СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонд оценочных средств по предмету "Русский язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи ФОС по предмету:

  • контроль и управление процессом приобретения учащимися необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций, определенных в ФГОС;
  • контроль и управление достижением целей реализации ООП;
  • оценка достижений учащихся в процессе изучения предмета, курса, дисциплины с выделением положительных/отрицательных результатов и планирование предупреждающих/корректирующих мероприятий;
  • обеспечение соответствия результатов обучения через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс школы.

   Контрольные работы полностью соответствуют ФГОС и предназначены для проверки знаний учащихся по курсу русского языка

Просмотр содержимого документа
«Фонд оценочных средств по предмету "Русский язык"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕТРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»

БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ





РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО Заместитель директора по УВР Директор школы

Протокол № 1 ________ З.Ш.Мухтерем

от 30.08. 2021 г. 30.08.2021г. _________Т.З.Сеитвелиев Руководитель МО

________Л.Р.Алиева Приказ №102 от 30.08.2021 г.






ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ


по русскому языку

для 7 класса

2021–2022 учебный год














Составитель:

Абдурашитова Г.Ф.

учитель русского языка и литературы






с.Петрово,2021г.

Пояснительная записка

Фонд оценочных средств (далее – ФОС) является одной из технологий внутренней оценки качества образования (самообследования). В МБОУ «Петровская ОШ» ФОС используется для определения уровня образовательных достижений, его содержание соответствует реализуемым образовательным программам и составлено в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Положением о внутренней системе оценки качества образования МБОУ «Петровская ОШ», Положением о фонде оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ «Петровская ОШ».

Целью создания ФОС учебного предмета является установление соответствия уровня подготовки учащихся на данном этапе обучения требованиям рабочей программы учебного предмета.

Задачи ФОС по предмету:

  • контроль и управление процессом приобретения учащимися необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций, определенных в ФГОС;

  • контроль и управление достижением целей реализации ООП;

  • оценка достижений учащихся в процессе изучения предмета, курса, дисциплины с выделением положительных/отрицательных результатов и планирование предупреждающих/корректирующих мероприятий;

  • обеспечение соответствия результатов обучения через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс школы.

Контрольные работы полностью соответствуют ФГОС и предназначены для проверки знаний учащихся по курсу русского языка 5-8 классов. Они ориентированы на учебник: УМК: учебник Русский язык. 5-8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, О. Ф. Вакурова-

М.: издательство Просвещение, 2017 по всем изучаемым темам. Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий. Работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. На выполнение заданий отводится 45 минут. Контрольные работы составлены на основе дидактических материалов по русскому языку 5-8 класс. Использовалась дидактическая литература: Дидактические материалы по русскому языку 5-8 класс, ФГОС, к учебнику. Содержание контрольных работ полностью соответствует учебникам 5-8 классов.



















Паспорт фонда оценочных средств

по предмету «Русский язык» 7 класс

Наименование раздела

Контрольная работа по теме

Дата

по плану

по факту

1

Причастие

Контрольный диктант № 1 по теме «Причастие» с грамматическим заданием


15.11


2

Деепричастие

1. Контрольное сочинение – рассуждение № 1


2. Контрольная работа № 1 по теме « Деепричастие»


16.12


23.12


3

Наречие

Контрольное изложение №1


15.02


4

Предлог

Контрольный диктант № 2


03.03


5

Союз

Контрольное сочинение №2 на тему «Моя малая родина»

17.03


6

Частица

Контрольное изложение №2 «Счастье должно быть высоким»


19.04


7

Служебные части речи

Контрольная работа № 2 по теме «Служебные части речи»


05.05






























Критерии оценивания знаний учащихся по русскому языку

Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов 

 

Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего количества вопросов. 

Отметка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов. 

Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50%-70% правильных ответов. 

Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 30%-50%правильных ответов. 

Отметка «1» (очень плохо) ставится, если работа содержит менее 30%правильных ответов. 

 

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ 

Критерии и нормативы оценки ДИКТАНТОВ 

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. 

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. 

Требования к тексту диктанта 

 

Класс 

Контрольный диктант 

Кол-во слов (самостоятельных и служебных)1 

Кол-во орфограмм2 

Кол-во пунктограмм 

Кол-во слов с непроверяемыми орфограммами3 

90-100 

12 

2-3 

100-110 

16 

3-4 

110-120 

20 

4-5 

10 

120-150 

24 

10 

10 

150-170 

24 

15 

10 

 

1До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса. 

2Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать норм, представленных в таблице. 

3 В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мер закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках). 

Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ 

ОТМЕТКА 

Число ошибок (орфографических и пунктуационных) 

«5» 

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) 

«4» 

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) 

«3» 

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые) 

«2» 

7/7, 6/8, 5/9, 8/6 

«1» 

при большем количестве ошибок 

 

Примечание. 

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: 

1) в переносе слов; 

2) на правила, которые не включены в школьную программу; 

3) на еще не изученные правила; 

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; 

5) в передаче авторской пунктуации. 

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). 

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.  

К негрубым относятся ошибки: 

1) в словах-исключениях из правил; 

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами; 

4) в случаях трудного различения не и ни(Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.)

5) в собственных именах нерусского происхождения; 

6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 

7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. 

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. 

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. 

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок). 

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно. 

Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку. 

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.  

В комплексной контрольной работе, состоящейиз диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы). 

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим: 

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно. 

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий. 

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий. 

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий. 

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания. 

Примечание.Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант. 

 

 

 

Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ 

 

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. 

Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». 

 

Примерный объем текста изложений и сочинений 

класс 

Объем текста для  

подробного изложения 

классного сочинения 

100-150 слов 

0,5 – 1,0 страницы 

150-200 слов 

1,0 – 1,5 страницы 

200-250 слов 

1,5 – 2,0 страницы  

250-350 слов 

2,0 – 3,0 страницы 

350-450 слов 

3,0 – 4,0 страницы 

 

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа. 

К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития. 

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются: 

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания; 

  • полнота раскрытия темы; 

  • правильность фактического материала; 

  • последовательность и логичность изложения; 

  • правильное композиционное оформление работы. 

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов. 

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании. 

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев: 

- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи; 

- стилевое единство и выразительность речи; 

- правильность и уместность употребления языковых средств. 

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания. 

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений). 

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи. 

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами. 

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания. 

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность. 

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность). 

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений. 

 

Основные критерии оценки за изложение и сочинение 

отметка 

Содержание и речь 

Грамотность 

 

«5» 

1.Содержание работы полностью соответствует теме. 

2.Фактические ошибки отсутствуют. 

3.Содержание излагается последовательно. 

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. 

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. 

Допускаются: 

1 орфографическая,  

или 1 пунктуационная,  

или 1 грамматическая ошибки 

 

«4» 

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. 

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. 

Допускаются:  

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,  

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,  

или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, 

а также 2 грамматические ошибки 

«3» 

1.В работе допущены существенные отклонения. 

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. 

Допускаются: 

4 орфографические и 

4 пунктуационные ошибки, 

или 3 орф. и 5 пунк.,или 

7 пунк. при отсутствии 

орфографических (в 5 кл.- 

5 орф. и 4 пунк., а также 

4 грамматических ошибки 

«2» 

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.  

В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов. 

Допускаются: 

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 

6 орф. и 8 пунк., или 

5 орф. и 9 пунк., или 

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., 

а также 7 грамматических 

ошибок 

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ 

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл. 

2. Если объём сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание. 

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. 

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов». 

 















Фонд оценочных средств по русскому языку 7 класс

  1. Контрольный диктант № 1 по теме «Причастие» с грамматическим заданием

Диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие».

Петька и Вовка устало плелись по пустынному берегу моря. Он был усеян галькой, отшлифован волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего ещё за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.

Пропитанная запахом травы длинная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого конца света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. За плечами они несли ворох сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра.

Грамматические задания

1. Графически обозначить причастия и причастные обороты в первом абзаце.

2.Выписать из текста 2 действительных причастия и 2 страдательных. Разобрать их по составу.

3. (Небо) покрытое³.

4. Выписать предложение, в котором нет причастного оборота, разобрать по членам предложения.

  1. Контрольное сочинение – рассуждение № 1

Притча «Котёнок». (Текст на каждого ученика)

        Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление: «Продаются котята».  Эта надпись, естественно, привлекла внимание местных детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят.

 «От 30 до 50 рублей»,- ответил продавец.  Вздохнув, ребенок, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. «У меня только 2 рубля сейчас»,- грустно сказал он. - Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них»,- с надеждой попросил он продавца.

Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба.

Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку.

 «Скажите, а что с этим котенком?»- спросил мальчик.

 Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки.

 «Это на всю жизнь, так сказал ветеринар»,- добавил мужчина. - Поэтому котенок и хромает» .

 Тогда мальчик почему-то очень заволновался: «Вот его-то я и хотел бы приобрести» .

 «Да ты что, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам»,- сказал продавец.

 Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. «Нет, я не хочу брать его даром, -напряженным голосом произнес ребенок. Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги»,- твердо добавил он.

 Сердце продавца дрогнуло. «Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята».

 При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца: «Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать, и  этому котенку нужен кто-то, кто бы его понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал», - дрожащим голосом произнес мальчик.

 Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. «Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты»-, сказал продавец.

Что такое доброта?

  1. Доброта – лучшее нравственное качество человека, проявление искренних и добрых чувств по отношению к кому-либо. Добрые люди отзывчивы и способны дарить окружающим заботу и любовь, не требуя взамен никакого вознаграждения.



  1. Примером искренней доброты может служить притча «Котенок». В ней рассказывается о ………………….

  2. В своей жизни я тоже совершал добрые поступки. Однажды ………

Итак, доброта – одно из незаменимых качеств человека. Добрые поступки должны идти из глубины души.

3. Контрольная работа № 1 по теме «Деепричастие»

Тест по вариантам.

Вариант 1.

  1. Какие слова являются деепричастиями? а) поглядывая; б) сделав; в) умевший; г) начавший;



  1. Какие деепричастия относятся к совершенному виду? а) узнав; б) крича; в) ржавея; г) принявшись;

  2. От какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида? а) опаздывать; б) пролить; в) взлететь; г) проливать;

  3. Какие слова пишутся с НЕ раздельно? а) (не)годуя; б) (не)выспавшийся; в) (не)уставая; г) (не)увидев;

  4. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, обозначьте деепричастия как члены предложения. а) Тарантас в…ехал во двор шурша колёсами по кр…пиве и ост…новился перед крыльцом.

б) Сидя за комп…ютером старайтесь держать спину прямой.

в) Художник(аниматор) созд…вая мультипл…кац…о(н,нн)ый фильм словно ож…вляет р…сунки.



Вариант 2.

  1. Какие слова являются деепричастиями? а) ринувшийся; б) успев; в) глядя; г) стремящийся;

  2. Какие деепричастия относятся к совершенному виду? а) закричав; б) черпая; в) размахнувшись; г) балуясь;

  3. От какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида? а) узнать; б) кружиться; в) узнавать; г) поспешить;

  4. Какие слова пишутся с НЕ раздельно? а) (не)прекращающийся; б) (не)коснувшись; в) (не)доумевая; г) (не)возвращаясь;

  5. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, обозначьте деепричастия как члены предложения.

а) Друг за другом накр…нившись от ветра возвр…щались рыба…кие суда. б) Тесную обувь можно ра(з,с)т…нуть туг.. набив её влажной г…зетной бумагой. в) Медалистам пол…галось (з,с)давать два э(к,г)замена - соч…нение и англи…ский набрав в сумме мин…мум девять ба(л,лл)ов.

  1. Контрольное изложение №1

Лёнька, любимец ребят.

Это случилось в далёком эвенкийском посёлке. В сеть вместе с рыбой попала белая птица с подбитым крылом. Лебедь лежал на боку и закатывал от боли глаза. Ребята из местной школы осмотрели рану и перенесли птицу в интернат. Назвали лебедя Лёнькой и поселили в коридоре. Настелили под окном лугового сена, поставили миску с водой и тарелку с рыбой.

К началу зимы крыло срослось и лебедь привык к своему новому жилью. По утрам он совершал «обход». Просунув голову в дверь спальни, оглядывал кровати, кукол на низком столике, дежурную воспитательницу. Когда наступало время завтракать, он отправлялся в столовую и стучал клювом о порог.

- Доброе утро, Лёня! – приветствовала его повариха и угощала размоченным в воде печеньем.

