СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности»

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка посредством работы с текстом

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка посредством работы с текстом

“ Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,  а тот, кто не научился при этом учиться”.  Э.Тоффлер
  • “ Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться”. Э.Тоффлер
Методическая проблема,  до конца не решенная…

Методическая проблема, до конца не решенная…

Российский школьник чаще всего имеет дело с логически выстроенными, непротиворечивыми, «сглаженными» учебными текстами, из которых исключена «ненужная» информация. Такой текст специальным образом «приспособлен» для ситуации обучения. Тексты, включенные в задания PISA, представляют собой не специально созданные для учебных целей тексты (так называемые учебные), а тексты, взятые из «реальной жизни», из других сфер. Это отличие носит принципиальный характер, так как даже при общности тематики мы имеем дело с совершенно разными «текстовыми устройствами» и установками на адресата.
  • Российский школьник чаще всего имеет дело с логически выстроенными, непротиворечивыми, «сглаженными» учебными текстами, из которых исключена «ненужная» информация. Такой текст специальным образом «приспособлен» для ситуации обучения.
  • Тексты, включенные в задания PISA, представляют собой не специально созданные для учебных целей тексты (так называемые учебные), а тексты, взятые из «реальной жизни», из других сфер. Это отличие носит принципиальный характер, так как даже при общности тематики мы имеем дело с совершенно разными «текстовыми устройствами» и установками на адресата.
Соотношение предметной подготовки  и формирования читательской грамотности Предметная подготовка –это основа школьного обучения, но ее уже недостаточно для жизни в современном мире, все большую значимость приобретают умения человека решать жизненные проблемы и использовать для этого свои знания, оперировать ими . Таким образом, читательская грамотность как часть ФГ рассматривается в виде своеобразной надстройки, дополнения к чисто академическим знаниям. • Как показывают исследования, те ребята, которые продвинуты в читательской грамотности, так же хорошо осваивают и предметное содержание. То есть навык чтения гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все другие, вместе взятые. «Без чтения нет учения!»

Соотношение предметной подготовки и формирования читательской грамотности

  • Предметная подготовка –это основа школьного обучения, но ее уже недостаточно для жизни в современном мире, все большую значимость приобретают умения человека решать жизненные проблемы и использовать для этого свои знания, оперировать ими . Таким образом, читательская грамотность как часть ФГ рассматривается в виде своеобразной надстройки, дополнения к чисто академическим знаниям.
  • • Как показывают исследования, те ребята, которые продвинуты в читательской грамотности, так же хорошо осваивают и предметное содержание. То есть навык чтения гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все другие, вместе взятые. «Без чтения нет учения!»
Читательская грамотность–это грамотность для жизни . Поэтому в школьной программе ее невозможно выделить в какой-то отдельный предмет. Она затрагивает всю образовательную программу , являясь важнейшим метапредметным достижением обучающихся. Задачу формирования читательской грамотности не может решать лишь какой-то один учитель-предметник. В то же время каждый учитель-предметник должен решать ее в той или иной мере. Для этого необходима слаженная, непрерывная и разносторонняя работа всей школьной команды, всеми членами педагогического коллектива.
  • Читательская грамотность–это грамотность для жизни . Поэтому в школьной программе ее невозможно выделить в какой-то отдельный предмет. Она затрагивает всю образовательную программу , являясь важнейшим метапредметным достижением обучающихся.
  • Задачу формирования читательской грамотности не может решать лишь какой-то один учитель-предметник. В то же время каждый учитель-предметник должен решать ее в той или иной мере. Для этого необходима слаженная, непрерывная и разносторонняя работа всей школьной команды, всеми членами педагогического коллектива.
Профессиональные дефициты педагогов  и способы их восполнения Результаты многочисленных мониторингов показали, что для российской системы общего образования серьезной проблемой остается формализм знаний (академические знания у обучающихся есть, тем не менее воспользоваться приобретенными знаниями для решения актуальных жизненных задач они не могут) и, как следствие, их ситуативность (знания изначально не присваиваются обучающимися настолько, чтобы свободно оперировать такими знаниями, в том числе в непредсказуемых, нестандартных жизненных ситуациях).

