СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной целью мастер-класса является демонстрация приемов работы стекстом на деятельностной основе.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроках английского языка»

Мастер-класс учителя английского языка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 59» г. Курска Питиной А.Ю.

Тема: «Формирование читательской грамотности на уроках английского языка»



Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках английского языка

Задачи:

- продемонстрировать коллегам методы и приемы работы с текстом;

- прокомментировать эффективность применения данных методов и приемов;

- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).



«Как хорошо уметь читать…»

Каждый из нас в детстве повторял за мамой этот детский стишок. А, будучи взрослыми, мы учили его уже со своими детьми, пытаясь с самого раннего детства привить им интерес и любовь к чтению. В начальной школе на вопрос «Сan you read?» наши ученики с радостью отвечали «Yes, I can».

3 декабря 2019 года были официально объявлены результаты международного исследования PISA-2018 (Programme  for International Student Assessment - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), согласно которому у российских школьников показатель читательской грамотности ниже среднего из стран-участниц PISA.

Конечно же, это вызывает большую тревогу у педагогов и необходимость менять что-то в своих подходах к обучению этому виду деятельности.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.  

(Из материалов исследования ПИЗА)

слайд

Не новость, что  между большинством из нас и детьми, которых мы обучаем, существует значительная возрастная разница, мы принадлежим к разным поколениям, мы по-разному смотрим на мир. 

Знаете ли вы, что то поколение детей, с которым мы работаем уже на протяжении нескольких лет и еще будем работать не один год, называется «Поколение Z» или иначе их называют — «Центениалы». Что  это значит? Необходимо отметить, что одним из первых ученых, который начал исследовать определенные расхождения между поколениями, предложив конкретную характеристику и интерпретацию их представителей, был австралийский учёный Мак Криндел.

Например, я, родившаяся в 1975 году, согласно его учению, принадлежу к поколению Х (к этому поколению относятся и те, кто родился между 1965-82 годами). Не будем долго останавливаться на его характеристиках, если вкратце, то мы недостаточно доверяем руководству, политически равнодушны, неоднозначно относимся к наличию высшего образования, но мы привыкли читать, у нас повышенные академические требования к себе и к другим.

А «Поколение Z»? Я предлагаю вам самостоятельно в группах вывести определение, используя навык работы со сплошным текстом. 2.30

Поколение Z — это поколение, которое легко ориентируется в современном мире, открыто современным технологиям и требующее новых методов при обучении иностранному языку.
Generation Z is a generation that is easily oriented in the modern world, is open to modern technologies and requires new methods when teaching a foreign language.

задание 1

Поколение Z — это поколение, которое ___________ ориентируется в современном ___________, открыто ___________ технологиям и требующее _______ методов при обучении _____________ языку.


Generation Z _____ a _____________ that is easily oriented in the_________ world, is open to modern technologies and requires new _________ when teaching a foreign ___________.



 



А кто то же такие «Центениалы»?  Это дети, которые родились в эпоху интернета, ориентировочно с 1996 по 2010 год. Они не представляют, как прожить без гаджетов, и часто не делят мир на реальный и цифровой, технологии у них «в крови». То, что предыдущие поколения называли «новыми технологиями» или «технологиями будущего», для поколения Z — это уже их настоящее. Это их мир, в котором они себя чувствуют часто гораздо проще, чем мы с вами. Это – цифровое поколение. Они предпочитают виртуальное общение (ВК, Инстаграм, Твиттер, Телеграмм, Ютьюб т. д.), очень активны в сети, но немногословны в реальной жизни, нередко  асоциальны, полны противоречий, т.к. есть проблемы с самоидентификацией (в связи с контрастной жизнью в сети и в реальной жизни, они не могут понять себя, кто они и что из себя представляют). Большинство детей находятся под гиперопекой (со стороны родителей), от которой они стараются уйти, но не выходя из дома, а погружаясь в интернет-пространство.

Дети поколения Z живут также на сверхскорости, как и интернет. С той скоростью, с которой они пролистывают новостные ленты в соцсетях, с такой же скоростью они и воспринимают любую информацию извне. Они сканируют тексты на большой скорости и на уроках, не вдаваясь в детали прочитанного, без глубины понимания текста, у них потеряны навыки вдумчивого чтения.

Память поколения Z – это 8 секунд и 25 слов, это непроизвольное внимание. Если им становится скучно и неинтересно, либо текст большой по объему, они перестают воспринимать информацию, а тем более пересказывать ее. Обладая клиповым мышлением, они лучше воспринимают вспышками информацию, хорошо воспринимают частую смену деятельности. Дети интернета в отличие от предыдущих поколений лучше выполняют письменные работы, чем устные, так как они достаточно немногословны, у них недостаточно развита коммуникация, они больше пишут в соцсетях, чем озвучивают свои мысли вслух.

