СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование эмоционально-ценностного отношения к родному краю средствами уроков развития речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прививать любовь к родному краю необходим на всех уроках в школе. Уроки развития речи создают прекрасные условия для развития патриотизма и любви к малой Родине

Просмотр содержимого документа
«Формирование эмоционально-ценностного отношения к родному краю средствами уроков развития речи»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА М.А. МАШИНА















«Формирование эмоционально-ценностного отношения к родному краю средствами уроков развития речи»





















Подготовила: учитель русского языка

и литературы

Васильева Н.В.



















Если природа необходима для биологической жизни человека, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его “духовной осёдлости”, для его привязанности к родным    местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности.

Д. С. Лихачёв

Известный русский художник и педагог Б.М. Неменский считает, что “нет у общества… средства более мощного, чем искусство, в становлении эмоционально-нравственной жизни человека”. Нет сомнения, что родная литература, как важная составляющая искусства, является основным средством формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к своей малой родине. Поэтому высокое нравственное, патриотическое, гражданское слово писателей, поэтов, деятелей культуры родного края в школе необходимо как воздух.

В области литературного краеведения владимирскими учителями-словесниками сделано и делается достаточно много, чтобы наши школьники знали и любили поэзию и прозу своих земляков. Разработано немало программ, модулей по литературному краеведению. Яркие эмоционально-ценностные уроки по произведениям владимирских поэтов и прозаиков оставили глубокий след в душах наших учеников.

Но формирование эмоционально - ценностного отношения к родному краю возможно не только на уроках литературы, но и русского языка. В частности, это возможно на уроках развития речи, где главным инструментом, главным средством эмоционального воздействия являются ценностно-ориентированные тексты, представляющие собой фрагменты художественных произведений и стихи владимирских писателей и поэтов, отрывки из статей местных деятелей науки и искусства. Эти тексты наполнены чувствами и мыслями о родном городе, крае, о его людях, природе, истории, культуре, о современных проблемах малой родины.

Обращение к ценностным текстам позволяет уроку стать, в первую очередь, ценностно-ориентированным (не умаляя его учебную цель) – уроком, на котором формируется личностная система ценностей школьника, соответствующая ценностям современной культуры, выстраиваются его ценностные ориентации, и развивается широкий спектр эмоциональных переживаний по отношению к миру, ну а в нашем случае – к своей малой родине.

И в то же время, как уже было сказано выше, данные тексты способствуют выполнению и учебной цели, так как являются важным обучающим средством.

Помимо текстов, большую роль в повышении эффективности такого рода уроков играет и выход на культурное пространство нашего края. (Под культурным пространством понимается вся культурная зона Владимира и области: музеи, выставочные и концертные залы, библиотеки, памятники истории и т.д., а также природа и люди Владимирского края.)

Приведём пример, наглядно иллюстрирующий всё вышеизложенное.

Узнать поэзию труда”.
(Описание трудового действия).

цели:

  • способствовать формированию ценностного отношения учащихся к труду как созидательному действию;

  • способствовать пробуждению чувств восхищения результатами труда своих земляков, в т.ч. родителей, родственников;

  • вызвать у учащихся желание в будущем стать мастерами, настоящими профессионалами свого дела.

Ценности:

  • малая родина, патриотизм;

  • творчество, литература, искусство;

  • труд, профессионализм

Учебная цель:

  • изучить типовую схему текста-описания трудового процесса, научиться писать сочинение-описание трудового действия;

  • способствовать расширению словарного запаса, овладению учащимися образностью речи;

  • способствовать развитию мышления: анализу, сравнению, обобщению, умению делать выводы.

Подготовительная работа и опережающие задания.

1. Экскурсия на выставку изделий из стекла и хрусталя мастеров-стеклодувов г. Гуся-Хрустального.

Цель:

  • познакомить учащихся с профессией стеклодува, произведениями искусства известных мастеров;

  • вызвать эмоциональный отклик на замечательную коллекцию, представленную в музее.

2. Написать сочинение-миниатюру “Это хрупкое волшебство” (описание предмета, вызвавшего наибольшее восхищение).

