СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с ССРПР.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы.

Математическое развитие является составной частью умственного развития, которое не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального.

Под математическим развитием дошкольника с ССПРР следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которое происходит в результате ФЭМП и связанных с ними логических операций.

Просмотр содержимого документа
«Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с ССРПР.»

  Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с ССРПР. Гомоль Марина Александровна, Учитель – дефектолог МУ ЦППМСП «Содействие»

 

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с ССРПР.

Гомоль Марина Александровна,

Учитель – дефектолог МУ ЦППМСП «Содействие»

Дошкольный возраст  Особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

Дошкольный возраст

Особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

Целостное развитие ребенка

Целостное развитие ребенка

Математическое развитие дошкольников с ССПРР. «Довольно сложное, комплексное и многоаспектное понятие и состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка с ССПРР житейских и научных понятий, для проникновения в смысл окружающей действительности и познания целостной картины мира» Л. С. Выготский

Математическое развитие дошкольников с ССПРР.

«Довольно сложное, комплексное и многоаспектное понятие и состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка с ССПРР житейских и научных понятий, для проникновения в смысл окружающей действительности и познания целостной картины мира»

Л. С. Выготский

Признаки ССПРР Страдают предпосылки интеллектуальной деятельности.  Сниженная познавательная активность. Отстают в развитии мыслительные операции. Страдает речевое развитие. Восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью. Страдает зрительное и слуховое внимание. Недостаточность зрительно-моторной координации.

Признаки ССПРР

  • Страдают предпосылки интеллектуальной деятельности.
  • Сниженная познавательная активность.
  • Отстают в развитии мыслительные операции.
  • Страдает речевое развитие.
  • Восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью.
  • Страдает зрительное и слуховое внимание.
  • Недостаточность зрительно-моторной координации.
Особенности  математических  представлений у детей с ССПРР. Несформированность обратного счета Трудности в установлении взаимно однозначного соответствия между множествами Трудности в решении арифметических задач Сложность развития пространственно-временных представлений

Особенности математических представлений у детей с ССПРР.

  • Несформированность обратного счета
  • Трудности в установлении взаимно однозначного соответствия между множествами
  • Трудности в решении арифметических задач
  • Сложность развития пространственно-временных представлений
 Принципы математического образования дошкольников с ССПРРР:   Научности и доступности Системности и последовательности Развивающего и воспитывающего обучения Активности и самостоятельности Наглядности Коррекционной направленности Комплексного подхода Концентричность изложения материала.

Принципы математического образования дошкольников с ССПРРР:

  • Научности и доступности
  • Системности и последовательности
  • Развивающего и воспитывающего обучения
  • Активности и самостоятельности
  • Наглядности
  • Коррекционной направленности
  • Комплексного подхода
  • Концентричность изложения материала.
 Методы обучения:   Игровой Наглядно-практический Словесный

Методы обучения:

  • Игровой
  • Наглядно-практический
  • Словесный
Образное описание объектов, явлений окружающего мира (загадки, пословицы, поговорки), беседа, многократное повторение; Игровые упражнения с речевым сопровождением, направленные на развитие общей и мелкой моторики, закрепление математических понятий; Графические работы и работы по образцу (графические диктанты, штриховка, обводка цифр) Развитие мелкой моторики (размазывание пластилином цифр) Дидактические игры и упражнения с применением раздаточного материала (плоскостных геометрических фигур, цифр, числовых карточек, счетных палочек); Упражнения, способствующие формированию и закреплению фундаментальных навыков пространственной ориентировки Основные приемы обучения
  • Образное описание объектов, явлений окружающего мира (загадки, пословицы, поговорки), беседа, многократное повторение;
  • Игровые упражнения с речевым сопровождением, направленные на развитие общей и мелкой моторики, закрепление математических понятий;
  • Графические работы и работы по образцу (графические диктанты, штриховка, обводка цифр)
  • Развитие мелкой моторики (размазывание пластилином цифр)
  • Дидактические игры и упражнения с применением раздаточного материала (плоскостных геометрических фигур, цифр, числовых карточек, счетных палочек);
  • Упражнения, способствующие формированию и закреплению фундаментальных навыков пространственной ориентировки

Основные приемы обучения

Коррекционная работа по ФЭМП у старших дошкольников с ССПРР Разделы программы: Диагностический  Действия с группами предметов .  Размер предметов . Геометрические фигуры Количество и счет. Пространственно-временные представления. Графические умения.

