СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Форма работы медиативной службы в образовательной организации

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке приведены примеры из опыта работы медиативной службы, можно взять за основу создания своей

Просмотр содержимого документа
«Форма работы медиативной службы в образовательной организации»

Форма работы медиативной службы в образовательной организации



Медиация – это способ выхода из конфликтной ситуации, заключающийся в переговорах между двумя конфликтующими сторонами в присутствии третьего лица – медиатора, который следит за тем, чтобы переговоры велись в определенных структурированных рамках.

Медиация в школе выступает как метод, используемый в учебно-воспитательном процессе для помощи в создании условий для снижения конфликтности, проявлении агрессии, физического и психологического насилия.

Помимо медиации как процедуры разрешения споров, метод включает «медиативный подход» - инструмент позитивного общения между взрослыми и детьми, построенный на принципах добровольности, открытости, принятия и уважения друг к другу.

Таким образом, условием для использования данного метода случит добровольное, непринудительное участие сторон по принципу «Я хочу, я готов искать конструктивный выход из конфликта».

В широком смысле, медиация – это метод, в основе которого лежит уважение к личности конфликтующих сторон, следовательно, воспитание уважающей себя и других личности.

Цель медиации – добиться соглашения между сторонами, транслируя ценностные представления.

Трансляция и передача ценностей происходит путем демонстрации медиатором уважительного, беспристрастного отношения к сторонам и их мнениям. То есть личность – это ценность, умение договариваться – это ценность, возможность найти выход из конфликта – это ценность.

Задачи медиации:

  • Перевод негативных реакций взрослых и детей на конструктивные переговоры сторон и восстановительные действия;

  • Решение конфликтных ситуаций внутри школы и силами школы.

Участники:

  • Ребенок: младший школьник, подросток (чаще), старший школьник;

  • Взрослый: педагог, родитель;

  • Медиатор – ведущий примирительной встречи, беспристрастный посредник, создающий условия для конструктивного общения.


Процедура медиации:

Предэтап: постоянная профилактика конфликтных ситуаций, так как, потенциально, любая ситуация в образовательной среде может расцениваться, как конфликтная в силу своей многогранности, то есть участников образовательного процесса много, причем они разновозрастные (учитель, ученик, родитель), разностатусные и имеют разные ценностные ориентиры.

В эту фазу входит работа над собой медиатора: контроль эмоций, развитие объективности, не навязывание своего мнения, умение оценивать конкретное поведенческое проявление, действие, а не личность и т.д.

Таким образом, данный этап – это постоянно идущий и протекающий процесс, «латентный» процесс.

1 этап, непосредственно процедуры медиации, определение цели встречи:

  • Озвучить, для чего пришли в вопросительной форме, следовательно,

  • Дать возможность участникам почувствовать себя участниками, а не виновниками, таким образом,

  • Снять напряжение, связанное с непонимание процедуры мероприятия.

2 этап – озвучивание правил:

  • каждый участник будет иметь возможность описать свое видение конфликтной ситуации;

  • каждый сможет высказаться относительно того, как можно решить конфликтную ситуацию;

  • все варианты решения будут детально рассмотрены, и участники выберут только тот вариант решения конфликта, который будет устраивать обоих;

  • по результатам встречи будет вынесено (подписано) соглашение о договоренности между участниками;

  • когда один говорит, другие его слушают;

  • каждая сторона ведет себя вежливо;

  • участники не перебивают друг друга;

  • участники не оскорбляют друг друга.

Эти правила могут быть прописаны на листке, доске и находиться в зоне видимости участников, таким образом, в момент кульминации, когда правила могут быть нарушены, на них можно будет указать медиатору, не вмешиваясь в разговор сторон.

3 этап – переговоры. Это непосредственное изложение и решение проблемы, самый уязвимый и ключевой этап. Задание этого этапа - определить пути решения проблемы и найти вариант, который удовлетворит обе стороны конфликта. Для этого медиатор должен помочь сторонам:

  • Определить, какие вопросы нужно решить в первую очередь, чтобы создать основу для последующих решений;

  • рассмотреть вопросы от наиболее важных к наименее значимым, когда атмосфера не слишком напряженная. Когда такое напряжение сильное, выбирать первыми нужно самые легкие пункты;

  • поинтересоваться, а чего хотят стороны и как они видят худший исход.

Поскольку этап решения проблемы, как правило, предусматривает большую самостоятельность сторон в прямом общении, медиаторы следят за соблюдением принципов медиации. С этой целью они:

  • Негласно напоминают сторонам о правиле не перебивать друг друга;

  • поощряют прямую дискуссию между сторонами, если чувствуют готовность сторон.

  • используют перефразирование для облегчения общения между сторонами и направленность процесса обсуждения.