3. Подготовить выставку фотографий и ученических рисунков на тему “Высокое слово - МАСТЕР”.

4. Подготовить устный рассказ о профессии любого из родственников

Ход урока.

Звучит поэтический эпиграф – стихотворение Петра Кошеля “Работа”.

Работа, как и человек,
конкретна,
её лицо особое, своё,
и сделана не кем-то
где-то,
всегда есть точный адрес у неё.
Скромна, себе не требуя подсветки,
Творенье рук, таланта и ума,
и, становясь итогом дерзновений,
она расскажет о себе сама –
исполненная доброты и света,
конкретная, от первого лица,
работа хлебороба 
и поэта,
учителя
и кузнеца.

Ученики определяют тему стихотворения (тема работы, труда), объясняют формулировку темы урока, записанной на доске.

(Эта метафора говорит о том, что любой труд, если к нему относиться с душой, сродни высокому искусству. Главное – захотеть “узнать”, захотеть стать мастером своего дела.)

Обращение к выставке предметов, выполненных из стекла и хрусталя мастерами-стеклодувами из города Гусь-Хрустальный. Учащиеся выражают своё отношение к предметам искусства и мастерам, их выполнившим, вспоминают всё, что они узнали о труде стеклодувов из экскурсии.

Труд стеклодува не прост. Вот как его описывает в своей статье “Гнездо хрустального гуся” Владимир Полторацкий.

Звучит подготовленное выразительное чтение ценностного текста.

“Варить стекло – нелёгкое дело. Мало того, что составление смеси требует исключительной точности, важно, чтобы в печи стекло было чистым и вязким, чтобы не дай бог не попал в него воздух, не пошло бы оно “мошкой”, то есть мелкими пузырьками, чтобы не перестоялось, а дошло до такой степени готовности, которая была бы “как раз в аккурат”.

Вот уже кажется, что и по цвету и по вязкости оно совершенно готово и что пора начинать работать из него разные вещи, но старый, опытный стекловар, нахмурившись, говорит: “Ещё чуть-чуть”.

Тайна этого “чуть-чуть” была доступна только кудеснику-мастеру.

Мастера-стекловары – а их было три-четыре на весь завод – ревниво скрывали друг от друга секреты своего мастерства, пробные плавки делали дома, в маленьких горшочках, чудодействовали над ними, и в посёлке все были уверены, что стекловары – настоящие колдуны.

Процесс выдувания стеклянных изделий в общих чертах похож на выдувание мыльного пузыря. Подобно тому, как ребёнок, набрав на кончик соломинки мыльную пену, выдувает из неё для забавы прозрачный, сияющий шар, мастер-стеклодув, набрав на кончик длинной железной трубки шарик расплавленного стекла, выдувает из него пузырь, именуемый в производстве “баночкой” и придаёт ему нужную форму. Так делалось всё: и изысканные графины, и прочные стаканы, и причудливые вазы, и тоненькие весёлые рюмки, и затейливые блюдца и множество прочих изделий”.





Вопросы для ценностного анализа текста.

1. Почему описанию подготовки самого стекла уделено в тексте больше внимания, чем описанию изготовления изделия из него?

2. Как вы оцениваете труд мастеров, варящих стекло? Самих мастеров? Найдите в тексте их авторское определение (“кудесник-мастер”), прокомментируйте его.

3. Что вы думаете о труде мастера-стеклодува? В чём сложность, на ваш взгляд, его труда?

В ходе ценностного анализа текста ученики ещё раз обращают внимание на то, насколько интересен, виртуозен, но в то же время очень сложен труд стеклодува, какой долгой подготовки (речь идёт о варке стекла) он требует.

Говоря о людях, представляющих эту славную профессию, ребята выходят на следующие определения (лексическая работа): мастер, профессионал, художник, созидатель, творец; пытаются разобраться в тонкостях сходства и различия этих понятий

В ходе ценностного анализа статьи решаются и учебные задачи: Учащиеся знакомятся с описанием трудового действия, его составляющими частями (подготовка к трудовому действию, действие и его результат), обращают внимание на то, что особенно выделено автором (подготовка стекла, процесс выдувания изделия), а что опущено (труд художника) или выражено слабо (описание результатов труда); сверяют полученные знания с информацией учебника (Никитина Е. И.“Русская речь” 7 кл. с. 31)

Хорошим аккордом этой части работы будет чтение сочинений-миниатюр на тему “Хрупкое волшебство”, написанных в качестве послесловия к экскурсии. В то же время оно явится замечательным образцом третьей части плана – описание результата труда.

