СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности»

Формирование читательской грамотности на уроках

физики
Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни На уроках физики обучающиеся так или иначе принимают участие в процессах передачи, представления, обработки, хранения и использования полученной информации. По моему мнению, физика претендует на дисциплину, формирующую и развивающую обще учебные навыки по работе с информацией. Приведу цитату: «Когда ученик преобразует, видоизменяет учебный материал, он тем самым присваивает его», то есть «учим детей мыслить критически». Процессы шифрования и преобразования информации – это активная не только индивидуальная, но и групповая работа обучающихся, в итоге позволяющая сформировать те самые мета предметные и предметные умения и навыки, развивающие познавательные интересы личности. Также стоит отметить, что в КИМах ГИА по физике в 9 классе с 2020 года присутствуют задания по работе с текстами физического содержания, в которых необходимо уметь интерпретировать информацию физического содержания, отвечать на вопросы с использованием явно и неявно заданной информации, преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую, применять информацию из текста при решении учебно познавательных и учебно практических задач. В связи с этим я в своей работе использую следующие приемы стратегий смыслового чтения: «Работа с вопросником», «Уголки», «Восстанови текст», «Сравнение определений».
Приём «Работа с вопросником»
Цель: развить умение самостоятельной работы с текстом, выискивать ответы на поставленные вопросы, определять из текста или придумывать подзаголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.
Схема выполнения приема:
Обучающимся предлагается несколько вопросов к тексту, ответы на которые они должны найти. При этом вопросы и ответы даются не только в прямом виде, но и в косвенном, требующем анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска, учащиеся обсуждают в парах ответы, уточняют их, обсуждают в классе.
Тема: «Вода»
Задание обучающимся. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Ответьте на вопросы после текста.
Вода — одно из самых распространённых веществ на нашей планете. Фалес утверждал – первоначалом всех вещей на земле является вода, из неё образуются все вещи. Воду, полученную из сока, или молока, нельзя отличить от воды, полученной путем перегонки из морской воды. Молекулы воды одинаковы. Из таких молекул не может состоять никакое другое вещество. Молекулы состоят из еще более мелких частиц — атомов. Наименьшая частица воды — это молекула воды. Молекула воды состоит из трех атомов: одного атома кислорода и двух атомов водорода в отличие от молекул кислорода, которые состоят из двух атомов кислорода. Вода может находиться в трех состояниях: в твердом (лед), в жидком (вода), и газообразном (водяной пар). В различных состояниях вода обладает разными свойствами. Молекулы жидкости не расходятся на большие расстояния, и жидкость в обычных условиях сохраняет свой объем, но не сохраняет форму. Молекулы газа, (водяной пар) двигаясь во всех направлениях, почти не притягиваются, друг к другу заполняют весь сосуд. Газы не имеют собственной формы и постоянного объема. В твердых телах (лед) притяжение между молекулами (атомами) еще больше, чем в жидкостях. В обычных условиях твердые тела сохраняют свою форму и объем.
В сутки человек должен потреблять около 3 литров воды. Но это не значит, что нужно обязательно выпить 15 стаканов жидкости. Вода содержится во всех продуктах питания. В хлебе её 40%, в мясе — 75%, в рыбе — 80%, а в овощах – более 90%. Поэтому суточная норма вполне может ограничиваться двумя литрами воды.
Вопросы и задания к тексту:
1. Чем вызвано сохранение твердым телом своей формы?
1) постоянным действием притяжения молекул.
2) постоянным действием отталкивания молекул.
3) непрерывным движением молекул.
4) сильным взаимодействием молекул.
2. Сосчитай, сколько в среднем стаканов воды выпивает человек за год (365 дней). Запиши число в ответе.
3. Вставьте в текст, пропущенные слова:
Молекулы в жидкости в основном ….. около положений равновесия. Поскольку притяжение между …… жидкости не так велико, то они могут ….. менять свое положение. Поэтому жидкости …… свою форму и принимают форму …… Они ……, их …… перелить из одного сосуда в другой. Жидкость …. сжимается, так как при этом молекулы сближаются на расстояние, когда заметно проявляется ….
