СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование духовно-нравственных ценностей в школе: опыт, задачи, перспективы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование  духовно-нравственных ценностей в школе: опыт, задачи, перспективы.

Просмотр содержимого документа
«Формирование духовно-нравственных ценностей в школе: опыт, задачи, перспективы.»

Писарева О.Е.

директор МБОУ Одинцовская гимназия №7

Московской области

Кандидат педагогических наук

Формирование духовно-нравственных ценностей в школе: опыт, задачи, перспективы.

Совещание по вопросу реализации предметной области

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

15.04.2021

Уважаемые коллеги, участники совещания, здравствуйте!


«Воспитание души, духовно-нравственное воспитание — вечная проблема. Каждое новое поколение людей ищет свои пути ее решения. И то, что человечество все еще существует, — лучшее свидетельство тому, что такие пути, в конце концов, отыскиваются». В. П. Зинченко (слайд)


Система духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России были определены в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Из них важнейшие - человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

В ситуации сегодняшнего духовного кризиса возвращение в педагогическую науку и практику категории духовно-нравственного воспитания как ценностного основания образования школьников стало необходимым и актуальным. Особенно на фоне проблемы «оскудения духовного бытия при гигантском росте информации».1

Углублению и расширению представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования способствует учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России», направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности.

В Одинцовской гимназии №7 для изучения предметной области ОДНКНР в основной школе введена духовно-нравственная вертикаль, которая включает в себя:

- Основы духовно-нравственной культуры народов России. (Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.) - 5класс,

– ИСТОКИ (Камкин А.В.) - курс о ценностях культуры - 6 - 7 класс.

– Духовное краеведение Подмосковья (Л.Л. Шевченко). Учит ценить историю своих предков, беречь святыни родной земли - 8 класс.

– Летопись Одинцовской земли (В.В. Ильина. О.Н. Яшина), где учащиеся знакомятся с драматической историей Одинцовского края, которая тесным образом переплетается с историей нашего Отечества - 9 класс.

Таким образом, реализация предмета ОДНКНР осуществляется с помощью Модели формирования духовно-нравственных ценностей школьников, реализуемой 4 –ый год в нашей гимназии. Цель Модели - содействие духовно-нравственному воспитанию обучающихся через создание условий культурного взаимодействия взрослеющего человека с духовно-нравственной реальностью, с природной реальностью, с социальной реальностью.

В основе Модели положение о триединой сущности человека: физического здоровья, психического здоровья и духовно-нравственного здоровья. Отсутствие последнего может свести на нет значимость других достоинств, когда имеющий развитое тело, красивую внешность, но презирающий нравственные законы человек, вызывает отвращение; и, наоборот, телесно слабый, внешне неприятный человек, за счет высоконравственного поведения часто вызывает восхищение у окружающих людей.

Но подробнее о предмете Основы духовно-нравственной культуры народов России.

В гимназии в условиях 5-дневной учебной недели данный предмет введен в 5 классе в объеме 34 часа в год, из расчета 1 учебный час в неделю за счет внеурочной деятельности. Это позволяет нам более широко использовать различные формы обучения: кружки, дискуссионные клубы, творческие и проектные мастерские, экскурсии и т.д.

Считаем, что формирование духовно-нравственных ценностей на уроках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» неотделимо от процессов доброделания, т.е. активного участия детей в благотворительных, волонтерских, патриотических акциях. Таких, как «Твори добро», «Добрые волшебники», «Поздравление ветерану» и др.

Формированию нравственных ценностей на уроках ОДНКНР способствуют различные технологии, разработанные нашими педагогами. Вот некоторые примеры

В основе Технологии «Девизы недели» - организация внеурочной деятельности учащихся в соответствии с ключевыми жизненными понятиями и нравственными ценностями, заключенными в известных афоризмах, н-р, «Ради Отечества следует жертвовать даже славой» Овидий; «Нравственность - основа всех человеческих ценностей» А.Эйнштейн и т.д.. Афоризмы расположены на стенах гимназии и каждую неделю вся внеурочная деятельность строится в соответствии с одним из них, решая задачу ежедневной работы с ключевыми жизненными понятиями.

Технология «Рецепты и сценарии успешной жизнедеятельности» позволяет каждому ученику работать в рамках уроков ОДНКНР над одной из выбранных тем саморазвития: «Как не стать лгуном», «Как быть смелым», «Как не быть равнодушным» и т.д. Темы предлагаются на выбор согласно возрасту ребенка, его психологическим, физическим и интеллектуальным особенностям. Каждый ребенок сможет прочувствовать, понять, по возможности, приобрести индивидуальный опыт во время защиты на занятии тех нравственных ценностей, над которыми он размышлял в течение недели.

Данные технологии позволяют нам успешно организовать внеурочную деятельность на основе духовно-нравственных ценностей, расширяя духовный потенциал, обогащая поведенческую культуру школьников.

