«Возможности развития естественнонаучной грамотности учащихся на уроках физики»
Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Это требует от естественнонаучно грамотного человека следующих компетентностей:
- научно объяснять явления,
- понимать основные особенности естественнонаучного исследования,
- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Просмотр содержимого документа
«Формирование естественно-научной грамотности на уроках физики»
Формирование естественно-научной грамотности на уроках физики
Учитель физики и математики МКОУ «СОШ №1 п.Пристень» Пристенского района
Бочарова Екатерина Алексеевна
1
ЕСТЕСТВЕННО- НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественно- научными идеями.
Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющих отношение к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций :
2
Компетенция: научное объяснение явлений
Познавательные действия :
- Вспомнить и применить соответствующие естественно- научные знания.
- Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления.
- Сделать и подтвердить соответствующие прогнозы.
- Предложить объяснительные гипотезы.
- Объяснить потенциальные применения естественно- научного знания для общества.
Познавательные действия могут варьироваться в зависимости от возраста обучающихся
3
Компетенция : понимание особенностей естественно-научного исследования
Познавательные действия :
- Распознавать вопрос, исследуемый в данной естественно- научной работе.
- Различать вопросы, которые возможно естественно- научно исследовать.
- Предложить способ научного исследования данного вопроса.
- Оценить с научной точки зрения предлагаемые способы изучения данного вопроса.
- Описать и оценить способы, которые используют ученые, чтобы обеспечить надежность данных и достоверность объяснений.
4
Компетенция : интерпретация данных и использование научных доказательств
Познавательные действия :
- Преобразовать одну форму представления данных в другую.
- Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы
- Распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах.
- Отличать аргументы, которые основаны на научных доказательствах, от аргументов, основанных на других соображениях.
- Оценивать научные аргументы и доказательства из различных источников
5
6
7
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
8
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
9
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
10
https://fg.resh.edu.ru
11
https://fg.resh.edu.ru
12
Проведение с учащимися исследовательской деятельности
https:// disk.yandex.ru/d/Gj8l8g7opY76dA
https:// disk.yandex.ru/d/XllDGU1732dgPQ
https:// disk.yandex.ru/d/flFOibXTXqT0pQ
*видео-защиты исследовательских работ
13
Проведение с учащимися исследовательской деятельности
14
Проведение с учащимися исследовательской деятельности
15
Работа с текстом
16
17
18
План анализа решения задачи:
- Ответить на вопрос - о чем идет речь в задаче?
- Раскрыть физический смысл условия, то есть определить, какие физические процессы описываются в задаче и условия их протекания.
- Объяснить чертеж или рисунок к задаче (перекодировка информации из визуальной в словесную)
- Прокомментировать решение в общем виде: назвать физические законы, которые использовались при решении; какие уравнения или системы уравнений получены; объяснить последовательность действий при решении уравнения или системы.
- Сделать вывод размерности для первичной проверки полученной формулы.
- Прокомментировать числовой ответ: оценить вероятность по соответствию табличным данным, если имеются, или здравому смыслу.
- Рассмотреть предельные случаи (стремление какой-либо величины к нулю или бесконечности) и проанализировать их. Сделать вывод.
19
Графические задачи
20
21
22
23
Благодарю за внимание!