СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование детского коллектива

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации на тему "Формирвоание детского коллектива" выделеные основные формы и методы .

Просмотр содержимого документа
«Формирование детского коллектива»

государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение Уфимский многопрофильный профессиональный колледж        ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА  на тему     ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ           по программе подготовки специалистов среднего звена специальности  44.02.02 Начальное образование  выполнена Хаджимурадовой Азизой Алишеровной  студенткой группы 4 “Б”  очной формы обучения  Руководитель преподаватель Захарова Ирина Николаевна           Уфа 2018   

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Уфимский многопрофильный профессиональный колледж     ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему   ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ       по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 44.02.02 Начальное образование выполнена Хаджимурадовой Азизой Алишеровной студенткой группы 4 “Б” очной формы обучения Руководитель преподаватель Захарова Ирина Николаевна       Уфа 2018  

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 1.1 Анализ психолого – педагогической литературы по формированию детского коллектива. 1.2.Диагностика психологического климата млаших школьников в коллективе. 1.3.Методы и формы формирования детского коллектива в начальной школе. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    
  • СОДЕРЖАНИЕ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
  • 1.1 Анализ психолого – педагогической литературы по формированию детского коллектива.
  • 1.2.Диагностика психологического климата млаших школьников в коллективе.
  • 1.3.Методы и формы формирования детского коллектива в начальной школе.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  •  
  •  
При рассмотрении данной темы существуют определенные сложности, которые возникают из-за принципиальных различий мнений педагогов относительно понятия и структуры ученического коллектива. Коллективистические качества, формируемые в начальной школе необходимы всегда и именно это побудило нас к выбору данной темы. Объектом исследования  является процесс формирования классного коллектива в начальной школе.  Предметом исследования является педагогические условия формирования положительных коммуникативных умений работы в коллективе Цель исследования: теоретически обосновать методы и формы формирования основ коллективизма у младших школьников.
  • При рассмотрении данной темы существуют определенные сложности, которые возникают из-за принципиальных различий мнений педагогов относительно понятия и структуры ученического коллектива. Коллективистические качества, формируемые в начальной школе необходимы всегда и именно это побудило нас к выбору данной темы.
  • Объектом исследования  является процесс формирования классного коллектива в начальной школе.
  • Предметом исследования является педагогические условия формирования положительных коммуникативных умений работы в коллективе
  • Цель исследования: теоретически обосновать методы и формы формирования основ коллективизма у младших школьников.
Исходя из цели исследования, выдвигаем гипотезу: коллектив учащихся будет сплоченный при условии, если в нем организована целенаправленная, систематическая планомерная деятельность с использованием разнообразных форм и методов по теме исследования. Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность понятия коллектив и показать его влияние на развитие и воспитание детей младшего школьного возраста. 2. Изучить особенности развития личности младшего школьника. 3. Выявить условия и предложить методы и формы, способствующие формированию коллектива в начальной школе.
  • Исходя из цели исследования, выдвигаем гипотезу: коллектив учащихся будет сплоченный при условии, если в нем организована целенаправленная, систематическая планомерная деятельность с использованием разнообразных форм и методов по теме исследования.
  • Задачи исследования:
  • 1. Раскрыть сущность понятия коллектив и показать его влияние на развитие и воспитание детей младшего школьного возраста.
  • 2. Изучить особенности развития личности младшего школьника.
  • 3. Выявить условия и предложить методы и формы, способствующие формированию коллектива в начальной школе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 1.1. Анализ психолого – педагогической литературы по формированию детского коллектива.
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

1.1. Анализ психолого – педагогической литературы по формированию детского коллектива.

“ Коллекти́в” (от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, служащие в одном формировании.
  • “ Коллекти́в” (от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, служащие в одном формировании.
Коллективом, по мнению А.С.Макаренко, называется группа детей, имеющая единые общественно ценные цели, для достижения которых свои органы и организованный, воспитательный коллектив. [4] С точки зрения А.В. Петровского, коллектив - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. [11] В. Лебедев дает современное понимание коллектива, как относительно автономной системы, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления скоординированное единство двух структур: официальной и неофициальной
  • Коллективом, по мнению А.С.Макаренко, называется группа детей, имеющая единые общественно ценные цели, для достижения которых свои органы и организованный, воспитательный коллектив. [4]
  • С точки зрения А.В. Петровского, коллектив - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. [11]
  • В. Лебедев дает современное понимание коллектива, как относительно автономной системы, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления скоординированное единство двух структур: официальной и неофициальной
Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.
  • Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.
Основной целью воспитания, считал А.В. Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. Н.К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. [14]
  • Основной целью воспитания, считал А.В. Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально.
  • Н.К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. [14]
Современные исследователи также уделяют свое внимание проблеме формирования школьного коллектива. Например, Я.Л. Коломинский в своей книге «Социальная психология школьного класса», показывает основные детерминанты развития и формирования детского коллектива, приводит широкую методологическую базу, применяемую для изучения взаимоотношений внутри школьного коллектива. [15]
  • Современные исследователи также уделяют свое внимание проблеме формирования школьного коллектива. Например, Я.Л. Коломинский в своей книге «Социальная психология школьного класса», показывает основные детерминанты развития и формирования детского коллектива, приводит широкую методологическую базу, применяемую для изучения взаимоотношений внутри школьного коллектива. [15]
В рамках разработанной теории коллектива также выделили этапы становления коллектива:
  • В рамках разработанной теории коллектива также выделили этапы становления коллектива:
1.2.Диагностика псхологического климата млаших школьников в коллективе. Младший школьный возраст - это этап развития ребёнка, соответствующий периоду обучения в начальной школе. Он наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. Границы младшего школьного возраста, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет.