Примеры сочинений-миниатюр на тему
“Хрупкое волшебство”.

Передо мной на подставке стоит великолепный декоративный кубок. Его автор – мастер-художник Аксёнов Р. Н.
Кубок выполнен из бесцветного и цветного хрусталя путём выдувания. Я думаю, что это была очень сложная работа! Нужно было сначала получить хрусталь рубинового цвета - “золотой рубин”, а для этого в хрусталь добавляют золото. Затем мастер выдул из этого хрусталя кубок и обработал его алмазной гранью.
Мощный, оранжево-золотистого цвета с рубиновым ободком и на прозрачной ножке, он выглядит просто великолепно! И хотя я понимаю, что кубок декоративный, но кажется, что он когда-то стоял на столе короля Артура.
Необычайную красоту ему придаёт подсветка. В лучах света кубок искрится и играет всеми своими гранями. Невозможно оторвать глаз от этой красоты! Я очень благодарен художнику за то, что он подарил нам эти минуты радости. А ещё я горд, что именно на нашей Владимирской земле живут такие замечательные мастера!

Лизюков Максим.

Не передать моего восхищения композицией “Пробуждение” (мастер-художник Чуханов В. В.). Она представляет собой три ростка, разбуженных тёплыми лучами весеннего солнца. Никогда не думала, что холодное стекло так здорово может передать жизнь! Все три ростка в разных стадиях роста: один уже начинает распускать первые листья, другой – только расправляет своё “юное тельце”, спеша навстречу солнцу, а третий – представляет собой маленькую упругую петельку, стремящуюся поскорей освободиться из плена зерна. Я особенно не старалась запомнить цвет композиции (по-моему, это был золотисто-зелёный цвет), потому что это было вторично. Главным было движение, заключённое в стекле. Мне даже самой захотелось расправиться и взлететь. А ещё хотелось бесконечно благодарить художника, подарившего нам своё творчество!

Колыванова Анастасия

Учитель выводит учеников на творческую работу, говоря о прекрасных трудовых традициях края, о замечательных мастерах-профессионалах, среди которых наверняка есть их родные и близкие люди, предлагает ученикам рассказать о труде пап или мам, дедушек или бабушек и т.д., прославивших семью своими трудовыми достижениями. Для этого предлагает воспользоваться планом и советами автора (с. 32)

После выполнения работы ученики читают и обсуждают свои сочинения.

Примеры сочинений.

Можно ли найти поэзию в труде бухгалтера? Я лично сомневаюсь. Не думаю, что моя тётя будет со мной спорить. Но то, что она уже 15 лет работает бухгалтером, о чём-то говорит! Надо сказать, что работа бухгалтера – работа для людей организованных, кропотливых, обладающих математическими способностями. Всеми этими качествами тётя обладает.
Её день всегда чётко спланирован, точно она не бухгалтер, а машинист поезда. Тётя считает, что благополучие её профессиональной деятельности зависит от всего: умения одеваться (в её гардеробе преобладает одежда делового стиля), и от умения готовить оргтехнику, и от умения чётко и быстро находить нужные документы. А всё вместе это входит в подготовку к работе.
Её работа заключается в том, что она подсчитывает расходы и прибыль компании, начисляет служащим и рабочим зарплату. Эта работа требует предельной внимательности и терпения, ведь она связана с крупными суммами денег. Но тётя хорошо справляется со своей работой. И об этом говорит то, что каждый месяц за хорошую работу тётя награждается денежными премиями. А совсем недавно за высокий профессионализм её наградили поездкой в Египет.
Уж не знаю, есть ли в труде бухгалтера поэзия, но то, что среди бухгалтеров есть профессионалы, я знаю точно, и среди них - моя тётя.

