государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Уфимский многопрофильный профессиональный колледж ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 44.02.02 Начальное образование выполнена Хаджимурадовой Азизой Алишеровной студенткой группы 4 “Б” очной формы обучения Руководитель преподаватель Захарова Ирина Николаевна Уфа 2018
- СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
- 1.1 Анализ психолого – педагогической литературы по формированию детского коллектива.
- 1.2.Диагностика психологического климата млаших школьников в коллективе.
- 1.3.Методы и формы формирования детского коллектива в начальной школе.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
-
- При рассмотрении данной темы существуют определенные сложности, которые возникают из-за принципиальных различий мнений педагогов относительно понятия и структуры ученического коллектива. Коллективистические качества, формируемые в начальной школе необходимы всегда и именно это побудило нас к выбору данной темы.
- Объектом исследования является процесс формирования классного коллектива в начальной школе.
- Предметом исследования является педагогические условия формирования положительных коммуникативных умений работы в коллективе
- Цель исследования: теоретически обосновать методы и формы формирования основ коллективизма у младших школьников.
- Исходя из цели исследования, выдвигаем гипотезу: коллектив учащихся будет сплоченный при условии, если в нем организована целенаправленная, систематическая планомерная деятельность с использованием разнообразных форм и методов по теме исследования.
- Задачи исследования:
- 1. Раскрыть сущность понятия коллектив и показать его влияние на развитие и воспитание детей младшего школьного возраста.
- 2. Изучить особенности развития личности младшего школьника.
- 3. Выявить условия и предложить методы и формы, способствующие формированию коллектива в начальной школе.
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
1.1. Анализ психолого – педагогической литературы по формированию детского коллектива.
- “ Коллекти́в” (от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, служащие в одном формировании.
- Коллективом, по мнению А.С.Макаренко, называется группа детей, имеющая единые общественно ценные цели, для достижения которых свои органы и организованный, воспитательный коллектив. [4]
- С точки зрения А.В. Петровского, коллектив - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. [11]
- В. Лебедев дает современное понимание коллектива, как относительно автономной системы, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления скоординированное единство двух структур: официальной и неофициальной
- Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.
- Основной целью воспитания, считал А.В. Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально.
- Н.К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. [14]
- Современные исследователи также уделяют свое внимание проблеме формирования школьного коллектива. Например, Я.Л. Коломинский в своей книге «Социальная психология школьного класса», показывает основные детерминанты развития и формирования детского коллектива, приводит широкую методологическую базу, применяемую для изучения взаимоотношений внутри школьного коллектива. [15]
- В рамках разработанной теории коллектива также выделили этапы становления коллектива:
1.2.Диагностика псхологического климата млаших школьников в коллективе.
- Младший школьный возраст - это этап развития ребёнка, соответствующий периоду обучения в начальной школе. Он наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. Границы младшего школьного возраста, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет.
- По мнению Строгановой Л. В. можно выделить, психологические особенности младших школьников. Где отмечается, что психика ребёнка развивается быстро, процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, основным видом деятельности становится обучение в школе. Отношения ребёнок - учитель переходят в отношения ребёнок - общество.
- Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются:
- доброжелательность
- защищённость
- мобильность
- креативность
- оптимизм
- инициативность
- работоспособность, свобода "я"
- При неблагоприятном - незащищенность, леность, агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность.
- Хороший психологический климат — это следствие, результат сплочения коллектива. Сплачивать классные коллективы легче всего в той школе, где идет целенаправленная работа по организации школьного самоуправления.
1.3.Методы и формы формирования детского коллектива в начальной школе.
- Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так - это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.
- Выделяют массовые, групповые и индивидуальные формы воспитания, которые имеют свою специфику.
- Так, массовые формы работы характеризуются эпизодичностью проведения воспитательных мероприятий и значительным количеством их участников (конференции, тематические вечера, смотры, конкурсы, олимпиады, фестивали и др).
- Групповые формы воспитательной работы отличаются продолжительностью, постоянством в определенной группе (диспуты, коллективные творческие дела, кружки, художественная самодеятельность, работа предполагает самостоятельную работу воспитуемого над собой под руководством воспитателя, постепенно переходящую в самовоспитание).
Такой педагог, как: - Н.И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия[16]:
- • словесные - собрания, сборы, линейки, лекции, встречи;
- • практические - походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники;
- • наглядные - музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и пр.
В настоящее время наиболее эффективной и удобной для формирования коллектива является классификация Г.И. Щукиной выделятся 3 группы методов:
- -методы формирования сознания;
- -методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения;
- -методы стимулирования поведения и деятельности.
Заключение
Выпускная квалификационная работа подтвердила актуальность формирования детского коллектива в начальной школе. Авторы исследования провели анализ педагогической и психологической литературы по вопросу формирования коллективизма таких ученых, как: А.С.Макаренко, Н.К.Крупская, В.А.Сухомлинский, А.В.Петровский, А.В.Луначарский и другие.