Кравченко О.И.
г.Белореченск
Формирование духовно-нравственных ценностей на уроке кубановедения и музыки с использованием нетрадиционных форм деятельности.
Духовно-нравственное воспитание – организация психолого-педагогических условий духовного развития личности, обеспечивающих рефлексию своих чувств, мышления, ценностных ориентаций при построении отношений с окружающим миром по принципу сотворения, то есть созидания позитивно нового.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания и в процессе обучения. Многие приоритеты, сложившиеся в системе воспитания в нашей стране в результате многовековых традиций, в настоящий момент, просто утрачены.
Цель работы: изучение, анализ и обобщение теоретического и практического опыта по теме: «Формирование духовно-нравственных ценностей на уроке кубановедения и музыки с использованием нетрадиционных форм деятельности».
Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед образованием в
школе. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесценивание знаний: над умами властвует примитивное материальное богатство.
Переживаемый современным российским обществом духовно-нравственный кризис затрагивает широкие слои населения, но наибольшее беспокойство вызывает то, что происходит в детской и молодежной среде. В России молодые люди до 18 лет составляют около 23 % населения. Дети - одно из ключевых слагаемых не только индивидуального благосостояния граждан государства, но и его социально-экономического роста и развития. А это значит, представленная мной тема «Формирование духовно-нравственных ценностей на уроке кубановедения и музыки с использованием нетрадиционных форм деятельности», является актуальной.
Изучение предмета на примере лучших образцов традиционной культуры, изложенных учащимся в нетрадиционных формах деятельности, способствует:
формированию духовно-нравственных ценностей;
расширению кругозора учащихся;
развитию творческих способностей;
формированию навыков исследовательской деятельности.
Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы. По словам А. С. Макаренко: «Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (8)
Одна из важнейших задач художественного образования – это воспитание души ребенка на основе лучших образцов традиционной культуры, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Нестандартные, нетрадиционные формы деятельности, которые психологи называют продуктивными и творческими, являются ярким подтверждением этому.
Основополагающая задача нетрадиционной формы деятельности – развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ученика, его саморазвитие, самообразование, самовоспитание. Это и определяет моделирование среды для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных способностей каждого ученика, для познания им своих творческих возможностей, для формирования культурологической компетенции. Такие формы деятельности, в том числе уже давно и хорошо известные в школьной практике, должны превосходить качественный потенциал обычных уроков, содержать многоплановый педагогический «стереоэффект», возможности интеграции многих составляющих.
Нетрадиционные уроки - это занятия, которые аккумулируют методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Девизом моей работы стало высказывание П. Блонского: «Не суживайте жизнь до урока, а урок - расширяйте до жизни».
В своей работе представляю: урок-концерт, урок-портрет, урок-конференцию, урок – музей.
Урок-концерт - это нерасторжимое единство трех составляющих: слова, звука и зрительного образа.
Слово - это исторический материал о прошлом родной земли, традиции, обычаи.
Звук - это песни о городе, крае, народные и авторские.
Зрительный образ - видеоряд, представленный, интересными фотографиями, наглядными материалами или музейными достопримечательностями.
Для 3-4 классов по предмету «Музыка» проведен урок-концерт «Кубанская песня – зеркало души», на котором исполнялись изученные ранее кубанские народные песни. Цель урока: воспитывать нравственно-патриотические чувства на основе приобщения к лучшим образцам песенно-музыкальной культуры кубанских казаков. Главная задача: почувствовать и передать характер песни через собственное исполнение. Изученные в течение года и уже знакомые учащимся песни прозвучали в торжественной обстановке. Дополнением к этому стало знакомство с жанрами данных песен (плясовая, историческая и другие), историей их возникновения, просмотр видеоролика с исполнением песни известными исполнителями Кубани.
В 8 кассе урок кубановедения прошел в форме урока-конференции по теме: «Культура и быт кубанских казаков». Главной задачей такого урока становится формирование потребности учащихся в обогащении нравственными, культурными и духовными ценностями. Восьмиклассниками были разработаны презентации и проекты по следующим темам: «Традиционная кухня казаков», «Декоративно - прикладное искусство», «Свадебный обряд на Кубани», «Костюм казака и казачки», а на уроке надо было представить и защитить свою работу.
Такая форма урока помогает ученикам познать и оценить «чужой» опыт, сопоставить со своим, помочь лучше понять самого себя, действовать в интересах большого сообщества, этично вести себя, а так же способствует духовно-нравственному росту.
