СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности на уроках литературы(Бородино)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроках литературы(Бородино)»


ФИО


Место работы


Предмет Литература


1. Тема (содержательная единица вашего предмета).

М.Ю. Лермонтов «Бородино»: проблематика и поэтика.


2. Предметные результаты (задачи)

1.Освоение содержания произведения,

2.умение работать с текстом, анализировать его на разных уровнях: понятийном, лексическом, фонетическом, синтаксическом.

3.Умение работать со словарями: толковым.

3. Комплекс текстов (составной текст)


Текст №1

Михаил Лермонтов Бородино

 

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

 

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

 

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

 

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

 

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

 

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

 

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

 

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

 

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

 

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

 

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

 

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

 

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

 

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

 


Текст № 2 Историческая справка.

 

Бородино

Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями - произошло 7 сентября (26 августа) 1812 года у села Бородино (в 124 километрах западнее Москвы). После оставления Смоленска русская армия отходила к Москве. 3 сентября (22 августа) она расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где М.И.Кутузов решил дать армии Наполеона решительное сражение.

К началу сражения в русской армии было 120 тысяч человек и 640 орудий. Французская армия насчитывала 130-135 тысяч человек и 587 орудий.

Штаб Кутузова размещался в деревне Татариново, а сам Главнокомандующий - в деревне Горки. На правом крыле и в центре Кутузов сосредоточил 4 пехотных корпуса из семи, 3 кавалерийских корпуса и казачий корпус Платова.

Наполеон предполагал нанести фронтальный удар по русским позициям основной частью своих войск (86 тыс.чел.) с целью прорвать оборону в направлении дер.Семеновское, выйти в тыл русской армии и, прижав ее к Москве-реке, уничтожить.

Ожесточенный бой 24 августа (5 сентября) за Шевардинский редут позволил М.И. Кутузову разгадать замысел противника и перед сражением усилить армию П.И.Багратиона.

В течение 6 сентября (25 августа) обе стороны производили последние приготовления к сражению.

Бородинское сражение началось на рассвете 7 сентября (26 августа) артиллерийской канонадой с обеих сторон. Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского, которыми французам удалось овладеть ценой больших потерь. Но развить успех Наполеон не смог и отвел войска на исходные позиции.

Армия Наполеона потеряла убитыми и ранеными свыше 50 тысяч человек. Потери русской армии достигали 44 тысяч человек.

О результатах Бородинского сражения Кутузов доносил Александру I: "Баталия, 26-го числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришел нас атаковать".

"Битвой гигантов" назвал это сражение Наполеон. Позже, находясь в изгнании, поверженный французский император признал, что из 50 сражений, им данных, "в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми." И до сих пор Бородино для русских - символ величия народного духа и предмет национальной гордости...



Текст №3

Словарь

недаром – не без причины
нынешнее племя – современники
доля – судьба
досадно – жаль, обидно 
ворчали старика – выражали недовольство
чужие изорвать мундиры – уничтожить врага
ушки на макушке – повышенное внимание
ликовать – радоваться, выражать восторг
лихость – удаль
поведать – рассказать
постоять головою – отдать жизнь в бою
поле грозной сечи – поле боя


Текст №4 Иллюстрация к стихотворению






3. Комментарий о том, как связаны тексты.

Текст №1-текст стихотворения

Текст №2-историческая справка, где можно найти информацию о отечественной войне.

Текст №3-словарь. Толкование устаревших слов.

Текст №4-иллюстрация к стихотворению. (для выполнения задания 2)



4. Задания на разные группы читательских умений к составному тексту (не менее 7 заданий/вопросов)



Задание 1.

Группа читательских умений

Формируемые умения

Задание

Модельный ответ

Находить и извлекать информацию

Способность найти в тексте одну или несколько единиц информации, изложенной в явном виде.

Какому историческому событию посвящено это стихотворение?


О войне 1812 года, о Бородинском сражении



Задание 2.

Группа читательских умений

Формируемые умения

Задание

Модельный ответ

Находить и извлекать информацию

Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.

Кто главный герой этого стихотворения? Опишите этого героя, используя примеры из поэтического текста.


Старый воин-артиллерист, он имел дело с пушками, на груди – ордена, он был ранен, на лице - шрамы. Он очень горд за себя и за своих товарищей


Задание 3.

Группа читательских умений

Формируемые умения

Задание

Модельный ответ

Интегрировать и интерпретировать информацию.

Находить и связывать единицы информации, содержащейся в самых глубинных слоях текста.

Какие качества, на ваш взгляд, проявили солдаты на поле боя?

Подтвердите строчками стихотворения








а) решительность

«Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?» (3 строфа);

б) патриотизм

«Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);

в) воинское братство, гордость:

«Умрём же под Москвой…

Как наши братья умирали…» (9 строфа)

в) готовность сложить голову за Родину на поле брани:

«И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой»

г) мужество, смелость:

«Вам не видать таких сражений…» (11 строфа);




Задание 4.

Группа читательских умений

Формируемые умения

Задание

Модельный ответ

Интегрировать и интерпретировать информацию.

Понимать факто логическую информацию(сюжет, последовательность событий)

Перед вами два плана: простой и цитатный. Некоторые пункты плана пропущены. Восстановите их, пользуясь текстом стихотворения М. Лермонтова «Бородино».


Простой план.

3.Ожидание боя.

6.Описание бородинского сражения.

7.Поле боя после сражения.

Цитатный план.

2. «И вот нашли большое поле…»

4.Прилег вздремнуть я у лафета…»

5. «И умереть мы обещали…»



Задание 5.

Группа читательских умений

Формируемые умения

Задание

Модельный ответ

Интегрировать и интерпретировать информацию.

Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста.

Соотнесите название военного термина, встречающегося в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино», с описанием его значения (см. материал для справок):

(1) Булат; (2) редут; (3) бивак; (4) картечь; (5) драгун; (6) кивер; (7) лафет.

Материал для справок: (А) артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии; (Б) станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия; (В) старинная, твердая и упругая, с узорчатой поверхностью сталь для клинков; (Г) высокий круглый военный головной убор из твердой кожи; (Д) полевое укрепление; (Е) в царской армии - военный некоторых частей кавалерии; (Ж) стоянка войска под открытым небом.


1-в

2-д

3-ж

4-а

5-е

6-г

7-б

Задание 6.

Группа читательских умений

Формируемые умения

Задание

Модельный ответ

Осмысливать и оценивать содержание и форму текста.

Приметь информацию, полученную из текста для решения новых учебно-позновательных задач с привлечением фоновых знаний.

На героя каких произведений устного народного творчества похож старый солдат?

На героев русских былин Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича. Он даже горюет о старых временах, когда были совсем другие люди: «богатыри – не вы!»



Задание 7.

Группа читательских умений

Формируемые умения

Задание

Модельный ответ

Осмысливать и оценивать содержание и форму текста.

Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу , обсуждаемому в тексте.

В стихотворении Лермонтова звучит тема патриотизма. А что значит в наше время «быть патриотом»? 


Автор – патриот, человек, безгранично любящий свою Родину, свой народ, беспокоящийся за её судьбу.



(уУчиться,  работать, служить  в армии.

«Страна сильна, если сильна её армия».

Конституция РФ - «служба в армии является почётной обязанностью каждого

молодого человека».

 От того, насколько наше молодое поколение  будет похоже на героев тех

далёких времён, насколько дорога будет им наша Родина, будет зависеть

будущее нашей страны, её мощь и благополучие. Именно эту мысль хотел

донести до будущих поколений  М. Ю. Лермонтов.

Быть патриотом – значит уважать свой народ и не подменять ценности.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!