СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование читательской грамотности как базового навыка функциональной грамотности на уроках иностранного языка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читатнльская грамотность

Просмотр содержимого документа
««Формирование читательской грамотности как базового навыка функциональной грамотности на уроках иностранного языка».»

1. «Формирование читательской грамотности как базового навыка функциональной грамотности на уроках иностранного языка».


Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами.

Требования ФГОС такие, что наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность».

2. Функциональная грамотность с точки зрения ФГОС третьего поколения – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

3. Функциональная грамотность на уроках иностранного языка – это умение применить полученные знания иностранного языка на практике:

- уметь свободно общаться

- говорить, читать и писать на иностранном языке

- использовать полученные на уроках знания, умения и навыки в рамках взаимодействия с социумом: прочитать письмо и написать ответ, заполнить резюме или анкету, открыть счет в банке, спросить дорогу до пункта в незнакомом городе, устроиться в гостинице, вызвать мастера по ремонту, написать пригласительную или поздравительную открытку другу и создать буклет…..

4. - умение извлекать информацию из различных источников: СМИ, Интернет, книги, схемы метро, рейтинговые таблицы, объявления на дверях учреждений, названия магазинов, буклеты туристических агентств;

- умение анализировать графики, диаграммы и составлять монологические и диалогические высказывания на основе информации.


5. Составляющие функциональной грамотности:

  • математическая грамотность;

  • естественнонаучная грамотность;

  • читательская грамотность;

  • финансовая грамотность;

  • глобальные компетенции;

  • креативное мышление.


Я хочу остановиться на формировании читательской грамотности как базового навыка функциональной грамотности на уроках иностранного языка потому что

Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности. Оно занимает одно из главных мест по использованию и важности, так как на основе чтения происходит и развитие продуктивных навыков - говорения и письма.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.

По степени глубины восприятия можно выделить следующие виды чтения:

- просмотровое;

- ознакомительное, подвидами которого являются поисковое (выборочное) и реферативное чтение (со сжатием информации);

- смысловое (критическое, изучающее) чтение – если требуется полное и точное понимание содержащейся в тексте информации.

Это значит , что одним из способом по формированию читательской грамотности является смысловое чтение.

Основными этапами работы с текстом при формировании читательской грамотности учащихся являются:

Предтекстовый (Pre-reading).

Текстовый (While-reading).

Послетекстовый (Post-reading).



1. Предтекстовый (Pre-reading)

Предтекстовые задания нацелены на постановку чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению.

Можно выделить следующие группы упражнений:

1. Упражнения на соотнесение слова с темой

- Распределите слова по группам.

- Заполните пропуски в предложении одним из указанных слов.

- В каждой группе слов найдите одно с наиболее общим значением.

- Каждой группе слов найдите одно, не принадлежащее по значению к этой группе.

- Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического ряда.

2. Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста.

- Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему.

- Запишите ключевое слово заголовка и составьте схему, заполняя её ассоциациями.

- Взгляните на фотографию и выберите из списка слов те, которые подходят для описания ситуации, изображённой на ней.

- Ознакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями (которые даны с переводом) и, не читая текст, скажите, о чём может идти в нём речь.

3. Упражнения в работе с заглавием текста.

- Прочитайте заглавие и скажите, о чём (о ком), по-вашему, мнению, будет идти речь в тексте.

- Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы.

Приемы смыслового чтения
1. «Глоссарий» (дается список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом. Закончив чтения текста, возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте)

2. «Ориентиры предвосхищения»

3. «Предваряющие вопросы» (предлагается просмотреть текст быстро (просмотровое чтение) и ответить на вопрос, которые даны в заголовке или перед текстом).

4. «Рассечения вопросов». (предлагается прочитать заглавие текста и разделить его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?).

5. «Кластер» («гроздь»). Карта памяти (“Mind-Map”)

6. «Прогноз и впечатления». (попытка спрогнозировать содержание текса, просмотрев иллюстрации, по заголовку, знакомясь с новой лексикой урока. Учащиеся высказывают свои предположения о теме и содержании текста).

7. «Мозговой штурм»

8. «Ассоциации и предположения»

1)     Прочтите заголовок. Какие ассоциации возникают после прочтения заголовка данного текста?

