СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование духовно - нравственных ценностей как ключевое требование ФГОС при обучении по индивидуальному учебному плану и в ГПД.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование духовно - нравственных ценностей как ключевое требование ФГОС при обучении по индивидуальному учебному плану и в ГПД.»

Государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности является группа продленного дня. Основным направлением деятельности ГПД является духовно-нравственное воспитание. Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон РФ «Об образовании», ФГОС, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Реализация духовно-нравственного воспитания обучающихся мною осуществлялась через клубные часы «Милосердие», «Доброта и вежливость». Вопросы воспитания нравственности были, есть и будут самыми важными и актуальными для становления человека и превращения его в полноценного представителя общества.

Целью моей работы было: создание условий для формирования у детей положительного социального опыта, навыков культуры общения, стремление прийти на помощь к тем, кто в этом нуждается, оценки своих знаний и умений, достоинств и недостатков характера, поступков и отношений с другими людьми. Данная цель предполагает решение следующих задач:

-          дать почувствовать себя полноправным гражданином своей страны;

-          способствовать воспитанию положительного отношения к школе, коллективной жизни;

-          укреплять веру каждого воспитанника в свои силы и возможности;

-          воспитывать любовь к родным местам, формировать чувства причастности к родному краю, чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважения к истории и культуре народа.

-          прививать любовь к окружающему миру;

-          воспитывать сострадание и уважение к людям;

-          научить детей на практике применять усвоенные знания.

Диалоговый принцип построения внеурочной деятельности, система заданий, обращение к социальному опыту детей помогают решать поставленные задачи и достигнуть поставленной цели. Понятное дело, что атмосфера на данной внеурочной деятельности должна быть доброжелательной, ибо затрагивает потайные, сокровенные уголки души ребенка.

Формы работы: чтение сказок-былей, рассказов, бесед по темам, рисунков по темам, написание сочинений по теме. Провела цикл бесед «Уроки хороших манер»,

« Ты среди людей»,         

«Правила общения в школе»,

«Правила приветствия»,

« Как воспитать волю и характер»,         

«Вежливый собеседник».

Беседы сопровождала презентациями, обыгрыванием жизненных ситуаций.

Ещё одна форма работы называется «Уроки добра»- это чтение и обсуждение. Такая работа проходила по следующим темам:

      Тайна мирного домика (обсуждение и рисование);

     Чтение и обсуждение рассказов из книги «Добрые истории для малых ребят»;

      Беседа о матери и бабушке;

      Беседы о животных;

      Дружба крепкая;

      Вместе лучше;

     Дорогою добра.

Такие занятия направлены на сплочение детского коллектива. На одном из «Уроков добра» я предложила попробовать изобразить добро и зло в рисунках. Форма работы — групповая. Несколько мальчиков пожелали выполнить работу самостоятельно. Писали сочинение «Кем быть, каким быть». В основном дети описывали свою будущую профессию. А вот каким человеком они себя видят? Пока не все еще могут внятно ответить на этот вопрос. Проводила беседу-практикум «Тайна мирного домика». Ребята рассказывали, как они представляют этот домик, кто в нем живет. Что в этом домике можно, а что нельзя. Рисовали и составляли правила этого домика. А что это за домик? Это наш коллектив. Все дальше вглубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны. Но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины. Надо знать и изучать культурное наследие своего народа. Важную роль в этом деле играют школьный и краеведческий музеи. В начальной школе важно заложить фундамент для развития положительных качеств личности. Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, помогает усваивать нормы поведения в обществе.

А еще я хочу рассказать, как работаю с учеником – надомником по индивидуальному учебному плану.

Проблема формирования и развития жизненных компетенций особенно актуальна для такого ребенка , ведь именно этот ребенок испытывает наибольшие трудности в социализации и развитии. При этом неизбежно встают вопросы, как развить познавательный интерес у ребенка при достаточно ограниченном круге социального общения, как снять тревожность, конфликтность, напряженность и научить преодолевать трудности, позитивно выстраивая своё будущее. Одним из такой компетентности является нравственность, которую нужно воспитывать «чем раньше, тем лучше».

