Умение сосредотачиваться на звуке,умение различать,анализировать на слух фонемы(звуки),из которых состоит наша речь,называется фонематическим слухом. Хороший фонематический слух необходим ребёнку для усвоения звуковой системы языка. Развитие фонематического слуха-обязательное условие грамотного письма,подготовят ребёнка к усвоению элементов грамоты,письменной речи. Для начала,потренируйтесь с ребёнком выделять и называть неречевые звуки(бытовые шумы,звуки улицы, звучание музыкальных инструментов и т.п.),и только потом приступайте к формированию чётких фонематических операций на примере речевых звуков. Представленные ниже игры рекомендованы для детей шеcтого года жизни.
Просмотр содержимого документа
«"Фонематический слух-основа правильной речи"»
Консультация для родителей на тему: «Фонематический слух-основа правильной речи»
Умение сосредотачиваться на звуке,умение различать,анализировать на слух фонемы(звуки),из которых состоит наша речь,называется фонематическим слухом. Хороший фонематический слух необходим ребёнку для усвоения звуковой системы языка Развитие фонематического слуха-обязательное условие грамотного письма,подготовят ребёнка к усвоению элементов грамоты,письменной речи. Для начала,потренируйтесь с ребёнком выделять и называть неречевые звуки(бытовые шумы,звуки улицы, звучание музыкальных инструментов и т.п.),и только потом приступайте к формированию чётких фонематических операций на примере речевых звуков. Представленные ниже игры рекомендованы для детей шестого года жизни.
« Поймай звук»
Взрослый предлагает «поймать»(хлопнуть в ладоши),если ребёнок услышит заданный звук.Рекомендуется выделять заданный звук из ряда других звуков,слогов,слов.
«Отбери картинки» Взрослый раскладывает пред ребёнком картинки,предлагает назвать их,а потом отобрать только те,в названии которых есть заданный звук,например,звук [м].
«Будь внимателен» Взрослый произносит несколько слов,например:cанки,нос,рак,маска.Ребёнок должен запомнить и назвать только те слова ,в названии которых есть звук[c].
«Чудесный мешочек» Ребёнок берёт из мешочка мелкий предмет,называет его,определяет и называет первый звук в слове.
«Отгадай загадку» Взрослый предлагает ребёнку отгадать загадку,а затем назвать последний(первый) звук в слове-отгадке.Например:Мягкие лапки,а в лапках царапки(кот).
« Цепочка из слов» Взрослый называет слово(например,лес).Ребёнок называет последний звук в слове и подбирает своё слово,начинающееся с этого звука,например:лес-сок-кот-тапки…
«Квартирка звука» Для игры используются схемы слов в виде прямоугольников,разделённых на три части:начало,середина,конец.Ребёнку предлагается определить,где живёт звук в слове: в начале,середине или в конце и положить фишку на соответствующее место.
«Разложи картинки» Ребёнку предлагают разложить картинки на две группы: в одну положить те картинкив названии которых первый звук твёрдый,в другую- с начальным мягким звуком.
«Внимательные глазки» Взрослый предлагает ребёнку в окружающей обстановке(сюжетной картинке)найти предметы ,азвании которых есть заданный звук,определить его место в слове
«Подбери словечки» Ребёнку предлагают придумать и назвать слова,в названии которых есть заданный звук.Например,звук [к]- кот,корова,куртка и т.п. Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом,но его можно научить.Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами.Цель игровых упражнений- научить его слышать и слушать.Вы вскоре заметите,что ребёнок начал слышать себя,свою речь,пытается найти правильную артикуляцию звука,исправить дефектное произношение.
Надеемся,что предложенные игры и упражнения не только помогут подготовить ребёнка к усвоению элементов грамоты,но и сделают занятия увлекательными и интересными!