СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности обучающихся. (Из опыта работы учителя русского языка и литературы Верещагиной Зои Анатольевны, МБОУ «СШ № 11» г.Ачинска)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация - это опыт моей работы, представленный на фестивале "Методическая мозаика". Видео-материал находится на ютуб-канале. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности обучающихся. (Из опыта работы учителя русского языка и литературы Верещагиной Зои Анатольевны, МБОУ «СШ № 11» г.Ачинска)»

Формирование читательской грамотности обучающихся.   ( Из опыта работы учителя русского языка и литературы Верещагиной Зои Анатольевны, МБОУ «СШ № 11» г.Ачинска)

Формирование читательской грамотности обучающихся. ( Из опыта работы учителя русского языка и литературы Верещагиной Зои Анатольевны, МБОУ «СШ № 11» г.Ачинска)

Уметь читать в широком смысле этого слова - значит

Уметь читать в широком смысле этого слова - значит "… извлечь из мёртвой буквы живой смысл. Читать - это ещё ничего не значит: что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное.”

К.Д.Ушинский

 Немного теории… «Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных , учебно – практических задач и в повседневной жизни » В исследованиях PIRLS - «способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, определяемых обществом и/ или ценных для индивида… » В исследованиях PISA - «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того , чтобы достигать своих целей , расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни »

Немного теории…

«Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных , учебно – практических задач и в повседневной жизни »

В исследованиях PIRLS - «способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, определяемых обществом и/ или ценных для индивида… »

В исследованиях PISA - «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того , чтобы достигать своих целей , расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни »

Что такое читательская грамотность? Опора на внетекстовое задание Опора на текст Найти извлечь информацию Осмыслить, оценить текст Интегрировать, интерпретировать информацию Содержание текста Форма текста

Что такое читательская грамотность?

Опора на внетекстовое

задание

Опора на текст

Найти извлечь информацию

Осмыслить, оценить

текст

Интегрировать, интерпретировать информацию

Содержание текста

Форма текста

Уровни читательской грамотности Низкий Средний Высокий понимание и оценивание сообщений художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы речевого и житейского опыта и знаний учащихся невозможное принятие учащимися использование письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования понимание текстов характерное для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения с целью вычитывать сообщения

Уровни читательской грамотности

Низкий

Средний

Высокий

понимание и оценивание сообщений художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы речевого и житейского опыта и знаний учащихся

невозможное принятие

учащимися использование письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях

и знаниях для самообразования

понимание текстов характерное для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения с целью вычитывать сообщения

Основные виды коммуникативной деятельности: Слушание Говорение Чтение Письмо Виды чтения (в зависимости от цели): Просмотровое (общее представление об информации + структура текста) Ознакомительное (беглое прочтение, как этап для изучающего) Изучающее (точное понимание текста, главной и второстепенной информации) Поисковое (умение находить элементы информации для выполнения конкретной задачи  1. Этап ориентировки (какая цель)  2. Этап планирования (исходя из целей, способ и вид чтения)  3. Этап исполнения (осуществление восприятия) 4. Этап контроля (самоанализ результатов)

Основные виды коммуникативной деятельности:

  • Слушание
  • Говорение
  • Чтение
  • Письмо

Виды чтения (в зависимости от цели):

  • Просмотровое (общее представление об информации + структура текста)
  • Ознакомительное (беглое прочтение, как этап для изучающего)
  • Изучающее (точное понимание текста, главной и второстепенной информации)
  • Поисковое (умение находить элементы информации для выполнения конкретной задачи

1. Этап ориентировки (какая цель)

2. Этап планирования (исходя из целей, способ и вид чтения)

3. Этап исполнения (осуществление восприятия)

4. Этап контроля (самоанализ результатов)

Индивидуальная письменная форма  Форма коллективной классной работы  Выражение своего читательского мнения  Становление ученика в авторскую позицию «Прочитывание» текста Толкование Интерпретация текста Обоснование своего мнения Подтверждение, «доказательство» текстом

Индивидуальная

письменная форма

Форма коллективной классной работы

  • Выражение своего читательского мнения
  • Становление ученика в авторскую позицию
  • «Прочитывание» текста
  • Толкование
  • Интерпретация текста
  • Обоснование своего мнения
  • Подтверждение, «доказательство» текстом
Как изучать произведение на уроке литературы и не скучать…

Как изучать произведение на уроке литературы и не скучать…

Катерина Внешний Внутренний Между поколениями «Гроза (конфликт) Любовный треугольник Пример кластера при изучении пьесы «Гроза» 10 класс.

