СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонды оценочных средств по учебной дисциплине "Родная литература" для реализации в группах по профессии 15.01.32 Оператор станков с программным управлением.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонды оценочных средств составлены в соответствии с рабочей программой.

Просмотр содержимого документа
«Фонды оценочных средств по учебной дисциплине "Родная литература" для реализации в группах по профессии 15.01.32 Оператор станков с программным управлением.»

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Московской области

«Сергиево-Посадский колледж»



УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

_____________ Панова С.Г.

«30» августа 2021 г.







ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ


Дисциплина «Родная литература»


основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

среднего профессионального образования

ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж»


по профессиям среднего профессионального образования


15.01.32 Оператор станков с программным управлением














г. Сергиев Посад

2021

















РАССМОТРЕНО

на заседании ЦК

общеобразовательных дисциплин

Протокол №1

от «30» августа 2021 г.

Председатель ЦК

__________ Капичникова И.Г.

Рассмотрено на заседании ПЦК платного отделения

Протокол № 1 от «_______» августа2018г.

Председатель ПЦК

____________________________А.Ю.Жлукта


по профессиям среднего профессионального образования


15.01.32 Оператор станков с программным управлением


по программе базовой подготовки




















Автор-разработчик:

Беленко-Линёва М.П. - преподаватель ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж»


СОДЕРЖАНИЕ





1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4

1.1

Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

4

1.1.1.

Результаты обучения

5

1.1.2.

Проверяемые результаты обучения

7

1.1.3.

Методика проведения контроля по проверке базовых знаний по дисциплине

10

2.

ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ

14

2.1.

Типовые задания для оценки освоения дисциплины

14

2.2.

Итоговая аттестация

30

2.2.1.

Фонды оценочных средств к дифференцированному зачёту

30

2.2.2

Перечень разделов и тем


30

2.2.3.

Материалы для проведения дифференцированного зачёта

30

2.2.4.

Процедура подготовки и проведения дифференцированного зачёта

31

2.2.5.

Критерии оценок уровня подготовки обучающегося

31

2.2.6.

Перечень нормативных документов, материалов справочного характера разрешенных к использованию на экзамене

32


Приложение 1. Экзаменационная ведомость

32


















1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Результатом освоения дисциплины является готовность обучающегося применять полученные умения и знания к выполнению (профессиональных компетенций), а также общих компетенций, формирующихся в процессе освоения ОПОП в целом.
Формой аттестации по дисциплине является дифференцированный зачёт.

1.1. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке.

В результате освоения учебной дисциплины «Родная литература» обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по профессии следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:
Уметь:
воспроизводить
содержание литературного произведения;
анализировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы ( тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь );
анализировать эпизод ( сцену изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения );
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения ( или их фрагменты ), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста( устного или письменного ) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

Знать/понимать:

  • взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

  • значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;

  • необходимость систематического чтения как средства познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • восприятие родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской культуры.



ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


1.1.1.Освоение содержания учебной дисциплины «Родная литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готов­ность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятель­ности;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и спо­собность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образо­ванию как условию успешной профессиональной и общественной деятель­ности;

  • эстетическое отношение к миру;

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

  • взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

  • осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

метапредметных:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:

  • сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

  • сформированность навыков различных видов анализа литературных произ­ведений;

  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннота­ций, рефератов, сочинений различных жанров;

  • использование активного и потенциального словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

  • ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

  • аргументирование своего мнения и оформление его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • понимание литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции;

  • знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художествен­ного произведения;

  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

  • владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального лич­ностного восприятия и интеллектуального понимания;

  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.



1.1.2. Проверяемые результаты обучения.

В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

ПК

ОК

Наименование темы

Наименование

контрольно-оценочного средства

Текущий контроль

аттестация





аттестация


Обучающийся должен уметь:
составлять тезисы лекции. Выразительно читать и комментировать стихотворения. Определять мысли и чувства, запечатлённые в стихотворениях; передавать их в форме связных высказываний и с опорой на художественный текст. Формулировать главную мысль. Объяснить понятие «философская лирика». Анализировать иллюстративный материал. Составлять сопоставительную таблицу. Работать в парах и группах.

Обучающийся должен знать:
основные этапы жизненного и творческого пути. Основные темы и мотивы лирики. Знают историю усадьбы Мураново, её роль в жизни и творчестве Баратынского и Тютчева. Знают историю посещения Лермонтовым Сергиева Посада и создания стихотворения "Нищий".

ОК2

ОК3

ОК4

ОК5

Раздел 1.

Родная литература первой половины XIX века.


Анализ стихотворений Е.А. Баратынского по теме 1.2

Вопросы для устного опроса по теме 1.3 Ф.И. Тютчев

Вопросы и задания к стихотворению «Тени сизые сме­сились...»


Вопросы и задания к стихотворению «Не то, что мните вы, природа...»

Работа с таблицей по теме 1.4 М.Ю. Лермонтов

Сообщение "Лермонтов в Сергиевом Посаде. История создания стихотворения "Нищий" по теме 1.5


Дифференцированный зачет по родной литературе.


















































Обучающийся должен уметь:
рассказывать о жизни и творчестве писателей, используя уже полученные знания. Выразительно читать стихотворения в прозе, участвовать в сопоставительной работе в группах. Анализировать прозаический текст. Подготовить сообщение на заданную тему. Сжато и логично излагать собственную точку зрения.

Обучающийся должен знать:
основные этапы жизненного и творческого пути А.Н. Островского, И.С. Тургенева. А.П. Чехова. Иметь представление об Островском как о создателе русского национального театра. Содержание "Стихотворений в прозе", юмористических рассказов Чехова.

ОК2

ОК3

ОК4

ОК5

ОК6

Раздел 2.

Родная литература второй половины XIX века.


Проверочная работа по материалам научно-популярного фильма о драматурге А.Н. Островском по теме 1.5

Презентация по теме "А.Н. Островский - создатель русского национального театра"

Викторина "А.Н.Островский. Жизнь и творчество"

Вопросы для устного опроса по теме 1.6 И.С. Тургенев

Работа с поэтическим текстом по теме 1.7

Интерактивная игра "Внимательный читатель" (по ранним произведениям А.П. Чехова) по теме 1.9

Обучающийся должен уметь:
анализировать литературное произведение в зависимости от жанра. Выполнять аналитическую работу в группах с последующей презентацией Принимать участие в дискуссии. Характеризовать героев, раскрывая смысл их высказываний, делать выводы об идейном содержании. Делать выводы и обобщения на основе работы с несколькими источниками информации.
Обучающийся должен знать:

ОК2

ОК3

ОК4

ОК5

ОК6

Раздел 3.

Родная литература XX века.

Вопросы для устного опроса по теме 3.14 И.А. Бунин

Работа с текстом. Прочитать рассказы И.А. Бунина и ответить на вопросы.

Презентация "Иван Алексеевич Бунин в Сергиевом Посаде"

Вопросы для устного опроса по теме 3.12 А.И. Куприн

Презентация "Александр Иванович Куприн в Сергиевом Посаде"

Вопросы для устного опроса по теме 3.20 А.А. Ахматова

Анализ стихотворного текста.
Вопросы для устного опроса по теме 3.19 Б.Л. Пастернак

Аналитическая работа с текстами.
Вопросы и задания к стихотворению «На ранних поездах»

Вопросы и задания к стихотворению «Февраль. Достать чернил и плакать!…»

Вопросы и задания к стихотворению «Быть знаменитым некрасиво…»

Вопросы по биографии и творчеству по теме 3.22 В. М. Шукшин.