Профессиональные дефициты педагогов и способы их восполнения

  • Результаты многочисленных мониторингов показали, что для российской системы общего образования серьезной проблемой остается формализм знаний (академические знания у обучающихся есть, тем не менее воспользоваться приобретенными знаниями для решения актуальных жизненных задач они не могут) и, как следствие, их ситуативность (знания изначально не присваиваются обучающимися настолько, чтобы свободно оперировать такими знаниями, в том числе в непредсказуемых, нестандартных жизненных ситуациях).
Чтобы восполнить основные профессиональные дефициты педагогов, рекомендуется следовать ключевому принципу непрерывности формирования читательской грамотности «всегда, везде, во всём» («Life long and Life wide»): во времени (охват с 1-го по 11-ый классы, с 1-ой по 4-ую четверти, еженедельно, ежеурочно); в пространстве (единство урочной и внеурочной деятельности, школьной и внешкольной жизни, классной и домашней работы); в предметных областях (чтение рассматривается как ключ к любому знанию или виду практики); в многообразии текстовых решений («с одним текстом на разные уроки», «с разными текстами на один урок»).
  • Чтобы восполнить основные профессиональные дефициты педагогов, рекомендуется следовать ключевому принципу непрерывности формирования читательской грамотности «всегда, везде, во всём» («Life long and Life wide»):
  • во времени (охват с 1-го по 11-ый классы, с 1-ой по 4-ую четверти, еженедельно, ежеурочно);
  • в пространстве (единство урочной и внеурочной деятельности, школьной и внешкольной жизни, классной и домашней работы);
  • в предметных областях (чтение рассматривается как ключ к любому знанию или виду практики);
  • в многообразии текстовых решений («с одним текстом на разные уроки», «с разными текстами на один урок»).
Методическая формула читательской грамотности для любого учителя-предметника складывается из трех составляющих: разнообразные тексты, продуктивные учебные задания;  современные педагогические технологии.
  • Методическая формула читательской грамотности для любого учителя-предметника складывается из трех составляющих:
  • разнообразные тексты,
  • продуктивные учебные задания;
  • современные педагогические технологии.
В процессе подготовки к учебным занятиям учителям-предметникам рекомендуется воспользоваться различными классификациями текстов: 1) классификация с точки зрения способа предъявления информации, эта классификация принята в рамках международных исследований качества образования : сплошной текст:   описание (художественное и техническое);  повествование (рассказ, репортаж);  рассуждение (эссе, критическая заметка);  определение понятия (словарная статья, комментарий);  инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы). несплошной текст:  Примерами несплошных текстов признаются:  графики;  диаграммы;  таблицы;  карты, схемы;  рисунки, фотографии;  формы (анкеты и др.);  информационные листы и объявления.
  • В процессе подготовки к учебным занятиям учителям-предметникам рекомендуется воспользоваться различными классификациями текстов:
  • 1) классификация с точки зрения способа предъявления информации, эта классификация принята в рамках международных исследований качества образования :
  • сплошной текст:
  •  описание (художественное и техническое);
  •  повествование (рассказ, репортаж);
  • рассуждение (эссе, критическая заметка);
  • определение понятия (словарная статья, комментарий);
  •  инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы).
  • несплошной текст:
  • Примерами несплошных текстов признаются:
  •  графики;
  •  диаграммы;
  • таблицы;
  •  карты, схемы;
  •  рисунки, фотографии;
  •  формы (анкеты и др.);
  •  информационные листы и объявления.
смешанный текст:   реклама;  комикс;  афиша;  плакат. составной текст – это истинная или ложная подборка текстов;  сайт;  форум;  чат;  набор нескольких текстов на одну тему (проблему, авторскую позицию). 2) классификация с точки зрения инструментария, используемого для создания текстов: бумажный текст – это текст, представленный на бумажном носителе; электронный текст (цифровой, ТНП – текст новой природы) – это текст, предназначенный для чтения на различных цифровых платформах, таких как компьютеры, мобильные телефоны, планшеты
  • смешанный текст:
  •  реклама;
  •  комикс;
  •  афиша;
  •  плакат.
  • составной текст – это истинная или ложная подборка текстов;
  •  сайт;
  •  форум;
  •  чат;
  • набор нескольких текстов на одну тему (проблему, авторскую позицию).
  • 2) классификация с точки зрения инструментария, используемого для создания текстов:
  • бумажный текст – это текст, представленный на бумажном носителе;
  • электронный текст (цифровой, ТНП – текст новой природы) – это текст, предназначенный для чтения на различных цифровых платформах, таких как компьютеры, мобильные телефоны, планшеты
3) классификация с точки зрения функции текста: основной текст – это текст, предваряющий несколько заданий; вспомогательный текст – это текст, включенный в структуру отдельного задания и в той или иной мере соотносимый с основным текстом (например, иллюстрация, словарная статья, стихотворение и др.); 5) классификация с точки зрения целостности текста: целостный текст – это текст без каких-либо нарушений; фрагментарный текст – это текст, представляющий собой отрывок из целостного текста; перфорированный текст – это текст, лишенный определенных элементов (слов, фраз и т. д.); деформированный текст – это текст, в котором, например, нарушена последовательность следования частей
  • 3) классификация с точки зрения функции текста:
  • основной текст – это текст, предваряющий несколько заданий;
  • вспомогательный текст – это текст, включенный в структуру отдельного задания и в той или иной мере соотносимый с основным текстом (например, иллюстрация, словарная статья, стихотворение и др.);
  • 5) классификация с точки зрения целостности текста:
  • целостный текст – это текст без каких-либо нарушений;
  • фрагментарный текст – это текст, представляющий собой отрывок из целостного текста;
  • перфорированный текст – это текст, лишенный определенных элементов (слов, фраз и т. д.);
  • деформированный текст – это текст, в котором, например, нарушена последовательность следования частей
Наиболее актуальным текстовым материалом для учителей-предметников являются инфографические объекты (графический способ подачи информации).
  • Наиболее актуальным текстовым материалом для учителей-предметников являются инфографические объекты (графический способ подачи информации).
По данной инфографике обучающимся может быть предложено следующее задание: «Восстановите пропуски в тексте при помощи количественных числительных». Текст: Для приготовления овсяного печенья вам понадобится ________ стакан овсяных хлопьев, ________ яйца, ________________ граммов сливочного масла, ________ стакан сахара, ________ стакана муки, ванилин и ________ граммов разрыхлителя. Обращает на себя внимание тот факт, что предметная составляющая на уроке русского языка не теряется из виду. При этом урок становится живым, открытым миру современной информационной культуры.
  • По данной инфографике обучающимся может быть предложено следующее задание: «Восстановите пропуски в тексте при помощи количественных числительных».
  • Текст: Для приготовления овсяного печенья вам понадобится ________ стакан овсяных хлопьев, ________ яйца, ________________ граммов сливочного масла, ________ стакан сахара, ________ стакана муки, ванилин и ________ граммов разрыхлителя.
  • Обращает на себя внимание тот факт, что предметная составляющая на уроке русского языка не теряется из виду. При этом урок становится живым, открытым миру современной информационной культуры.
Ключевые педагогические технологии  формирования читательской грамотности школьников начальное общее образование – это педагогические технологии, целью которых является чтение для обучения: Технологии ТРИЗ-педагогики (рифмовка М.С. Гафитулина: Технологии продуктивного чтения по Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой Технологии коммуникативно-ориентированного чтения Л.А. Рябининой, Т.Ю. Чабан, Л.М. Романовой Единые для всех предметов технологии работы с учебным текстом по О.Е. Дроздовой, Т.А. Долининой, Н.А. Юшковой