Словарик: 1) не сохраняют 2) трудно 3) отталкивание 4) сосуд
5) скачки 6) текучи 7) легко 8) молекулы 9) колебаться
Приём «Уголки»
Цель: сформировать умение сосредоточено читать, находить в тексте факты в подтверждение выдвинутых умозаключений; сравнивать и противопоставлять расположенную в тексте информацию разного характера.
Этот прием можно использовать на занятиях физики при составлении характеристики процессов, явлений, приборов.
Схема выполнения приема:
Все учащиеся делятся на две группы. Одна группа готовит доказательства (пользуются текстом и своим жизненным опытом) положительных сторон, рассматриваемого объекта, другая – об отрицательных (подкрепляя свой ответ выдержками из текста). В конце урока делается совместный вывод.
Термодинамические процессы, 10 класс.
Задание группам: 1 группа — найдите народные приметы, которые сулят хорошую погоду, 2 группа — плохую. Свои выводы подтвердите формулировками из параграфа.
Хорошая погода Плохая погода
Давление повышается Дым стелется к земле
Облака идут по ветру Ветер усиливается к вечеру и к ночи
Звезды слабо мерцают, имеют зеленоватый оттенок Куры и воробьи купаются в пыли
Ветер к вечеру стихает В радуге резко выделяется полоса красного цвета.
Вечером обильная роса Ласточки и стрижи летают низко над землей
Солнце садится в тучу, закат имеет красноватый оттенок
Белые кувшинки не раскрывают своих цветков и не всплывают над водой
Приём «Восстанови текст».
Цель: сформировать умение целенаправленно читать текст, сопоставлять заключённую в тексте информацию.
Схема приема: каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все ребята в классе общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.
10 класс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение
Любая современная ракета с жидкостным двигателем представляет собой оболочку, в которую заключён полезный груз, приборный отсек, баки с топливом и окислителем и двигатель.
Импульсом силы называют векторную физическую величину, характеризующую действие силы в течение некоторого промежутка времени. Импульс силы равен произведению силы на промежуток времени, в течение которого сила действует: F ⃗∆t.
В 1903 г. русский учёный К. Э. Циолковский впервые предложил конструкцию космической ракеты с жидкостным реактивным двигателем.
В инерциальных системах отсчёта тела действуют друг на друга с силами, противоположно направленными.
Единицей импульса в СИ является килограмм на метр в секунду: 1 (кг·м)/с
Знак «минус» в формуле третьего закона Ньютона показывает, что силы направлены в противоположные стороны.
Реактивным движением называют движение тела, возникающее при отделении от него с какой-либо скоростью некоторой его части.
Импульсом тела называют векторную физическую величину, равную произведению массы тела на скорость его движения: p ⃗=mυ ⃗.
Третий закон Ньютона формулируется следующим образом: силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению.
Окислитель смешивается с топливом в камере сгорания, здесь смесь воспламеняется и образуется газ – рабочее тело, с высокой температурой и давлением. Этот газ выходит через специальное отверстие — сопло, назначение которого заключается в том, чтобы придать газу ещё бόльшую скорость. Когда реактивная газовая струя с большой скоростью выбрасывается из ракеты, сама ракета устремляется в противоположную сторону.
Импульс силы равен изменению импульса тела: F ⃗∆t =  mυ ⃗ –  mυ ⃗_0; F ⃗∆t =  ∆p ⃗.
Закон сохранения импульса: суммарный импульс тел, составляющих замкнутую систему, в результате взаимодействия тел системы не изменяется.
Согласно третьему закону Ньютона, сила, с которой ракета действует на рабочее тело, равна по значению и противоположна по направлению силе, с которой рабочее тело действует на корпус ракеты. Эта сила, которую называют реактивной силой и разгоняет ракету.
Приём «Сравнение определений».
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, анализировать полученную информацию, сравнивать разные точки зрения и разные источники информации по полученной теме, выражать творческие способности.
Схема выполнения приема:
Школьникам предлагается сравнить термины и подумать, какое из них, по их мнению, наиболее полное. Доказывать свое мнение и составить наиболее точное.
Теплопроводность, 8 класс.