Анализ рассказа «Чудик» В.М. Шукшина.

Интерактивная игра по теме 3.29 "Жизнь и творчество Валентина Григорьевича Распутина".

Анализ повести «Прощание с Матёрой» В. Распутина.

Обучающийся должен уметь:
составлять тезисы лекции. Выразительно читать и комментировать стихотворения. Определять мысли и чувства, запечатлённые в стихотворениях; передавать их в форме связных высказываний и с опорой на художественный текст. Формулировать главную мысль. Объяснить понятие «философская лирика». Анализировать иллюстративный материал. Составлять сопоставительную таблицу. Работать в парах и группах.


Обучающийся должен знать:
особенности жизненного и творческого пути поэтов. Их роль в творческой жизни Сергиева Посада, своеобразие творчества. Основные темы и мотивы лирики.

ОК2

ОК3

ОК4

ОК5

Раздел 4.

Поэты Сергиева Посада. XX век. Обзор.




Информационное сообщение о жизни и творческой деятельности Владимира Николаевича Сосина по теме 4.31.

Выразительное чтение наизусть стихотворений Владимира Сосина.

Сочинение-эссе "Читая стихотворения Владимира Сосина..."

Информационное сообщение о жизни и творческой деятельности Анатолия Филипповича Чикова по теме 4.32

Выразительное чтение наизусть стихотворений Анатолия Чикова.

Сочинение-эссе "Читая стихотворения Анатолия Чикова..."

Сообщение о Викторе Фёдоровиче Бокове по теме 4.33.

Выразительное чтение наизусть стихотворений Виктора Бокова.

Заочная экскурсия в Дом-музей В.Ф. Бокова.


1.1. 3. Методика проведения контроля.

1. Оценка устного ответа.

При оценке устных ответов преподаватель руководствуется следующими основными критериями: 1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения. 2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характеров и поступков героев. 3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения. 4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе или прочитанных самостоятельно. 5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения. В соответствии с этим оценкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью. Оценкой "4" оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений, умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности. Оценкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения, об умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеров и поступков главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, о знании основных вопросов теории, но о недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; об ограниченных навыках разбора и о недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.
Оценкой “2” оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.
Оценкой “1” оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.


3. Оценка письменных опросов, состоящих из 20 вопросов:

«5»

100-90 %

20-17 правильных ответов

«4»

89-70 %

16-13
правильных ответов

«3»

69-50 %

12-10
правильных ответов

«2»

Менее 50%

Менее 10
правильных ответов



4. Оценка проверочной работы, состоящей из 30 вопросов:

«5»

100-90 %

30-27 правильных ответов

«4»

89-70 %

26-21
правильных ответов

«3»

69-50 %

20-15
правильных ответов

«2»

Менее 50 %

Менее 15 правильных ответов





5. Оценка сочинений

Сочинения - основная форма проверки умения правильно   и  последовательно  излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства  в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.      

                 

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание   сочинения   оценивается   по   следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной

мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических,  пунктуационных  и  грамматических.

оценка

Основные критерии оценки






2









4



и





содержание и речь

грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует

теме. 

2. Фактические ошибки отсутствуют. 

3. Содержание    излагается    последовательно. 4.  Работа    отличается    богатством    словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 

5.  Достигнуто   стилевое   единство   и   выразительность текста. 

В  целом  в  работе  допускается  1  недочет в содержании и 1—2 речевых недочета

Допускается: 

1 орфографическая,

или 1 пунктуационная,

или 1 грамматическая ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме   (имеются  незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 

3.Имеются  незначительные  нарушения  последовательности   в   изложении мыслей.

4. Лексический  и  грамматический строй речи достаточно разнообразен 

5. Стиль работы отличается единством и   достаточной   выразительностью.

 В целом в  работе  допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов.

Допускаются: 

2орфографические    и

пунктуационные ошибки, или  

1  орфографическая и

3 пунктуационные ошибки,    или    

4    пунктуационные ошибки

при отсутствии орфографических

ошибок, а также 2   грамматические
ошибки

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 

2. Работа   достоверна   в   главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 

3.Допущены   отдельные   нарушения  последовательности  изложения. 

4. Беден  словарь,   и  однообразны употребляемые синтаксические конструкции,    встречается    неправильное словоупотребление. 

5. Стиль   работы    не   отличается единством, речь недостаточно выразительна. 

В целом  в работе допускается не более  4   недочетов  в  содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 

4орфографические   и

пунктуационные ошибки,    

или    3  орфографические  ошибки

  5   пунктуационных ошибок, 

или 7пунктуационных

при    отсутствии орфографических

ошибок, а   также

4   грамматические   ошибки

«2»

1. Работа   не  соответствует   теме. 

2. Допущено много фактических неточностей. 

3. Нарушена последовательность изложения   мыслей  во всех частях работы,  отсутствует    связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне  беден   словарь,   работа написана    короткими    однотипными предложениями   со  слабо  выраженной связью между ними, часты случаи   неправильного   словоупотребления. 

5. Нарушено  стилевое  единство текста. 

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 

7 орфографических и

7   пунктуационных ошибок,    или    

6 орфографических и

8   пунктуационных ошибок,    или    

5  орфографических  и

 пунктуационных ошибок,    или    

8 орфографических и

6 пунктуационных ошибок, а

также 7 грамматических ошибок.

  а








9  





1.При  оценке   сочинения   необходимо   учитывать   самостоятельность,  оригинальность замысла  ученического сочинения, уровень  его композиционного и речевого  оформления.   Наличие   оригинального   замысла,   его   хорошая   реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если  объем  сочинения  в  полтора-два  раза   больше  указанного  в   настоящих  нормах,  то  при  оценке  работы  следует  исходить  из  нормативов,  увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например,  при  оценке  грамотности  «4» ставится  при  3  орфографических,  2  пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3»  ставится  при  соотношениях:  6—4—4,  4—6—4,  4—4—6.  При  выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3.Первая   оценка   (за   содержание   и   речь)   не   может   быть   положительной, если  не  раскрыта  тема  высказывания,  хотя  по  остальным  показателям оно написано удовлетворительно.
2. ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Типовые задания для оценки освоения дисциплины


Раздел 1. Родная литература первой половины
XIX века.
Анализ стихотворений Е.А. Баратынского по теме 1.2

«Весна, весна! как воздух чист!..» Е. Баратынский

Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!

Зачем так радует ее
И солнце и весна!
Ликует ли, как дочь стихий,
На пире их она?

Что нужды! счастлив, кто на нем
Забвенье мысли пьет,
Кого далёко от нее
Он, дивный, унесет!

Дата создания: весна 1832 г.

1) Что приветствует поэт в этом стихотворении?
2) С какой целью автор использует так часто восклицательные предложения?
3) Что помогают создать многочисленные глаголы?
4) Докажите, что образ весны показан с разных точек зрения.

Информация для размышления:
Любовь к весне нашла отражение не только в стихотворениях Баратынского, но и в некоторых его письмах. В апреле 1815 года он написал матери, что для него великая радость – наблюдать за тем, как весна украшает природу, замечать «несколько пробившихся травинок», вдоволь гулять по сухим улицам Петербурга.
К сожалению, долгое время творчество Баратынского оставалось недооцененным. Современники считали его талантливым стихотворцем, но неразрывно связывали с пушкинской школой. Поздняя лирика поэта и вовсе оказалась непонятой критиками. При этом Пушкин о Баратынском всегда отзывался положительно. Он считали Евгения Абрамовича мыслящим правильно и независимо, чувствующим сильно и глубоко. Литературоведы второй половины девятнадцатого столетия называли поэта второстепенным, слишком рассудочным автором. Интерес к творчеству Баратынского возродился благодаря русским символистам. Именно они поставили его в один ряд с Тютчевым, признав крупным лириком-философом. Позже дань уважения Евгению Абрамовичу отдал Иосиф Бродский, написавший в 1961 году стихотворение «Памяти Е. А. Баратынского».

