Сообщение на тему:
«Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из дошкольной образовательной организации в начальную школу»
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»
В.А.Сухомлинский
Самой эффективной формой, способной обеспечить полноценную подготовку детей к обучению в школе, является дошкольное образовательное учреждение. Идут годы, в обществе происходят всевозможные изменения, но система дошкольного образования России, как по содержанию, так и по организации, была и остаётся передовой.
Поступление в школу – ответственный и сложный период в жизни ребёнка и его близких. Важно, чтобы ребёнок был готов к предстоящей школьной жизни. И в этом ему должны помочь мы, взрослые. Мы должны для него создать такие условия, которые обеспечат ему успешное вхождение в школьную жизнь, то есть обеспечить переход на новую ступень развития.
Адаптивность системы образования и подготовки детей дошкольного возраста к школе, является, наряду с общедоступностью образования одним из главных принципов государственной политики Российской Федерации в области образования. Поэтому именно поиск путей формирования адаптационно-развивающей среды при переходе из детского сада в начальную школу является одной из главных задач воспитателей, работающих в группах с детьми старшего дошкольного возраста.
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей готовности ребёнка к школе. По мнению учёных, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, учителю, предстоящим школьным обязанностям и положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением. Анализ педагогического наследия показал, что во все времена педагоги высказывали мысли о подготовке к школьному обучению. Как таковая подготовка должна заключатся в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их способностей, а также пробуждении интереса к школе и учению.
Аналитический обзор педагогической литературы позволил определить содержание и структуру понятия положительного отношения к школе, которое включает в себя:
наличие четких представлений о школе и формах школьного поведения;
заинтересованное отношение к учению и учебной деятельности;
наличие социальных мотивов и умение подчиняться школьным требованиям, что в конечном итоге формирует школьную позицию.
На основании этих данных, учеными-педагогами была проведена целенаправленная работа по воспитанию положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста. Было доказано, что воспитание положительного отношения к школе у будущих первоклассников будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:
включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей со школой и воспитание положительного отношения к ней;
создание предметно-развивающей среды для обогащения жизненного опыта детей, своевременное её изменение в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечение её доступности;
понимание воспитателем значимости проблемы и проявление его творческой инициативности в подборе форм, методов в работе с детьми;
педагогическое просвещение родителей по вопросам готовности детей к школьному обучению.
Принципиальным показателем адаптивных возможностей системы образования принято считать вариативность, то есть разнообразие форм организации детской деятельности, адекватных специфике предшкольного детства и многообразие образовательных структур. В образовании старших дошкольников развивающим потенциалом является детское творчество, грамотно организованная игра, познавательная деятельность, общение, а выбор тактики поддержки естественных процессов развития каждого ребёнка обеспечивает успешность его обучения в школе. Актуальные интересы и предпочтения детей 5-7 лет отличаются от интересов младших дошкольников: следовательно, насыщение группового пространства в группах старшего дошкольного возраста должно иметь свою иную адаптационно-развивающую среду.
Дети в детском саду и в школе поставлены в разные условия, и одинаковые воспитательно-образовательные задачи решаются по-разному.
Результатом сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и начальной школы должно быть создание комфортной адаптациoнно-развивающей образовательной среды:
- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
- комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
В соответствии с этими принципами в группе должна быть спланирована и реализована работа по подготовке детей к переходу в начальную школу. Основная цель такой подготовки - как можно больше облегчить адаптацию ребёнка и родителей к новым условиям обучения.
В группе разработан ряд мероприятий, направленных на формирование у воспитанников представлений о школе и мотивации учения:
- посещение воспитанниками подготовительной группы своего будущего класса и знакомство с учителем;
- информирование учителя начальной школы о сильных и слабых сторонах каждого ребёнка;
- обзорная экскурсия по школе (библиотека, медицинские кабинеты, раздевалка);
- приглашение первоклассников в группу детского сада и проведение совместных мероприятий;
- родительское собрание перед окончанием учебного года на тему: «Готовность детей подготовительной группы к обучению в начальной школе».