Бывают события, которые, по происшествии некоторого времени, стираются из памяти людей и становятся лишь достоянием архивов. Но есть события, значение которых не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым десятилетием приобретает особую важность. Тема: «70-летие освобождения Белореченска» была представлена в форме урока-музея. Учащиеся отправляются в музей Великой Отечественной войны, посещая «Исторический» и «Музыкальный» залы. В первом зале познакомились с историческими фактами и событиями, связанными с освобождением своего города от фашистских захватчиков, несколько учащихся рассказали о своих родственниках - участниках войны.
В музыкальном зале события войны изложены средствами музыки. Учащиеся прослушали фрагмент уникального произведения «Симфония-реквием для баса, чтеца, смешанного хора и симфонического оркестра», автором которого является наш современник, кубанский композитор Владимир Магдалиц. В основу произведения легла тема трагедии детей, переживших Великую Отечественную войну. Автор текста реквиема Светлана Алексиевич собрала воспоминания очевидцев войны, бывших в те годы маленькими детьми. В завершении урока, учащиеся исполнили песни кубанского композитора Надежды Тананко «Войне нет места» и «Память о войне».
Таким образом, на уроке для детей была создана атмосфера «погружения» в историю и возможность увидеть события истории через музыку, познать духовно-нравственные ценности.
На базе нашей школы создан кабинет-музей кубановедения, который способствует:
- воспитанию у обучающихся патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;
- приобщению обучающихся к историческому и духовному наследию родного края через практическое участие в сборе и хранении документов.
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.
Музейные уроки получают все большую популярность в современной школе, а музейная педагогика вносит значительный вклад в духовно – нравственное воспитание школьников. Так, при наличии школьного кабинета-музея кубановедения, проведены уроки по следующим темам: «Культура и быт кубанских казаков», «Кубань в годы Великой Отечественной войны», «Свадебный обряд на Кубани», «История родного поселка». Использование музейной направленности и интеллектуального развития, вовлечение в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность, способствует формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей.
Музейный урок, проведенный с пятиклассниками на тему: «Традиции и обычаи кубанских казаков» дал возможность учащимся не просто изучить особенности жизни и быта казаков, а попробовать стать участниками «Обряда кумления казачки» и почувствовать себя в роли казаков, защитников Родины, стать на время музыкантами. Через изложение урока на базе музея, учащиеся приучаются ценить культуру своих предков, а обстановка музея, «погружая» их в изучаемую тему, помогает усвоить материал.
В городе Белореченске 21 августа 2011 года открыт памятник Валентине Толкуновой, а МБОУ СОШ №31 посёлка Родники, присвоено имя известной певицы. Это событие подсказало мне представить для учащихся необычный урок-портрет на тему: «Ты красавица с русой косою…». Цель: научиться через музыку постигать внутреннее, почувствовать духовное состояние человека. Слушая песни в исполнении В.Толкуновой, учащиеся обсудили их тематику и характер, но более всего удивило всех, что сама певица оказалась нашей землячкой. Главным итогом урока стало исполнение вокальной группой первой песни о В.Толкуновой, написанной белореченским композитором Владимиром Поповым. Приобщение к миру прекрасного, формирование нравственного и эстетического вкуса - вот главные достижения такого урока.
Духовно-нравственное воспитание – двусторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях. Нетрадиционный подход к обучению способствует обогащению нравственного опыта учащихся, актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.
Проведённая работа с целью изучения и выявления эффективности духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на лучших образцах традиционной культуры показала, что духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших и основных компонентов воспитания личности ребёнка. В ходе работы подтвердилась гипотеза о том, что нетрадиционная форма работы на основе изучения традиционной культуры, способствует духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
В современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности.
«Воспитание духовности, возвращение к исконным традициям национального мировоззрения в рамках гуманизации образования является на сегодняшний день особенно актуальным» (Л.Д.Компаниец). (2,с.3)
ЛИТЕРАТУРА
Бондарь Н.И., Жиганова С.А. «Фольклор и этнография Кубани»,
Краснодар издательство «Традиция», 2009
Компаниец Л.Д. Введение в общеобразовательное пространство программы «Духовная музыка: Россия, Запад». Краснодар. «Эоловы струны». 2004г.
Корчак Я. Воспитание личности. Кн. для учителя. М.: Просвещение. 1992
Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А.Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004.
Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века./ Д.В.Чернилевский - М.: РИО МГТА, 2003.
Интернет-ресурс: Дистанционный образовательный портал. http://www.prodlenka.org/
7