Из опыта работы.
Математическое развитие является составной частью умственного развития, которое не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального.
Под математическим развитием дошкольника с ССПРР следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которое происходит в результате ФЭМП и связанных с ними логических операций.
Просмотр содержимого документа
«Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с ССРПР.»
Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с ССРПР.
Гомоль Марина Александровна,
Учитель – дефектолог МУ ЦППМСП «Содействие»
Дошкольный возраст
Особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.
Целостное развитие ребенка
Математическое развитие дошкольников с ССПРР.
«Довольно сложное, комплексное и многоаспектное понятие и состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка с ССПРР житейских и научных понятий, для проникновения в смысл окружающей действительности и познания целостной картины мира»
Л. С. Выготский
Признаки ССПРР
- Страдают предпосылки интеллектуальной деятельности.
- Сниженная познавательная активность.
- Отстают в развитии мыслительные операции.
- Страдает речевое развитие.
- Восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью.
- Страдает зрительное и слуховое внимание.
- Недостаточность зрительно-моторной координации.
Особенности математических представлений у детей с ССПРР.
- Несформированность обратного счета
- Трудности в установлении взаимно однозначного соответствия между множествами
- Трудности в решении арифметических задач
- Сложность развития пространственно-временных представлений
Принципы математического образования дошкольников с ССПРРР:
- Научности и доступности
- Системности и последовательности
- Развивающего и воспитывающего обучения
- Активности и самостоятельности
- Наглядности
- Коррекционной направленности
- Комплексного подхода
- Концентричность изложения материала.
Методы обучения:
- Игровой
- Наглядно-практический
- Словесный
- Образное описание объектов, явлений окружающего мира (загадки, пословицы, поговорки), беседа, многократное повторение;
- Игровые упражнения с речевым сопровождением, направленные на развитие общей и мелкой моторики, закрепление математических понятий;
- Графические работы и работы по образцу (графические диктанты, штриховка, обводка цифр)
- Развитие мелкой моторики (размазывание пластилином цифр)
- Дидактические игры и упражнения с применением раздаточного материала (плоскостных геометрических фигур, цифр, числовых карточек, счетных палочек);
- Упражнения, способствующие формированию и закреплению фундаментальных навыков пространственной ориентировки
Основные приемы обучения
Коррекционная работа по ФЭМП у старших дошкольников с ССПРР
Разделы программы:
- Диагностический
- Действия с группами предметов .
- Размер предметов .
- Геометрические фигуры
- Количество и счет.
- Пространственно-временные представления.
- Графические умения.
Задачи для детей 5 – 6 лет:
- Учить детей сравнивать предметы по размеру, цвету, форме;
- Учить детей считать различные предметы в пределах 10, уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»;
- Познакомить с цифрами 1 – 5, 0.
- Учить детей отсчитать заданное количество предметов и уметь обозначить количество соответствующим числительным;
- Учить детей сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково;
- Учить детей практически иллюстрировать состав чисел 2—5 из отдельных единиц и из двух меньших чисел;
- Учить детей ориентироваться на странице альбома и листе бумаги (различать верх, низ, левую, правую часть, середину и т.п.);
- Учить детей понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже.
- Подготовить к решению арифметических задач .
Диагностика
Цель –
выявить уровень
актуального развития.
Структура занятия
- Организационный момент
- Основную часть
- Итог занятия
Организационный момент
Введение в тему
Физкультминутка
Закрепление материала занятия
Дидактический материал для изучения по разделу «Действия с группами предметов»
Дидактический материал для изучения по разделу «Количество и счет»
Содержание деятельности по разделу «Пространственно-временные представления»
1 этап. На этом этапе осуществляется работа по формированию представлений о собственном лице, теле (уровень пространства собственного тела).
2 этап. Развитие ориентировки в окружающем пространстве.
3 этап . Развитие ориентировки в двумерном пространстве.
4 этап. Развитие представлений об основных временных единицах и понятиях и их вербализация.
Дидактический материал для изучения раздела «Пространственные представления»
Дидактический материал для изучения раздела «Временные представления»
Работа с родителями
- Групповое и индивидуальное консультирование
- Тематические праздники
Индивидуальная работа детей
Развитие мелкой моторики рук
Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы.
Школа первоклассников
Спасибо за внимание!)