СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы Подготовила: Легенкина М.В., учитель русского языка и литературы

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Подготовила: Легенкина М.В.,

учитель русского языка и литературы

 Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К. Д. Ушинский

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.

К. Д. Ушинский

Читательская грамотность  – это первая ступень в функциональной грамотности . Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт .

Читательская грамотность

это первая ступень в функциональной грамотности .

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт .

Что такое читательская грамотность?   Читательская грамотность  - способность человека  понимать и  использовать  письменные  тексты , размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы  достигать своих целей , расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Что такое читательская грамотность?

Читательская грамотность

- способность человека

понимать и использовать письменные тексты , размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей , расширять свои знания и возможности, участвовать

в социальной жизни.

Чтобы сформировать читательскую грамотность у учащихся, учитель должен освоить технологию конструирования заданий к разным видам текстов. Должен научиться составлять вопросы и задания, чтобы учащиеся смогли проявить следующие УУД : · выделять главную мысль всего текста или его частей; · понимать информацию, содержащуюся в тексте; · преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования; ·применять информацию из текста в изменённой ситуации; ·критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации

Чтобы сформировать читательскую грамотность у учащихся, учитель должен освоить технологию конструирования заданий к разным видам текстов. Должен научиться составлять вопросы и задания, чтобы учащиеся смогли проявить следующие УУД :

· выделять главную мысль всего текста или его частей;

· понимать информацию, содержащуюся в тексте;

· преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;

·применять информацию из текста в изменённой ситуации;

·критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации

Приёмы работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности

Приёмы работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности

«Маркировка»  («Инсерт») (это выделение цветом основной мысли, ключевых слов)

«Маркировка»  («Инсерт»)

(это выделение цветом основной мысли, ключевых слов)

«Реставрация текста»  (перепутать предложения и попросить учащихся восстановить текст или можно предложить использовать схемы для восстановления текста)

«Реставрация текста»

(перепутать предложения и попросить учащихся восстановить текст или можно предложить использовать схемы для восстановления текста)

 «Письмо с дырками (пробелами)» Рекомендуется для формирования читательского умения находить и толковать информацию текста. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.  Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс) 1) Имя существительное обозначает… • Отвечает на вопросы… • Начальная форма имени существительного - … падеж…числа. 2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки: • … или …. • … или … • Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению. • Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:…. • Существительные изменяются по … и … . 3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .

«Письмо с дырками (пробелами)»

Рекомендуется для формирования читательского умения находить и толковать информацию текста. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного.

Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)

1) Имя существительное обозначает…

• Отвечает на вопросы…

• Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.

2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:

• … или ….

• … или …

• Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.

• Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….

• Существительные изменяются по … и … .

3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .

«Кластер» Позволяет систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Прием позволяет визуализировать ключевые понятия текста, структурировать его.

«Кластер»

Позволяет систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Прием позволяет визуализировать ключевые понятия текста, структурировать его.

«Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

«Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

 «Лови ошибку». Целью данного приема является формирование умений читать вдумчиво, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации или находить ошибки разных типов.   Учитель подготавливает текст, содержащий ошибки, и предлагает учащимся выявить их. Ребята анализируют предложенный текст, исправляют неверное, аргументируют свои выводы. За всё бирется, да не все удоется. Одной рукой собирай, а другой раздовай! Малая искра города поджегает, а сама прежде всех помирает. Одной рукой поганяет, а другою слезы утерает. С камня лыка не надирешь. Добрые умерают, да дела их живут. По росту и одежку подбирай.

«Лови ошибку».

Целью данного приема является формирование умений читать вдумчиво, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации или находить ошибки разных типов.

  Учитель подготавливает текст, содержащий ошибки, и предлагает учащимся выявить их. Ребята анализируют предложенный текст, исправляют неверное, аргументируют свои выводы.

За всё бирется, да не все удоется. Одной рукой собирай, а другой раздовай! Малая искра города поджегает, а сама прежде всех помирает. Одной рукой поганяет, а другою слезы утерает. С камня лыка не надирешь. Добрые умерают, да дела их живут. По росту и одежку подбирай.

