СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках и во внеурочной деятельности по истории: актуальные проблемы и пути их решения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практически все ключевые проблемы современного общества возникают на почве бездуховности. Духовно-нравственная деградация порождает корысть, которая лежит в основе коррупции, она же создает предпосылки для алкоголизма и наркомании, кризиса и девальвации семейных ценностей, агрессии и криминала, демографической катастрофы.

Сегодня многие из нас  часто задаются вопросом о том, какие духовные ценности могут объединить наш народ? Какой общественный идеал необходим современному обществу? В статье сделана попытка проанализировать и обобщить данные по этому вопросу.

Просмотр содержимого документа
«Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках и во внеурочной деятельности по истории: актуальные проблемы и пути их решения»

Семенова Г.Н.

Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках и во внеурочной деятельности по истории: актуальные проблемы и пути их решения

Практически все ключевые проблемы современного общества возникают на почве бездуховности. Духовно-нравственная деградация порождает корысть, которая лежит в основе коррупции, она же создает предпосылки для алкоголизма и наркомании, кризиса и девальвации семейных ценностей, агрессии и криминала, демографической катастрофы [4].

Сегодня многие из нас часто задаются вопросом о том, какие духовные ценности могут объединить наш народ? Какой общественный идеал необходим современному обществу?

В душе народа существует необходимость в общественном идеале, который является главным духовным продуктом общества. Без национального, социального, государственного идеала полноценное формирование и существование общества так же невозможны, как и жизнеспособность всякой целостной системы при отсутствии целесообразного начала. Так что же это за идеал, что может под ним пониматься?

Высшие или духовно-нравственные ценности сыграли главную роль в процессе формирования отечественной правовой и политической культуры, определили исторический путь, судьбу российской государственности. Русские мыслители с мировым именем А.И.Кошелев, Ф.М.Достоевский, И.А.Ильин,  А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, А.Ф.Лосев и многие другие открыли особую миссию России – служить миру примером верховенства духовных ценностей везде: в политике, культуре, государственной жизни. Духовно-нравственные ценности – это, в первую очередь, смысложизнеобразующие ценности, то есть, те ценности, которые могут лежать в основе самых главных целей человеческой жизни, целей, которые каждый человек призван достигать: любовь к ближнему, любовь к Родине, истина, добро, мир, покой, тишина, красота, чувство долга и совесть. Все материальные ценности комфорт, здоровье, благополучие, достаток, сытость только средство для достижения высших ценностей. Однако человек и общество склонны принимать материальные ценности за главное в жизни, что влечет за собой деградацию и гибель. И если современный человек не ограничит потребление высшими ценностями, в ближайшее время мир ждут экологические и прочие катастрофы [2].

Еще одна из исследователей, Титова Ираида Дамировна, считает, что формула общественного идеала для России может быть представлена как интеграция основополагающих социальных ценностей – свобода, права человека, справедливость, патриотизм, солидарность [3].

В России традиционно и народ, и государство были едины в соборном стремлении к обретению Мира и Нравственной чистоты, хотя были и разрывы элиты с народом, завершавшиеся бунтами, революцией. Благо общество, нации и государства можно рассматривать как ценности духовного порядка в том случае, если целью их существования является достижение высших ценностей.

Соответственно мир духовных ценностей порождает и цивилизацию духовную, в которой служение ближнему оказывается одной из высших ценностей. Такой цивилизацией является Россия, где традиционно на первом месте стояли добро, красота, любовь. Те народы, которые предпочитают материальные и земные ценности и блага можно условно отнести к цивилизации комфорта, как например, государства Западной Европы, где традиционно большую роль играют идеи свободы, правового равенства, материального благополучия. Эту цивилизацию можно условно назвать цивилизацией потребления.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации ситуация в России и в мире оценивается как требующая принятия неотложных мер по защите традиционных ценностей.

Угрозу традиционным ценностям представляют деятельность экстремистских и террористических организаций, отдельных средств массовой информации и массовых коммуникаций, действия Соединенных Штатов Америки и других недружественных иностранных государств, ряда транснациональных корпораций и иностранных некоммерческих организаций, а также деятельность некоторых организаций и лиц на территории России.

 Идеологическое и психологическое воздействие на граждан ведет к насаждению чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей и ценностей, включая культивирование эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности, созидательного труда, позитивного вклада России в мировую историю и культуру, разрушение традиционной семьи с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений.

 Деструктивное идеологическое воздействие на граждан России становится угрозой для демографической ситуации в стране.

 Деятельность публично-правовых образований, организаций и лиц, способствующая распространению деструктивной идеологии, представляет объективную угрозу национальным интересам Российской Федерации.

09.11.2022 г. вышел указ Президента РФ № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей".

Указ определяет традиционные ценности как нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.

 К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала.

Реализация стратегического национального приоритета "Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти" предполагает решение ряда задач государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей. Нам, как историкам-обществоведам предстоит решить ряд из них:

- укрепление гражданского единства, общероссийской гражданской идентичности и российской самобытности, межнационального и межрелигиозного согласия на основе объединяющей роли традиционных ценностей;

-  сохранение исторической памяти, противодействие попыткам фальсификации истории, сбережение исторического опыта формирования традиционных ценностей и их влияния на российскую историю, в том числе на жизнь и творчество выдающихся деятелей России;

-  воспитание в духе уважения к традиционным ценностям как ключевой инструмент государственной политики в области образования и культуры, необходимый для формирования гармонично развитой личности;

-  поддержка общественных проектов и институтов гражданского общества в области патриотического воспитания и сохранения историко-культурного наследия народов России.