По субботам были весёлые банные дни. Дежурные приносили большую ванну, наливали в неё теплую воду, сыпали мыльный порошок и взбивали пышную пену. Лебедь опускал в воду лапку, чуточку медлил, потом ставил вторую и важно усаживался в ванну. Ребята по очереди мыли огромные, в полтора метра, крылья, поливали Лёньку из лейки, и каждое пёрышко вспыхивало ослепительной белизной. Потом все пили чай, читали сказки, а Лёнька, примостившись у тёплого бока печки, блаженно дремал.

Но вот наступила весна. Стало тепло. Снег почти полностью сошёл, и земля вся почернела, лоснилась на солнце.

Светлым майским днём вывели ребята на поле любимую птицу. Лёнька встревожено оглядывал небо, ближние сопки со снеговыми шапками и хлопал крыльями. Потом потоптался на месте, тяжело разбежался, закурлыкал и полетел. Долго следили за ним ребята, не веря, что это разлука… И уже стали расходиться, как вдруг раздался радостный крик: «Возвращается! Летит назад!» Лёнька сделал круг над полем и сел неподалёку от ребят.

Так и живёт белый лебедь в интернате. Ребята пишут письма домой, и в каждом из них – трогательный рассказ о Лёньке. О лебединой верности.

5. Контрольный диктант № 2

Экскаватор

В течение многих тысячелетий меняется форма и высота поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озерами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. Так как эти части расширяются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объеме и с громадной силой разрывает самые твердые камни.

Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадает семя, то оно разрастается и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать ее. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются, распадаются на части.

Грамматическое задание:

Озаглавьте текст;

Определите стиль и тип речи текста;

Обозначьте все предлоги:

1 вариант – в 1 абзаце;

2 вариант – во 2 абзаце;

Произведите морфологический разбор одного предлога:

1 вариант – из 1 абзаца;

2 вариант – из 2 абзаца.

6. Контрольное сочинение №2 на тему «Моя малая родина»

Подготовительные мероприятия к открытому уроку: «Моя малая Родина»:

Наименование мероприятия

сроки

Выпуск общешкольной газеты: «Моя малая Родина»

к 1 октября 2021 г.

Сочинение: Моя малая Родина»

До 18 ноября 2021 г.

Конкурс рисунков :Моя малая Родина».

До 24 декабря 2021 г.

Беседа « Малая Родина».

До 28 февраля 2022г.

Экскурсия по историческим, культурным местам Белогорского района.

До 17марта 2022 г.



-Заносьев Александр

«Малая Родина, малая Родина, 

Наша весна и любовь, 

Горечь рябины и сладость смородины, 

Осени хмурая бровь… 

Сколько бы ни было читано - пройдено 

Лет, километров и строк, 

С нами всегда наша малая Родина- 

Наш благодатный исток. »

В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела, но они всегда были чем-то озабочены. Не будучи цыганами, вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. Блуждали по подворьям, заходили в монастыри, заглядывали в кабаки, тянулись на ярмарки. Отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками.

                                                                            ( По Ф. И. Шаляпину).

Демонстрация слайдов с изображением природы Мещерского края.

…Любовь к родной природе – один из первейших признаков любви к своей стране.
(К.Г.Паустовский.)

Демонстрация портрета К. Паустовского.(1892 – 1968)

К.Г. Паустовский много ездил по нашей стране, часто бывал за рубежом, в дальних странах. Но самую горячую его любовь завоевала простая, скромная природа средней полосы России. Ей он посвятил лучшие свои рассказы. Мещерский край, или Мещерская низина (как этот край называется на географических картах), область юго-восточнее Москвы и севернее Рязани – стал для него “второй родиной”. Там он нашел все, что привлекало его с детства.

Образец словесной пейзажной живописи – проза Паустовского. Её сила заключается в необыкновенной простоте, искренности, правдивости. Читая Паустовского, мы учимся любить природу, человека, Родину, родное слово


7.Контрольное изложение №2 «Счастье должно быть высоким»

Мы с доктором жили на окраине небольшого города в старом деревянном доме. Возвращаясь как-то с дежурства, доктор увидел слепого пса. С обрывком на шее он сидел, забившись между бревнами, и дрожал. Доктор остановился, рассмотрел его во всех подробностях, почмокал губами, посвистал, потом взялся за веревку и потащил слепого пса к себе домой.

Дома он вымыл пса теплой водой с мылом и накормил. Пес вздрагивал и поджимался во время еды. ел жадно, спеши ч и давился.