«Перепутанные логические цепочки»   Написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно. «Лингвистические сказки» Сказка о корнях –ГОР- и –ГАР-. Проблемный вопрос : При каком условии происходит чередование корней –ГОР- и –ГАР-? Жила-была в стране Русского языка Грамматика. Строгая была и умная. Прислуживали ей два пажа — ГОР и ГАР. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга. И вот однажды царица собрала Совет. Явились Гласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Царица говорит: «Помогите мне: научите, как различать моих пажей. Кто поможет, тот будет награжден». Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло и остановилось над ГАР. Да так и осталось навсегда. С тех пор, как увидит царица над корнем Ударение, то уже знает, что это паж ГАР, а без ударения — ГОР.

«Перепутанные логические цепочки»

Написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.

«Лингвистические сказки»

Сказка о корнях –ГОР- и –ГАР-.

Проблемный вопрос : При каком условии происходит чередование корней –ГОР- и –ГАР-?

Жила-была в стране Русского языка Грамматика. Строгая была и умная. Прислуживали ей два пажа — ГОР и ГАР. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга.

И вот однажды царица собрала Совет. Явились Гласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Царица говорит: «Помогите мне: научите, как различать моих пажей. Кто поможет, тот будет награжден». Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло и остановилось над ГАР. Да так и осталось навсегда.

С тех пор, как увидит царица над корнем Ударение, то уже знает, что это паж ГАР, а без ударения — ГОР.

«Верите ли вы, что…»   Способствует вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним.   Например: - Пушкин родился до Отечественной войны 1812 года в Санкт – Петербурге. - Получил образование в Царскосельском Лицее. - Служил секретарём в суде. -Написал поэму «Бородино». -Погиб от тяжелой раны, полученной на дуэли.   Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большим вниманием читать .

«Верите ли вы, что…»

Способствует вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. 

Например:

- Пушкин родился до Отечественной войны 1812 года в Санкт – Петербурге.

- Получил образование в Царскосельском Лицее.

- Служил секретарём в суде.

-Написал поэму «Бородино».

-Погиб от тяжелой раны, полученной на дуэли.

Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большим вниманием читать .

«Верные-неверные утверждения» Прием можно применять как при постановке проблемы: дать предложения, чтобы ученики нашли ответы в материале параграфа, так и при контроле: проверить внимательность чтения на сюжетном и детальном уровнях. На уроках литературы такой прием особенно удобен при проверке текстов большого объема. Главного героя романа Тургенева «Отцы и дети» звали Евгений Александрович Базаров (нет). Действие романа происходит до отмены крепостного права (да). Аркадий был единственным ребенком Николая Петровича (нет). Анна Сергеевна Одинцова была вдовой (да). Базаров умер от тифа (да).

«Верные-неверные утверждения»

Прием можно применять как при постановке проблемы: дать предложения, чтобы ученики нашли ответы в материале параграфа, так и при контроле: проверить внимательность чтения на сюжетном и детальном уровнях. На уроках литературы такой прием особенно удобен при проверке текстов большого объема.

Главного героя романа Тургенева «Отцы и дети» звали Евгений Александрович Базаров (нет).

Действие романа происходит до отмены крепостного права (да).

Аркадий был единственным ребенком Николая Петровича (нет).

Анна Сергеевна Одинцова была вдовой (да).

Базаров умер от тифа (да).

«Концептуальная таблица» или «Сводная таблица» Помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Одна колонка называется «линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. Урок «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого (5 кл.) Сравнение героев 1.Встреча Жилин Костылин 2.Поведение в плену 3.Побег(первый)

«Концептуальная таблица» или «Сводная таблица»

Помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Одна колонка называется «линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты.

Урок «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого (5 кл.)

Сравнение героев

1.Встреча

Жилин

Костылин

2.Поведение в плену

3.Побег(первый)

«Сюжетная таблица» Суть работы с этой таблицей заключается в том, что ребенок, читая текст, делает пометки, отвечает на вопросы, создавая “скелет” текста:  Кто? Что? Когда? Где? Почему? Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.

«Сюжетная таблица»

Суть работы с этой таблицей заключается в том, что ребенок, читая текст, делает пометки, отвечает на вопросы, создавая “скелет” текста:

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.

Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности поможет учащимся научиться работать с разными видами текстов: быстро извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и использовать полученную информацию в социальной жизни. Читательская грамотность влияет на освоение обучающимися основной образовательной программы на уровнях начального, основного и среднего общего образования, а также способствует успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.  

Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности поможет учащимся научиться работать с разными видами текстов: быстро извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и использовать полученную информацию в социальной жизни. Читательская грамотность влияет на освоение обучающимися основной образовательной программы на уровнях начального, основного и среднего общего образования, а также способствует успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.  

 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!