СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

. Фонетические игры как способ снятия трудностей в обучении иноязычному чтению у младших школьников в контексте реализации системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья на тему . Фонетические игры как способ снятия трудностей в обучении иноязычному чтению у младших школьников в контексте реализации системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку 

Просмотр содержимого документа
«. Фонетические игры как способ снятия трудностей в обучении иноязычному чтению у младших школьников в контексте реализации системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку»

. Фонетические игры как способ снятия трудностей в обучении иноязычному чтению у младших школьников в контексте реализации системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку

В современном обществе знание иностранных языков становится насущной необходимостью, поскольку особенностью развития мирового сообщества на современном этапе является сближение стран и народов мира в экономической, политической и образовательной сферах, совместное решение ими глобальных проблем в различных областях науки. В связи с этим,перед образованием стоит сложная задача – подготовка молодежи к жизни в многонациональном пространстве. [1, с. 30], ведь язык является средством общения между людьми.

Таким образом, главной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции у учащихся. Е.А.Быстрова определяет коммуникативную компетенцию как способность и реальную готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию[2, с.23],.

Необходимо отметить, что реализация коммуникативной компетенции осуществляется посредством системно-деятельностного похода.

Понятие системно - деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. Данный поход исследовался Б. Г. Ананьевым, Б. Ф. Ломовым и многими другими учеными.

Под системно – деятельностным  подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе.

Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Работая в начальной школе (2–4 классы), особое предпочтение я отдаю игровым технологиям, так как данные технологии имеют ряд преимуществ в сравнении с остальными. В процессе игры происходит развитие личностного потенциала учащихся, игры способствуют формированию положительной мотивации к изучению предмета, а это является одной из моих основных задач. хочется отметить, что с психологической точки зрения игра также имеет множество достоинств:

В игре все равны.

Чувство равенства и ощущение посильности заданий помогает ученику преодолеть стеснительность, а за счёт этого снижается боязнь ошибок употребления и чтения иностранных слов.

В своей практике я применяю различные виды игр,но особое внимание я уделяю фонетическим играм, так как они способствуют преодолению трудностей в обучении иноязычному чтению.

Роль чтения в современном мире особенно велика. Чтение обогащает человека духовно и нравственно, воздействует на его чувства и волю, а также является одним из важнейших средств человеческого общения и человеческой культуры [3 с. 15]. Однако многие современные ученики не любят и не хотят читать даже на родном языке.

А научить младшего школьника правильно читать на иностранном языке – непростая задача. Ни для кого не секрет, что, увидев иностранные слова, младшие школьники испытывают трудности, связанные с овладением техникой чтения, а это, в конечном итоге, приводит к снижению уровня мотивации у учащихся. Безусловно, при отсутствии мотивации интереса к предмету не возникнет. Ведь мотивация является «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности. В связи с вышеизложенным, у учителей всё чаще возникают следующие вопросы:

Как приобщить младших школьников к чтению на английском языке без принуждения? Как построить процесс обучения так, чтобы учащиеся испытывали как можно меньше трудностей при чтении? И самое главное, какими технологиями и приёмами нужно овладеть учителю, чтобы сделать урок увлекательным и интересным?

Существует большое разнообразие способов и технологий организации учебной деятельности, среди которых особое преимущество имеют игровые.

Использование игр на уроках иностранного языка способствует реализации следующих целей:

1. формирование определённых навыков;

2. развитие определённых речевых умений;

3. развитие умения общаться;

4. запоминание речевого материала.

Таким образом, игровые технологии имеют ряд преимуществ в сравнении с остальными.Поэтому в своей практике я часто использую различные виды игр,которые, в свою очередь, подразделяются на:

– грамматические;

– лексические;

- фонетические;

– орфографические;

– дидактические.

Я работаю по УМК М.Д.Поспеловой, Н.И.Быковой, Д. Дули «Английский в фокусе- Spotlight». Данный УМК составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Имеются красочные иллюстрации, мультимедийное приложение, что значительно облегчает усвоение учебного материала учащимися.Достоинством данного УМК является также то, что в конце учебника имеется раздел further reading practice, в котором даны упражнения,направленные на формирование навыков чтения гласных звуков и буквосочетаний.

Таким образом, дети уже со второго класса учатся правильно произносить и читать слова и мне, как учителю практику это очень помогает.

В своей практике я использую различные упражнения, направленные на формирование и закрепление фонетических навыков, взятые из пособий Никитенко и Е.А. Крыловой - «English games- Учимся читать гласные».

Упражнения составлены в игровой форме с учетом потребностей и интересов учащихся. Дети выполняют их с огромным удовольствием, а интерес к чтению и изучению языка только возрастает.

Что касается форм организации учебной деятельности, я часто использую работу в группе, так как данная форма работы имеет ряд достоинств: Игры- соревнования и игры-викторины,проводимые в группах способствуют повышению мотивации и интереса у детей, развитию познавательной активности .У ребят возникает добросовестное отношение к совместному труду, формируется самостоятельность и чувство ответственности за достигнутые результаты. Далее, я предлагаю несколько видов игр,которые применяю на своих уроках:

Игра-соревнование «Guess the sound»,способствующая формированию произносительных навыков, а также умению анализировать информацию и деффиренцировать гласные звуки.

Ученики делятся на 3 команды. Каждой команде раздаётся несколько одинаковых иллюстрированных карточек со знакомыми им словами на английском языке, которые читаются по – разному в различных типах слога. Например, hat-lake, rose-dog, student-puppy и т.д.Учитель произносит слово, а дети поднимают карточку с тем словом, которое они услышали. Если дети услышали слово правильно, то им дается карточка со звуком, который содержится в этом слове. Соответственно,побеждает команда, которая правильно услышала наибольшее количество звуков.

Игры, направленные на закрепление фонетических навыков, а также умений анализировать и правильно распределять полученную информацию.

Игра, взятая из пособия Е.А. Крыловой «English games-учимся читать гласные».Учащиеся предлагали мне назвать данную игру «Happy words» и я полностью согласна с ними. Она очень интересная и увлекательная

Я провожу эту игру следующим образом: Ученики делятся на 3 команды(по 4 или 5 человек в каждой). У учителя находятся карточки-дубликаты с этими словами. Каждой команде предлагается игровое поле с английскими словами на отработку и закрепление правил чтения гласных звуков в различных типах слога( в данном примере приведены правила чтения буквы Аа), игральный кубик и фишки. В начале игры фишка ставится в первую клетку игрового поля.

Ребёнок из каждой команды по очереди бросает кубик и читает то слово, которое ему выпало и называет гласный звук, который «спрятан» в этом слове. Если слово прочитано верно, он передвигает фишку в соответствующую клетку поля.

Если же ребёнок допустил ошибку,у него есть право воспользоваться помощью членов команды. Если ребята из команды не правильно прочитали слово, то право хода даётся следующей команде. За каждое правильно прочитанное слово команда получает карточку-дубликат с таким же словом. В конце игры учащиеся считают по количеству карточек верно прочитанные слова. Побеждает та команда, у которой окажется больше количество карточек с верно прочитанными словами. Таким образом, данная игра способствует повышению мотивации у младших школьников, а следовательно, и созданию ситуации успеха у каждой группы детей[5, с. 25].

Игра «Горох и чечевица» - (указать автора)-закрепление фонетических навыков, формирование умений анализировать полученную информацию. Правила игры предельно просты:

Учащимся предлагается распределить слова в мешочек с нужным звуком и раскрасить их. Слова со звуком [ei] нужно раскрасить жёлтым цветом, а со звуком [e] зелёным.Таким образом, у учащихся происходит закрепление фонетических навыков, а также дети овладевают основными логическими действиями (в данном случае, анализом).

Игра «Найди пару»-( направлена на нахождение звуко-буквенных соответствий , а также умений правильно распределять информацию).

правила игры заключаются в следующем: каждой команде выдаётся по 2 конверта. В одном из них слова, в другом – транскрипция к ним. Учащимся предлагается соединить слово с его транскрипцией. На выполнение задания даётся 5 минут. Побеждает команда, собравшая больше верных соответствий за меньшее количество времени[6, с 80].

Игры, безусловно, облегчают процесс обучения говорению и чтению на иностранном языке, способствуют снижению психологического барьера, облегчают процесс усвоения букв и звуков, а главное- с помощью игр мы мотивируем детей и делаем процесс обучения интереснее и увлекательнее. В начале обучения дети делают первые шаги: воспринимают и различают первые звуки, слушают, понимают и читают первые иностранные слова, а затем участвуют в первых олимпиадах и ставят небольшие сценки, но делают это с большим интересом и огромным желанием. Замотивировать учащихся и привить любовь к изучаемому предмету- одна из главных задач учителя.

Я очень люблю свой предмет и хочу, чтобы изучение английского языка стало для детей не насущной необходимостью, а желанием и стремлением открывать для себя что-то новое и интересное, желанием знакомится с традициями и культурой не только своей страны, но и других стран, ведь только тогда происходит развитие личности и расширение кругозора у учащихся.

Свои уроки я стараюсь проводить так, чтобы каждое новое иностранное слово приносило детям только радость и положительные эмоции. Ведь, как справедливо отметил Гёте, научиться можно только тому, что любишь и я руководствуюсь данным принципом в своей педагогической деятельности.

Безусловно, бывает всякое: и взлеты, и падения, но видя положительные результаты своего труда и достижения детей, я продолжаю стремиться к лучшему.



























Список литературы:

1. Н.Е. Буланкина, Е.А. Соколков «Проблемы поликультур и полиязычия в гуманитарном образовании» (Монография) М., изд-во «ЛОГОС», 2008,30 с

2. И.Л. Бим Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. -2001, № 4.

3. Е.А. Быстрова «Обучение русскому языку в школе»- учеб. пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Дрофа, 2004. – 23 с.

4. В. П. Козвонина Развитие творческих способностей учащихся. Нач. шк. 2000. № 7.

5. Е.А.Крылова – Учимся читать гласные\Птер, 2014, 25с.

6. Е. И. Негневицкая, З. Н. Никитенко, Е. А. Ленская. - Книга для учителя: к учебному пособию по английскому языку для 1 класса общеобразовательных учреждений /. Москва : Просвещение, 1994. - 80с Сборник педагогических идей ЦДО «Прояви себя», выпуск №018, 01.12.2016, стр. 270


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!