Слесарчук Евгений

Моя мама работает в школе, она – учитель начальных классов. Безусловно, профессия учителя - очень творческая профессия. В голове у мамы всё время какие-нибудь интересные идеи, планы, фантазии, как бы сделать урок полезным и интересным, увлекательным.
Порой до глубокой ночи мама готовится к урокам: отбирает материал, пишет планы, по которым будет работать, придумывает интересные формы уроков. Ребятишки любят эти уроки, потому что мама ведёт их весело, непринуждённо. Её любимой поговоркой являются слова из песенки Шаинского: “Учиться нужно весело, чтоб хорошо учиться”. Ребятня обожает маму и ходит за ней “хвостом”.
А результаты… Результаты её труда видны только через десять-пятнадцать лет. Среди учеников мамы есть такие, кто учился или учится в МГУ и в лучших вузах страны…
Если выбирать среди слов, предложенных раньше, определение профессиональной характеристики мамы, то я выбираю слово ТВОРЕЦ – тот, кто создаёт что-либо. Это всё потому, что она не только учит читать, писать, считать, но и создаёт, помогает школьникам “создавать, творить” свою душу.

Скворцов Валерий

Общий вывод делают ученики.

Итак, сегодня на уроке мы не только познакомились с тем, как описать трудовой процесс, но и познакомились с прекрасной профессией стеклодува, узнали, что самые лучшие мастера стекольного дела – дети земли Владимирской!

А самое главное – мы имели возможность поговорить о профессиональном мастерстве и о творческой увлечённости наших родных, погордиться ими самими и замечательными результатами их труда.

Хотелось бы и нам в своей будущей профессии достичь таких же больших успехов.

























МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА М.А. МАШИНА















«Формирование любви к родному краю на уроках развития речи»





















Подготовила: учитель русского языка

и литературы

Васильева Н.В.























Русскому языку принадлежит исключительно важная роль. Этот предмет не только учит конкретным правилам орфографии, пунктуации, морфологии и других разделов, также он имеет важное значение в развитии творческого мышления, связной речи учащихся. А воспитывать на уроках русского языка можно любое качество, в том числе и патриотизм. Я как учитель русского языка ставлю цели к каждому своему уроку. И одной из них часто является воспитание любви к родному краю. Под краем дети понимают самые различные масштабы: как республику, так и район и свое село.

В одном 8 классе у меня по программе запланированы сочинения по описанию природы родного края, местных архитектурных памятников. При изучении публицистического стиля дети пытаются писать статьи о происхождении народов на нашей территории, названий сел. Они погружаются в исторический материал, где находят много интересных фактов о своей земле. Темы Великой Отечественной войны не проходят без примеров ветеранов – земляков. Чувство патриотизма формируется не только на уроках развития речи, но и при прохождении любой другой темы, например «Тире между подлежащим и сказуемым». На уроках часто используются пословицы и поговорки, относящиеся к теме Родины. Дети работают с ними, расставляя знаки препинания и объясняя значения.  Родная сторона - мать, чужая – мачеха; Родина - мать, умей за неё постоять 

Все люди являются гражданами своей родины – тружениками, защитниками Отечества. Поэтому их лексический словарный запас должен соответствовать данному социальному статусу. Опять же на уроках русского языка происходит семантизация незнакомых, но важных для этой темы слов (гимн, герб).

На уроках контроля также можно подбирать тексты для диктантов по соответствующей теме, что я и делаю,

В более младших классах подобная работа тоже проводится. Особенно дети интересуются традиционными праздниками края и охотно ищут разрозненный материал, а потом собирают в одну исследовательскую работу. При изучении местного диалекта дети обращаются к словарям. Они ищут, сравнивают, записывают.

Планомерная работа по формированию любви к родному краю школьников на уроках русского языка непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям.















МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА М.А. МАШИНА

















«Формирование эмоционально-ценностного отношения и воспитание гражданско-патриотических чувств к родному краю посредством уроков развития речи»
















Подготовила: учитель русского языка

и литературы

Васильева Н.В.