Воспитание «необычных» детей требует применения особых технологий, методов в работе педагога.

В первую очередь я стараюсь организовать поведение Данила. Поэтому, правильно сочетаю посильные требования к поведению с показом, речевой инструкцией, поощрением правильных поступков и оценкой неправильных, могу в достаточной мере упорядочить его поведение и постепенно формирую у него привычку организованного, правильного поведения. Литературное чтение – один из важнейших предметов в системе образования. На уроках по этому предмету формируются навыки чтения, читательской грамотности, происходит освоение ребёнком нравственных и эстетических ценностей, формирование духовного мира младшего школьника. Уроки литературного чтения помогают школьнику сориентироваться в современном мире, учат отличать добро от зла, будят лучшие качества личности: милосердие, сострадание, стремление к добру. Работа с художественными произведениями воспитывает такие стороны нравственности, как сохранение личного достоинства, чести, долга, совести.
  Примером становления нравственности героя может служить рассказ Н. Носова «Огурцы». Автор пытается донести до своего читателя, как важно иметь своё мнение, «не поддаваться настроению толпы». Герой рассказа, переборов свои внутренние страхи, поступает по правилам доброты и нравственности.   Нельзя не увидеть, как жадность, зависть, злоба губят старуху и её дочь в сказке «Морозко», а торжествуют же доброта и кротость второй героини этой сказки. 
А. Куприн написал серию рассказов о животных. Один из них – рассказ «Слон». Автор произведения напоминает читателю, что люди утратили связь с природой, перестали верить в её целительные силы. Проблема, которую поднимает писатель, очень проста: необходимо сделать всё от тебя зависящее, чтобы родные люди чувствовали в тебе надёжного человека.
    Задача уроков литературного чтения при обучении по индивидуальному плану состоит в том, чтобы всё,  о чём говорится на занятиях, проходило через душу и сердце ученика, чтобы эти уроки стали уроками духовно-нравственного созревания. Приобщая ребёнка к духовным поискам человека в произведениях русских писателей, я воспитываю в нём способность сопереживать, сострадать, прощать чужие ошибки, любить и верить в великую и могучую страну – Россию.
Важно донести до ученика мысль, что человек, который учитывает интересы окружающих, никогда не будет одинок: у него появится репутация надёжного и порядочного человека, с которым приятно иметь дело, а это, в свою очередь, поможет ему в учёбе, карьере, личной жизни; наконец, человек сможет себе сказать слова: «Моя совесть спокойна». Хочется верить, что это правило станет жизненным ориентиром таких детей.
     Духовно – нравственное начало, которое получает учащийся на уроках, имеет продолжение и воплощение во внеурочной деятельности. Например, курс внеурочной деятельности «Уроки нравственности, или что такое хорошо, что такое плохо» также способствует созданию условий для духовно-нравственного развития личности ребёнка, самовоспитания и развития его творческих способностей. Он ориентирует ребёнка на освоение моральных норм в процессе активного творческого познания, как окружающего мира, так и своего внутреннего, духовного мира.
  Патриотическое воспитание является частью духовного – нравственного воспитания. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. Мною проводятся мероприятия ко дню Победы: мы рисуем, делаем поделки, принимаем участие в акции «Бессмертный полк» при помощи мамы через интернет.
Главной задачей является воспитание в ребёнке способности быть открытым, относиться друг к другу с пониманием.  Учу решать конфликты, споры, мирным путем, находя компромиссы. Объясняю, что у каждого человека свой характер, интересы, вкусы, привычки. Мы все разные, но мы должны жить в мире и согласии, в атмосфере взаимопонимания и дружелюбия, терпимости и деликатности.
Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Я не классный руководитель, но считаю нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие , и на воспитание эстетических чувств и интересов.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!