Вопросы для устного опроса по теме 1.3

Ф.И. Тютчев
1) Расскажите о жизненном и творческом пути Ф. И. Тютчева.
2) Опираясь на текст учебника, выделите основные темы лирики Тютчева, проиллюстрируйте цитатами из стихотворений.
3) Какая тема в лирике является центральной?
4) Как понимает Тютчев проблему человека и его место в мире?
5) Политические взгляды Тютчева. Какие идеи и в каких стихотворениях отразились?
6) В чём заключаются особенности любовной лирики Тютчева? Проиллюстрируйте цитатами из стихотворений.
7) Множество стихотворных строк Тютчева стали афоризмами. Приведите примеры из прочитанных вами стихотворений.

Вопросы и задания к стихотворению «Тени сизые сме­сились...»

1. Какой философский смысл приобретает в стихотворении описание вечернего сумрака? Какие образы рисуют тишину внешнего мира? Почему эта тишина так необходима лирическому субъекту?

2. Почему вечерний час для него — «час тоски невыразимой»? Как понять слова: «Все во мне, и я во всем!»?

3. Какой характер придает первой строфе обилие многоточий, ко­ротких синтаксических конструкций, фрагментарность описаний?

4. Какой поэтический смысл подчеркивается множеством глаголов в повелительном наклонении во второй строфе?

5. Какие детали внешнего мира подмечает поэт? Каковы краски, звуки, запахи внешнего мира? В каких отношениях «в час зака­та» должны находиться человек и внешний мир?

6. Почему лирический субъект жаждет «вкусить уничтоженья»? Как понять этот образ?


Вопросы и задания к стихотворению «Не то, что мните вы, природа...»:

1. К кому обращены строки стихотворения? Как взаимосвязаны в тексте мир природы и мир «внешних, чуждых сил»?

2. Почему поэт считает, что неумение слышать жизнь природы — это не вина тех, кто «не видит и не слышит»?

3. Слышит ли жизнь природы лирический субъект? Докажите свое мнение.

4. Найдите черты общности в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа...», «Тени сизые смесились...» и «Silentium!»


Работа с таблицей по теме 1.4
Задание: заполните таблицу, определив мотивы лирики М. Лермонтова.

Стихотворения

Мотивы

«Парус», «Узник»


«Дума»


«Горные вершины», «Выхожу один я на дорогу», «В минуту жизни трудную»


«Поэт», «Пророк»


«Прощай, немытая Россия», «Смерть поэта»


«Я не унижусь пред тобой»


«Родина», «Бородино»



  Подготовить сообщение "Лермонтов в Сергиевом Посаде. История создания стихотворения "Нищий", используя источники информации:

1) biblgorlov.ru/kraevedenie/pisateli/html/lermontov

2) Палагин, Ю.Н. Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841) / Ю.Н. Палагин // Русские писатели Х1Х века о Сергиевом Посаде. Ч.III: из книги «Русские и зарубежные писатели XIV-XX веков о Сергиевом Посаде». – Сергиев Посад: «Всё для Вас-Подмосковье», 2004. – С. 139-150.

Раздел 2. Родная литература второй половины XIX века.

Проверочная работа по материалам научно-популярного фильма
о драматурге А.Н. Островском по теме 1.5

1. В каком году родился А.Н. Островский?
2. Сколько пьес написал Островский?
3. Сколько пьес посвящено Москве?
4. Какую «страну» открыл Островский для своих читателей?
5. Сколько лет было Островскому, когда он остался без матери?
6. На какой факультет поступил Островский по воле отца?
7. Какой театр в Москве называют «Домом Островского»?
8. Где служил Островский?
9. Традиции какого писателя хотел продолжать в своём творчестве Островский?
10. Как называлась первая законченная пьеса Островского?
11. В каком журнале была напечатана пьеса «Свои люди – сочтемся»?
12. Какая пьеса в 1853 году принесла Островскому первый успех?
13. Кто из актёров был другом Островского?
14. В каком театре в Петербурге ставились пьесы Островского?
15. C какими журналами сотрудничал Островский?
16. Откуда происходил род Островского?
17. Какой город на Волге напоминает город Калинов из «Грозы»?
18. Сколько персонажей в пьесах Островского?
19. Какая пьеса посвящена людям театра?
20. Певцом чего называли Островского?
21. Как называется имение в Костромской области, где теперь работает музей Островского?
22. На скольких европейских языках разговаривал Островский?
23. Кого любил переводить Островский?
24. К какому жанру обратился Островский в 1873 году?
25. С какой героиней связывают беседку над Волгой недалеко от Костромы?
26. К чему стремился Островский в 1870-ые годы?
27. Какую должность получил Островский незадолго до своей кончины?
28. Создателем чего остался Островский в истории русской литературы?
29. В какой драме, созданной в 1878 году, получила развитие тема «горячего
сердца»?
30. Островский признавался, что самым памятным для него является день 14 февраля 1847 года. Почему?
Оценка ответов:

«5»

100-90 %

30-27 правильных ответов

«4»

89-70 %

26-21
правильных ответов

«3»

69-50 %

20-15
правильных ответов

«2»

Менее 50 %

Менее 15 правильных ответов



Подготовить презентацию по теме "А.Н. Островский - создатель русского национального театра".

Викторина "А.Н.Островский. Жизнь и творчество"

1. “Страна эта, по официальным известиям, лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки…” – писал драматург А.Н.Островский. Как называлась эта “страна”, район Москвы?

2. Что явилось поводом для ухода из Московского университета, студентом которого А.Н.Островский стал в 1840 г.?

3. Когда и в соавторстве с кем А.Н.Островский пишет первую пьесу? Как она называется?

4. В 1850 году А.Н.Островский публикует свою первую большую комедию. Пьеса имела большой успех и восторженные отзывы литераторов, но была запрещена к повторному изданию. Назовите пьесу. В каком журнале она была напечатана?

5. В 1848 году Александр Николаевич вместе с родными посещает родовое имение и остаётся под неизгладимым впечатлением от природы и волжских просторов на всю жизнь. О каком месте идет речь?

6. Какие иностранные языки знал А.Н.Островский?

7. Под влиянием кого складываются его литературные взгляды?

8. В 1855-1860 годах драматург сближается с революционерами демократами. Он переходит в журнал «Современник». Какие пьесы появляются в это время?



9. Какую пьесу драматурга цензура пропустила не сразу? И после чего цензор пошел автору на уступки?

10. В 60-е годы Александр Николаевич обращает особый интерес в сторону истории. С каким известным историком знакомится Островский? Назовите исторические произведения драматурга.

11. Каким своим творением драматург А.Н.Островский и композитор П.И.Чайковсий гордились всю жизнь?

12. В каком году выходит последний литературный шедевр Александра Николаевича?

13. В пьесах А.Н.Островского вольно и непринужденно звучит народная песня. Нередко он вводит в их действия хор. Назовите эти пьесы.

14. Пьесами жизни назвал Добролюбов новаторские особенности пьес А.Н. Островского. А кому принадлежат слова о пьесах драматурга: «…сделали бы честь всякой европейской литературе».