Одним из главных направлений по организации и осуществлению воспитания такой личности является воспитание историей, воспитание на духовно-нравственных и культурно-исторических традициях нашего народа.

На уроках истории школьники сопереживают судьбам людей, которые создавали и защищали Отечество, приумножали его духовные и материальные богатства. Учащиеся осваивают технологию критического мышления: вступают в прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, что у них общего с тем или иным историческим персонажем, чем отличаются, как бы они поступили на его месте. На любом этапе работы с текстом учебника, документами учащиеся учатся отвечать на вопросы: Каково ваше отношение к событиям? Кого бы вы поддержали в этой ситуации? И самый важный вопрос: Объясните почему? Отвечая на такие вопросы, ученики приобретают навыки анализа ситуаций, моделирования позиций участников, понимания их ролей. Так накапливается опыт формирования своего отношения к событиям, особенно необходимый для самоопределения в окружающей действительности.

Уроки обществознания и истории являются средствами познания человеком действительности, формирования нравственности и социальной активности людей. Одна из задач современного урока истории - раскрыть роль личности в исторических событиях, помочь пережить и осмыслить великие события, осознать историческую миссию человека, его место в сегодняшнем и завтрашнем дне.

Осознанию прошлого способствует организация самостоятельной мыслительной деятельности школьников через такие формы уроков, как: урок - путешествие, деловая и ролевая игры, где ученики могут на время оказаться в роли исторических личностей. Развитию индивидуальных способностей учащихся способствуют и диалогические формы общения учителя и учеников. Формирование умения рецензировать ответ своего товарища - еще одна из возможностей лучше узнать предмет, что помогает ученикам учиться отстаивать свою точку зрения, а это немаловажно для становления личности. Формированию оценочного суждения помогает решение познавательных задач, проводимых под руководством учителя.

Воспитание историей идет буквально на каждом уроке, даже, если речь не идет ни о чем героическом. Например, в 6 классе в теме о восточных славянах раскрывается вопрос о развитии земледелия. Для формирования нравственного понятия «трудолюбие» приводится пример из русских былин об Илье Муромце, первым подвигом которого был хлебопашеский: «Он дубы - колоды все повырубил, во глубоку реку все повыгрузил. Расчистил поле для посева хлебов». В результате обсуждения выделяем качества, присущие гражданину: сила, настойчивость, трудолюбие, опыт и т.д.[1]

Величие России всегда определялось не только ее территорией, количеством населения, оснащенностью армии, мощью экономики и науки, но и духовным потенциалом. Об этом свидетельствуют исторические факты. Преданность Родине, готовность ставить ее интересы выше личных, самопожертвование во имя ее безопасности - этим всегда была сильна Россия, в этом стержень ее национального духа.

Патриотизм - нравственная категория, он проявляется в поступках человека. На уроках отечественной истории используется материал, свидетельствующий о преданности наших соотечественников Родине, верности воинскому долгу - как в царской России, так и в годы Советской власти. Насколько точно М. Шолохов подмеил особеность нашегоменталитета: "Любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, но ненависть к врагам всегда мы носим на кончике штыков" [7].

Но не только героической военной историей можно воспитывать школьников. Много примеров и в настоящем. Я не говорю о героизме наших воинов- участников СВО на Украине. В мирной жизни тоже немало примеров самопожертвования, взаимопомощи, любви к ближнему. Разве только о себе думал пилот Уральских авиалиний, когда садил самолет на кукурузное поле? А как объяснить действия 9-летнего мальчика из окраин Донецка, который уговорил своего отца ежедневно привозить пенсионерам питьевую воду? Здесь и забота о ближнем, и самопожертвование, и сопереживание, и бескорыстие..

Вопросы воспитания, к сожалению, пока еще не совсем решены. И подлинная причина – не в неумении учителей, их низкой профессиональной компетенции, а в том, что «в нашем российском доме так и нет согласия в ценностях, на которых можно и нужно воспитывать молодежь». Основное положение ценностно-ориентированного образования касается педагогических технологий. Идея заключается в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. И здесь основная задача педагога – общение, взаимопонимание с учениками. Задачей воспитания в духе общечеловеческих ценностей является формирование соответствующей направленности личности.



Список использованной литературы

  1. Варюхина Р. А. Формирование системы позитивных ценностей учащихся на уроках истрии и обществознания. \\ https://multiurok.ru/files/formirovaniie-sistiemy-pozitivnykh-tsiennostiei-uc.html

  2. Ветчинова Н. Роль гуманитарного образования в нравственном воспитении личности: "уроки истории" и проблемы современности. - М., 2008 М. \\ https://cyberleninka.ru/article/n/rol-gumanitarnogo-obrazovaniya-v-nravstvennom-vospitanii-lichnosti-uroki-istorii-i-problemy-sovremennosti/viewer

  3. Титова Р. Д. Интеграция ценностей и идеалов в современной России. \\ https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2014_3-1_44.pdf

  4. Традиционные ценности и понятие духовно-нравственной ценности России. \\ https://sci-book.com/geopolitika/traditsionnyie-tsennosti-ponyatie-duhovno-32694.html

  5. Фролова И. В. Ценности современного российского общества: на пути к новой парадигме // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2010. № 1. С. 53-58.

  6. Харичев А.Д., Шутов А.Ю. и др. Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России (по материалам исследований и апробации) \\ file:///C:/Users/Никита/Desktop/ценности%202.pdf

  7. Шолохов М. Наука ненависти \\  https://ru.citaty.net/tsitaty/471085-mikhail-aleksandrovich-sholokhov-i-esli-liubov-k-rodine-khranitsia-u-nas-v-serdtsakh-i/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!