1.2.Диагностика псхологического климата млаших школьников в коллективе.

  • Младший школьный возраст - это этап развития ребёнка, соответствующий периоду обучения в начальной школе. Он наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. Границы младшего школьного возраста, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет.
По мнению Строгановой Л. В. можно выделить, психологические особенности младших школьников. Где отмечается, что психика ребёнка развивается быстро, процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, основным видом деятельности становится обучение в школе. Отношения ребёнок - учитель переходят в отношения ребёнок - общество.
  • По мнению Строгановой Л. В. можно выделить, психологические особенности младших школьников. Где отмечается, что психика ребёнка развивается быстро, процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, основным видом деятельности становится обучение в школе. Отношения ребёнок - учитель переходят в отношения ребёнок - общество.
Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются: доброжелательность защищённость мобильность креативность оптимизм инициативность работоспособность, свобода
  • Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются:
  • доброжелательность
  • защищённость
  • мобильность
  • креативность
  • оптимизм
  • инициативность
  • работоспособность, свобода "я"
  • При неблагоприятном - незащищенность, леность, агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность.
Хороший психологический климат — это следствие, результат сплочения коллектива. Сплачивать классные коллективы легче всего в той школе, где идет целенаправленная работа по организации школьного самоуправления.
  • Хороший психологический климат — это следствие, результат сплочения коллектива. Сплачивать классные коллективы легче всего в той школе, где идет целенаправленная работа по организации школьного самоуправления.
1.3.Методы и формы формирования детского коллектива в начальной школе. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так - это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.

1.3.Методы и формы формирования детского коллектива в начальной школе.

  • Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так - это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.
Выделяют массовые, групповые и индивидуальные формы воспитания, которые имеют свою специфику. Так, массовые формы работы характеризуются эпизодичностью проведения воспитательных мероприятий и значительным количеством их участников (конференции, тематические вечера, смотры, конкурсы, олимпиады, фестивали и др). Групповые формы воспитательной работы отличаются продолжительностью, постоянством в определенной группе (диспуты, коллективные творческие дела, кружки, художественная самодеятельность, работа предполагает самостоятельную работу воспитуемого над собой под руководством воспитателя, постепенно переходящую в самовоспитание).
  • Выделяют массовые, групповые и индивидуальные формы воспитания, которые имеют свою специфику.
  • Так, массовые формы работы характеризуются эпизодичностью проведения воспитательных мероприятий и значительным количеством их участников (конференции, тематические вечера, смотры, конкурсы, олимпиады, фестивали и др).
  • Групповые формы воспитательной работы отличаются продолжительностью, постоянством в определенной группе (диспуты, коллективные творческие дела, кружки, художественная самодеятельность, работа предполагает самостоятельную работу воспитуемого над собой под руководством воспитателя, постепенно переходящую в самовоспитание).
Такой педагог, как: - Н.И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия[16]: •  словесные - собрания, сборы, линейки, лекции, встречи; •  практические - походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники; •  наглядные - музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и пр.

Такой педагог, как: - Н.И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия[16]:

  • • словесные - собрания, сборы, линейки, лекции, встречи;
  • • практические - походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники;
  • • наглядные - музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и пр.
В настоящее время наиболее эффективной и удобной для формирования коллектива является классификация Г.И. Щукиной выделятся 3 группы методов: -методы формирования сознания; -методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения; -методы стимулирования поведения и деятельности.

В настоящее время наиболее эффективной и удобной для формирования коллектива является классификация Г.И. Щукиной выделятся 3 группы методов:

  • -методы формирования сознания;
  • -методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения;
  • -методы стимулирования поведения и деятельности.
Заключение Выпускная квалификационная работа подтвердила актуальность формирования детского коллектива в начальной школе. Авторы исследования провели анализ педагогической и психологической литературы по вопросу формирования коллективизма таких ученых, как: А.С.Макаренко, Н.К.Крупская, В.А.Сухомлинский, А.В.Петровский, А.В.Луначарский и другие.

Заключение

Выпускная квалификационная работа подтвердила актуальность формирования детского коллектива в начальной школе. Авторы исследования провели анализ педагогической и психологической литературы по вопросу формирования коллективизма таких ученых, как: А.С.Макаренко, Н.К.Крупская, В.А.Сухомлинский, А.В.Петровский, А.В.Луначарский и другие.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс