СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонетика. Звуки языка и буквы. Звукопись

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока повторить и обобщить материал,  изученный в 5-9 классах.

Просмотр содержимого документа
«Фонетика. Звуки языка и буквы. Звукопись»

Двадцать шестое ноября, среда. Классная работа.

Двадцать шестое ноября, среда.

Классная работа.

Двадцать шестое ноября, среда. Классная работа. Фонетика. Звуки языка и буквы. Звукопись. Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. Графика – раздел науки о языке, изучающий обозначение буквами звуков речи на письме. Алфавит – буквы, расположенные в определенном порядке.

Двадцать шестое ноября, среда.

Классная работа.

Фонетика. Звуки языка и буквы. Звукопись.

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

Графика – раздел науки о языке, изучающий обозначение буквами звуков речи на письме.

Алфавит – буквы, расположенные в определенном порядке.

Звук – элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами, кратчайшая, далее неделимая звуковая единица. Буква – графический знак в составе алфавита данного языка, служащий для обозначения на письме звуков. 1. Звуки произносятся и слышатся. 1. Буквы пишутся и читаются. 2. Один и тот же звук может передаваться разными буквами. Например, [ш’]: щ ука, сч астье, обра зч ик. 2. Одна и та же буква может обозначать разные звуки. Например, [с] с ыр, [с’] с юда, [з] с дать, [з’] с делать

Звук – элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами, кратчайшая, далее неделимая звуковая единица.

Буква – графический знак в составе алфавита данного языка, служащий для обозначения на письме звуков.

1. Звуки произносятся и слышатся.

1. Буквы пишутся и читаются.

2. Один и тот же звук может передаваться разными буквами.

Например, [ш’]: щ ука, сч астье, обра зч ик.

2. Одна и та же буква может обозначать разные звуки.

Например, [с] с ыр, [с’] с юда, [з] с дать, [з’] с делать

Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками. • Оглушение звонких парных на конце слова: Род [ рот ], флаг [ флак ]. • Оглушение звонких парных перед глухими: Селедка [ селетка ], в траву [ фтраву]. • Озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных и [ в ], [ в` ]: Косьба [каз`ба], к дереву [ гд`эр`иву ].

Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.

• Оглушение звонких парных на конце слова:

Род [ рот ], флаг [ флак ].

• Оглушение звонких парных перед глухими:

Селедка [ селетка ], в траву [ фтраву].

• Озвончение глухих парных перед звонкими

(кроме сонорных и [ в ], [ в` ]:

Косьба [каз`ба], к дереву [ гд`эр`иву ].

Расподобление звуков – усиление различий между звуками для облегчения произношения. Например, в слове легкий вместо звуков [гк` ] произносим сочетание [ хк` ], что облегчает произношение слова. Упрощение групп согласных происходит в словах, где есть непроизносимые согласные: в сочетании из трех согласных один не произносится:

Расподобление звуков – усиление различий между звуками для облегчения произношения.

Например, в слове легкий вместо звуков [гк` ] произносим сочетание [ хк` ], что облегчает произношение слова.

Упрощение групп согласных происходит в словах, где есть непроизносимые согласные: в сочетании из трех согласных один не произносится:

 снт - [ сн ]: устный - у[ сн ]ый;  здн - [ зн ]: поздний - по[ зн]ий;  лнц - [ нц ]: солнце - со[ нц ]е;  рдц - [ рц ]: сердце - се[ рц ]е.

снт - [ сн ]: устный - у[ сн ]ый;

здн - [ зн ]: поздний - по[ зн]ий;

лнц - [ нц ]: солнце - со[ нц ]е;

рдц - [ рц ]: сердце - се[ рц ]е.

Звукопись – это повторение одинаковых или сходных согласных, а также гласных звуков Аллитерация – это повторение одинаковых или сходных звуков. Ассонанс – это повторение гласных звуков.

Звукопись – это повторение одинаковых или сходных согласных, а также гласных звуков

Аллитерация – это повторение одинаковых или сходных звуков.

Ассонанс – это повторение гласных звуков.

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые… Ф.Тютчев

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые…

Ф.Тютчев

Мазурка раздалась. Бывало Когда гремел мазурки гром В огромной зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребезжали рамы: Теперь не то, и мы, как дамы Скользим по лаковым доскам. А.С.Пушкин. Из поэмы «Евгений Онегин» ( 5, XLII, 1-7 ).

Мазурка раздалась. Бывало

Когда гремел мазурки гром

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы:

Теперь не то, и мы, как дамы

Скользим по лаковым доскам.

А.С.Пушкин.

Из поэмы «Евгений Онегин» ( 5, XLII, 1-7 ).

Весна Весенние воды Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят. Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут, и гласят… Ф. И. Тютчев Ранняя весна Худ. В . К . Бялыни и цкий-Бирул я

Весна

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят.

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят…

Ф. И. Тютчев

Ранняя весна

Худ. В . К . Бялыни и цкий-Бирул я

Лето Журчали ручьи и урчали, Жужжали шмели над ручьями. скороговорка Полет шмеля Худ. В.Чефранов

Лето

Журчали ручьи и урчали,

Жужжали шмели над ручьями.

скороговорка

Полет шмеля

Худ. В.Чефранов

Осень Несжатая полоса Кажется, шепчут колосья друг другу: Скучно нам слушать осеннюю вьюгу. Н. А. Некрасов Несжатая полоса Худ. И.М.Рязанцева

Осень

Несжатая полоса

Кажется, шепчут колосья друг другу:

Скучно нам слушать осеннюю вьюгу.

Н. А. Некрасов

Несжатая полоса

Худ. И.М.Рязанцева

Зима Зимнее утро Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. А.С.Пушкин Русская печь Худ. Е.Соколова

Зима

Зимнее утро

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

А.С.Пушкин

Русская печь

Худ. Е.Соколова

Ворона и Лисица Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все  не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил. Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша:

Ворона и Лисица

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все

не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

"Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перушки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,-

Ведь ты б у нас была царь-птица!"

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло,-

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

Домашнее задание: 1. Прочитать параграф 44, упр. 156 (определить какие выразительные средства использует автор). 2. Расскажите о каком-то явлении, используя звукопись.

Домашнее задание:

1. Прочитать параграф 44, упр. 156 (определить какие выразительные средства использует автор).

2. Расскажите о каком-то явлении, используя звукопись.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!