2)     О чем, по-вашему мнению, этот текст?

3) Посмотрите на рисунок (схему), скажите, о чем пойдет речь?

«Кластер» Он служит своеобразным планом. Для наших детей, которые частенько совсем не работают дома, он хорош для первого предъявления изученного или прочитанного материала.

"Глоссарий"

Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом.

После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте.

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.


2. Текстовые (While-reading) задания

Направлены на понимание текста и формирование его интерпретации у читающего, размышление во время чтения о том, что и как читает обучающийся и насколько хорошо понимает прочитанное.

На данном этапе учитель может предложить учащимся следующие задания:

Прочитайте текст и дайте ему заголовок;

- Подберите подходящий заголовок к каждому из текстов (абзацев).

- Подтвердите правильность или ложность утверждений, либо выявить, что в тексте не упомянуто.

- Найдите соответствия.

- Найдите и прочитайте описание внешности, места события, иллюстрации, отношения кого-либо к чему-либо.

- Расставьте утверждения (абзацы) в правильном порядке.

- Прочитайте письмо, заменяя картинки словами.

- Найди рифму.

- Догадайтесь о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте.

- Прочитайте информацию о двух городах Великобритании и найдите то, что объединяет их.

- Восполните недостающую информацию.

- Во время чтения текста заполните таблицу.

- Соотнесите мини-тексты с картинками.

- Прочитайте электронное письмо и выпишите в первый столбик все правильные глаголы, во второй – неправильные глаголы .

- Прочитайте текст, посмотрите на картинку и скажите, в чем художник ошибся.

- Прочитайте текст и закончите предложения.

- Дополните незаконченные предложения одним из данных вариантов.

- Прочитайте текст и найдите в каждой части по одному предложению, передающему основную мысль этой части.

- Прочитайте текст и перечислите вопросы, освещаемые в нем.

- Прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования;

- Прочтите вслух все глаголы, передающие динамику повествования;

- Выберите из данного абзаца прилагательные и наречия, которые служат для описания


Приемы смыслового чтения на данном этапе

«Мозаика»,

«Пазлы»,

«Реставрация текста»

«Кластер»

«Диаграмма Венна»

«Рифмы»

«Чтение с остановками»

«Найди ошибку»


3. Послетекстовые (Post-reading) задания


Необходимы для проверки понимания прочитанного и служат средством контроля формирования умений смыслового чтения и возможным использованием полученной информации в будущем.

На этом этапе учитель может предложить учащимся следующие задания:

- Что нового вы узнали из прочитанного текста.

- Выскажите свое мнение по поводу прочитанного.

- Составьте план текста, выделив его основные мысли.

- Перескажите/кратко изложите содержание текста.

- Расскажите текст от лица главного героя.

- Предложите, как будут развиваться события во второй главе следующей части текста.

- Прочитайте электронное сообщение от друга по переписке и ответьте ему.

- Составьте синквейн.


Приемы смыслового чтения

«Синквейн»

 «Угадай слова»

«Поиск грамматических форм и конструкций»

«Найди ошибку»

«Текст с пропущенными словами»

«Логический/хронологический порядок»

«Правильно/неправильно/не дано»

«Ответы на вопросы»

«Изменение временной формы»

«Cloze»  «Синквейн»

 «Придумай концовку текста»

Учащиеся читают текст только до развязки действия и должны предположить, о чем дальше идет речь. Затем все идеи сравниваются с оригинальным продолжением текста.

"Синквейн"

 «Cloze» 

Используется для работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущены некоторые слова или информация. Задача учащихся восстановить деформированный текст и подобрать пропущенные по смыслу слова исходя из контекста. Этот прием может быть использован только для развития умения чтения с полным пониманием информации, т.к. заполнение пропусков невозможно без понимания всех перечисленных в тексте деталей.

«Люкентекст»(текст с пропусками)


Закончить своё выступление я хотела бы словами римского философа Сенека «Не для школы, а для жизни учимся. А разве может быть по-другому? Применяя задания на формирование читательской грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности. И как итог - выпускник востребован в жизни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!