СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование духовно- нравственной культуры обучающихся через уроки ОРКСЭ (модуль ОПК)

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«Формирование духовно- нравственной культуры обучающихся через уроки ОРКСЭ (модуль ОПК)»





Выступление

на педагогическом совете










Формирование духовно- нравственной культуры обучающихся через уроки ОРКСЭ (модуль ОПК)

(из опыта работы)
















Хоренженкова Ольга Владимировна













2017 г.



Формирование духовно- нравственной культуры обучающихся через уроки ОРКСЭ (модуль ОПК).

«Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, что они вырастут быстро. Возможно, при своей жизни вы не увидите своих плодов, но они обязательно будут в свое время». Древняя мудрость

Эта фраза мне понравилась, когда я бороздила бескрайние просторы интернета при подготовке к сегодняшнему выступлению. Я решила поточнее узнать, кому она принадлежит. В статьях многих коллег учителей встретила я эту древнюю мудрость. Из этой мудрости по мнению авторов - учителей следовало, что воспитательная цель на уроке истории, литературы, математики, физики и т. д. самая главная.

Меня заставило это задуматься, а что же на самом деле имел ввиду древний старец?

В Евангелии от Матфея Иисус Христос учил народ притчей о сеятеле и семенах: «Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!»

Семя есть слово Божие (Евангелие).

Сеятель – тот, кто сеет (проповедует) слово Божие.

Земля - сердце человеческое.

В Послании Апостола Павла Галатам сказано:

 «Сеющий в плоть свою от плоти по­жнет тле­ние, а сеющий в дух от духа по­жнет жизнь вечную».

   Теперь Апостол говорит о том, что кто свое земное стяжание употребляет на благо общества, и именно на благо духовное, тот, — конечно, не от денег, а от Духа, на служение которому он отдал себя, — получит вечную жизнь.

Так вот о каких добрых семенах говорил старец! Сеять их мы можем на уроках Православной культуры. И о плодах мы скорее всего узнаем уже не в этом тленном мире. Слушая однажды одного батюшку о преподавании Православной культуры в школе, мне запомнилась его фраза: «Если спустя несколько десятков лет опустившийся человек, лёжа в грязи под забором, вспомнит то, что когда-то светлом детстве одна добрая тётя-учительница рассказывала ему о Боге…»

Наше посеянное семя принесёт плод!

Нам – учителям начальной школы дано столько возможности стать сеятелем на уроках ОПК.

Свою работу по духовно-нравственному воспитанию учащихся я начала с 1-го класса через классные часы, беседы. В 4-м классе уроки ОРКСЭ проводила в соответствии с учебником А. В. Кураева.

Подготовка к урокам этого курса занимает большее количество времени, так как это новый предмет, незнакомый.

Преподобный Серафим Саровский сказал: «Матушка, матушка! Не торопись научить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится потом». Поэтому, в школе, мы много говорим о дружбе, о доброте, об отношениях между людьми.

Для более продуктивной работы на занятиях православной культуры я создала свой методический банк. В который вошли: разработки моих уроков, презентации изучаемых тем, детская библиотечка, опыт учителей ОПК, книжки-раскраски, набор по изготовлению поделок к православным праздникам, аудиозаписи, мультфильмы, записи передачи «Доброе Слово и Шишкин лес.

Наиболее удачный метод воздействия на ребёнка на уроках ОПК – нравоучительное чтение, благовествование. Методику благовествования указал нам сам Господь. Притча хорошо запоминается как маленькими, так и взрослыми.

        Духовно-нравственное воспитание требует тщательного отбора используемого на уроках материала: ярких, убедительных фактов, примеров, фрагментов из религиозной и художественной литературы, показывающих нравственные принципы, обычаи и традиции, примеры поступков; использования мультимедийной продукции, красочного иллюстративного материала и фрагментов музыкальных произведений. Музыка – пища для души. Она затрагивает все сферы человеческого бытия: тело, душу, дух. На уроках православной культуры музыка всегда уместна. Она несет радость и сопереживание, любовь и покаяние, чистоту и стройность. Личностные переживания души рождает сопроводительная фоновая музыка.

Уроки ОПК стараюсь проводить с использованием презентаций, с применением разнообразных форм работы: парной, групповой.

Ученики с радостью приходят на эти уроки, ждут, когда будет следующий. 

Безоценочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. На уроках часто просто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Радует, когда на уроках возникает дискуссия, значит, тема интересна учащимся. Радует, когда дети запоминают из Евангелия фразы и применяют их на практике. Однажды в классе возникла ситуация на перемене, в результате которой обиделся один из учеников (кстати очень правильно рассуждающий на уроках ОПК). На что одна девочка воскликнула: «Саша, а как же насчет того, чтобы подставить другую щёку?!»

Решая задачи духовно-нравственного воспитания, я помогаю учащимся развить в себе потребность в постоянном личном усилии по изменению себя, способствую формированию таких нравственных качеств, как милосердие, доброта, послушание, любовь к ближнему и др.

 Положительным результатом работы по формированию нравственных качеств личности младших школьников является тот факт, что дети становятся спокойнее, дружнее, терпимее друг к другу и к окружающим, требовательнее к себе.

Одним из трогательных моментов в уроке является диалог ученика с собой: «Стал ли я лучше? Как я могу в жизни применить полученные знания?», «Что говорит моё сердечко?». Идёт размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ, то есть – рефлексия.

Ведение этого курса оказывает огромное влияние, как на детей, так и на меня, как на личность. Ведь ни один предмет в школе не учит заботиться о своей душе, задумываться о своих поступках, работать над собой. Открывая мир православной культуры для детей, я в первую очередь открываю его для себя.

Из всего вышесказанного следует, что воспитательная работа на уроке ОПК самая важная, ибо она не подвержена никаким влияниям извне. От учителя требуется большая любовь к детям и стремление передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура. Человека всегда воспитывала только правда, а проводником к ней была нежная любовь педагога к предмету и ученику. Еще В.О. Ключевский говорил: «Любите то, что преподаете и тех, кому преподаете».









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!