ПАМЯТКА
«Техники разрешения конфликтной ситуации»
Конфликт – это противостояние, столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор.
Помни, лучший способ разрешить конфликт – избегать его!
Но если случилось так, что конфликта избежать не удалось, помни:
1. Правила управления конфликтом
Не прерывайте. Слушайте.
Не делайте предположений.
Не переходите на личности и не оскорбляйте.
По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.
Закончите на позитивной ноте.
2. Правила поведения в конфликте
Дай партнеру "выпустить пар".
Если партнер раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить напряжение. Пока этого не произойдет, договориться с ним будет очень трудно или невозможно. Наилучший прием в эти минуты – представить, что вокруг тебя оболочка, через которую не проходят стрелы агрессии. Ты будешь надежно защищен, находясь как будто в коконе.
Потребуй от него спокойно обосновать претензии.
Людям свойственно путать факты и эмоции. Следует учитывать только факты и объективные доказательства.
Не бойся извиняться, если чувствуешь, что не прав. Во-первых, это обезоруживает, во-вторых, вызывает уважение. Ведь только сильные и уверенные люди способны признавать свои ошибки.
Независимо от результата разрешения конфликта старайся не разрушать отношения.
Вырази свое уважение и расположение, согласись с наличием определенных трудностей.
3. План разрешения спора
Выясни причину спора, действия или поступка другого (узнай причину конфликта у того, кто с тобой вступил в конфликт)
Говори о сути дела, а не вокруг да около. Обязательно отреагируй на высказанное недоразумение, критику. Изложи свое мнение конкретно и четко.
Признай свою ошибку или докажи обратное. Найди у другого что-нибудь приятное, положительно его характеризующее.
Семенов прислал мне записку; "Корова",
А я написала: "Семенов-козел!"
Он - новое слово, я – новое слово.
Но тут к нам учитель как раз подошел.
Пал Палыч ругал нас не очень сурово,
Но только сказал, выводя за порог:
- Как только в людей превратитесь вы снова,
Тогда приходите опять на урок!
Николай Красильников "Ссора"
Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит
Правда – то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.
Правила избегания конфликта
Говори вежливо
Говори всегда правду.
Не бойся правды, высказанной в твой адрес.
Не перебивай
Не загрязняй свою речь нецензурными словами.
Не оправдывайся
Факторы бесконфликтного общения
Улыбка
Доброжелательный тон
Вежливость
Нейтральность речи
Приветливость
Заинтересованность
Непринужденность жестов
Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого