СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование экологической культуры школьников на уроках географии в рамках реализации ФГОС ООО

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В средней школе экологическое воспитание обучающихся осуществляется в ходе преподавания таких учебных предметов, как биология, химия, основы безопасности жизнедеятельности, география, обществознание и другие. Важно воспитать не только образованного человека, но и личность, способную к защите природы.

География в школе - один из учебных предметов, который дает учащимся систематические знания основ физической и экономической географии, целостное представление о современном мире, о месте нашей страны в этом мире. География как предмет обладает исключительными возможностями для эффективного экологического образования и воспитания школьников.

Как ни странно, но в наше время подростки намного больше знают о том, что происходит в лесах Амазонки или в глубинах Мирового океана, чем о том, что их ждёт за порогом собственного дома. Учащиеся хорошо ориентируются в теории, знают сущность глобальных экологических проблем, но плохо представляют, как эти глобальные мирового уровня проблемы проявляются в конкретных ситуациях вокруг нас. И поэтому одна из актуальных проблем географического образования – развитие интересов учащихся в области изучения окружающей среды. Одним из способов развития может быть усиление экологической направленности в преподавании географии.

Просмотр содержимого документа
«Формирование экологической культуры школьников на уроках географии в рамках реализации ФГОС ООО»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №25 г.Орла









Выступление на педагогическом совете

«Формирование экологической культуры школьников в рамках реализации ФГОС»

по теме:



«Формирование экологической культуры школьников на уроках географии в рамках реализации ФГОС ООО»





Подготовила:

учитель географии и биологии

Кузьмичева Е.М.











г.Орёл

2018 г.

Первые представления о природе закладываются в семье и детском саду. Дошкольники получают конкретные представления о растениях и животных, учатся их распознавать и классифицировать; ведут наблюдения за погодой и т. д. В начальной школе важнейшую роль в процессе экологического воспитания играет изучение учебного предмета “Окружающий мир”.

В средней школе экологическое воспитание обучающихся осуществляется в ходе преподавания таких учебных предметов, как биология, химия, основы безопасности жизнедеятельности, география, обществознание и другие. Важно воспитать не только образованного человека, но и личность, способную к защите природы.

География в школе - один из учебных предметов, который дает учащимся систематические знания основ физической и экономической географии, целостное представление о современном мире, о месте нашей страны в этом мире. География как предмет обладает исключительными возможностями для эффективного экологического образования и воспитания школьников.

Как ни странно, но в наше время подростки намного больше знают о том, что происходит в лесах Амазонки или в глубинах Мирового океана, чем о том, что их ждёт за порогом собственного дома. Учащиеся хорошо ориентируются в теории, знают сущность глобальных экологических проблем, но плохо представляют, как эти глобальные мирового уровня проблемы проявляются в конкретных ситуациях вокруг нас. И поэтому одна из актуальных проблем географического образования – развитие интересов учащихся в области изучения окружающей среды. Одним из способов развития может быть усиление экологической направленности в преподавании географии.

Большое воспитательное значение по формированию экологического мировоззрения имеют такие темы как, например: «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы»; «Атмосфера»; «Литосфера»; «Гидросфера и меры борьбы с их загрязнением»; «Глобальные проблемы человечества» и многие другие.

При планировании уроков в курсе «География России. Природа» 8 класс я усиливаю экологическую направленность за счет более глубокого анализа и осмысления с позиций современной экологии всех процессов и явлений, происходящих в окружающей природной среде. Именно сейчас цели изменились, и мы обязаны готовить каждого своего ученика к жизни, т.е. к поведению в природе, в обществе, в государстве, на производстве, осознавая всю серьезность влияния на окружающую среду.

Сегодня федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Для нынешнего времени важно понять, что вооружая знаниями, необходимо воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. Именно сейчас важен в работе учителя географии творческий подход к организации учебной деятельности.

По форме проведения уроки экологической направленности применяю самые разнообразные: уроки заочного путешествия, семинары, ролевые и деловые игры, практикумы, дискуссии, коллективные и индивидуальные проекты.