Катерина

Внешний

Внутренний

Между поколениями

«Гроза

(конфликт)

Любовный треугольник

Пример кластера при изучении пьесы «Гроза» 10 класс.

Справедливая Сочувственная Одинокая Хозяйка Медной горы Обязательная Честная Грустная, Холодная Редко веселится

Справедливая

Сочувственная

Одинокая

Хозяйка

Медной

горы

Обязательная

Честная

Грустная,

Холодная

Редко веселится

Главнейшие функции технологии

Главнейшие функции технологии "Чтение с остановками" — заинтересовать ребенка книгой, развивать навыки осмысленного чтения. Технология охватывает все стадии урока: вызов, осмысление и рефлексия.

1. Стадия вызова: обсуждается только заглавие произведения и, возможно, эпиграф к уроку, который максимально приближен к теме текста

2. Стадия осмысление: чтение текста с остановками. Вопрос "Что из ваших предположений сбылось?" задается первым, а вопрос "Что будет дальше?" — последним.

3. Стадия рефлексия: финальная работа по тексту  проводится в виде эссе, творческой работы,  синквейна, даймонда и так далее.

Работа с текстом при изучении образов. Визуализация. Работа с разными видами переработки информации   11 класс

Диалог Аксиньи и Пантелея Прокофьевича

Пантелей Прокофьевич разгладил на прилавке развернутую штуку материи и, круто повернувшись, захромал к выходу. Он направился прямо домой. Шел, по-бычьи угнув голову, сжимая связку жилистых пальцев в кулак; заметней припадал на хромую ногу. Минуя астаховский двор, глянул через плетень: Аксинья нарядная, помолодевшая, покачиваясь в бедрах, шла в курень с порожним ведром.

— Эй, погоди-ка!..

Пантелей Прокофьевич чертом попер в калитку. Аксинья стала, поджидая его. Вошли в курень. Чисто выметенный земляной пол присыпан красноватой супесью, в переднем углу на лавке вынутые из печи пироги. Из горницы пахнет слежалой одеждой и почему-то — анисовыми яблоками.

Под ноги Пантелею Прокофьевичу подошел было поластиться рябой большеголовый кот. Сгорбил спину и дружески толкнулся о сапог. Пантелей Прокофьевич шваркнул его об лавку и, глядя Аксинье в брови, крикнул:

— Ты что ж это?.. А? Не остыл мужьин след, а ты уже хвост набок! Гришке я кровь спущу за это самое, а Степану твоему пропишу!.. Пущай знает!.. Ишь ты, курва, мало тебя били… Чтоб с нонешнего дня и ноги твоей на моем базу не ступало. Шашлы заводить с парнем, а Степан придет да мне же…

Аксинья, сузив глаза, слушала. И вдруг бесстыдно мотнула подолом, обдала Пантелея Прокофьевича запахом бабьих юбок и грудью пошла на него, кривляясь и скаля зубы.

— Ты что мне, свекор? А? Свекор?.. Ты что меня учишь? Иди свою толстозадую учи! На своем базу распоряжайся!.. Я тебя, дьявола хромого, культяпого, в упор не вижу!.. Иди отсель, не спужаешь!

— Погоди, дура!

— Нечего годить, тебе не родить!.. Ступай, откель пришел! А Гришку твоего, захочу — с костями съем и ответа держать не буду!.. Вот на! Выкуси! Ну, люб мне Гришка. Ну? Вдаришь, что ль?.. Мужу пропишешь?.. Пиши хучь наказному атаману, а Гришка мой! Мой! Мой! Владаю им и буду владать!..

Аксинья напирала на оробевшего Пантелея Прокофьевича грудью (билась она под узкой кофточкой, как стрепет в силке), жгла его полымем черных глаз, сыпала слова — одно другого страшней и бесстыжей. Пантелей Прокофьевич, подрагивая бровями, отступал к выходу, нащупал поставленный в углу костыль, и махая рукой, задом отворил дверь. Аксинья вытесняла его из сенцев, задыхаясь, выкрикивала, бесновалась:

— За всю жизнь за горькую отлюблю!.. А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!