1) «Перенос энергии от более нагретых участков тела к менее нагретым в результате теплового движения и взаимодействия частиц называется теплопроводностью» (Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика- 8, — М.: Просвещение, 2004)
2) «Теплопроводность — это вид теплообмена (теплопередачи), при котором происходит непосредственная передача энергии от частиц более нагретой части тела к частицам его менее нагретой части. При теплопроводности само вещество не перемещается вдоль тела, переносится лишь энергия» (Громов С.В., Родина Н.А. Физика-8.- М.: Просвещение, 2001)
3) «Явление передачи внутренней энергии от одного тела к другому или от одной его части к другой называется теплопроводностью» (Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика-8. М.:Дрофа, 2010).
Анализ терминов
№ определения «_» «+»
1 Не указан вид энергии Полно описан механизм передачи
энергии
2 Не указан вид энергии Указано, что теплопроводность – вид
теплопередачи, вещество не перемещается
3 Не указано направление
теплообмена Указано, что энергия внутренняя
передается от одного тела к другому, а не
только внутри тела
Примерный полный вариант определения: теплопроводность — это вид теплообмена (теплопередачи), при котором происходит непосредственная передача внутренней энергии в результате теплового движения и взаимодействия частиц от более нагретой части тела к менее нагретой или от одного тела к другому, менее нагретому. При теплопроводности само вещество не перемещается — переносится лишь энергия.
По мнению учёных, читательская грамотность может стать основой развития ценностно-смысловых личностных качеств учащихся, надежным обеспечением успешной познавательной деятельности на протяжении всей его жизни, поскольку в  новых социокультурных и экономических условиях чтение понимается как базовая интеллектуальная технология, как важнейший ресурс развития личности, как источник приобретения знаний, преодоления ограниченности индивидуального социального опыта.
Эффективные приёмы формирования читательской грамотности
В последние годы читательская грамотность граждан нашей страны стала объектом пристального внимания. Это связано с тем, что в России идет процесс падения уровня читательской культуры, как у взрослых, так и у детей.
На мой взгляд, одной из особенностей стандарта нового поколения является развитие таких личностных качеств как способность к самооценке, к саморазвитию и самореализации. В настоящее время все более актуальным становится использование приемов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А для этого необходимо создать такую образовательную среду, которая будет способствовать активным формам познания окружающего мира. Обучающийся должен научиться, не только добывать необходимую информация, но и понимать, анализировать, структурировать и представлять ее.
Умение работать с текстом, выделять главную информацию и оценивать её является одной из ключевых составных успешного обучения. Поэтому я считаю, что очень важно формировать читательскую грамотность не только на уроках русского языка и литературы ,  но и на всех учебных занятиях.
Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Цель использования приемов для формирования читательской грамотности: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Задачи: научить осознанно, правильно, выразительно читать; извлекать из текстов интересную и полезную информацию; самостоятельно выбирать книги для чтения; работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; развивать потребность в чтении.
Я хочу рассказать вам о  приемах, которые я использую в своей педагогической деятельности для формирования читательской грамотности:
1. «Кластер»
Описание приёма:
Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма — представление информации в графическом оформлении.
В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиями «второго уровня». Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».
Цель приёма: Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).
Как применяется на уроке: кластер — универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.
Рассмотрим пример применения данного приёма на стадии «Вызов». На стадии «Вызов» можно предложить обучающимся методом мозгового штурма в командах предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал. В результате этой работы, обучающиеся сами формируют цели урока.
Очень важным моментом является презентация «новых» кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между элементами кластера. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки. Заданием может стать и укрупнение одного или нескольких элементов, выделение новых.
В зависимости от цели урока учитель может организовать индивидуальную самостоятельную работу обучающихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
2. Приём «Тонкий и Толстый вопрос». Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы обучающимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.
3. Приём «Лингвистическая сказка». Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.
Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:  учить видеть, слышать и чувствовать текст; пополнять речевую память учащегося; обогащать словарный запас; продуктивно усваивать учебный материал; прививать эстетический вкус.
Могу сказать, что постоянная и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном предмете научит ребёнка максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно-популярными, деловыми текстами, формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!