Геоэкологические проекты по географии:

  1. Изменение поверхности Земли деятельностью человека.

  2. Охрана вод от загрязнения.

  3. Охрана атмосферного воздуха.

  4. Роль деятельности человека в изменении биосферы.

  5. Изменение лика земли в результате природных процессов и деятельности человека.

  6. Изменение природы своей местности под влиянием хозяйственной деятельности человека, мероприятия по охране природы.

  7. Международное сотрудничество в изучении природы Земли и ее охране.

  8. Африка. Заповедники Африки. Изменение природы материка под воздействием человека.

  9. Австралия. Изменение природы человеком и современные ландшафты.

  10. Океания. Заселение человеком и изменение природы островов.

  11. Южная Америка. Степень изменения природы человеком.

  12. Охрана природы океанов.

  13. Северные материки. Заповедники и национальные парки. Современные ландшафты. Территории с опасной экологической ситуацией.

  14. Взаимодействие природы и общества. Изменение природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей.

  15. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв.

  16. Экологические проблемы крупных природных районов России.

  17. Роль географической науки в изучении и преобразовании природы. Географический прогноз. Экологическая ситуация в России, законы об охране природы.

  18. Концентрация населения в крупнейших городах России и мира, Обострение в них социальных и экологических проблем.

  19. Проблемы охраны северной природы.

  20. Экологические проблемы крупнейших рек мира.

  21. Обострение социальных, Экономических и экологических проблем в России.

  22. Охрана окружающей среды  и экологические проблемы регионов.

  23. Экологические проблемы больших городов.

  24. Глобальные проблемы человечества.

  25. Экологическая проблема как приоритетная  проблема выживания человечества; понятие о критическом экологическом районе и их география.


Фундамент экологического сознания в общем образовании нового
поколения (ФГОС) закладывается в начальном курсе географии в 5 классе. Сегодня знакомство с формами антропогенного воздействия на природную среду
начинается в 5 классе. С этой целью в содержание учебного материала
введены следующие смысловые блоки: «Человек и литосфера», «Человек и
атмосфера, «Человек и гидросфера», «Природная среда. Охрана природы».
Учащиеся знакомятся с новыми понятиями, которые являются опорными в
теории геоэкологии и рационального природопользования, например,
«природная среда», «окружающая среда», «искусственная среда», «особо
охраняемые природные территории». При изучении географии в 5 классе
учащиеся узнают, что все компоненты географических оболочек связаны
друг с другом в единую систему. Изменение одного из компонентов
приводит к изменению других.
В 6 классе школьники знакомятся с необходимостью бережно
относиться к природе. Раскрываются такие новые понятия, как
«Биологический круговорот веществ», «Природно-территориальный
комплекс», «Географическая оболочка», «Ландшафт». Понимание сути
данных понятий даёт необходимую теоретическую основу для понимания
экологических проблем, поможет педагогу при дальнейшем изучении
географии, ему легко будет объяснить школьнику, как важно не нарушать
целостность природных систем. При завершении курса географии в 6 классе,
при активном использовании экологического подхода, у учащихся
формируется основы экологической культуры, развивается экологическое
мышление, приобретается опыт экологической практической деятельности в
жизненной ситуации.
В 6 классе дети еще не знакомы с понятием «экология». К нему я подвожу ребят при проведении экскурсии по теме «План и карта». Закрепляется термин «экология» при изучении темы «Литосфера» и просмотре видеофильма «Жемчужина Сибири - Байкал», а затем знакомстве с понятиями «исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы». На вопрос: «Можно ли продлить век исчерпаемым природным ресурсам и как это сделать?» дети дают самые разные ответы, порой очень интересные и мудрые не по возрасту. На своих уроках я использую  игровую и  изобразительную деятельность, которые позволяют отразить эмоциональные переживания ребенка, связанные с восприятием и пониманием себя, природы и других При изучении темы «Разнообразие рельефа земной поверхности» можно проводить экскурсию на местности в районе оврага балка Непрец на склоне южной экспозиции и обращаю внимание детей на характер изменения природы человеком на конкретном участке местности, выясняю  причины этих изменений. людей. Изучение темы «Воды суши» - большая возможность расширить представление детей об экологии. Ребята выполняют исследовательскую работу по определению прозрачности, цвета и запаха проб воды из реки Ока или Орлик, школьного водопровода и родника, на основе чего делают выводы о состоянии внутренних вод города Орла и влияние на эту проблему человека.

