Найманбаев Р.В.
Учитель самопознания КГУ «Общеобразовательная средняя школа им. И.М. Астафьева» отдела образования Шемонаихинского района»
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Формирование деонтологических качеств у будущих учителей в системе непрерывного профессионального образования обусловлено модернизацией профессионального образования в Республике Казахстан, предполагающая ее вхождение в Международное образовательное пространство, развитие многоуровневого образования, потребовавшие разработки новой парадигмы содержания профессионального образования, соответствующей высокому уровню фундаментальной теоретической и нравственно-мировоззренческой подготовки учителей.
В «Концепции модернизации казахстанского образования» подчеркивается необходимость в высокообразованных людях, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Деонтологическая готовность учителя представляет собой социально-педагогическое образование, формируемое в системе непрерывной профессионально-педагогической подготовки. По своей сущности она является результатом нравственно-ориентированной подготовки учителя через требования профессионально-педагогического долга и проявляется в поведении и профессиональной деятельности. Она предопределяется содержанием норм профессиональной этики, моральным императивом, нравственными идеалами, гуманистическими ценностями педагогической деятельности в полиэтническом социуме.
Концепция формирования деонтологической готовности учителя основывается на положениях:
а) о развитии, усилении и взаимосвязи теоретических профессиональных знаний и практических умений на основе их конъюгации с потребностями учителя в нравственно-практической деятельности и профессиональном поведении;
б) о расширении возможностей преемственности среднего, высшего и постдипломного профессионального образования и его влияния на процесс развития деонтологических качеств педагога, способствующих эффективному развитию их деонтологической готовности;
в) о формировании у учителей высшей формы деонтологической направленности личности, в структуру которой входят профессионализм, духовность, нравственность и их реализация в профессиональном поведении и профессиональной деятельности.
Концепция формирования деонтологической готовности учителя опирается на принципы сотрудничества преподавателей и студентов, совместная продуктивная деятельность, ориентация на формирование деонтологических качеств будущего учителя;
гуманитаризации образования, формирование у студентов деонтологического мышления, опирающегося на общечеловеческие ценности (совесть, любовь, толерантность);
вариативности обучения, возможность широкого выбора программ, реализуемых в процессе профессиональной подготовки, с учетом личностных способностей и интересов студентов;
единства и целостности культурологической, психолого-педагогической и специально деонтологической подготовки;
непрерывности деонтологического образования на этапах предпрофессиональной, профессиональной и постдипломной подготовки;
адаптивности деонтологического образования будущего педагога, характеризующаяся способностью учителя приспосабливаться к меняющимся социальным условиям и запросам рынка труда на основе сформированных у них в процессе профессиональной подготовки высоконравственных качеств и профессионального поведения. Структура деонтологической готовности учителя основывается на нравственно-мировоззренческих установках и включает в себя взаимосвязь аксиологических блоков:
интенциональный (направленность личности учителя к профессиональному поведению и духовно-нравственному самосовершенствованию); операционально-деятельностный («инструментарий» нравственно-практической и профессиональной деятельности);
идентификационный (духовные ценности, существующие как эго-сферы – «Я-концептуальное», «Я-этическое», «Я-идеологическое»).
Модель процесса формирования деонтологической готовности учителя в системе непрерывного образования выступает реальным механизмом социализирующей и нравственно-практической деятельности согласованного взаимодействия школы, педагогического колледжа, педагогического вуза и послевузовской подготовки, эффективность и содержательная реализация которой обеспечивается внедрением комплексных педагогических технологий, вариативных деонтологических программ, интерактивных процедур, тренингов и обусловлена высшей духовной формой направленности личности и профессионального поведения. Преемственность педагогического образования ориентирована на субъектно-деонтологическое развитие учителя, обеспечивается системным структурированием педагогических профессионально-этических знаний, единства фундаментализации деонтологической теории и нравственно-гуманистической практики учителя. Модель процесса формирования деонтологической готовности учителя в системе непрерывного образования представляет последовательность этапов:
а) функционально-целевой;
б) проблемно-содержательный;
в) деятельностно-технологический;
г) организационно-практический;
д) критериально-оценочный.
Система критериев оценка уровня деонтологической готовности учителя включает:
когнитивно-аксиологический критерий (наличие у учителя системы знаний о профессиональном долге, этике профессиональных взаимоотношений с различными субъектами педагогической деятельности; осознание учителем повышенной ответственности за последствия своей педагогической деятельности; осознание себя носителем деонтологической культуры; наличие системы нравственно-ориентированных знаний об особенностях педагогической деятельности с различными категориями объекта, о путях совершенствования деонтологической культуры и на этой основе построения индивидуальных планов и программ самосовершенствования); профессионально-поведенческий критерий (умение понимать мотивацию поступков субъектов педагогического процесса, устанавливать контакт на основе нравственно-гуманистических принципов педагогического взаимодействия, проявлять тактичность, толерантность, гуманизм; умение целенаправленно организовать общение; умение управлять собственным эмоциональным состоянием, корректировать речевые, эмоциональные, поведенческие реакции в трудных ситуациях профессиональной деятельности);
рефлексивный критерий (наличие у учителя системы знаний о способах практической рефлексии; владение `системой индивидуальных способов и приёмов самоанализа конкретных ситуаций профессионально-личностного взаимодействия с различными субъектами педагогической деятельности, прогнозирования последствий своих профессиональных действий).
Комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования деонтологической готовности учителя, включает в себя:
определение структурно-логических межпредметных связей учебных дисциплин, элективных курсов в части изучения содержания и технологии проявления и реализации деонтологической позиции учителя в профессиональной деятельности;
включенность студентов в активную деятельность по реализации их нравственно-профессиональных инициатив со специалистами-практиками баз практики и учеными;
максимальную деонтологизацию профессиональной подготовки учителя; педагогический мониторинг динамики развития деонтологической культуры; реализация учителями и педагогами на всех иерархических уровнях (допрофессиональный, вузовский и послевузовский уровни) технологий тьютерства, фисилитаторской деятельности и духовной практики; осуществление этнокультурного подхода, определяющего обеспечение качественно нового уровня развития межнационального общения в условия полиэтничесского социума, способы взаимодействия человека с представителями других культур, реализующие внутреннюю установку на принятие «Я другого»;
обоснованы педагогические условия непрерывного профессионального образования в единстве целевой, деятельностной, субъектной, содержательной, управленческой и организационной структур, включающая в себя такие уровневые подсистемы, как педкласс средней школы, педколледж, вуз и ИПК (институт повышения квалификации).
Профессиональная подготовка учителя в современных условиях не может в полном объеме решить задачу формирования деонтологической готовности как структурного компонента общей культуры личности педагога, в силу реально существующей «прерывности» профессионального образования. Смысл преемственности состоит в преобразовании школьника в студента, студента в учителя с глубокой деонтологической направленностью, стремящегося к постоянному профессионально-нравственному совершенствованию, разрешая, таким образом, противоречие между новой системой условий, требованиями обучения и исходными возможностями начинающих студентов. Принцип преемственности предполагает обогащение средств, форм и методов формирования деонтологической готовности, аккумулируя позитивные результаты на всех уровнях педагогического процесса.
Литература:
1.Левитан К.М. Педагогическая деонтология, Екатеринбург, 1999, С.8.
2.Кертаева Г.М. «Ұстаз қызметiндегi педагогикалық деонтология» Алматы 2002 г.
3.Словарь по этике. Под редакцией И.С.Кона. Москва, 1981