


Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).


Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).


- Молодцы! А кто-нибудь из вас знает загадки какие-нибудь?


(5. А какие песенки - потешки и песенки - дразнилки вы знаете?

- Дождик, сорока, горошины, петушок, дон-дон, солнышко.

- Исполним эти песенки.

………………………………..

Солнышко, солнышко, Посвети в окошечко.
Пойдем в поле, во лужок. Соберемся там в кружок.
(Поют с транспонированием).

……………………………….

Сорока, сорока, Где была? - Далеко.
Кашку варила. Детушек кормила.
(Поют с дирижированием).

…………………………………….

По дороге Петя шел, он горошину нашел.
А горошина упала, покатилась и пропала.
Ох! Ох! Ох! Ох! Где-то вырастет горох!
(Пение с показом руками движения мелодии).

…………………………..

Дон-дон-дон. Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила, глаза выпучила.
Бежит курица с ведром, заливать кошкин дом.
(Пение с хлопками. Хором и по одному). )


6. - Молодежь очень любила играть в игры - лапту, горелки, жмурки, прятки, кошки-мышки, отгадышки. Затевали "веревочку".

Какие игры знаете вы? (Дети называют известные им игры.)

А я предлагаю вам игру на внимание. Я буду ставить вам разные мелодии, а вы исполнять под них движения. (Если пляска - танцуете вприсядку. Хоровод - кружитесь или выполняют плавные движения руками. Марш - маршируете. Колыбельная - садитесь на стулья).


Звучат: Рус. нар. плясовая; Хороводная «Во поле берёзка стояла»; Марш Триумфальных победителей; « Колыбельная Сверчка»


- Назовите жанры народной музыки, которые прозвучали в игре?

(Пляска, хоровод, марш и колыбельная.)


- Какой танец вы называете хороводом, а какой пляской? - (Ответы детей).


7.

Та-ра-ра, та-ра-ра, Идут девки со двора.
Песни петь да плясать, Всех вокруг забавлять.


Дети слушают хороводную плясовую " Выходили красны девицы".

(Можно поводить в классе хоровод под эту песню.)




8.

Эх, широка душа русского народа!
И где бы ни были в глуши.
В руки брали только ложки
И играли от души!

Одна группа детей украшает мелодию "Камаринской" звучанием шумовых инструментов.

Вторая группа - выполняет танцевальные движения под музыку.


Звучит «Камаринская»

Вот замолкли инструменты. И тогда со всех сторон
Раздались аплодисменты. Все выходят на поклон.


9. Понравились вам наши посиделки?

Что интересного узнали на уроке?


( Узнали о развлечении молодежи на Руси. Чем молодежь занималась на посиделках, в какие игры играла, какие песни пела? Что такое фольклор?)


- Потешки, песни, загадки, пословицы и поговорки - это жанры русско-го фольклора. А фольклор - это народное творчество. Фольклор - это мудрость народа.


10. Знакомство и исполнение песни «Папа может»


11. Подошли к концу наши посиделки. Подошел к концу наш урок. Пора прощаться.


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!