15. Кто из русских критиков увидел в Катерине, героине драмы «Гроза», поэзию народной жизни?

16. С какой пьесой А.Н.Островский вошел в русскую литературу как первостепенный драматург, блистательно продолжающий лучшие традиции своих замечательных предшественников?

17. Традиции каких предшественников продолжил драматург Александр Николаевич Островский?

18. Каково наследие А.Н.Островского?

19. 27 мая 1929 года  был открыт памятник  скульптора Николая Андреева великому драматур-гу на площади Свердлова (ныне Театральной) в Москве. Кому принадлежит идея создания памятника? Где выбрано место для монумента?

20. Назовите известного художника - иллюстратора драмы «Гроза».



   



21. Многие пьесы драматурга экранизированы. Экранизацию какого произведения осу-ществил режиссер Игорь Масленников в 2009 г.? Где снимался фильм?


22.

«Для пьес Островского она была чистое золото. Более русского типа, со всеми условиями н ежной русской души, нельзя было найти нигде», – писала критика об этой актрисе. Так много общего в судьбах Катерины Кабановой и первой исполнительницы роли главной героини пьесы «Гроза». Назовите имя актрисы.


Вопросы для устного опроса по теме 1.6
И.С. Тургенев.
1)Как детские годы повлияли на формирование взглядов писателя?
2) Какое образование получил Тургенев?
3) Кто оказал влияние на развитие Тургенева в студенческие годы?
4) Кто был высшим авторитетом для Тургенева в литературных и общественных вопросах?
5) Какое произведение А.И. Герцен назвал «поэтически написанным обвинительным актом крепостничеству»?
6) Какие романы написал Тургенев? К каким темам писатель обращался в них?
7) Какое произведение является итоговым в творчестве Тургенева и почему?

Работа с поэтическим текстом. Какие мотивы  звучат в стихотворениях? Какие ключевые слова вы выделили?

«Старуха». Возможный ответ: Это стихотворение в прозе пронизано предощущением смерти. Ожидание смерти, описание встречи с ней, появившейся в облике ужасной старухи, преследующей героя… Задаешься вопросом: что это? Предчувствие, сон, явь? Для передачи дикого страха автор выбирает соответствующие  условия: герой один, идет по широкому полю, его преследует ужасная старуха в лохмотьях. Существует ли она на самом деле, или это плод болезненной фантазии? Если фантазия, то очень уж реальная: рассказчик описывает  ее лицо, одежду, особенно подробно глаза. Интонация стихотворения изменяется по нарастающей: от удивления, недоумения, к беспокойству, испугу, ужасу, панике.

Ключевое слово: не уйдешь!

«Нищий».Возможный ответ: Мотивы этого стихотворения – нищета и милосердие. Причем понятие нищета  здесь использовано в прямом и переносном (то есть духовная) значениях. Ключевое слово – брат. братья – это люди, рожденные  на одной земле, матерью-природой взращенные, понимающие друг друга. Все остальное неважно: одежда, социальная принадлежность, убеждения. Каждый из них способен одарить другого подаянием. рукопожатие – это не менее необходимо человеку, чем еда, питье, теплая одежда. Гораздо важнее, что  ты  имел силу духа признать в нищем своего брата.

«Воробей». Возможный ответ: Мотив любви звучит в этом стихотворении. Любви, которой подвластны все существа этого мира, а не только человек. Эпизод, о котором поведал рассказчик, обращает нас к миру природы. Наблюдая за участниками битвы, автор приводит нас к выводу: человек не хозяин ее, а равноправная часть. И все дети природы подчиняются  ее законам, главный из которых – любовь сильнее  смерти. Мы выделили последний абзац как апофеоз счастья. Счастья от справедливости закона, которому подчиняется мир. Мы думаем, открытие, облеченное в афористичную форму, выстрадано автором. Эта мысль была отражена во многих произведениях: «Первая любовь» и «Отцы и дети».

Ключевая фраза: любовь сильнее смерти и страха смерти.


Интерактивная игра "Внимательный читатель" (по ранним произведениям А.П. Чехова) по теме 1.9
Из каких произведений эти литературные герои? Кто они?

  1. Порфирий («Толстый и тонкий» Тонкий)

  2. Нафанаил («Толстый и тонкий» Сын Тонкого)

  3. Глеб Гаврилович Смирнов («Пересолил» Землемер)

  4. Сергей Кузьмич Курятин («Хирургия» Фельдшер)

  5. Луиза, урожденная Ванценбах («Толстый и тонкий» Жена тонкого)

  6. Иван Дмитриевич Червяков («Смерть чиновника» Экзекутор)

Внимательный ли ты читатель?

  1. Как звали толстого из рассказа «Толстый и тонкий»? (Миша)

  2. Чин Бризжалова из рассказа «Смерть чиновника» ? (Генерал)

  3. Почему отсутствует доктор из рассказа «Хирургия»? (Уехал жениться)

  4. Что приносит, а потом забирает дьячок, пришедший лечить зуб из рассказа «Хирургия»? (Просфору)

  5. Кому принадлежат эти слова: «Это хорошо, что не шалят… Но на всякий случай я взял с собой три револьвера. А с револьвером, знаешь, шутки плохи» в рассказе  «Пересолил». (Землемер)

  6.  Как называлась станция, куда приехал главный герой, Смирнов Глеб Гаврилович из рассказа «Пересолил»?   (Гнилушки)

  7.  Почему возница сбежал в лес из рассказа «Пересолил»?    (Испугался, что землемер его убьёт)

  8.  Объясните смысл названия рассказа «Пересолил». («Пересолил» землемер, то есть переборщил с рассказами о револьверах и своей необычайной силе)

  9.  Где происходят события рассказа «Хирургия»? (В земской больнице)

  10.  На что пришлось перекреститься дьячку за неимением иконы из рассказа «Хирургия»? (На бутыль с карболовым раствором)

  11.  Каким инструментом Курятин пытался выдернуть больной зуб из рассказа «Хирургия»?  ( Щипцами)

  12.  Что осуждает Чехов в рассказе «Хирургия»? (Необразованность, невежество, тех людей, которые берутся за работу, ничего в ней не смысля)

  13.  Где встретились бывшие одноклассники-гимназисты в рассказе «Толстый и тонкий» (На вокзале Николаевской железной дороги)

  14. Как тонкий и его семья отреагировали на высокое положение толстого в рассказе «Толстый и тонкий»? (Побледнел, окаменел, съёжился, сгорбился, обращается «ваше превосходительство», сын застегнул все пуговицы и вытянулся, длинный подбородок жены стал ещё длиннее)

Назови героя по описанию (указать произведение)

1. «Здоровеннейший мужик, угрюмый, рябой, одетый в рваную сермягу и лапти» («Пересолил» Клим)
2. «…высокий, коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху». («Хирургия» Вонмигласов)
3. Кому принадлежат эти портретные детали: « … только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёрдоранжем». («Толстый и тонкий» Толстому)
4. «В животе у него что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплёлся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и … помер». («Смерть чиновника» Червяков)


Раздел 3. Родная литература XX века.
Вопросы для устного опроса по теме 3.14 И.А. Бунин

1)Какие исторические события пережил Бунин?
2) как развивалась культура в этот период?
3) Как вы понимаете слова Бунина: «Я поэт, и больше поэт, чем писатель. Я главным образом поэт»?
4) Какие темы, традиционные для русской классики XIX века, развивал Бунин в своём творчестве?
5) За что Бунин первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии?