       География материков и океанов (7 класс) – предполагает дальнейшее изучение экологической науки, чтобы продолжить формирование у детей значимости экологических знаний, представлений об экологии биосферы, о функциях живого вещества биосферы. Ребенку, познавшему обширный мир, окружающий его, с точки зрения экологических понятий и структуры биосферы, важно показать, что природа – колыбель человечества. Необходимо продолжить формирование обобщенного взгляда на мир, что предполагает познание глобальных проблем человечества и их тесной связи с задачами сохранения мира на планете. При изучении материка или океана я провожу большую работу по исследованию экологических проблем этого комплекса. Например, при знакомстве с природой Африки я выясняю, почему Сахара значительно расширила свою площадь, а площадь влажных экваториальных лесов и саванн сократилась, почему сократилась численность некоторых видов животных, а отдельные виды совсем исчезли с лица Земли. Творческая работа «Мой план спасения африканской саванны» вызывает у семиклассников большой интерес. В будущем планирую создание газеты «Спасем планету». Тема «Заповедники и национальные парки» - это, конечно же, просмотр видеофильма «Заповедники Африки» и презентации на данную тему.

      При изучении природы океанов я использую материалы путешествия норвежского ученого Тура Хейердала на судне «Ра». На доске записываю его слова: «Посреди океана, открытого для Европы Колумбом, теперь нельзя руку сунуть в воду, чтобы не выпачкаться в грязи…» Рассматривая вопрос о деятельности человека в океане, выделяем сразу несколько проблем, связанных с морским грузовым и пассажирским транспортом, зонами рекреации, центрами добычи природных ресурсов, определяем роль международного сотрудничества в деле охраны природы Мирового океана.

      Изучая природу северных материков, обращаю внимание детей на проявление экологических проблем в природных зонах тундры, тайги, смешанных лесов и их специфику. Здесь решается проблема хищнической вырубки лесов в сибирской тайге, сведения широколиственных лесов в Европе.

      Задачи экологического воспитания можно решать на каждом уроке географии, потому что каждый человек, используя опыт прошедшей жизни в настоящем, способен предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяснять причины наблюдаемых им явлений и творчески проявлять себя в любой возможной ситуации. Большой популярностью у детей среднего возраста пользуется конференция «Экологическое прогнозирование». За две недели до конференции дети получают индивидуальные задания-проекты (примерные темы «Изменение природы Африки», «Антропогенные природные комплексы Европы», «Сельское Хозяйство в Азии» и т. д.). В результате этой работы углубляются и расширяются знания детей о видовом разнообразии биосферы, о влиянии человека на природу Земли, закрепляются понятия «экологическая проблема», «исчезающий вид», «Международный союз охраны природы» и другие.

    География материков и океанов (7 класс) – предполагает дальнейшее
изучение экологической науки, чтобы продолжить формирование у детей
значимости экологических знаний, представлений об экологии биосферы, о
функциях живого вещества биосферы. Необходимо продолжить
формирование обобщенного взгляда на мир, что предполагает познание
глобальных проблем человечества и их тесной связи с задачами сохранения
мира на планете. При изучении материка или океана необходимо проводить
работу по исследованию экологических проблем этого комплекса.
Курс «География России» раскрывает многообразие природы России,
особенности ее населения и хозяйства. Интеграция его естественнонаучного
и социально-экономического содержания создает условия для изучения
целостной системы «природная среда-общество-человек», существующих в
ней взаимодействий и противоречий, роли человека в данной системе. Не
менее важной предпосылкой для формирования экологической
ответственности является наличие в содержании курса таких понятий
гуманистической направленности, как «окружающая среда», «устойчивое
развитие», «качество жизни», «экологические проблемы», «экологические
ситуации», «рациональное природопользование», «природное и культурное
наследие». Их изучение способствует осознанию «вписанности» человека в
социоприродную среду и его ответственности за ее сохранение для будущих поколений.