Во все времена реформаторы России, задумываясь о переустройстве государства, неизменно обращались к молодому поколению. Они понимали, что успех задуманного будет во многом зависеть от подготовки преданных делу, патриотически настроенных государственных людей. Необходимость работы по патриотическому воспитанию школьников и в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения. Отмечая повышение общественного статуса воспитания в нашем обществе, сложившееся в настоящее время положение требует более активных и действенных мер государства, системы образования, всего общества по воспитанию у детей и молодежи качеств гражданственности, патриотизма и любви к малой родине. Отрадно заметить, что для организации такой работы была принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан», в которой четко определены направления и цели патриотического воспитания подрастающего поколения. Воспитание молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях политического и экономического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, стали другими средства массовой информации, изменились детские и молодежные организации. Современное общество потребовало новых подходов к воспитанию молодого поколения. Характерной особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности страны. Стало очевидным, что решение множества проблем воспитания в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважении к историко-культурному наследию своего народа, всех народов России. В связи с этими приоритетными направлениями и составными частями образовательного процесса является гражданско-правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения. Формирование у школьников чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать выводы и выбор, является одной из главных задач образования. Одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений является краеведение, помогающее воспитывать у школьников любовь к родному краю, к своей Родине и стране. В настоящее время под «краеведением» понимают всестороннее изучение определенной части страны, города или других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Проблема патриотического воспитания волновала общественность и педагогов разных стран и разных эпох. Образ идеального патриота наделялся такими качествами, как законопослушность, любовь к Отечеству и государству, осознание долга перед Отечеством и государством, жертвенность, следование этическим и нравственным нормам и их активное воспроизведение. В механизмах такого воспитания главное место отводилось формированию умения безусловно, безоговорочно подчиняться воле воспитателя (англ.пед. Д.Локк, нем.пед. И.Ф.Гербарт). Российские педагоги предпочтение отдавали развитию глубокого эмоционального отношения к родной земле и Отечеству и вырастающей из него преданности, которые, в свою очередь, предполагают взаимодействие людей между собой и отдельной личности с общественной. В русской педагогике всегда подчеркивалась необходимость и важность ярких и приятных для ребенка переживаний при воспитании патриота. Считалось, что иначе невозможно воспитание осознанных и устойчивых патриотических качеств. Особенно последовательно и убежденно об этом писал, на основе собственного опыта, В.А.Сухомлинский. И именно эти его позиции подвергались резкой критике со стороны официальной педагогики и политической идеологии в семидесятые годы двадцатого века. В атмосфере распространения и укрепления в общественном сознании гуманистической педагогической парадигмы следует предельно внимательно относиться к идеям этого педагога-гуманиста, связывающего патриотическое воспитание с развитием гражданских чувств, любви к матери, к семье, к родному селу или городу, как самому надежному фундаменту воспитания настоящего патриота. Патриотизм - сложнейшая черта морали. В нее входит целый ряд, комплекс различных проявлений: любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, его труд, ненависть к врагам Родины, ее угнетателям, а также деятельная борьба за процветание своего Отечества. Все эти черты находят свое воплощение в гражданственности. В ней выражена самая высокая мотивация поведения, определяемая его общественным долгом, назначением человека в обществе. В ней выражаются такие интегральные свойства, как честь, чувство собственного достоинства, гордость за свою принадлежность к родному краю. В ней обнаруживает себя общественная активность: не только стремление, но и умение вносить в жизнь улучшения при помощи полезных общественных дел. Патриотическое отношение к Отечеству - это осознание своих обязанностей перед ним, это деятельность, направленная на его процветание, основанная на чувстве любви, привязанности к этой земле, ее культуре, ее людям. Это переживание горечи и сострадания за ее невзгоды и беды, уважение к ее прошлому и настоящему. Такое отношение издревле определяется как «патриотизм». Каким бы по своей величине не было Отечество, оно для человека начинается с места, где он вырос. Именно в этом небольшом участке земли сосредотачивается, воплощается и оживает образ Отечества. Только через привязанность к этому месту Родина входит в душу человека, начинает его волновать и побуждать к созидательной деятельности. В школьном возрасте