Работа с текстом. Прочитать рассказы И.А. Бунина и ответить на вопросы .
Рассказ «Господин из Сан-Франциско»
1.Как зовут героя рассказа? Каков его социальный статус?
2.Что известно о жизни героя?
3.Каким рисует автор портрет господина?
4. Выбор корабля господином. Что представляет собой общество на пароходе и в трюме?
5.Какова цель путешествия? Как чувствует себя господин во время путешествия?
6.Когда герой начинает меняться?
7.Как и почему меняет «ужасное происшествие» отношение персонала отеля в Неаполе к герою и его семье?
8.Какие детали посмертной судьбы господина из Сан-Франциско особенно нелепы и унизительны? 9. Какие образы имеют символическое значение?
10.Сформулируйте главную мысль рассказа, учитывая образ жизни и взгляды героя, его желания и мечты, трагический финал его жизненного пути.
Рассказ «Красавица»
1.Сколько и каких сюжетных линий можно выделить в рассказе?
2.Автор неоднократно указывает на властность второй жены-красавицы. Приведите примеры из текста в качестве подтверждения этого тезиса.
3.Каким эпитетом наделяет автор мальчика и какие факты подчёркивают трагичность происходящего?
4.Что является главной проблемой в рассказе?
5.Над чем заставляет задуматься рассказ красавица?
Рассказ «Тёмные аллеи»
1.Какая история лежит в основе сюжета?
2.Из каких композиционных частей состоит рассказ?
3.Что автор рассказывает о жизни Николая Алексеевича?
4.Какую характеристику даёт автор бывшей горничной Надежде?
5.Как меняется Николай Алексеевич при встрече с Надеждой?
6.Что объединяет героев на данном этапе жизненного пути?
7.На что обрёк себя герой, отказавшись от любви Надежды?
8.Почему поведение Надежды в сцене прощания вызывает уважение?
9.Что такое любовь, по мнению Бунина? Сформулируйте ответ.

Подготовить презентацию "Иван Алексеевич Бунин в Сергиевом Посаде", используя следующие источники информации:
1) biblgorlov.ru/kraevedenie/pisateli/html/bynin.html

2) Палагин, Ю.Н. Иван Алексеевич Бунин / Ю.Н.Палагин // Русские писатели и поэты ХХ века в Сергиевом Посаде. Ч. IV: из книги «Русские и зарубежные писатели ХIV-ХХ веков о Сергиевом Посаде». – Сергиев Посад: ООО «Все для Вас-Подмосковье», 2009. – С.166-188.






Вопросы для устного опроса по теме 3.12 А.И. Куприн
1) Рассказать о детских и юношеских годах жизни и творчества Куприна.
2) Какая повесть принесла известность Куприну? Почему это произведение стало значительным явлением в русской литературе 1890-х годов?
3) Какие две темы звучат в повести «Олеся»?
4) В каких произведениях нашли отражение тема цирка и тема изображения животных? Рассказать об одном из произведений.
5) Рассказать о петербургском периоде жизни и творчества Куприна.
6) В чём заключались особенности Куприна-реалиста?

Подготовить презентацию "Александра Ивановича Куприна в Сергиевом Посаде", используя следующие источники информации:
1) biblgorlov.ru/kraevedenie/pisateli/html/kyprin.html

2) Палагин, Ю.Н. Александр Иванович Куприн / Ю.Н.Палагин // Русские писатели и поэты ХХ века в Сергиевом Посаде. Ч. IV: из книги «Русские и зарубежные писатели ХIV-ХХ веков о Сергиевом Посаде». – Сергиев Посад: ООО «Все для Вас-Подмосковье», 2009. – С.34-50.

Вопросы для устного опроса по теме 3.20 А.А. Ахматова
1) К какому литературному направлению примыкала А.А. Ахматова на первых
порах своего творчества?
2) В чем особенности этого направления?
3) В чём отличие лирики А. Ахматовой от лирики символизма?
4) Что представляет лирическая героиня А. Ахматовой?
5) Какие темы присутствуют в творчестве А. Ахматовой?
6) Каким жанрам она отдавала предпочтение?
7) Что значит увлечённость предметностью?

Анализ стихотворного текста.
«Сжала руки под темной вуалью...»

1) Стихотворение было написано в 1911 году. О чём стихотворение?
2) Каково состояние женщины?

3) С кем она ведёт разговор?
4) Как передано страдание героя?
5) Как объяснить порядок строк: Он вышел, шатаясь,Искривился мучительно рот... 
6) О чём говорит фраза «перил не касаясь»?

7) В третьем четверостишии есть ещё одно указание на стремительность. Какое? 8) О чём говорят последние две строчки?

9) Зачем в последней строчке употреблено ненужное мне? 


«Я научилась просто, мудро жить…»

1) Стихотворение было написано во время совместной поездки А. Ахматовой
и Гумилева Н.С. во Флоренцию в (1912 г.) Что вы можете сказать о героине
стихотворения?

2) Что помогает ей обрести мир в душе?

3) В чем заключается высшая мудрость жизни, по мнению героини?
4) С помощью чего выражается высокий философский смысл стихотворения?

  5) На что направлены все открытия, все уроки мудрости?


Вопросы для устного опроса по теме 3.19 Б.Л. Пастернак
1) К какому году относятся первые публикации стихотворений Пастернака?
2) После публикации какого сборника к Пастернаку пришла известность?
3) Кто из советских поэтов оказал влияние на молодого Пастернака?
4) Какая философская концепция лежала в основе взглядов Пастернака?
5) Как отнёсся поэт к Февральской и Октябрьской революциям? 6) Что послужило причиной духовного кризиса?
7) В каком произведении отразились впечатления «от чудовищности происходящего» (о Великой Отечественной войне)?
8) Место романа «Доктор Живаго» в творчестве Пастернака.
9) За что Борис Леонидович Пастернак был удостоен Нобелевской премии?

Выразительное чтение стихотворений.
Аналитическая работа с текстами.
Вопросы и задания к стихотворению «На ранних поездах»

1) С помощью каких образных средств выражено в стихотворении ощущение кровного родства поэта с живущими рядом с ними людьми?
2) Что привлекает поэта в этих людях? Что позволяет ему разглядеть в них черты облика России?
3) Найдите в стихотворении конкретные детали, подробности поездки лирического героя в город. Какова их роль в раскрытии основной мысли стихотворения?

Вопросы и задания к стихотворению «Февраль. Достать чернил и плакать!…»
1) Какова тема этого стихотворения?
2) Есть ли в этом стихотворении лирический герой? Выражено ли его присутствие словесно?
3) Что или кто выдвигается в стихотворении на первый план (лирический герой или
действие, состояние)?
4) Какой образ становится символом своеобразного творческого возрождения лирического героя?
5) Принцип, лежащий в основе его ранней поэзии, сам Пастернак определял словами « материальная выразительность», «объективный тематизм и мгновенная, рисующая движение живописность». Найдите детали, создающие ощущение динамичности нарисованной здесь картины.
6)Почему чем «случайней»«слагаются стихи», тем они «вернее»?
Какой смысл вложен в это утверждение?

Вопросы и задания к стихотворению «Быть знаменитым некрасиво…»
1) В какой лирический цикл входит это стихотворение?
2) Какова тема стихотворения?
3) Объясните смысл названия стихотворения?
4) Что такое творчество для поэта, по мнению Пастернака?