На уроках географии успешно использую отрывки из стихотворений, прозы, драматургии, подчеркивающими красоту русской природы, а также проблемы взаимоотношений человека и природы.

На уроках географии я выстраиваю экологическое воспитание так, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и для учащихся. На мой взгляд, только при этом условии удастся изменить систему моральных ценностей молодежи, перевести ее с эгоистической позиции на пути совершенствования экологического сознания и нравственного развития личности.

Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников,
которая заключается в практическом участии в конкретной экологической
работе. Виды ее многообразны: - это мероприятия по защите, улучшению,
сохранению природной среды.
В целях воспитания современного человека, способного
адаптироваться в индустриальном обществе с высокими экологическими
принципами, широко используются технологии проектного обучения.
Экологический проект представляет программу мероприятий, позволяющих
изучить одну или несколько экологических проблем, предложить пути их
решения и практическими делами содействовать их реализации. Благодаря
проектной деятельности осуществляется построение прочных связей между
участниками учебно-воспитательного процесса и обществом в решении
актуальных экологических проблем, что обеспечивает устойчивость и
общественную значимость проектной деятельности в образовании.
Повысить качество обучения и воспитания можно, умело, сочетая
работу на уроке с внеклассной работой по предмету. Внеклассная работа
много дает учащимся в плане развития их географических интересов,
формирования профессиональной направленности, расширения общего
кругозора, развития познавательной самостоятельности.
Краеведческий компонент географического содержания помогает
развитию личности, знакомит школьников со способами добывания новых
знаний, с познавательными возможностями различных источников научной
информации, определяет направления изучения от факторов к особенностям
объектов и явлений, к способу изложения географического знания. Человек
реализует себя как личность, прежде всего в той местности, где он живет.
Здесь он может получить образование и работу, общественное признание,
География обладает огромным потенциалом и возможностями для развития экологического мировоззрения, и что очень важно, для воспитания культуры личности. Именно поэтому так важен вопрос формирования экологической культуры как составной части общей культуры человека, за которую, прежде всего, отвечает школьная география.

Основой становления экологической культуры является географическое образование. Роль географии в подготовке учащихся к жизни, к поведению в природе, обществе, государстве огромна, она занимает ведущее место в воспитании таких качеств личности как бережливость, хозяйственность, предприимчивость, необходимые выпускникам в их трудовой деятельности. Поэтому значение географических знаний и экологической культуры как составной части общей культуры человека, основы которых закладываются в школе, в решении этого вопроса трудно переоценить.





















































Список использованной литературы:

1. Казимирова И.Р. Экологическое образование и воспитание школьников в изучении географии.- Гомель, 2000.

2. Кашлев С.С. Диагностика экологической культуры. – Мн., Беларусь, 2003.

3. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии.- Москва, Просвещение,1990г

4. Материалы конференции «Духовно-нравственное воспитание в системе экологического образования: проблемы и пути их решения».- Ульяновск, 2008.

5. Молодова Л.П. Беседы с детьми о нравственности и экологии. – Мн., Асар.,2002.

6. Панчешникова К.М. Методика обучения географии в школе. - Москва, Просвещение,1997г.

7. Родзевич Н.Н. Методы и формы экологизации географического образования, 1994.

8. Савенок А.Ф., Савенок Е.И. Основы экологии и рационального природопользования. – Мн., Сэр-Вит, 2004.

9. География и экология в ХХ1 веке -№ 5, № 6, № 7, 2008.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!