Наступил вечер. Пес задремал на террасе. Он был худ, ребра выпирали, спина была острой, лопатки стояли торчком. Иногда он приоткрывал свои мертвые глаза, настораживал уши и поводил головой, принюхиваясь. Потом клал морду на лапы и закрывал глаза.

Доктор ерзал в качалке. Пес встал, подошел и осторожно ткнулся носом в колени хозяину. Доктор засмеялся и положил руку ему на голову. И это решило все. В доме появился еще один обитатель, его назвали Арктуром.

Много я видел преданных собак, собак покорных, капризных, гордецов, подлиз, равнодушных, лукавых и пустых. Арктур не был похож ни на кого. Чувство его к своему хозяину было необыкновенным и возвышенным. Он любил его страстно и поэтично, может быть, больше жизни.

У хозяина бывало минутами плохое настроение, иногда он был равнодушным, но чаще он был добр. И тогда Арктур изнывал от любви. Ему хотелось вскочить и помчаться, захлебываясь радостным лаем. Уши его распускались, хвост останавливался, тело замирало, только громко колотилось сердце. Тогда хозяин начинал его толкать, щекотать, гладить и смеяться прерывистым смехом.

Так счастье вошло в жизнь человека и собаки. (По Ю. Казакову)

8. Контрольная работа № 2 по теме «Служебные части речи».

Часть А

1. Выберите ошибочное утверждение.

1) Частица – служебная часть речи, которая придает смысловые оттенки словам и предложениям.

2) Частица – второстепенный член предложения со значением признака предмета

2. В каком предложении все слова пишутся СЛИТНО?

  1. Имейте (в)виду: правила дорожного движения (не)обходимо соблюдать (не)укоснительно.

  2. (В)связи с (не)прибытием самолёта рейс откладывается.

  3. (В)следствие обильного снегопада на улицах образовались автомобильные пробки.

  4. (По)середине дороги двигался снегоочиститель. 3. Укажите сочинительный союз

1) словно 2) зато 3) потому что 4) хотя



4. В каком предложении есть частица

1) Даже солнце сегодня светит ярче.

2) Из окон мне было видно море.

3) Бабушка крепко держала меня за руку.

4) Я люблю смотреть, как падает снег.

5. Укажите ошибку в употреблении служебных частей речи.

1) Благодаря дождя 2) наперекор обычаю 3) согласно графику 4) вопреки предсказанию

6. В каком предложении выделенное слово пишется раздельно.

1) Он перевел деньги (на) счет в банке.

2) Изменить ( в) роде, числе, падеже.

3) Дождь продолжался (в) течение недели.

4) (В) следствие какой-то задержки мы отстали от группы.

7. В каком ряду все частицы пишутся РАЗДЕЛЬНО?

  1. Посмотрел(бы), больно(же), скажи(ка)

  2. Дай(ка), хорошо(ли), объяснил(бы)

  3. Напугал(то), угадай(ка), замолчи(же),

  4. Встретить(бы), далеко(ли), страшно(же)

8. В каком ряду оба слова с НЕ пишутся раздельно

1) (не)мог сделать, враг (не)доумевал

2) (не) написанное мною письмо, (не) зная бедности

3) (не)кем заменить, (не) благодаря за угощение

4) ему (не)спалось, (не)здоровый вид

9. В каком предложении во всех словах пишется НЕ?

  1. Н.. дождь, н.. снег, н.. склонять н.. способны испортить мне настроение.

  2. Где бы я н.. бывал, всегда тосковал по дому.

  3. Где я только н.. бывал!

  4. Он н.. ризу н.. был в Петербурге.

Часть Б

Прочитайте текст и выполните задания. (1) Река шла причудливыми изгибами. (2) Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. (3)Песчаные косы, перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли цветами. (4) Сосновые сухие леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы и ольхи. (5)Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной водой, как будто медные литые мосты.(6) Лес тянулся почти на двести километров, и не было поблизости никакого жилья. (7)Лишь кое-где на берегах стояли шалаши и изредка по лесу тянуло сладковатым дымком тлеющего смолья. (По К.Паустовскому)

1. Определите стиль текста.

2. Из предложения 2 выпишите предлоги с существительными.

3. Напишите номер предложения с подчинительным союзом

4. Выпишите все частицы из этого текста.

5. Укажите номер предложения с пунктуационной ошибкой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!