Важным аспектом в подготовке детей к школе является работа с родителями. Для родителей с этой целью оформляются папки-передвижки с материалом, направленным в основном на просвещение родителей по вопросам готовности ребёнка к школьному обучению: «Советы родителям будущих первоклассников»; «Готовим руку к письму»; «Как подготовить ребенка к школе»; проводятся индивидуальные консультации.
В условиях нашей группы выделена «учебная зона» под названием «Учимся, играя» с классической расстановкой столов, есть материалы для непосредственно-образовательной деятельности: письменно-канцелярские принадлежности, прописи, кассы цифр, букв, слогов, счетный материал.
На фасадной стене «учебной зоны» можно увидеть азбуку, счёт до десяти, геометрические фигуры, цвета.
В игровой зоне размещены разнообразные игры для детей с учетом возраста и гендерного воспитания. В центре сюжетно-ролевых игр атрибуты, пособия, оборудование располагаются так, чтобы дети могли подбирать игрушки и атрибуты для комбинирования их под свои творческие замыслы.
В уголке строительства располагаются различные кубики (деревянные, пластмассовые), строительные наборы. Здесь же есть маленькие игрушки: машинки, человечки, животные.
В уголке «Умелые ручки» располагаются материалы для художественного творчества. Для изобразительной деятельности: карандаши, мелки, краски акварельные и гуашь, кисти, фломастеры, трафареты. Для других видов деятельности: пластилин, бумага и картон разных цветов и форматов, ткань, нитки, природный и бросовый материал, клей, ножницы.
В книжном уголке находится художественная литература соответственно возрасту для знакомства с творчеством писателей и художников-иллюстраторов. Создание у дошкольников мотивации к обучению в школе проходит через чтение книг о школьной жизни, школьниках, их поступках.
Немалую роль в подготовке ребенка к школе играет социально-нравственное воспитание: в группе созданы условия для социализации ребенка, обогащение его представлений о людях, их взаимоотношениях, социальных проявлениях: профессия, возраст, пол.
Есть уголок безопасности и ПДД. В уголке имеется набор транспортных средств, иллюстрации с изображением транспортных средств, кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
В пространстве группы выделено место для физкультурного уголка, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении, так как от двигательной активности во многом зависит развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, настроение и способствует развитию творческих способностей, созданию чувства уверенности в себе, что бесспорно положительно влияет на всестороннее развитие личности ребенка.
Игровая площадка обеспечивает условия для обогащения творческого потенциала, активизации механизмов самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения. На прогулках дети играют в спортивные и подвижные игры.
Среда развития ребёнка, идущего в школу, в детском саду – это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит процесс подготовки детей к обучению в школе, но самое главное – «среда обитания» ребёнка-дошкольника, в которой он находится большую часть времени, где может реализовать свои интересы.
А занятия в детском саду по подготовке детей к школе, существенно отличаются по своей форме и содержанию, но приближенны к школьному типу.
Таким образом, адаптация будущего первоклассника включает два основных уровня готовности. Первое – это физический компонент, который подразумевает общее физическое развитие мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста в соответствии с нормативными показателями. К таким показателям относятся: вес, рост, объем груди; состояние моторики, зрения, слуха; общее состояние здоровья.
Второе – это психологическая готовность к обучению в школе включающая развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой; – развитие коммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми); – саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкцию; – вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения); – интеллектуальный компонент (развитие познавательных процессов). Важным критерием психологической готовности к школе считается сформированность «внутренней позиции школьника», что означает сознательную постановку и исполнение ребенком определенных намерений и целей. В развитии данного критерия принимает участие волевой компонент, отвечающий за произвольность и саморегуляцию.
В школе на первоклассника буквально обрушивается информационный вал. Здесь всё сразу: и новые правила поведения, и учебная программа. Поэтому мы и готовим малыша к грядущим переменам в привычных условиях, постепенно шаг за шагом вводя новые установки, соответствующие новым требованиям. Большую помощь здесь могут оказать сюжетно-ролевые игры, в частности, игра в «школу». Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна ребёнку, но и прочувствована им.
Главное назначение нашей работы - специально организованный переход дошкольников на следующую ступень образования. Мы надеемся, что вся система работы, разработанная и проводимая нами, поможет нашим детям легко и безболезненно адаптироваться к школе.
3