необходимо начать целенаправленную работу по воспитанию истинного патриотизма. Большим потенциалом для формирования гражданского мировосприятия обладают уроки русского языка и литературы. На уроках русского языка необходимо использовать тексты для изложения, темы для сочинения соответствующей тематики. К произведениям патриотического содержания следует относиться особенно бережно, находить положительное и отрицательное в поступках различных героев. Следовательно, педагогу дано широкое поле деятельности по воспитанию патриотизма и гражданственности школьников на уроках русского языка и литературы. Учебный предмет - это приспособленная к изучению та или иная научная дисциплина или область деятельности. Русский язык относится к числу важных учебных предметов, составляющих вместе с другими дисциплинами основу среднего образования выпускников. В разные периоды развития отечественной школы состав учебного предмета «Русский язык» менялся в зависимости от общих его целей и специальных целей изучения русского языка, от уровня развития науки о русском языке и наук психолого-педагогического цикла. В отличие от остальных учебных предметов, русский язык как родной выполняет две функции: он является, во-первых, предметом изучения и, во-вторых, средством изучения всех остальных дисциплин. От уровня его преподавания во многом зависят успехи учащихся в овладении как самим русским языком, в качестве средства общения во всех формах его применения, так и всеми остальными учебными предметами [8, с.203]. Основная цель обучения русскому языку в школах состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения. Теория приближена к практике. Она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля. Целесообразно использовать на уроках русского языка местный краеведческий материал, так как он очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров. В то же время он заставляет школьников осознавать и задумываться над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край. Краеведение является одним из эффективных средств патриотического воспитания, так как соединение учебно-познавательной работы с воспитательными задачами происходит здесь естественно. Краеведческая работа представляет блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями. Например, в ходе изучения фонетики школьникам можно предлагать для фонетического разбора и транскрибирования слова, фразы, предложения о родном крае. Изучая морфологию можно также использовать краеведческий материал, например, при изучении разделов собственные и нарицательные имена существительные; качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные; числительные; деепричастия и причастия. Большие возможности имеет краеведение при изучении раздела «Лексика». Школьники знакомятся с особенностями местного диалекта, изучают историзмы и архаизмы своего края. Неоценимую помощь в этой работе может оказать словарь В.И. Даля[5, с.57]. Большую роль в воспитании патриотических качеств у школьников на уроках русского языка играют тесты. Текст - сочетание предложений, связанных между собой по смыслу одной темой. Предложения, даже сложные, почти никогда не употребляются в речи изолированно. Они связаны с другими предложениями по смыслу и грамматически и, объединяясь с ними, образуют текст. В отличие от предложения, которое позволяет выразить мысль, текст обеспечивает развитие мысли, развитие повествования. Каждое последующее предложение не только повторяет тему предыдущего, но и развивает его мысль, добавляя к высказанному нечто новое, которое сообщается обычно в конце предложения; при чтении (произнесении текста) новое, сообщаемое последующим предложением, всегда выделяется голосом. Тексты с использованием краеведческого материала (из истории улиц, города, зданий) можно использовать для написания диктантов: свободных, творческих, выборочных и других. Тексты патриотического содержания можно использовать на уроках развития речи при написании изложений и сочинений. Данные виды работ по развитию связной письменной речи издавна практикуются на уроках русского языка. Изложение - вид работы, в основе которого лежат высказывания, создания текста на основе данного. Изложение занимает большое место в учебной деятельности, являясь для учащихся средством усвоения, а для учителя - одним из средств проверки усвоения учебного материала. Изложение служит развитию памяти, мышления и речи учащихся . Сочинения, проводимые на уроках русского языка, по тематике делятся на две большие группы: сочинения на лингвистические темы и сочинения на темы из жизни (свободные темы). В современной программе сочинения на темы из жизни занимают в практике работы учителя-словесника большое место, что объясняется их широкими воспитательно-образовательными возможностями. Темы для сочинений должны быть близкими школьникам, затрагивать их интересы и стремления, опираться на жизненный опыт ребят («Город, в котором я живу», «Моя улица», «Моя малая Родина», «Памятники моего города»...). Таким образом, педагог-словесник обладает большим количеством краеведческого материала, используя который, может эффективно работать над воспитанием патриотизма школьников на уроках русского языка.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!