Однако навыки грамотного чтения совершенно необходимы для успешной адаптации в современном обществе. Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно не многие, возможность читать на иностранном языке – практически все.     



Что вы думаете о чтении? Используя технологию Mind-map, составьте интеллектуальную карту по теме «Чтение». Воспользуйтесь инструкцией по составлению карты.

работа групп

1.Для того, чтобы создать интеллект – карту, нам необходимы белый лист бумаги формата А4 или А3, разноцветные фломастеры, карандаши или маркеры.

2. Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. Это может быть рисунок, вырезки из старых журналов, чужие рисунки и т.д.Главное проявить фантазию.

3. От центрального образа отводим ветви и записываем не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова. Их должно быть немного, чтобы они не складывались в законченное предложение. Информация, поданная в виде ключевых слов, связанных наглядно друг с другом, заставляет мозг работать максимально быстро. Когда вы читаете лишь ключевые слова, у вас появляется чувство незавершенности, что вызывает множество новых ассоциаций, продолжающих интеллект-карту.

4. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей делаем их потолще. Пишем печатными буквами. Особое внимание обращаем на использование цветов ( не менее трех).

5.От толстых ветвей рисуем более тонкие ветви, уточняющие основные мысли. Ассоциации, которые, как известно очень способствуют запоминанию, могут

подкрепляться символическими рисунками. Количество тонких веточек не ограничено — их может быть столько, сколько идей возникает. Чем больше разветвлений, тем меньше шрифт!

6. Связывайте мысли! Использование связующих ветвей (или соединительных стрелок) помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ.

7. Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше — не больше 5–7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.

8. Все появляющиеся новые ассоциации относите в дальнейшие ветки карты или заносите в комментарии вокруг объектов карты (топиков), которые при бумажном написании удобно делать на стикерах.

9. Используйте группировку для обозначения односмысловых групп.

10. Иногда вы понимаете, что необходимо добавить еще, например, две ветки, но никак не можете сформулировать их название. В таком случае рекомендуется проводить ветки и оставлять их пустыми. В этот момент у вас сформируется незавершенное действие, и мозг станет сверхмотивированным, для того чтобы заполнить эти ветви и предложить необходимые идеи.



Хотите ли вы знать, что говорили известные люди о книгах и о пользе чтения? Я предлагаю вам найти русские эквиваленты английским высказываниям .

работа групп

Some books leave us free, and some books make us free. Emerson Одни книги оставляют нас свободными от мыслей, другие - делают нас свободными людьми. Эмерсон

A room without books is like a body without a soul. Cicero Комната без книг подобна телу без души.

The best way to become acquainted with a subject is to write a book about it. - Лучший способ познакомиться с предметом, это написать о нём книгу. Бенджамин Дизраэли

The reading of all good books is like conversation with the finest men of past centuries. - Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен. Рене Декарт

The man who doesn't read good books has no advantage over the man who can't read them. - Человек, который не читает хорошие книги, не имеет преимуществ перед человеком, который не может прочитать их. Марк Твен



Выделяют три группы читательских умений:

- Ориентация в содержании текста

- Преобразование и интерпретация текста

- Оценка информации


Ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.). 


Ориентация в содержании текста (умение определять гланую тему, общую цель или назначение текста; выбирать текста или придумать заголовок; формулировать тезис, поражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в текст; находить в тексте требуемую информации и т.п.). 


Преобразование и интерпретация текста (умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.). 

Оценка информации (откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.). 



Этапы работы с текстом и задания на каждом этапе.

Предтекстовый этап предполагает:

- создание необходимого уровня мотивации

- определение речевой задачи для первого прочтения

- сокращение уровня языковых и речевых трудностей



Текстовый этап:

Цели текстового этапа:    проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений;

продолжить формирование соответствующих навыков и умений


Цели послетекстового этапа:   Использовать ситуацию текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля   умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности.

Учащиеся старших классов с удовольствием выполняют такие задания как

«Questions to the characters»:  Учащиеся  придумывают вопросык героям прочитанного ими на уроке отрывка из произведения. По-очереди студенты играют роль одного из персонажей, остальные задают персонажу свои вопросы, «персонажи» отвечают на эти, используя изученную лексику.

«Make up riddles»: Ученики  придумывают загадки на английском языке по прочитанному

Заключение

Таким образом, прорабатывая текст, используя наибольшее количество упражнений, можно смело утверждать, что чтение текстов на иностранном языке в огромной мере способствует расширению лексического запаса, умению понимать значения незнакомых слов из контекста, закреплению различных разделов грамматики, совершенствованию речевых навыков.

Кроме того, нельзя отрицать и воспитательный характер чтения: чтение повышает культуру человека, заставляя его задуматься над различными проблемами и аспектами нашей жизни.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!