Вопросы по биографии и творчеству по теме 3.22 В. М. Шукшин

1) В каком году был установлен  памятник В. Шукшину на горе Пикет? (2004)
2) Кто стал первым почётным посетителем музея им. Шукшина в Сростках? (Мать Шукшина)
3) Где похоронен В. М. Шукшин? ( На Новодевичьем кладбище в Москве)
4) Когда состоялись первые Шукшинские чтения? ( 25 июля 1976 г.)
5) Кто является главным героем фильма «Калина красная»? (Егор Прокудин)

6) Где учился Шукшин после окончания школы? (В Бийском автомобильном техникуме, позже  на режиссерском отделении ВГИКА)
7) Назовите годы жизни Шукшина (1929 – 1974)
8) Назовите первый сборник рассказов Шукшина. («Сельские жители»)
9) Рассказ, в котором герой разоблачает «кулацкий уклон» старика – хозяина квартиры. («Космос, нервная система и шмат сала»)
10) Рассказ, герой которого озабочен грядущими судьбами человечества, открывающий для себя тайны микромира. («Микроскоп»)
11) За какой роман Шукшин получил первый крупный гонорар и на что его потратил? (За роман «Любавины», купил дом матери)
12) За какой фильм на Международном кинофестивале в Венеции в 1964 году Шукшин получил  приз «Золотой лев Святого Марка»? («Живет такой парень»)
13)  Кем работал Шукшин после службы в армии? (учителем)
14) Как звали главного героя в рассказе «Срезал»? (Глеб Капустин)
15)  Кем по профессии был Семка Рысь из рассказа «Мастер»? (Столяр)
16) Назовите настоящие фамилию и имя Алеши Бесконвойного. (Костя Валиков)
17)  Сколько рублей потерял в магазине Чудик? (50)

Анализ рассказа «Чудик» В.М. Шукшина.

Каким вы увидели главного героя?

2) Чем Чудик выделялся из своей среды?

3) Привести примеры таких происшествий и оплошностей.

4) Первая ситуация. Чудик собирается на Урал навестить семью брата. Выронил деньги
в магазине.

   - Какая проблемная ситуация здесь создается для героя?

  - Обратите внимание, какое слово употребляет Шукшин по
отношению к этой бумажке?

  - Как поступил Чудик? Что помешало ему вернуться за своими
деньгами?
5) Приезд к брату.

  - Дайте характеристику снохе Чудика. Подчеркните в тексте слова,
выражения, которые её характеризуют.

  - Разговор Чудика с братом. О чем говорят?

  - Что сделал Чудик, чтобы угодить снохе?

  - Какова была реакция снохи?

  - Каково было состояние Чудика после слов снохи?

 6) Опишите состояние Чудика после его возвращения домой.

 7) Почему имя главного героя мы узнаем только в конце рассказа?

  8) Есть ли в наше время такие люди как Чудик? Каково к ним отношение окружающих? Как вы думаете, почему?

 ВЫВОД:

Произведения Василия Шукшина и их герои правдивы как в социально-бытовом плане, так и в художественном. «Нравственность – есть правда», - так определил свою главную заповедь сам Василий Шукшин. Заповедь эта ни разу не была нарушена в его творчестве, он не шел ни на какие компромиссы с собственной совестью и говорил людям правду, какой бы горькой и трудной она не была.



Интерактивная игра по теме 3.29 "Жизнь и творчество Валентина Григорьевича Распутина"

1) Назовите место и дату рождения сибирского писателя Валентина Григорьевича Распутина.
Ответ: 15 марта 1937 года у Григория Никитича и Нины Ивановны Распутина в районном центре Усть-Уда Иркутской области родился Валентин Григорьевич Распутин. Писатель родился в год образования Иркутской области. В 1938 году семья переехала к родителям в маленькое село Аталанка того же Усть-Удинского района.

2) В каком произведении писатель Валентин Григорьевич Распутин рассказало периоде своего обучения в школе? (Указать название произведения и год его создания).
Ответ: В сентябре 1944 года Валентин начал учёбу в пятом классе Усть-Удинской школе. Рассказ «Уроки французского» вышел отдельной книгой в Восточно-Сибирском издательстве, адресованной школьникам в 1981году.

3) На каком факультете, и какого университета по окончании школы обучался Валентин Григорьевич Распутин?
Ответ: В сентябре 1954 года поступил на филологическое отделение историко-филологического факультета Иркутского государственного университета.

4) Как называлась газета, где был опубликован первый очерк Валентина Григорьевича под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки»? (Указать название газеты и год его издания).
Ответ: В январе-феврале 1961 года в Иркутском альманахе «Ангара» напечатан первый рассказ В.Распутина «Я забыл спросить у Алёшки» (в дальнейшем: «Я забыл спросить у Лёшки».

5) Кто стал «крёстным отцом» начинающего прозаика Валентина Григорьевича Распутина? (Указать Ф.И.О. «крёстного отца», событие и год их первой встречи).
Ответ: В сентябре 1965 года В.Распутин участвует в совещании молодых писателей Сибири и Дальнего Востока в Чите Владимир Алексеевич Чивилихин оценил рассказы Распутина, стал «крёстным отцом».

6) Как называлась первая книга Валентина Распутина? (Указать название, город и год издания книги).
Ответ: В 1966 году в Восточно-Сибирском издательстве вышла книга очерков и рассказав «Край возле самого неба» Тофалария – заповедный уголок Восточной Сибири, которому писатель и посвятил первую книгу.

7) В каком произведении, по мнениям критиков, талант писателя раскрылся в полную силу, заявив о зрелости и самобытности автора?
Ответ: В 1967 год стал для Валентина Григорьевича Распутина особо памятным. В мае его приняли в Союз писателей СССР, а в июле-августе в альманахе «Ангара» была напечатана его повесть «Деньги для Марии». С этого времени талантливый прозаик – в центре многих крупных литературных событий в стране и за рубежом. Распутин получает первые литературные и государственные награды.

8) В каком году прошла экранизация повести Валентина Григорьевича Распутина «Живи и помни» и кто явился режиссёром фильма?
Ответ: В 2008 году на экраны страны вышел художественный фильм режиссёра А.Прошкина «Живи и помни», о котором Распутин отзывался негативно.

9) Перечислите награды Валентина Григорьевича Распутина

Ответ: В июле 1971 года награждён орденом «Знак Почёта»

В августе 1981года награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В ноябре 1984 года за заслуги в развитии советской литературы и в связи с пятидесятилетием Союза писателей СССР награждён орденом Ленина.

14 марта 1987 года за заслуги в развитии советской литературы и в связи с пятидесятилетием со дня рождения удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 2002 году награждён орденом «За заслуги перед Отечеством2 4-й степени.

В 2002 году вручен орден Преподобного Сергия Радонежского.

В 2003 году награждён знаком отличия Республики Саха (Якутия) «Гражданская доблесть».

В 2005 году награждён знаком «Меценаты столетия» Международного фонда «Почётный меценат и благотворитель»

В 2006 году награждён орденом «Слава нации»

Благотворительного общественного движения «Добрые люди мира»

В 2007 году награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» - 3-й степени.

В 2007 году на Международном театральном фестивале «Золотой Витязь « писателю вручена награда «За сохранение русского слова и духовных традиций».

1 сентября 2011 года награждён орденом Александра Невского - всего 12 наград


10) Обладателем скольких премий являлся сибирский писатель Валентин Григорьевич Распутин?

Ответ: В октябре 1968 года Иркутский обком комсомола присудил Распутину литературную премию им. И.Уткина.

В январе 1975 года за повесть «Живи и помни» присуждена премия журнала «Наш современник»

В ноябре 1977 года за повесть «Живи и помни» присуждена Государственная премия СССР 1977 года в области литературы, искусства и архитектуры.

В октябре 1992 года присуждена литературная премия им. Л.Н.Толстого.