Коррекционная работа по ФЭМП у старших дошкольников с ССПРР

Разделы программы:

  • Диагностический
  • Действия с группами предметов .
  • Размер предметов .
  • Геометрические фигуры
  • Количество и счет.
  • Пространственно-временные представления.
  • Графические умения.

 Задачи для детей 5 – 6 лет:   Учить детей сравнивать предметы по размеру, цвету, форме; Учить детей считать различные предметы в пределах 10, уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»;  Познакомить с цифрами 1 – 5, 0. Учить детей отсчитать заданное количество предметов и уметь обозначить количество соответствующим числительным; Учить детей сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково; Учить детей практически иллюстрировать состав чисел 2—5 из отдельных единиц и из двух меньших чисел; Учить детей ориентироваться на странице альбома и листе бумаги (различать верх, низ, левую, правую часть, середину и т.п.); Учить детей понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже. Подготовить к решению арифметических задач .

Задачи для детей 5 – 6 лет:

  • Учить детей сравнивать предметы по размеру, цвету, форме;
  • Учить детей считать различные предметы в пределах 10, уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»;
  • Познакомить с цифрами 1 – 5, 0.
  • Учить детей отсчитать заданное количество предметов и уметь обозначить количество соответствующим числительным;
  • Учить детей сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково;
  • Учить детей практически иллюстрировать состав чисел 2—5 из отдельных единиц и из двух меньших чисел;
  • Учить детей ориентироваться на странице альбома и листе бумаги (различать верх, низ, левую, правую часть, середину и т.п.);
  • Учить детей понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже.
  • Подготовить к решению арифметических задач .
Диагностика Цель – выявить уровень  актуального развития.

Диагностика

Цель –

выявить уровень

актуального развития.

Структура занятия Организационный момент  Основную часть  Итог занятия  Физкультминутка

Структура занятия

  • Организационный момент
  • Основную часть
  • Итог занятия

  • Физкультминутка
Организационный момент

Организационный момент

Введение в тему

Введение в тему

Физкультминутка

Физкультминутка

Закрепление материала занятия

Закрепление материала занятия

Дидактический  материал для изучения по разделу «Действия с группами предметов»

Дидактический материал для изучения по разделу «Действия с группами предметов»

Дидактический  материал для изучения по разделу «Количество и счет»

Дидактический материал для изучения по разделу «Количество и счет»

Содержание деятельности по разделу «Пространственно-временные представления» 1 этап. На этом этапе осуществляется работа по формированию представлений о собственном лице, теле (уровень пространства собственного тела). 2 этап. Развитие ориентировки в окружающем пространстве. 3 этап .  Развитие ориентировки в двумерном пространстве. 4 этап.  Развитие представлений об основных временных единицах и понятиях и их вербализация.

Содержание деятельности по разделу «Пространственно-временные представления»

1 этап. На этом этапе осуществляется работа по формированию представлений о собственном лице, теле (уровень пространства собственного тела).

2 этап. Развитие ориентировки в окружающем пространстве.

3 этап . Развитие ориентировки в двумерном пространстве.

4 этап. Развитие представлений об основных временных единицах и понятиях и их вербализация.

Дидактический  материал для изучения раздела «Пространственные представления»

Дидактический материал для изучения раздела «Пространственные представления»

Дидактический  материал для изучения раздела «Временные представления»

Дидактический материал для изучения раздела «Временные представления»

Работа с родителями Групповое и индивидуальное консультирование Тематические праздники

Работа с родителями

  • Групповое и индивидуальное консультирование
  • Тематические праздники
Индивидуальная работа детей

Индивидуальная работа детей

Развитие мелкой моторики рук

Развитие мелкой моторики рук

 Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы.

Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы.

Школа первоклассников

Школа первоклассников

Спасибо за внимание!)

Спасибо за внимание!)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!