Результаты проведенного школьного мониторинга указывают, что в гимназии на 60% увеличилось участие классов в социально значимых делах, акциях; возросло количество инициатив школьников (с 15 до 23); выросло количество участников, призеров и победителей творческих конкурсов духовно-нравственной направленности, уровень воспитанности учащихся вырос на 22%. Снизилось количество классов с высоким процентом дезодаптантов: до 13%.

Отмечается рост родительского участия в совместных мероприятиях, проведении Дней родительских инициатив. Выросла степень удовлетворенности родителей деятельностью школы.

Мы считаем, что данная Модель формирования духовно-нравственных ценностей способствует выстраиванию в ряд ценностей, оцениваемых с позиции Истины, Добра и Красоты; помогает ученикам становиться активными гражданами, патриотами своей страны, ориентировать их на накопление и сохранение духовно-нравственных ценностей и осуществления толерантного общения с представителями других культур.

С какими же проблемами мы столкнулись при внедрении курса?

- Как помочь современному учителю с его достаточно прагматичным мировосприятием и мышлением, который априори должен обладать высокой нравственностью и культурой, выполнить эту высокую миссию? на наш взгляд, Курс духовно-нравственного образования необходим в первую очередь самому педагогу, чтобы взглянуть на некоторые вещи преображенным взглядом и задуматься о правильности своих суждений.

- Вторая проблема касается содержания духовно-нравственного воспитания. На какой системе ценностей строить это воспитание – светской или религиозной? Общечеловеческой или национальной? Право выбирать есть у каждого. Но одно несомненно: на единстве духовности и нравственности человека, где «нравственный» означает, имеющий отношение к духовному».

- Проблема третья связана со способами (методами и формами) духовно-нравственного обучения, поскольку ценности человека – это то, что труднее всего поддается простой трансляции, передаче от их носителей-воспитателей воспитанникам, а также с определением показателей и индикаторов эффективности духовно-нравственного воспитания, ведь результаты его явно будут отсрочены.

Рисков ведения данного курса много и они активно обсуждаются, но, на наш взгляд, надо говорить о том, какие риски существуют, если этого курса не будет! Ведь последствия духовного кризиса гораздо более разрушительны, чем экономического.

Но основная проблема нам видится в том, что 1 час в неделю изучения Основ духовно-нравственной культуры народов России не решит проблем духовно-нравственного воспитания, если при этом на уроке дети читают житие Александра Невского, а после уроков празднуют Хеллоуин. Необходима целостная система, пронизывающая весь образовательно-воспитательный процесс. В связи с этим мне вспоминается один педагогический этюд - если взять бочку с рассолом и положить туда свеженьких огурчиков, то без всяких нотаций через три дня они станут солеными. И ведь тут очень важно не «пересолить», тогда урок превратится в сухую нотацию и не «недосолить», иначе дети останутся равнодушны к вечным истинам. Поэтому преподавание ОДНКНР должно создавать такую бережную, тщательно продуманную воспитательную атмосферу, которая смогла бы формировать высокие духовно-нравственные качества личности ребенка, будущего гражданина России.

Для решения этих проблем и создания условий, способствующих формированию духовно-нравственных ценностей школьников, в гимназии реализуются следующие направления деятельности:

- повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров по проблемам духовно-нравственного образования: курсы для педагогов с приглашением представителей духовенства и социальной сферы; участие педагогов в профессиональном конкурсе «За нравственный подвиг учителя» и других.

- просвещение семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания: создание школьного Клуба «Забота», куда входят не только школьные специалисты (социальный педагог, психолог, логопед), но и представители родительской общественности смежных профессий. Успешно работает на базе гимназии не только Совет родителей, но и Совет отцов.

- разработка системы мониторинга и контроля за состоянием духовно-нравственного воспитания в школах. Она основана на результатах Портфолио достижений учащихся, а также его способности к самоценке.

- развитие системы духовно-нравственных традиций в школьном коллективе. В рамках этого направления в гимназии сложилась своя система традиций. Проводятся школьные конкурсы «Пасхальный свет», ежегодные Рождественские Чтения, конкурс сочинений «Семейные традиции», «Мой край родной», экскурсии по памятным местам Одинцовского района.

Полагаю, что в каждой школе есть свой набор приемов и методов и своя система духовно – нравственного воспитания. Но на дворе 21 век. Поколение зуммеров и тиктокеров все больше засасывает всемирная паутина. Именно поэтому так актуально звучит тема сегодняшнего совещания. Сумеет ли школа вырвать ребенка из социальных сетей? Вернется ли учреждениям по оказанию «образовательных услуг» образ школы как источника просвещения и духовно-нравственного воспитания? Зависит от нас с вами, уважаемые коллеги!

Спасибо за внимание.




1 Порус В.н. Рациональность. Наука. Культура. М.,2002. С.334.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!