В августе 1996 года московские школьники и студенты гуманитарных вузов, выступившие арбитрами в присуждении премии «Москва – Пене», отдали свои голоса В.Распутину.

В сентябре 1980 года фильму «Уроки французского» присуждён Большой приз Всесоюзного телевизионного фестиваля, состоявшегося в Баку.

В январе 1983 года за рассказы «Век живи – век люби», «Что передать вороне?», «Не могу-у…», опубликованные в «Нашем современнике», удостоен премии этого журнала.

В 1997 году удостоен премии Фонда Андрея Первозванного «За веру и верность»

4 мая 2000 года – вручение В.Распутину Литературной премии Александра Солженицына.

В октябре 2001 года удостоен первой премии им. Ф.М.Достоевского на Международных литературных днях, посвящённых русскому классику, в Эстонии.

В марте 2004 года писателю вручена Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства.

В 2004 году присуждена Всероссийская литературно - историческая премия «Александр Невский»

В 2004 году удостоен премии им. С.Аксакова.

В 2005 году в Китае премией «Лучший зарубежный роман года. XXI век» отмечена повесть « Дочь Ивана, мать Ивана».

В 2008 году жюри национальной литературной премии «Большая книга» присудило писателю специальную премию «За вклад в литературу»

В декабре 2008 года спектакль Иркутского академического драматического театра им. Н.Охлопкова по повести «Последний срок» удостоен Губернаторской премии в области культуры и искусства.

В 2009 году отмечен главным призом на Международном театральном фестивале «Золотой Витязь».

В 2011 году вручена Большая литературная премия России.

В 2011 году удостоен премии им. Л.Н.Толстого «Ясная Поляна» в номинации «Современная классика».

В 2011 году премия Международного фонда единства православных народов.

12 июня 2013 года вручена Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности - 21 премия

11) Сколько раз Валентину Григорьевичу Распутину присуждалось звание Почётный гражданин Иркутской области?
Ответ: 1.В июле 1968 года присвоено звание «Почётный гражданин города Иркутска» 2. В 1998 году, 7 октября, присвоено звание «Почётный гражданин Иркутской области» - 2 раза

12) Почему общение с Лидией Михайловной (из рассказа «Уроки французского» ) автор назовёт впоследствии «Уроки доброты?»
Ответ: Именно этим произведением Распутин хотел поблагодарить всех учителей, дававших когда-то уроки доброты. «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях». Именно Лидия Михайловна открыла новый мир для мальчика, показала другую жизнь (вспомним, что мальчику в доме учительницы даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной… жизни), где люди могут доверять друг другу, поддерживать, помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Благодаря Лидии Михайловне о узнал о том, что не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть духовные ценности, что нельзя сказать о директоре школы.

13) Назовите причину присуждения Симе (из повести «Прощание с Матёрой» прозвища (2 глава) «Московишна»?
Ответ: Сима не могла участвовать в столь давних воспоминаниях, она была пришлой, занесённой в Матёру случайным ветром меньше 10 лет назад, - в Матёру из Подволочной, из ангарской же деревни, а туда – откуда –то из-под Тулы, и говорила, что два раза до войны и в войну, видела Москву, к чему в деревне по извечной привычке не очень-то доверялось тому, что нельзя проверить. Как это Сима, какая-то непутёвая старуха, могла видеть Москву, если никто из них не видел? Ну и что, если рядом жила? – в Москву, поди, всех подряд не пускают! Прозвище ей шло: Сима была вся чистенькая, аккуратная, знала немного грамоте и имела песенник, из которого порой тянула песни о горькой судьбе, а судьба ей, похоже, и верно досталась не сладкая…

14) Почему Тамара Ивановна (повесть «Дочь Ивана, мать Ивана») решилась на собственное правосудие?
Ответ: Рыночный торговец, выходец с Кавказа, изнасиловал русскую девушку. Её мать, увидевшая в здании прокуратуры, как земляки мерзавца пытаются подкупить следователя, поняла, что правды не найти, и решилась на самосуд: застрелила насильника из обреза. Писатель встречался с женщиной, взятой под стражу, а затем и осуждённой. Трагическая история увиделась Распутину как неизбежное порождение новой власти – рассадника беззакония, коррупции, разврата. Но рассказать об этом и психологически и художественно убедительно – значило вынести самому огромную нравственную тяжесть. И название повести пришло из самой жизни.

15) Почему Валентин Григорьевич считал, что языку, каким пишут писатели – Астафьев, Белов, - выучиться нельзя?
Ответ: «Талант астафьевской мощи и страсти – явление редкое, в нынешней литературе по точности, красоте и эпическому полнозвучию народного языка не имеет себе равных. Именно эти писатели обладают народным словом, для них оно, как правило, профессиональный инструмент для наиболее верного и полезного выполнения мыслей. Их язык помогает соединиться с совестью и правдой. Такой дар дан для того, чтобы славить жизнь», - - писал Распутин. В прозе В. Астафьева, В. Белова, В. Быкова, С. Залыгина, В. Распутина, В. Шукшина, которую критики назвали «деревенской», продолжается художественное исследование жизни русского села, с философской и психологической глубиной и лирической проникновенностью раскрывается духовный облик человека, живущего в деревне. Творчество каждого из них, впрочем, выходит далеко за рамки собственно деревенских, региональных тем и проблем и является по-своему значительным достижением русской культуры XX в.


Анализ повести «Прощание с Матёрой» В. Распутина.
1)Какой нам видится Матёра?
2) Гибель Матеры – это тяжелое время для многих жителей деревни. А тяжелое время - это время испытаний человека. Характер, душа обнажаются в эти моменты. Сразу ясно, кто есть кто. Как писатель выявляет, кто есть кто в повести?
3) Как вы думаете, в чём видит Дарья причины происходящего?
4) Как воплощается в образе Дарьи нравственный идеал человека?
5) Что такое дом, изба для Дарьи? (Эпизод из книги)
6) Анализируя эпизод прощания бабки Дарьи с избой, о чём вы думали, к какому выводу пришли?
7)  Чем страшна позиция таких исполнителей, как Жук, Воронцов?
8)Как показана нравственная красота Дарьи?
9) Какую характеристику вы дадите другим персонажам повести?
10) Какие общечеловеческие проблемы поднимает автор в этой повести?
11)  Как вы понимаете ценности современного человека? Что означает понятие ценность?
12) Какие ценности вам ближе по духу?
13) В чём смысл конфликта повести?
14) Какие проблемы ставит Распутин в повести?

Вывод: Прощание с Матёрой для многих её жителей было прощанием сво все века накопленными духовными ценностями, да и самой жизнью. Недаром автор всех их устами персонажа называет "утопленниками", что символизирует нравственную, духовную смерть материнцев.
15)Как вы понимаете авторскую позицию, высказанную им в "Прощании с Матерой"?

Подготовить информационное сообщение о жизни и творческой деятельности Владимира Николаевича Сосина по теме 4.31, используя следующие источники:
1) stihi.ru/avtor/sosin
2) Книга "Праздник воспоминаний".- Сергиев Посад: "Всё для Вас", 2000
3) sergiev.ru - интернет-журнал Сергиева Посада.

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений Владимира Сосина:
"Поезд ушёл"
"Насобираем жёлудей!
"Вот идёт, болезненно, понуро..."
"Поэт и муза"
"Давно ль то лето отцвело..."

Написать сочинение-эссе "Читая стихотворения Владимира Сосина..."