Ключевые педагогические технологии формирования читательской грамотности школьников

  • начальное общее образование – это педагогические технологии, целью которых является чтение для обучения:
  • Технологии ТРИЗ-педагогики (рифмовка М.С. Гафитулина:
  • Технологии продуктивного чтения по Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой
  • Технологии коммуникативно-ориентированного чтения Л.А. Рябининой, Т.Ю. Чабан, Л.М. Романовой
  • Единые для всех предметов технологии работы с учебным текстом по О.Е. Дроздовой, Т.А. Долининой, Н.А. Юшковой
 Основное общее образование – это педагогические технологии, целью которых является чтение для жизни    Технологии развития критического мышления через чтение и письмо по И.В. Муштавинской Технологии работы в аутентичном информационном потоке (выявление истинной и ложной (фейковой) информации; обнаружение средств манипуляции сознанием; установление факта избыточной, недостаточной и отсутствующей информации). Технологии проблемного обучения (нахождение противоречий; ведение проблемного диалога, на основе прочитанного; восстановление деформированного текста).

Основное общее образование – это педагогические технологии, целью которых является чтение для жизни

  • Технологии развития критического мышления через чтение и письмо по И.В. Муштавинской
  • Технологии работы в аутентичном информационном потоке (выявление истинной и ложной (фейковой) информации; обнаружение средств манипуляции сознанием; установление факта избыточной, недостаточной и отсутствующей информации).
  • Технологии проблемного обучения (нахождение противоречий; ведение проблемного диалога, на основе прочитанного; восстановление деформированного текста).
 Среднее (полное) общее образование – это педагогические технологии, целью которых является чтение для профессии   Технологии проектного обучения (освоение новых жанров: резюме, аннотация, библиографический список, рецензия и др.; формирование способности вступать в открытую дискуссию, отстаивать свою точку зрения). Востребованные в деловой сфере технологии скорочтения (технологические решения О.А. Андреева (Кузнецова) и Л.Н. Хромова: интегральный и дифференциальный алгоритмы чтения; чтение «слалом», чтение «по вертикали», чтение «островками»). Технологии информационной обработки текста по И.Н. Добротиной (создание вторичных текстов: план, выписки, тезисы, аннотация, обзор, конспект, реферат, сообщение, доклад, выступление, презентация).

Среднее (полное) общее образование – это педагогические технологии, целью которых является чтение для профессии

  • Технологии проектного обучения (освоение новых жанров: резюме, аннотация, библиографический список, рецензия и др.; формирование способности вступать в открытую дискуссию, отстаивать свою точку зрения).
  • Востребованные в деловой сфере технологии скорочтения (технологические решения О.А. Андреева (Кузнецова) и Л.Н. Хромова: интегральный и дифференциальный алгоритмы чтения; чтение «слалом», чтение «по вертикали», чтение «островками»).
  • Технологии информационной обработки текста по И.Н. Добротиной (создание вторичных текстов: план, выписки, тезисы, аннотация, обзор, конспект, реферат, сообщение, доклад, выступление, презентация).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!