Безусловно, дискуссионный диалог между сторонами может длиться бесконечно, важным функционалом медиатора является тактичное включение в беседу с целью подведения к итогу. В данном случае необходимо использовать различного рода приемы. Специального "инструмента медиации" не существует, но можно использовать приёмы из других областей (терапия, групповая динамика, модерация, консультирование, тренинги, педагогика и т.д.). Среди наиболее приемлемых:



Коучинг (пошаговое принятие решений):

  • Что хочет каждая сторона (цель)?

К — конкретность.

Р — реальность (внешние условия).

И — измеримость.

В — время.

Д — достижимость (внутренние возможности).

      • Что происходит по факту (сканирование реальности).

Какие есть варианты решения проблемы?

Какой из вариантов реален?

Какова процедура исполнения?

  • Я — послания:

    • Когда Вы…

    • Я чувствую…

    • Потому что (разъяснение, уточнение)…

    • Мне хотелось бы…

  • Техники активного слушания:

    • Повторение (Эхо-техника):

      •  — Я не выношу критику в свой адрес.

      •  — Критику?

      •  — Ну, не то, чтобы критику… и т.п.

    • Перефразирование

      •  — Другими словами, Вы считаете, что…

      •  — Правильно ли я Вас понял? Вы сказали, что…

    • Резюмирование (обобщение)

      •  — Итак, мы с Вами говорили о том, что…

      •  — Обсуждая этот трудный, волнующий всех вопрос, мы до сих пор рассматривали…


В применении техник активного слушания могут быть ошибки. Примеры наиболее часто встречающиеся ошибки, способы их преодоления:

1 пример типичной ошибка вербализации:

Безапелляционность:

-Как я вас правильно поняла, вы считаете…

Почему это ошибка? Констатация правильности вместо проверки правильности понимания. Оговорка, которую медиатор часто не замечает.

Способ преодоления: Проверка понимания:

-Правильно ли я поняла, что…

2-я типичная ошибка вербализации:

Навязчивое повторение:

-Мне кажется, я не виноват в ситуации…

— Ты сказал, что тебе кажется, что ты не виноват в ситуации?

Почему это ошибка? Диалог становится односторонним, сторона не ощущает вклада медиатора в развитие разговора. У него может возникнуть чувство, что его допрашивают, препарируют под микроскопом или дразнят.

Способ преодоления: Органичное повторение: — Мне кажется, я не виноват в этой ситуации — Не виноват…? (Варианты: В ситуации?)


3-я типичная ошибка вербализации:

Ложная интерпретация:

— Я не виноват в этой ситуации.

— Так виноват кто-то другой?

Почему это ошибка? Неточное предположение о намерениях, мыслях или чувствах другого человека может вызвать у него разочарование, досаду и даже боль.

Способ преодоления: Интерпретация в форме уточняющего вопроса или пробной гипотезы:

- Я не виноват в этой ситуации?

- А кто может быть виноват, на твой взгляд?


  • Работа с ассоциативными метафорическими картами

Особенно здорово это используется и работает при примирении детей начальных классов, в случае, когда им очень многое хочется сказать и в альтернативном случае – когда сказать совсем нечего. Мною используются карты Карины Крюгер, художника Виктории Кирий метафорические ассоциативные карты для детей и взрослых «Я и все-все-все»


Этот этап требует от медиатора огромного внимания и профессионализма, так как необходимо контролировать собственные эмоции, сохранять нейтралитет, доверять собственным инстинктам, быть непреклонным, помнить, правда не относительна и у конфликта собственная жизнь.

Кроме того, на этапе переговоров, используя, вышеупомянутые техники важно не «опуститься» до манипуляций, что довольно часто наблюдается. Важно помнить, что это наш статус!

Данный этап может быть пролонгированным и медиатор определяет и решает пришло ли время выносить решение.


4 этап – вынесение (подписание) решения. Медиатор на этапе составления соглашения помогает сторонам:

  • Детально определить решение (путь разрешения) каждой из указанных сторонами проблем, которые возникли в результате конфликта;

  • Проверить договоренность на реалистичность (возможность сторон выполнить указанный объем работ в указанные сроки);

  • Предложить участникам спора презентовать достигнутое соглашение третьим лицам (родителям, учителю, директору) в случае, если есть такая необходимость. Обычно, это работает с младшими школьниками;

  • Определить будущие отношения (взаимодействие, коммуникацию) участников спора;

  • Решение должно содержать четкий план выхода из конфликтной ситуации с указанными временными рамками и распределением ответственности между участниками конфликта;

  • Формулировки решения должны быть четкими и понятными участникам, а также иметь утвердительную, позитивную форму изложения.


Важно дать понять всем участникам образовательного процесса, что школьная служба примирения – это не номинально существующий орган, а работающая, помогающая, функционирующая структура.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!