Групповое логопедическое занятие
Тема: Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
Цель: повторить, обобщить, систематизировать изученное в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»; совершенствовать умение сопоставлять фонетическую и орфографическую записи слов; выявить пробелы в знаниях с целью предупреждения ошибок; развивать языковое чутьё и орфографическую зоркость; развивать у обучающихся умение и навыки самостоятельной работы;
прививать любовь к родному языку; развивать чувство прекрасного.
ХОД УРОКА
Организационный момент
1.1. Дыхательная гимнастика
1.2. Артикуляционная гимнастика
Гимнастика для щёк
Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха
Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ
Гимнастика языка
Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щеками поочерёдно
Пожёвывание языка
Похлопывание языка губами
Вытягивание языка вперёд «иголочкой»
Попытки достать языком до подбородка и до носа
Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха
Переворачивание языка на разные бока
Удерживание языка у верхнего нёба
Гимнастика нижней челюсти
Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки
Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые
2. Актуализация опорных знаний и навыков обучающихся
2.1. Давайте вспомним и повторим. Продолжите фразу
Фонетика изучает………………………………………звуки речи
Графика изучает…………………….…начертания букв, их виды
Каллиграфия учит…….…соблюдать принятые начертания букв
Орфоэпия – раздел науки о языке, в котором содержатся……….
правила произношения звуков и ударения в словах.
2.2. Задания (распечатаны каждому ученику)
Составление фонетической записи (транскрипции) слов
Беда [ б`и д а],
труд[т р у т],
вьюн[в` j` у н],
просьба[п р о з` б а],
устный[у с н ы j`],
жир [ж ы р],
юг [j` у к].
Восстановите буквенный облик слов по их фонетической записи
[в`и с н а],
[м`о т],
[ц ы р к],
[ж ы з`н`],
[г а р а],
[р`э т к`и j],
[л`и х к о]
Весна, мёд, цирк, жизнь, гора, редкий, легко.
3. Физкультминутка
3.1. Пальчиковая гимнастика
Капуста
Мы капусту рубим, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу).
Мы морковку трем, (Трут ладони друг об друга).
Мы капусту солим, (Указательный и средний палец трутся о большой).
Мы капусту жмем. (Хватательные движения обеими руками).
Мы капусту нарубили, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу).
Перетерли, (Трут ладони друг об друга).
Посолили, (Указательный и средний палец трутся о большой).
И набили плотно в кадку (Удары обеими руками по столу).
Все теперь у нас в порядке. (Отряхивают руками).
4. Работа по теме занятия
4.1. Отгадайте загадки
Летит птица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. ( Туча.)
На носу сидим, на мир глядим, за уши держимся. (Очки.)
Через поле и лесок подаётся голосок; он бежит по проводам, – скажешь здесь, а слышно там. (Телефон.)
Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи.)
Я по воздуху летаю, с облаков людей спускаю. (Парашют.)
На большой цветной ковер села эскадрилья, то раскроет, то закроет расписные крылья. (Бабочки.)
4.2. Делаем фонематический разбор двух отгаданных слов из загадок
Туча, ту – ча, 2 слога, 2 согл., 2гл.
т- [т ]- согласный, глухой, парный, твердый, парный
у- [у ]- гласный, ударный
ч- [ч`]- согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный
а- [а ]- гласный, безударный
4б. 4зв.
Лыжи, лы – жи, 2 слога, 2 согл., 2гл.
л-[л ]- согласный, звонкий, непарный, твердый, парный
ы-[ы]- гласный, ударный
ж-[ж]- согласный, звонкий, парный, твердый, непарный
и- [ы]- гласный, безударный
4б. 4зв.
4.3. Каллиграфическая минутка
5. Рефлексия
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…