Подготовить информационное сообщение о жизни и творческой деятельности Анатолия Филипповича Чикова по теме 4.32, используя следующие источники:
1) stihi.ru/diary/valgolubeb/2013-06-10
2) nrora.ru/2017/07/02/909
3) https://stihi.ru/avtor/martish1

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений Анатолия Чикова:
"Сергию Радонежскому"
"Теперь твоя мечта пошла на убыль..."
"Старая сказка"
"Мечта"
"Младенцы"
"Два дерева"
"Поэты -души обнажённые"
"За мной следят глаза цветов..."
"Археолог"
"Русская зима"
"На горе Маковец"
"Муравей в янтаре"

Написать сочинение-эссе "Читая стихотворения Анатолия Чикова..."



Подготовить сообщение о Викторе Фёдоровиче Бокове по теме 4.33, используя следующие источники информации:
1) ria.ru/20091016/189152112.html
2) www.museum.ru/M2300
3) dombokova.ru/index.php/
4) nashturism.ru/dostoprimechatelnost/dom_muzey_poeta_v_f_bokova
5) rupoet.ru/bokov/all.aspn
6) Россия в сердце не случайно. Вспоминая Виктора Бокова...-Русский импульс, 2010.

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений Виктора Бокова
, используя источники:
1) Амплитуда. Виктор Боков. - Раритет, 2002
2) Великие поэты. Том 67. Ветер в ладонях. Виктор Боков. - Комсомольская правда, 2013
3) Россия в сердце не случайно. Вспоминая Виктора Бокова...-Русский импульс, 2010
4) Стёжки-дорожки. Виктор Боков. - Советский писатель, 1985
5) Стихи из Переделкино. Виктор Боков. - Современный писатель, 1999
6) Я Русь родную не оставлю. Виктор Боков. - Русский импульс, 2012

Подготовить заочную экскурсию в Дом-музей В.Ф. Бокова, используя источники:
1) www.museum.ru/M2300
2) dombokova.ru/index.php/
3) nashturism.ru/dostoprimechatelnost/dom_muzey_poeta_v_f_bokova


2.2. Итоговая аттестация

Вид итоговой аттестации: дифференцированный зачёт.
Сроки проведения: на последнем уроке (согласно расписания).
Форма проведения: письменная.
Необходимые материалы по дисциплине.

2.2.1.Фонды оценочных средств к дифференцированному зачёту.
1.Перечень тем.
2. Материалы для проведения дифференцированного зачёта.
3.Форма контроля - письменные ответы.

2.2.2.Перечень тем
1. Родная литература первой половины XIX века.
2. Родная литература второй половины XIXвека.
3. Родная литература XX века.
4. Поэты родного края. XX - XXI вв.

2.2.3. Материалы для проведения дифференцированного зачёта.

1. Национальная самобытность родной литературы (на примере одного-двух произведений).
2. Поэзия Е.А. Баратынского в русской культуре.
3. Анализ одного стихотворения Е.А. Баратынского.

4. Поэзия Ф.И. Тютчева в русской культуре.

5. Анализ одного стихотворения Ф.И. Тютчева.
6. М.Ю. Лермонтов в Сергиевом Посаде.
7. А.Н. Островский - создатель русского национального театра.
8. Особенности первой пьесы А.Н. Островского "Свои люди - сочтемся".
9. "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева.
10. Анализ одной лирической миниатюры И.С. Тургенева.
11. Ранний период творчества А.П. Чехова.
12. Мир детства в творчестве А.П. Чехова.
13. Проблематика "футлярной" трилогии А.П. Чехова.
14. Сергиев Посад в жизни и творчестве А.И. Куприна.
15. Сергиев Посад в жизни и творчестве И.А. Бунина.
16. Мир человека и природы в творчестве М.М. Пришвина.
17. Б.Л. Пастернак в жизни Сергиева Посада.
18. Анализ одного стихотворения Б.Л. Пастернака.
19. Сергиев Посад в жизни А.А. Ахматовой.

20. Анализ одного стихотворения А.А. Ахматовой.

21. Сергиев Посад в жизни и поэзии Агнии Барто.
22. Жизнь и творчество Василия Макаровича Шукшина.
23. Анализ одного из рассказов В.М. Шукшина.
24. Личность Владимира Осиповича Богомолова. Особенности творчества.
25. "Тихие мгновения войны" в повести "Иван" В.О. Богомолова.
26. Борис Петрович Екимов. Жизненный и творческий путь.
27. Анализ одного рассказа Б.П. Екимова.
28. Анатолий Игнатьевич Приставкин. Проблематика произведений.
29. Жизненный и творческий путь Валентина Григорьевича Распутина.
30. Повесть "Прощание с Матёрой". Сюжет, герои, проблематика.
31. Поэт Владимир Сосин. Выразительное чтение одного стихотворения с анализом поэтического текста.
32. Поэт Анатолий Чиков. Выразительное чтение одного стихотворения с анализом поэтического текста.
33. Виктор Фёдорович Боков. Автобиографичность творчества. Особенности поэтики.
34. Виктор Фёдорович Боков. Выразительное чтение одного стихотворения с анализом поэтического текста.

2.2.4.Процедура подготовки и проведения дифференцированного зачёта.


К дифференцированному зачёту по дисциплине допускаются обучающиеся, полностью выполнившие учебную программу дисциплины (включая все практические работы).
Материалы для проведения дифференцированного зачёта составляются.
На письменное выполнение заданий дифференцированного зачёта отводится 45 минут.
Категорически запрещено пользоваться мобильным телефоном и карманным компьютером (коммуникатором) и т. д.
Покидать аудиторию во время дифференцированного зачёта запрещается (только в случае крайней необходимости).
Оценка, полученная на дифференцированном зачёте, заносится преподавателем в журнал (кроме неудовлетворительной) и протокол (в том числе и неудовлетворительная).
Оценка за дифференцированный зачёт по дисциплине является определяющей, но не зависит от полученных в семестре оценок текущего контроля.

2.2.5.Критерии оценок уровня подготовки обучающегося.

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения. 2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характеров и поступков героев. 3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения. 4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений. 5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа.

Максимальная оценка за задания дифференцированного зачёта при соблюдении всех критериев – 5 (отлично). За несоответствие каждому критерию оценка снижается на один балл.

2.2.6.Перечень нормативных документов, материалов справочного характера разрешенных к использованию на экзамене.
1. Материалы дифференцированного зачёта.
2. Тексты произведений.


Приложение 1



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


Зачетно-экзаменационная ведомость №_____


Семестр ____ учебный год ______________


Форма контроля – зачет, дифференцированный зачет, экзамен(подчеркнуть)

Курс_________ Группа _______________


Дисциплина (профессиональный модуль)____________________________________
________________________________________________________________________

Преподаватель: _Беленко-Линёва Марина Петровна______________

(фамилия, имя, отчество преподавателя)


Дата проведения зачета, экзамена «_____»_________202__года


№№ п/п




Фамилия, имя, отчество экзаменующегося

№ билета, задания


Экзаменационная оценка (цифрами и прописью), отметка о сдаче зачета

Подпись экзаменатора, преподавателя

1

2

3

4

5



3 (удов.)




4 (хорошо)




5 (отлично)










































































  1. 2





  1. 2





  1. 2





  1. 2





  1. 2






Число обучающихся на экзамене (зачете)____________________________

Из них получивших

«отлично» - ________

«хорошо» - ________

«удовлетворительно» - ________

«неудовлетворительно» - ________

Число обучающихся, не допущенных к экзамену, зачету _______________________

Число обучающихся, не явившихся на экзамен, зачет _________________________

Зав отделением /_______________/

Преподаватель /_______________/















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!