Пантелей Прокофьевич, что-то булькая себе в бороду, зачикилял к дому.

  • Проанализировать эпизод, выявить и сформулировать черты характера героини.

Применяется метод поискового чтения

Чтоб хорошо понять стихотворение, проникнутся смыслов, уловить все нотки лиризма, нужно знать и самого автора, его натуру, чувства, привычки, интересы. Кто же такой А.К.Толстой, каким он был? Расскажет справочный лист, который лежит у вас на столах. Прочитав справочный материал, составьте литературную визитку автору: кратко расскажите о нем, (работа с материалом) Ученики работают с текстом биографии, выбирают интересную информацию, составляют связный текст не более 5-7 предложений на заданную тему. В работе применяется метод сжатия текста, выбор информации. Работа по анализу стихотворения требует внимательного чтения, например, пункт 6 в плане анализа требует от ученика умение видеть и находить средства выразительности. В завершении анализа проводится рефлексия метод «Открытый микрофон» Алексей Константинович Толстой « Где гнутся над  омутом лозы урок-практикум в 6 классе
  • Чтоб хорошо понять стихотворение, проникнутся смыслов, уловить все нотки лиризма, нужно знать и самого автора, его натуру, чувства, привычки, интересы. Кто же такой А.К.Толстой, каким он был? Расскажет справочный лист, который лежит у вас на столах. Прочитав справочный материал, составьте литературную визитку автору: кратко расскажите о нем, (работа с материалом)
  • Ученики работают с текстом биографии, выбирают интересную информацию, составляют связный текст не более 5-7 предложений на заданную тему. В работе применяется метод сжатия текста, выбор информации. Работа по анализу стихотворения требует внимательного чтения, например, пункт 6 в плане анализа требует от ученика умение видеть и находить средства выразительности.
  • В завершении анализа проводится рефлексия метод «Открытый микрофон»

Алексей Константинович Толстой

« Где гнутся над

омутом лозы урок-практикум в 6 классе

На уроках русского языка при изучении нового материала используется метод поискового чтения. Например, найти все морфологические признаки части речи, не названные учителем при объяснении и добавить их в кластер, составляемый по теме урока. Такой прием помогает развить навык выделения смысловых единиц. Составить алгоритм применения правила на основе теоретического материала параграфа.

На уроках русского языка при изучении нового материала используется метод поискового чтения. Например, найти все морфологические признаки части речи, не названные учителем при объяснении и добавить их в кластер, составляемый по теме урока. Такой прием помогает развить навык выделения смысловых единиц. Составить алгоритм применения правила на основе теоретического материала параграфа.

Какие корни называют связанными? Сформулировать определение на основании текста. Корень — это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова. Сравним слова дом и домик: суффикс обозначает размер — «маленький», а корень — сам предмет. Бежать и прибежать: приставка обозначает «приближение», а корень — само действие.  Но так бывает не всегда.  Возьмем глаголы обуть и разуть. В них четко осознаются приставки об- и раз-, показатель инфинитива. Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется вне сочетания с приставками. Такие корни, которые употребляются лишь в сочетании с приставками или суффиксами, называют связанными , отличая их от «обычных» свободных корней.

Какие корни называют связанными? Сформулировать определение на основании текста.

Корень — это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова. Сравним слова дом и домик: суффикс обозначает размер — «маленький», а корень — сам предмет. Бежать и прибежать: приставка обозначает «приближение», а корень — само действие.

Но так бывает не всегда.

Возьмем глаголы обуть и разуть. В них четко осознаются приставки об- и раз-, показатель инфинитива. Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется вне сочетания с приставками. Такие корни, которые употребляются лишь в сочетании с приставками или суффиксами, называют связанными , отличая их от «обычных» свободных корней.

Приемы формирования читательской грамотности: Прием «Мозговой штурм» Прием «Написание творческой работы» Прием «Словарик» Прием «Чтение с остановками» Прием «Синквейн», «Даймонд» Прием «Кластер»

Приемы формирования читательской грамотности:

  • Прием «Мозговой штурм»
  • Прием «Написание творческой работы»
  • Прием «Словарик»
  • Прием «Чтение с остановками»
  • Прием «Синквейн», «Даймонд»
  • Прием «Кластер»
Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное. Федор Михайлович Достоевский

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

Федор Михайлович Достоевский


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!